Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Солнечная средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на ШМО учителей- предметников Протокол № __ от ________ 20 __ г.
| Согласовано заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________ /И.В. Лумпова/
| Утверждаю директор: ____ /И.Н. Грачева/ приказ ___ от ________ 20 __ г.
|
Рабочая программа
учебного предмета
«Физическая культура»
для 5 класса
Составитель:
Екимков Геннадий Васильевич,
учитель физической культуры
с. Солнечное, 2020
1. Пояснительная записка
Программа по физической культуре составлена на основании:
Основной образовательной программы основного общего образования.
Учебного плана МБОУ «Солнечная СОШ».
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности.
Примерной авторской программы по предмету «Физическая культура» программа курса к УМК для 5 классов Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В.
Учебно – методический комплекс:
Учебник по физической культуре, 5 класс. Автор Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., М.: Вентана - Граф, 2013 г.
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» в 5 классе рассчитана на 65 часов в год (2 часа в неделю).
2. Предметные результаты освоения учебного предмета
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее - частное - конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
В области физической культуры:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их 'применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
- способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Уровень физической подготовленности
№ п/п | Физические способности | Контрольное упражнение (теcт) | Возраст лет | Уровень | |||||
Мальчики | Девочки | ||||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | ||||
1 | Скоростные | Бег 30 м, c | 11 12 13 14 15 | 6,3 и выше 6,0 5,9 5,8 5,5 | 6,1—5,5 5,8—5,4 5,6—5,2 5,5—5,1 5,3—4,9 | 5,0 и ниже 4,9 4,8 4,7 4,5 | 6,4 и выше 6,3 6,2 6,1 6,0 | 6,3—5,7 6,2—5,5 6,0—5,4 5,9—5,4 5,8—5,3 | 5,1 и ниже 5,0 5,0 4,9 4,9 |
2 | Координационные | Челночный бег 3x10 м, с | 11 12 13 14 15 | 9,7 и выше 9,3 9,3 9,0 8,6 | 9,3—8,8 9,0—8,6 9,0—8,6 8,7—8,3 8,4—8,0 | 8,5 и ниже 8,3 8,3 8,0 7,7 | 10,1 и выше 10,0 10,0 9,9 9,7 | 9,7—9,3 9,6—9,1 9,5—9,0 9,4—9,0 9,3—8,8 | 8,9 и ниже 8,8 8,7 8,6 8,5 |
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 11 12 13 14 15 | 140 и ниже 145 150 160 175 | 160—180 165—180 170—190 180—195 190—205 | 195 и выше 200 205 210 220 | 130 и ниже 135 140 145 155 | 150—175 155—175 160—180 160—180 165—185 | 185 и выше 190 200 200 205 |
4 | Выносливость | 6-минутный бег, м | 11 12 13 14 15 | 900 и менее 950 1000 1050 1100 | 1000—1100 1100—1200 1150—1250 1200—1300 1250—1350 | 1300 и выше 1350 1400 1450 1500 | 700 и ниже 750 800 850 900 | 850—1000 900—1050 950—1100 1000-1150 1050-1200 | 1100 и выше 1150 1200 1250 1300 |
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения сидя, см | 11 12 13 14 15 | 2 и ниже 2 2 3 4 | 6—8 6—8 5—7 7—9 8—10 | 10 и выше 10 9 11 12 | 4 и ниже 5 6 7 7 | 8—10 9—11 10—12 12—14 12—14 | 15 и выше 16 18 20 20 |
6 | Силовые | Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики) | 11 12 13 14 15 | 1 1 1 2 3 | 4—5 4—6 5—6 6—7 7—8 | 6 и выше 7 8 9 10 | | | |
на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки) | 11 12 13 14 15 | | | | 4 и ниже 4 5 5. 5 | 10—14 11—15 12—15 13—15 12—13 | 19 и выше 20 19 17 16 |
4. Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр в древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения. Виды состязаний и правила проведения древних Олимпийских игр. Известные участники и победители в древних Олимпийских играх.
Базовые понятия физической культуры. Физическое развитие человека. Основные показатели физического развития. Осанка как показатель физического развития; основные ее характеристики и параметры (положение головы и тела, форма спины и стопы); основные факторы, влияющие на форму осанки (дневная динамика, привыкание к соответствующей позе и положению тела, недостаточное развитие статической силы и выносливости и др.). Характеристика основных средств формирования и профилактики нарушений осанки, правила составления комплексов упражнений.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность. Гигиенические требования к проведению утренней зарядки, правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений. Физкультминутки (физкультпаузы) и их значение для профилактики утомления. Гигиенические требования к проведению физкультминуток (физкультпауз), правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений, их планирования в режиме учебного дня. Правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями (соблюдение чистоты тела и одежды).
Способы физкультурной деятельности
Организация здорового образа жизни. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз. Выполнение комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений с предметами и без предметов (по заданию учителя) для формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений.
Планирование занятий физической культурой. Наблюдение и контроль за состоянием организма. Самонаблюдение. Ведение дневника самонаблюдения за динамикой индивидуального физического развития по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки, осанке, форме стопы. Самоконтроль. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий физическими упражнениями.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы дыхательной гимнастики. Комплексы общеразвивающих упражнений для отдельных мышечных групп, для коррекции осанки и укрепления мышечного корсета без предметов и с предметами с учетом индивидуальных особенностей физического развития.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Общеразвивающая направленность. Гимнастика с основами акробатики. Строевые упражнения: повторение учебного материала начальной школы. Перестроение из колонны по одному в колонну по 2, 3, 4 на месте и в движении. Висы и упоры смешанные (гимнастическая стенка, перекладина). Мальчики – подтягивание в висе; висы согнувшись и прогнувшись; поднимание прямых ног в висе и упоре. Девочки – подтягивание из виса лёжа. Упражнения в равновесии: ходьба по рейке гимнастической скамейки на носках, выпадами, приставными шагами; повороты на 90 и 180 градусов, приседания – руки произвольно; соскок прогнувшись из стойки продольно и поперёк, из полуприсед;. произвольная комбинация из освоенных упражнений (3 – 5 элементов), составляют учащиеся. Акробатические упражнения: кувырки вперед и назад в группировке; стойка на лопатках; «мост» из положения лёжа, стоя; произвольная акробатическая комбинация (не менее 4 упражнений). Опорные прыжки: (гимнастический козёл в ширину, высота 80 -100 см) вскок в упор присев, соскок прогнувшись.
Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика. Высокий старт. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции (30 м и 60 м). Медленный бег в сочетании с ходьбой от 4 до 12 минут. Гладкий равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися). Специальные беговые упражнения. Прыжки: в длину с места, с разбега способом «согнув ноги», высоту способом «перешагивание». Метание малого мяча с места в вертикальную цель и на дальность с разбега. Упражнения общей физической подготовки.
Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места. Упражнения общей физической подготовки.
Волейбол. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом вправо и влево; выход к мячу. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача через сетку; прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении приставными шагами). Упражнения общей физической подготовки.
5. Тематическое планирование, с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждого раздела.
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов (уроков) |
Класс | ||
5 | ||
1 | Двигательные умения и навыки: | 26 |
Легкая атлетика | 16 | |
Кроссовая подготовка | 10 | |
2 | Физическое совершенствование: | 39 |
Волейбол | 10 | |
Баскетбол | 12 | |
Гимнастика с основами акробатики | 17 | |
Итого: | 65 |
6. Календарно-тематическое планирование по предмету «физическая культура»
5 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока | |
план | факт | |||
Легкая атлетика. Кроссовая подготовка (10 часов) | ||||
Техника безопасности на уроках легкой атлетики. Высокий старт. | 1 | 03.09 | | |
Челночный бег. Эстафетный бег. | 1 | 07.09 | | |
Бег 30 метров (тест). Круговая эстафета. | 1 | 10.09 | | |
Бег на результат 60 метров. Влияние легкоатлетических упражнений на организм. | 1 | 14.09 | | |
Челночный бег 3х10м (тест). Прыжок в длину с разбега. | 1 | 17.09 | | |
Метание мяча. Прыжок в длину с места. | 1 | 21.09 | | |
Прыжок в длину с места (тест). Бег на средние дистанции. | 1 | 24.09 | | |
Метание мяча на результат. | 1 | 28.09 | | |
Шестиминутный бег (тест). Преодоление препятствий. | 1 | 01.10 | | |
Бег 1000 м. Упражнения в подтягивании. | 1 | 05.10 | | |
Волейбол (10 часов) | ||||
Техника безопасности при игре в волейбол. Стойки и передвижения игрока. | 1 | 08.10 | | |
Комбинации из основных элементов техники передвижений. | 1 | 12.10 | | |
Передача мяча сверху двумя руками на месте. | 1 | 15.10 | | |
Прием и передача мяча после перемещения. | 1 | 19.10 | | |
Передача мяча над собой, через сетку. | 1 | 22.10 | | |
Нижняя прямая подача. | 1 | 26.10 | | |
Комбинации из основных элементов: прием, передача, подача мяча. Наклон вперед из положения сидя (тест) | 1 | 29.10 | | |
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола | 1 | 02.11 | | |
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола | 1 | 12.11 | | |
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола | 1 | 16.11 | | |
Гимнастика с основами акробатики (17 часов) | ||||
Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Перекаты. | 1 | 19.11 | | |
Акробатика. Кувырок вперед. | 1 | 23.11 | | |
Акробатика. Кувырок назад. | 1 | 26.11 | | |
Акробатика. Стойка на лопатках. | 1 | 30.11 | | |
Кувырок вперед и назад. Подтягивание на высокой и низкой перекладине (тест) | 1 | 03.12 | | |
Акробатическая комбинация из 2-3 элементов. | 1 | 07.12 | | |
Акробатическая комбинация из 3-х элементов. | 1 | 10.12 | | |
Мост из положения лежа на спине. | 1 | 14.12 | | |
Акробатическая комбинация из 4-х элементов. | 1 | 17.12 | | |
Вис согнувшись и прогнувшись (мальчики), смешанные висы (девочки). | 1 | 21.12 | | |
Подтягивание в висе (мальчики); подтягивание из виса лежа (девочки). | 1 | 24.12 | | |
Поднимание прямых ног в висе. Смешанные висы. | 1 | 28.12 | | |
Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись. | 1 | 14.01 | | |
Прыжки через скакалку. Опорный прыжок. | 1 | 18.01 | | |
Лазание по канату. Опорный прыжок. | 1 | 21.01 | | |
Гимнастическая полоса препятствий. | 1 | 25.01 | | |
Гимнастическая полоса препятствий. | 1 | 28.01 | | |
Баскетбол (12 часов) | ||||
Стойка и передвижения игрока. Инструктаж по ТБ на уроках баскетбола. | 1 | 01.02 | | |
Стойки и повороты. Подтягивание на высокой и низкой перекладине (тест). | 1 | 04.02 | | |
Ведение мяча на месте с разной высотой отскока. Наклон вперед из положения сидя (тест) | 1 | 08.02 | | |
Остановка двумя шагами и прыжком. | 1 | 11.02 | | |
Ведение мяча на правой (левой) рукой. | 1 | 15.02 | | |
Ведение мяча шагом и бегом. | 1 | 18.02 | | |
Остановка прыжком. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах с шагом. | 1 | 22.02 | | |
Ведение мяча два шага бросок. | 1 | 25.02 | | |
Броски мяча по кольцу двумя руками от груди. | 1 | 01.03 | | |
Бросок двумя руками снизу в движении. | 1 | 04.03 | | |
Ведения мяча с изменением скорости и изменением направления. | 1 | 11.03 | | |
Бросок мяча одной, двумя руками от груди в кольцо. Игра в мини-баскетбол. | 1 | 15.03 | | |
Легкая атлетика. Кроссовая подготовка (19 часов) | ||||
ТБ по легкой атлетики. Учет по технике прыжка в высоту | 1 | 18.03 | | |
Высокий старт. Старт с опорой на руку. Стартовый разгон. Челночный бег 3х10 (тест) | 1 | 22.03 | | |
Стартовый разгон. Бег по дистанции. | 1 | 01.04 | | |
Эстафетный бег, Передача эстафетной палочки. | 1 | 05.04 | | |
Бег на результат 30м. Метание мяча на дальность. | 1 | 08.04 | | |
Метание меча на дальность с 5–6 беговых шагов. Бег 30 м (тест). | 1 | 12.04 | | |
Метание мяча с разбега на результат. Прыжок в длину. | 1 | 15.04 | | |
Прыжок в длину с места (тест). | 1 | 19.04 | | |
Прыжок в длину с разбега. | 1 | 22.04 | | |
Кроссовая подготовка. Шестиминутный бег (тест). | 1 | 26.04 | | |
Преодоление препятствий | 1 | 29.04 | | |
Кроссовый бег с равномерной скоростью | 1 | 06.05 | | |
Учет в беге на 1000 м. | 1 | 13.05 | | |
Эстафетный бег. Развитие скоростных способностей. | 1 | 17.05 | | |
Равномерный бег 7 минут. Круговая эстафета. | 1 | 20.05 | | |
Равномерный бег 9 минут. Чередование бега с ходьбой. | 1 | 24.05 | |