Конспект занятия «Прощай, Букварь!» (1 класс)
Прощай, Букварь
Автор: учитель начальных классов Еремеева Инна Владимировна
Адресат: обучающиеся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: Организовать праздник прощания с букварем.
Задачи:
Закрепить знания учащихся об алфавитном порядке букв. Повторить изученные буквы; закрепить навык составления и чтения слов.
Развивать познавательный интерес к урокам чтения и русского языка. Развивать осознанное восприятие и внимание.
Воспитывать доброту, чувство коллективизма, ответственность.
Оборудование: ПК, экран, презентация, карточки с заданиями «Составь слова», «Зеркальные буквы», «Собери слова и картинки», кораблики, кружки красные и синие, корзинки, сюжетные картинки с изображением морских и речных жителей, грамоты с напутствием от пиратов, тарелочки с пшеном.
Ход занятия
I. Организационная часть.
Ученики входят в класс под песню «Чему учат в школе?»
II. Основная часть.
Учитель:
Над страной весенним утром занялась заря.
В школе праздник, славный праздник –
Праздник Букваря!
Первоклассники рядами стройными идут
Первой книге, мудрой книге отдают салют!
Хороша сегодня школа!
Класс горит огнём!
Мы на праздник наш весёлый
Всех друзей зовём!
Ученик:
Заходите, проходите,
Путь свободен, освещён!
Хором:
Приглашаем всех сегодня
Попрощаться с букварём!
Учитель: Праздник у нас с вами необычный – единственный, который никогда не повторится, потому что мы его посвящаем удивительной книге – Букварю. А вы знаете, что букварю более 400 лет. Эта самая старая книга во всём мире. И много лет учит она читать детей. И вам букварь помог: открыл для вас светлый путь в увлекательный мир знаний.
Ученик:
Беру букварь в последний раз,
Несу букварь в просторный класс.
Ученик:
И дорогому букварю
Я говорю: “Благодарю!
Ученик:
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я,
Хором:
На свете много книжек есть,
Все книжки я могу прочесть!”
Дети исполняют песню.
Песня
Учитель:
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём!
Хором:
Мой букварь, мой друг надёжный,
Расстаёмся мы теперь.
В новый мир большой и сложный
Для меня открыл ты дверь.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
Много радостных событий
Ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий
Ты ступенькой послужил.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
Раскрывал тебя как чудо,
Наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
Учитель:
- А давайте-ка вспомним, как вы познакомились с этой книгой:
В день осенний, в день чудесный
Мы в поход ушли не зря.
Было очень интересно
На страницах букваря.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Край родной, родные дали,
Реки, рощи и моря,
Целый мир мы открывали
На страницах букваря.
Учитель:
- Ребята, школу нашу можно сравнить с морем знаний, в школе вы откроете для себя еще много нового и интересного, познакомитесь с разными учебниками и книгами. А Букварь – это ваша первая книга, самая важная, которая помогла вам освоить буквы и звуки, благодаря которой вы научились складывать слоги и слова.
- Ребятки, вы заканчиваете 1 класс, ой, посмотрите-ка, в нашем море знаний появился остров, а кто мне прочитает, как он называется?
- 2 класс.
- А вы готовы отправится на этот остров за новыми знаниями?
- А на чем можно путешествовать по морю?
- На корабле.
- Внимание, матросы, приготовиться к плаванию, надеть форму, задраить люки, распустить паруса.
Игра «Отгадай, напиши и посади букву»
- Ребята, а давайте возьмем с собой в плавание буквы, с которыми вы познакомились в 1 класс, ведь они пригодятся нам и во 2 и во всех последующих класса. Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете буквы. Отгадайте загадку, а отгадку пальчиком напишите на крупе в тарелочке. Это игра-молчанка.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (О)
- О – гласная или согласная буква. А сейчас посадим букву О в каюту на корабле, определите место буквы в слове: ГНЕЗДО.
На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра 3. (З)
- З – гласная или согласная буква. А сейчас посадим букву З в каюту на корабле, определите место буквы в слове: ЗОНТ.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук. (Ж)
- Ж – гласная или согласная буква. А сейчас посадим букву Ж в каюту на корабле, определите место буквы в слове: ЖУК.
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)
- А – гласная или согласная буква. А сейчас посадим букву А в каюту на корабле, определите место буквы в слове: РАК.
- Молодцы, матросы!
- Ой, ребята, а кто это преградил нам путь к острову 2 класса?
- Пиратский корабль.
Подплывает тут фрегат
Пиратский парус развивается
И спускается пират,
К нам с вами направляется…
- Не хотят пираты пропускать ребят к острову 2 класс, видимо, хотят проверить, все ли знания усвоили ребята на острове 1 класса, достойны ли они стать учениками-второклассниками.
- Посмотрите-ка, на моем столе чудесным образом оказались пиратские конвертики с заданиями.
Игра «Зеркальные буквы»
- Распределите буквы в группы: буквы «правильные» и «неправильные». «Неправильные» буквы положите в корзинки, а из правильных букв составьте слова.
ДОБРО СМЕХ УЛЫБКА
- Посмотрите, какие красивые, добрые слова у нас получились. Давайте улыбнемся друг другу.
Физминутка
- Ребята, пираты предлагают нам подвигаться вместе с ними под веселую музыку.
- Ребята, посмотрите-ка, пираты никак не успокаиваются, подбросили нам еще один конверт с заданиями. Ну что ж, выполним и это задание.
Игра «Собери слово»
- Соберите слова из букв и узнаете, как называется рыбка.
- Ребята, а вы знаете, есть жители морские и речные.
- А давайте-ка распределим жителей в группы: морские и речные. Запомните свою рыбку, подойдите к моему столу, отыщите рыбку ту, которая у вас оказалась и выпустите ее в речку или в море, в зависимости от среды обитания.
- Какие морских обитателей мы отпустили в море?
- А какие речных обитателей вы знаете?
- Пираты, ребята довольны вашей работой, они видят, что вы смекалистые, умные и добрые ребятки, посмотрите, они уплыли, путь свободен нашему кораблю.
- Пираты оставили вам напутствие, послушайте:
Позади первый год твой школьный,
Остальное же все впереди.
Пусть учитель будет довольным,
Ты ответы на все найди!
Пусть учеба всегда будет в радость,
А поддержка поможет во всем.
Не приходит к тебе пусть усталость,
Ты умней становись с каждым днем!
Учитель:
- А ребята наши еще и частушки знают о школе, вот послушайте их.
Дети:
Частушки
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке –
расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машина, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом проглочу!
Я чернилами сначала
Только палочки писала,
А теперь в Букварь гляжу,
Буквы смело вывожу
III. Заключительная часть.
Учитель:
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наш Букварь читать научит
Тех, кто в первый класс придёт!
Ученики:
Вот и кончился год наш учебный.
Не зовите вы нас «первоклашки».
Стали туфли малы нам и кеды,
И короткими стали рубашки.
Дети хором:
Мы читали, писали, считали.
Шили, клеили и рисовали.
Пели песни про всё на свете.
Ведь мы очень хорошие дети.
Мы прощаемся с первым классом.
Лето, лето – мы рады тебе!
Отдохни от нас, милая школа!
Мы вернёмся к тебе в сентябре!
Детям вручают подарки.
Лисицкая Ирина