Конспект занятия «Фабрика художественной керамики» (1 класс)
Тема занятия: «Фабрика художественной керамики».
Покутняя Роза Михайловна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Борисовский Дом творчества»
Цель: Ознакомить детей с фабрикой художественной керамики и ее изделиями.
Задачи:
- воспитывать любовь к родному краю на примере изделий из керамики.
- воспитывать трудолюбие и уважение к традициям народа.
Материал к занятию:
1.Иллюстрации фабрики, взятые из Интернета.
2.Глиняные изделия.
3.Кусочек глины.
4.Ноутбук.
5.Пластилин.
Ход и содержание занятия:
-Здравствуйте, дорогие ребята. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом занятии. Ответы детей.
-Правильно. О рукотворной красоте.
-Что означает слово «рукотворная красота?» Ответы детей.
-Тема сегодняшнего нашего занятия: «Фабрика художественной керамики»
- Ребята, вы слышали о таком предприятии в Борисовке и его изделиях?
Ответы, ребят.
-Молодцы!
Отгадайте, загадку.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
Ответ: Глина.
-Молодцы, правильно.
Ребята, фабрика художественной керамики находится в нашем поселке на улице Республиканской. Перед ней размещенга скульптура гончара
(рабочего). Фабрика создана давно и всегда славилась своими изделиями в прошлом и славится сегодня.
Трудно поверить,¸ но это так, из кусочка глины мастера делают красивые изделия: тарелки, миски, кувшины, вазы, различные сувениры. Их продают в Борисовке и в других городах России, и даже за рубежом. Путь к красивому изделию большой. Глину добывают в карьере, привозят на фабрику, ее просевают, измельчают, смешивают с водой.
Давайте посмотрим иллюстрации, какой путь нужно пройти, чтобы изготовить изделие.
Красную глину для работы борисовцы привозят из Орловской области.
Четыре мощных мельницы перемолачивают сухую глину в мелкий порошок.
Затем добавляют воду, замешивают.
П
Подсушивают, мнут, катают. Получают «блины» и «колбаски» нужной формы и плотности. Их режут порциями и заготовки готовы.
Заготовки наливают в специальные формы, ставят в печь. Там их сушат и выжигают под высокой температурой. Затем вынимают из печи.
Художники и рисовальщицы наносят на изделие рисунок, и получается очень красивое изделие.
Над их изготовлением трудиться много людей.
Давайте рассмотрим изделия фабрики нашего поселка. Посмотрите, красивые у меня изделия? Дети рассматривают (глиняный колокольчик, тарелочку, собачку, вазу, кружку и др.).
Колокольчик. Тарелочка. Собачка.
Ваза Кружка. Свистульки.
Коровка. Котята Собачка.
Рыбка.
-Вам понравились такие изделия? Ответы детей.
-У кого дома есть глиняные изделия? Ответы детей.
Послушайте стихотворение Лидии Орловой «Лепка».
Я возьму кусочек глины,
Разомну его в ладошках.
Захочу, слеплю пингвина.
Или лошадь, или кошку.
Глина так в руках послушна-
Хочешь ты ее катай,
Сглаживай, вытягивай,
Ну, хоть что изображай!
Я слеплю сейчас утенка
Вместе с мамой-уткой.
Маму-мышь и папу-мыш
С мышонком малюткой.
Овощей слеплю корзину,
Торт, конфеты, шоколад.
Зачем ходить по магазинам,
Ведь дома фабрика и сад!
А сейчас, ребята, вместе выучим первый куплет стихотворения. Дети повторяют.
Я возьму кусочек глины,
Разомну его в ладошках.
Захочу, слеплю пингвина.
Или лошадь, или кошку.
-Существует множество легенд о глине.
В Священной книге Бытия говорится, что человек был сотворен из глины.
Интересную легенду о сотворении Богом человека придумали эфиопы.
Однажды Господь вылепил из глины человеческую фигурку и положил ее в печь для обжига, но забыл, о ней и глина оказалась пережженной. Так
получились негры.
Тогда он слепил новую фигурку, поместил в печь, но на этот раз поторопился вытащить ее - так родился белый человек.
И вот третью фигурку положил Бог в печь, выдержал ее там необходимое время – и на свет появились эфиопы.
-Ребята, если вы внимательно слушали сказку, скажите, из чего был сотворен первый человек? Ответы детей.
-Правильно, из глины.
А сейчас послушаем сказку о глине.
Жила на свете Твердая Глина, и никому от нее не было радости. Сухая она была, черствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро.
Пришла к твердой Глине Вода.
- Надо,- говорит, - тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро.
Прикоснулась к Глине Вода – и та сразу стала мягче. Так размягчилась от Воды, что из нее даже кружку вылепили.
-Будем с тобой вместе людей поить,- говорит Вода.- А пока я испарюсь. - Будем вместе, а сама испаряешься?
- Пока,- говорит Вода.- Чтобы поить людей, кружка должна быть твердой, непромокаемой. А со мной ты не станешь твердой. Поэтому - Прощай!
- Ты же говорила, надо быть мягкой, чтобы делать добро. А теперь говоришь: надо быть твердой…
-Все правильно, - сказала Вода.- Пока ты просто Глина, тебе необходимо быть мягкой, чтоб из тебя можно было что-нибудь вылепить. А когда стала кружкой, тут уже твердость нужна.
Вода испарилась, а Глина задумалась.
Оказывается, не так просто – делать добро. Чтобы делать на земле добро, нужно хорошо знать, когда мягким быть, а когда твердым.
-О чем эта сказка? Ответы детей
-Хорошая была глина? Ответы детей.
-Что из нее слепили? Ответы детей.
-Легко ли делать на земле добро? Ответы детей.
-Само слово глина начинается, на какую букву? Ответы детей.
-Какие слова на букву «Г» вы знаете? Ответы детей (голубь, грабли, голова, гвоздь, георгина, гвоздика, гладиолус и так далее).
-А сейчас я вам раздам карточки с изображением глиняных изделий, а вы мне скажите, их названия. Дети говорят (тарелка, ангел, кружка и другие).
-Молодцы, ребята.
Глина нужна не только, чтоб из нее можно вылепить изделие.
Многие люди ездили по святым местам, и в монастырях брали глину. Святую глину размешивали с водой, и пили перед едой. Монастырскую глину люди прикладывали к больному месту и выздоравливали.
Глина – это кусочек счастья.
Посмотрите, что у меня в руках? Ответы детей.
-Правильно, глина. Давайте к ней прикоснемся, чтобы у вас было счастье.
А сейчас посмотрим мультфильм.
Рефлексия.
-Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? Ответы детей.
- Для чего нужна глина? Ответы детей.
-Как называется улица, на которой расположена фабрика художественной керамики? Ответы детей (улица Республиканская).
-Из чего был сотворен человек Богом? Ответы детей.
-Легко ли сделать глиняные изделия? Ответы детей.
-Кто расскажет отрывок стихотворения Лидии Орловой «Лепка». (Ответы детей).
Я возьму кусочек глины,
Разомну его в ладошках.
Захочу, слеплю пингвина.
или лошадь, или кошку.
А теперь перейдем к практической части занятия.
Возьмем пластилин любого цвета и вылепим из него кружку.
Иллюстрация взята из Интернета.
-Молодцы, как красиво у вас получилось.
Домой я вам даю задание раскрасить лошадку из бумаги.
Но сначала давайте посмотрим иллюстрации дымковой лошадки,взятые из Интернета.
-Ребята, наше занятие подошло к концу. Если оно вам понравилось, хлопайте в ладоши. Если не понравилось, топайте ножками.
До сиданья! До новых встреч!
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна