Урок русского языка в 3 классе на тему «Предложный падеж»
Презентация
PPTX / 328.48 Кб
/data/files/u1646416141.pptx (Презентация)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Долгова Ольга Николаевна.
Предмет: русский язык.
Класс: 3«В».
Тема урока: «Предложный падеж».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучениитемы «Предложный падеж».
Задачи: | Планируемые результаты: |
Дидактические: Формировать понятие о предложном падеже имён существительных. Формировать умения:определять имена существительные в предложном падеже и правильно писать безударные падежные окончания имен существительных. | Предметные. Учащиеся получат представление о предложном падеже имён существительных. Учащиеся научатся определять предложный падеж по вопросу. Учащиеся получат возможность научитьсяправильно писать безударные падежные окончания имен существительных. |
Развивающие: 1.Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию;принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;осуществлять самооценку, итоговый контроль, коррекцию по результату. 2. Формировать умения: осуществлять синтез как составление целого из частей; осуществлять анализ объектов; осуществлять поиск информации. 3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью. | 1.Метапредметные: Регулятивные: Учащиеся научатся:осуществлять волевую саморегуляцию;принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять самооценку, итоговый контроль, коррекцию по результату. 2. Познавательные: - Учащиеся научатся:осуществлять синтез как составление целого из частей, осуществлять анализ объектов. - Учащиеся получат возможность научиться:осуществлять поиск информации. 3.Коммуникативные: Учащиеся научатся: слушать и понимать речь других. Учащиеся получат возможность научиться:владеть диалогической формой речи. |
Воспитательные: -вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | Личностные: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная,парная.
Дидактические средства: презентация, карточки, учебник.
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | | ||
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные | | ||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесный метод (беседа) Наглядный (демонстрация) | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Николаевна. Прошу проверить свою готовность к уроку. У вас на парте должны быть: пенал, учебник и тетрадь. Молодцы! Готовы к уроку? А начать наш урок я хотела бы с пословицы. Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу «Грамоте учиться – всегда пригодится». Ребята, как вы понимаете данную пословицу? Да, верно. Эта пословица означает, что для хорошего результата нужно учиться и трудиться, чтобы добиться своей цели. Вот и мы с вами сегодня потрудимся и узнаем много нового. | Приветствуют учителя. Внимательно слушают. Высказывают своё мнение. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию К:владеть диалогической формой речи | | |
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений | Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) | Ребята, сейчас давайте проведём словарную работу. На ваших партах лежат листочки, прошу приступить к работе. Ребята, посмотрите на слайд. (самолёт, утро, комната, лестница, север, яблоко, берег, рябина) Что объединяет все эти слова? Что такое имя существительное? На какие вопросы оно отвечает? Какими бывают имена существительные? Как определить, что имя существительное одушевленное или неодушевленное? Как определить, что имя существительное собственное или нарицательное? Верно, молодцы! Ребята, а как определить число имён существительных? Как определить род имён существительных? Ребята, а что такое склонение имён существительных? Верно, а сколько падежей в русском языке? Назовите их, пожалуйста. Ребята, а какой падеж отвечает на вопросы о ком? о чем? | Выполняют словарную работу. Все эти слова существительные. Имя существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? Или что? Одушевлёнными и неодушевлёнными. Собственными и нарицательными. Одушевлённые имена существительные обозначают людей и животных. В начальной форме отвечают на вопрос кто? Остальные имена существительных называют неодушевлёнными. В начальной форме отвечают на вопрос что? ФИО людей, клички животных, географические названия (сран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, худ.произведений- это имена существительные собственные. Остальные имена существительные называются нарицательными. Если имя существительное в единственном числе, то оно обозначает один предмет. А если во множественном числе, то обозначает два и более предметов. Имена существительные, которые можно заменить: местоимением он, - мужского рода, местоимением она, - женского рода, местоимением оно, - среднего рода. Изменение имён существительных по вопросам. Шесть. Называют. (И,Р,Д,В,Т,П) Предложный падеж. | | К:владеть диалогической формой речи К: слушать и понимать речь других. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный метод (беседа) | - Посмотрите на доску. Что вы заметили? И. п. кто? что? Р. п. кому? чему? Д. п. кого? что? В. п. кого? чего? Т. п. кем? чем? - Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого? - Какова тема нашего урока? Верно, тема нашего урока «Предложныйпадеж» А какой будет цельурока? | Неверно поставлены вопросы. Пр.п Предложный падеж. Цель урока:узнать, что такое предложный падеж. | | К: владеть диалогической формой речи Р: принимать и сохранять учебную задачу | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Словесный метод (беседа) | - А какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы достичь нашей цели? | Задачи: 1)Научиться определять П.п. 2)Научитьсяправильно писать безударные падежные окончания имен существительных. | | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | |
5.Реализация построенного проекта | Словесный метод (беседа) Практический (упражнения) | Сейчас я расскажу вам краткую историю о предложном падеже. М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия, а потом решили, что он предложный, потому что он употребляется только с предлогами - Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? - Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? Ребята, откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. Записали? Замечательно. - Откройте учебники на с. 54. Найдите сведения о языке. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже. - На какой вопрос отвечает предложный падеж? -С какими предлогами употребляется? -Чем является в предложении? - Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? - Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов? А какой только с предлогами? Работа по учебнику. Найдите упр.97. Прочитайте задания. (Спрашиваю одного ребёнка, что бы он прочитал задания вслух) Перечислите, что мы должны сделать. (Спрашиваю одного ребёнка, что бы он перечислил, что мы должны сделать) При солнце тепло, при матери добро В словах ретив, а в делах ленив На языке медок, а на сердце ледок - Как вы понимаете смысл первого предложения? -Найдите имена сущ. в П.п. Какие вопросы вы поставили к именам сущ в П.п? - С какими предлогами употреблены имена существительные в П.п? -Запишите пословицы, выделите окончания имен сущ. в П.п. и подчеркните предлоги. Вызываю к доске( по предложению записывают) Какой вывод можно сделать? А теперь давайте встанем и разомнёмся! | Употребляется с предлогами. Предлог. Записывают. Открывают. О ком? О чем? При, о, об, на, в, во Дополнение Вопросами, предлогом И.п П.п Выполняют физминутку. | Учащиеся получат представление о предложном падеже. Учащиеся научатся определять падеж по вопросу. | К: владеть диалогической формой речи П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | |
6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи | Словесный метод (беседа) Практический (упражнения) | - А сейчас выполним упр. 99 Прочитайте задания. (Спрашиваю одного ребёнка, что бы он прочитал задания вслух) Перечислите, что мы должны сделать. (Спрашиваю одного ребёнка, что бы он перечислил, что мы должны сделать) - Н., прочитай первое четверостишье. Из какой сказки данный отрывок? - Н, прочитай второй отрывок? Посмотрите, как много в этих отрывках устаревших слов. Найдем к каждому толкование (злате – золотые украшения, в палате – большая комната, на престоле – царский трон, в венце – царская корона, душегрейка – теплая женская кофта без рукавов, кичка – головной убор, маковка – макушка головы, парчовая – из плотной ткани) - Спишите самостоятельно один из отрывков. Укажите падеж над им.сущ. в П.п. Проверяем. Какой вывод можно сделать? - А сейчас поработаем в парах. Найдем упр. 100. Прочитайте задания. (Спрашиваю одного ребёнка, что бы он прочитал задания вслух) Перечислите, что мы должны сделать. (Спрашиваю одного ребёнка, что бы он перечислил, что мы должны сделать) - Н., расскажи, как будешь составлять из данных слов предложения? - Приведи пример, разберем первое предложение. - Хорошо. А теперь объединитесь в пары, составьте предложения из всех данных слов. Запишите три предложения. Выделите окончания им. сущ. в П.п. Составьте и запишите свои предложения на данную тему. - В каких предложениях вы употребили слово живет, а в каких находится? Почему? Какой вывод мы можем сделать? | Сказка о царе салтане. Сказка о рыбаке и рыбке. Списывают. Задавать вопрос от главного слова. Люди живут (в чём?) в домах. Одушевленный им.сущ – живет, неодушевленный – находится. | Учащиеся получат возможность научиться: правильно писать безударные падежные окончания имен существительных. | К: владеть диалогической формой речи П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; П: осуществлять синтез как составление целого из частей; | | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение) Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Сейчас выполним самостоятельную работу на карточках. Спишите. Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги. I вариант Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу. II вариант Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку. - Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-». | Выполняют задание. | | П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. | | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений | Словесный метод (беседа) | С чем мы сегодня познакомились? О чём узнали? Где нам могут пригодиться эти знания? | С П.п. О том, что имя существительное в П.п. является дополнением и употребляется с предлогом. Отвечают. | | К: владеть диалогической формой речи П: осуществлять обобщение изученного | | |
9.Рефлексия учебной деятельности | Словесный метод (беседа) Наглядный (демонстрация) | Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? Все ли задачи решили? Продолжите фразу: • Сегодня на уроке мне понравилось… • У меня вызвало затруднение… Вашим домашним заданием будет выполнить упражнение 98 на стр. 54. Мне было приятно работать с вами на уроке. До свидания! | Продолжают фразу. Записывают д/з | | Р: осуществлять самооценку деятельности. | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | |