Рус телле укучыларның туган телдән(татар теле)белемнәрен тикшерү өчен контроль эш биремнәре (3нче сыйныф)
3нче класс.
Тема: Белем бәйрәме.
1. Переведи предложения.
1) Я часто хожу в библиотеку, потому что люблю читать книги.
2) Я сходил в библиотеку, но она не работает.
3) Я люблю петь, но не умею рисовать.
4) Дома я прочитал рассказ и решил задачу.
2. Составь 5 предложений со словами китапханәче, хатасыз, кәеф, дәреслек, сүзлек.
3. Как ты спросишь друга:
- писали ли они сегодня диктант;
- какую оценку он получил за диктант;
- кто написал чисто и без ошибок?
4. Сообщи другу о том, что:
- сегодня у вас пять уроков;
- на втором уроке была контрольная работа;
- во вторник писали диктант.
5. Как скажешь о том, что:
- ты прочитал рассказ, но не решил задачу;
- ты решил задачу и сделал примеры.
Тема: Ашханәдә
1. Перепиши, вставляя нужные окончания.
1) Оля, пычак... сөрт.
2) Петя, кулың... ю.
3) Айдар, урындыгың... өстәл яны... куй.
4) Алсу, чәнечкеләр... , кашыклар... тарат.
2. Составь предложения с данными словами.
1) Укучылар, һәм, дәфтәрләрен, ачтылар, яза, башладылар.
2) Ул, алды, өчпочмак, башлады, һәм, ашый.
3) Тәлинкәләрне, юа, дежур, укучы, башлады.
4) Коля, өстәл, килде, янына, һәм, кисә, башлады, ипи.
3. Как скажешь о том, что ты начал:
- писать диктант;
- читать книгу;
- пить чай;
- смотреть мультфильм.
4. Как ты скажешь, если:
1) - ты завтракаешь всегда дома;
- любишь обедать в школе;
- ужинаешь с семьей?
2) - суп горячий;
- чай холодный;
- хлеб вкусный.
5. 1) Как скажешь маме, что ты:
голодный; сытый; кушал в столовой; любишь есть яблоки.
2) Как скажешь, что:
каша вкусная, чай горячий; ржаной хлеб есть, а белого хлеба нет.
Тема: Ашханәдә
1. Перепиши, вставляя нужные окончания.
1) Оля, пычак... сөрт.
2) Петя, кулың... ю.
3) Айдар, урындыгың... өстәл яны... куй.
4) Алсу, чәнечкеләр... , кашыклар... тарат.
2. Составь предложения с данными словами.
1) Укучылар, һәм, дәфтәрләрен, ачтылар, яза, башладылар.
2) Ул, алды, өчпочмак, башлады, һәм, ашый.
3) Тәлинкәләрне, юа, дежур, укучы, башлады.
4) Коля, өстәл, килде, янына, һәм, кисә, башлады, ипи.
3. Как скажешь о том, что ты начал:
- писать диктант;
- читать книгу;
- пить чай;
- смотреть мультфильм.
4. Как ты скажешь, если:
1) - ты завтракаешь всегда дома;
- любишь обедать в школе;
- ужинаешь с семьей?
2) - суп горячий;
- чай холодный;
- хлеб вкусный.
5. 1) Как скажешь маме, что ты:
голодный; сытый; кушал в столовой; любишь есть яблоки.
2) Как скажешь, что:
каша вкусная, чай горячий; ржаной хлеб есть, а белого хлеба нет.
Тема: Көзге уңыш
1. Вместо многоточий вставь нужные буквы.
Ч...г...нд...р, б...р...ң...е, б...р...ч, к...рб...з, ка...ын, кә...ест..., йөз...м, өр...к.
2. Как спросишь на рынке:
- сколько стоит килограмм огурцов, яблок;
- вкусные ли эти груши;
- сладкие ли эти яблоки?
3. Составь с этими словами словосочетания.
Бу, теге, бик, иң.
4. Напиши о том, что:
- тебе нужен не этот, а тот, очень большой арбуз;
- эта дыня вкусная, а та дыня не вкусная;
- изюм и курага очень полезные;
- лимон самый кислый.
5. Напиши объявление о том, что в сентябре состоится праздник урожая.
Тема: Безнең гаилә.
1. Вместо многоточий вставь нужные реплики.
- Оля, сезнең гаиләдә кемнәр бар?
- ...
- Әтиең кайда эшли?
- Минем әтием заводта эшли, ә синең әтиең?
- ...
2. Вместо многоточий вставь нужные буквы.
Б..зн...ң гаил... бик тату. Б...з ...йд... алты к...ш...: ...ти, ...ни, абый һ...м мин, бабай һ...м ...би.
3. Вместо многоточий вставь нужные окончания.
Рөстәмнең әни... эшли. Бүген ул эш... соң кайт... . “Идән... кем юды?” - дип сорады ул. “Мин ю...”, диде Рөстәм. “Ә си...а к...м әйт...е?” - диде әнисе.
4. Найди правильный перевод слов.
Алдында около
Артында впереди
Янында сзади
Каршында перед
Өстендә под
Астында над
5. Найди антонимы.
Авыр - ... ялкау - ...
озын - ... чыкты - ...
кечкенә - ... артында - ... .
6. Спроси соседа по парте:
- есть ли у него бабушка, дедушка;
- сколько им лет;
- помогает ли он им.
7. Как скажешь, что:
- семья очень большая;
- семья очень дружная и все очень любят труд;
- папа чинит стул;
- дедушка помогает папе.
8. Вспомни содержание рассказа “Без эш сөябез”. Напиши, кто чем занят дома в воскресенье.
Тема: ШәҺәрдә Һәм авылда
1. Составь предложения с названиями городов.
Казань, Чистополь, Заинск, Набережные Челны, Елабуга, Нижнекамск.
2. Составь предложения.
1) Сатучы, кибеттә, минем, эшли, булып, апам.
2) Тегә, күлмәк, матур, тегүче, бик.
3) Бакчачы, үстерә, чәчәкләр, яшелчәләр.
3. Вместо многоточий вставь отсутствующие реплики.
- ... .
- Мин бишенче мәктәптә укыйм.
- Мәктәпкә ничек барасың?
- ... .
- Мәктәп янында нәрсәләр бар?
- ... .
- Мәктәпкә сәгать ничәдә барасың?
- ... .
4. Сообщи о том, что:
- Петр Иванович - учитель;
- дядя Марат - рыбак;
- тетя Клава - продавщица;
- мама Карима - швея;
- сестра Азата - библиотекарь.
5. Как скажешь о том, что:
- в Казань едешь на автобусе;
- на улице Баумана много красивых зданий;
- в городе Казани живут твои друзья;
- цирк находится на улице Чулман.
6. Скажи о том, что:
- к вам приехали гости из Уфы;
- твой брат работает кузнецом;
- твоя мама работает учительницей в школе.
7. Расскажи о своей деревне, городе.
Тема: Әдәп төбе - матур гадәт.
1. Вместо многоточий вставь нужные окончания.
1) Урам... бер әби бар... . 2) Әби таеп егыл... . 3) Малай аңа булыш... . 4) Малай кыз... сумка... бирә.
2. Найдите антонимы.
Кечкенә - ... тәрбияле - ...
тәмле - ... яхшы - ...
баллы - ... акыллы - ... .
3. Переведи.
Его (ее) мама - .... .
Его (ее) папа - ... .
Его (ее) бабушка - ... .
Их мама - ... .
Их папа - ... .
Их бабушка - ... .
4. Как скажешь о том, что:
- ты ходишь на стадион с Айдаром;
- ты упал на стадионе, Айдар тебе помог.
5. Как скажешь о том, что:
- в автобусе свободных мест не было;
- ты уступил место одному дедушке;
- дедушка сказал спасибо;
- тебе было очень хорошо.
6. Дәрдемәнднең “Өч ул” хикәясен исеңә төшер. Өч улның сиңа кайсы ошады, ни өчен?
Тема: Туган якка кыш килде.
1. Найдите антонимы.
Салкын астында
ап-ак озын
өстендә кап-кара
кыска вак
эре җылы
2. Какие признаки зимы ты знаешь?
3. Напиши рассказ на тему: “Мы играем на улице”.
4. Позови друга:
- вместе играть на улице;
- кататься на лыжах;
- кататься на санках;
- играть в хоккей.
5. Спроси друга:
- идет ли он на лыжные соревнования;
- хорошо ли он катается на лыжах;
- какое место он занял на лыжных соревнованиях;
- есть ли у них во дворе каток;
- есть ли у него клюшка.
6. Как скажешь о том, что:
- ты идешь на праздник Нового года;
- праздник начинается в 4 часа;
- ты поздравил с праздником Нового года маму, папу, сестру, брата, учительницу, друга.
Тема: Татарстан - минем Ватаным
1. Вместо многоточий вставьте нужные буквы.
Мин Каз...н шәһ...р...ндә ...шим. Ә дустым Азат Әлм...т шәһ...р...ндә ...ши. Аның әтисе - нефтьч... . Азат җәй к...н... б...зг... к...накк... килә.
2. Переведи и составь предложения с данными словами.
Родина, родная земля, родной язык, природа, полезные ископаемые.
3. Как скажешь о том, что:
- твой друг живет в городе Альметьевске;
- твой брат учится в городе Бугульме;
- город Казань расположен на берегу реки Волги;
- город Набережные Челны расположен на берегу реки Камы.
4. Как бы ты спросил, чтоб получить такие ответы?
- ...?
- Без Татарстанда яшибез.
- ...?
- Татарстанда татарлар, руслар, башкортлар һәм башка милләт кешеләре яши.
- ... ?
- Алар бик тату яшиләр.
5. Җөмләләрне дәвам ит.
Мин татар телен өйрәнәм, чөнки ... .
Мин русча яхшы беләм, чөнки ... .
Тема: Яз килә, яз көлә.
1. Задай вопросы к данным предложениям.
Кошлар ашыйлар.
Кошлар бөҗәкләрне ашыйлар.
Кошлар зарарлы бөҗәкләрне ашыйлар.
2. Как скажешь о том, что:
- птицы улетели в теплые края;
- около вашего дома много голубей;
- ты сделал кормушку.
3. Напиши как ты провел весенние каникулы?
4. Напиши как проходит праздник 8 Марта в школе, дома.
5. Напиши поздравления с праздником 8 Марта маме, сестре.
6. Вспомни рассказ Г. Лотфи “Эш үткәч, үкенүдән файда юк”. Какое у тебя мнение о Марате. Какие советы ты бы дал Марату?
Тема: Кечкенә дусларым.
1. Переведи, задай вопросы к выделенным словам.
1) Мин аны яратам. 2) Син аңа чәчәк бирәсеңме? 3) Ул аны көтә. 4) Аңа 10 яшь.
2. Вместо многоточий вставь нужные окончания.
1) Азат урам... чыкты. 2) Азат урам... уйный. 3) Азат урам... өйгә керде.
3. Вместо многоточий вставь отсутствующие реплики.
- Синең этең бармы?
- ... .
- Синең этең нинди?
- ... .
- Син аны ничек карыйсың?
- ... .
- Син эт белән урамда йөрисеңме?
- ... .
4. Задай вопросы к данным предложениям.
1) Мин песиемне бик яратам. 2) Песием дә мине бик ярата. 3) Ул бик акыллы һәм хәйләкәр. 4) Ул кара һәм ак төстә. 5) Аның аяклары көчле, күзләре яшел.
5. Продолжи предложения.
Минем песием бар, ләкин ... .
Мин эт белән урамга чыгам, чөнки ... .
Минем песи тычкан тота, ләкин ... .
Минем этем мине саклый, чөнки ... .
6. Как скажешь о том, что:
- Айрат каждый день гуляет с собакой, поэтому ему весело;
- у Айрата есть большая, красивая собака, а у Айнура собака маленькая;
- у тебя есть кошка, и она очень красивая;
- ты любишь кошек, но у вас нет кошки.