12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петрова Наталья Васильевна349

кНестандартное домашнее задание н интегрированному уроку русский язык/литература/информатика.

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №49 г. Шахты Ростовской области Петрова Наталья Васильевна

Тема урока: «Диалектизмы в «Донских рассказах» Михаила Шолохова»

Класс: 6

Предмет: русский язык, литература Дона

УМК А.Д. Шмелева, региональный компонент «Литература Дона»

Вопрос продуктивности урока для учителя стоит на первом месте. Использование нестандартных форм домашнего задания не только способствует лучшему усвоению материала, но и формирует интерес к учению. Интегрированные уроки (русский язык/литература/информатика) позволяют наблюдать языковое явление в произведении, дают возможность анализировать его функциональное назначение, создавать и оформлять презентации.

Тема домашнего задания: составить кроссворд диалектизмов, встречающихся в рассказе «Родинка» (домашнее задание предлагается после изучения тем «Диалектизмы», «Писатели Дона. М. Шолохов «Донские рассказы»(2 ч)), подготовить презентацию работы.

Цели: пробудить интерес к произведениям современных русских писателей; развить навыки групповой работы; формировать способность к творческой реализации учащихся на уроках русского языка и литературы; формирование умения составлять монолог – презентацию; развивать способность к самокритике и самооценке.

Степень сложности по выполнению работы: средняя

Тип задания: работа в группе

Способ проверки: презентация кроссвордов, решение кроссвордов.

Учителю необходимо разделить класс на группы, в каждой группе может быть 4 - 5 человек, на уроке отводится 5 минут на подготовку. Проверка проводится на уроке Литература Дона.

Инструкция для учащихся.

Прочитать произведение. Определить основную мысль?

Какие чувства возникли после прочтения?

Какие герои вызвали симпатию, антипатию? Почему?

Найти в тексте диалектизмы, определить их значение.

Определиться с оформлением кроссворда, презентации.

Составить кроссворд, подготовить презентацию.

Распределить роли в представлении домашнего задания.

 

Диалектизмы, используемые в рассказе «Родинка»

 

Жалмерки – жены казаков, ушедших на военную службу

летник – название летнего ветра

пышатки – сорняк

гарновка – сорт пшеницы

левада – участок земли с огородом, садом при доме или реки

прогон– дорога, где прогоняют скот

шлях - большая проезжая дорога

просорушка - мельница

стряпка – кухня

лихоманка – душевная боль,

супостатники - враги

телешом - голышом, без одежды

ольшаник – роща

краснотал - верба

куга – камыш

цибарка - железное ведро

стежка - дорожка

буераки - овраги

яр - глубокий овраг, обрывистый берег реки

неук - необъезженная лошадь

окарачившие - охватившие ногами

отёрханный - выношенный, вытертый

наметом - голопом

вназирку – наблюдать издали, не теряя из вида.

 

Перед уроком учащиеся сдают свои презентации учителю, который распечатывает только кроссворды для последующей работы. Каждая презентация – кроссворд получает номер. Учащиеся не знают номер своей презентации. Первичное представление работ выполняет учитель с целью оценки оформления. Учащиеся оценивают презентации – кроссворды, большинством голосов выбирается лучшая. Представитель каждой группы презентует работу и берет жетон с номером кроссворда, с которым будет впоследствии работать его группа. Следующий этап – решение кроссвордов.

В оценивании работ учитывается оформление кроссворда и презентации, правильность выполнения работы. При оценивании данного домашнего задания неудовлетворительные оценки исключены.

При подведении итога указывается, что использование диалектизмов в произведении позволяет более полно представить быт казаков Дона. Благодаря им мы как бы сразу оказываемся на месте событий. Но кроме этого, и это очень важно, автор через них передает дух своего народа, ласковое, доброе отношение донских казаков к своей земле, к родным просторам и эти слова дают возможность правдивее раскрыть действительность, характеры действующих лиц.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.