Технологическая карта урока русского языка в 1 классе на тему «Перенос слов»
Технологическая карта урока
Предмет, класс, УМК, автор учебника |
Русский язык, 1класс, УМК «Школа России», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», М.: «Просвещение», 2014 г. |
Учитель |
Токарева Светлана Альбертовна, учитель начальных классов МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области |
Тема урока |
Перенос слов |
Тип урока |
Открытие нового знания |
Дидактическая цель |
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых знаний |
Задачи урока |
Познакомить учащихся с правилами переноса слов с одной строки на другую, организуя самостоятельное наблюдение за языковым материалом; упражняться в переносе слов. Развивать связную речь, умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ, приводить примеры к правилу. Развивать любознательность, память, мышление, внимание. Воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в группе, интерес к родному языку. |
Планируемые результаты |
Предметные: - переносить слова с одной строки на другую разными способами по алгоритму Личностные: - развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; - проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач; - осмысливать причины успеха в учебной деятельности; - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Метапредметные: Регулятивные: - совместно с учителем принимать и сохранять учебную задачу; - учиться работать по предложенному учителем плану; - составлять алгоритм переноса слов; - сравнивать с образцом. Познавательные: - делать выводы на основе обобщения; - проводить классификацию слов; - делать выводы о результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. |
Методы обучения |
Технология деятельностного метода обучения. Объяснительно-иллюстративный. |
Формы организации познавательной деятельности |
Фронтальная, работа в группах, парах. |
Межпредметные связи: |
Надпредметный курс «Мир деятельности» автор Л.Г. Петерсон. |
Средства обучения |
Учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык", карточки с групповыми заданиями, ноутбук, презентация, электронное приложение. |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
слайд 1 Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки. Мы рады приветствовать вас в нашем классе! Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко. На занятиях по курсу «Мир деятельности» мы разбирали, что значит учиться. Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Моя задача на сегодняшнем уроке помочь открыть новые знания. Назовите два этапа учебной деятельности ученика. слайд 2 Что значит быть активными? слайд 3 Что значит быть внимательными? слайд 4 Сегодня на уроке мы будем учиться правильно фиксировать свое затруднение и определять причины данного затруднения. |
Читают стихи Погружаются в рабочую атмосферу. Эмоционально настраиваются на урок. Называют два этапа учебной деятельности - что я не знаю? и сам найду способ. Называют эталон активного ученика. Называют эталон внимательного ученика. |
ЛУУД: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения КУУД: участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
Организует деятельность по повторению пройденного материала. Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас друзья не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь. За работу я примусь. Минутка чистописания. На доске: а, о, у, ы, и, ё, р, в, л, е, ю, э, я слайд 5 - Прочитайте буквы, записанные на доске. - На какие две группы можно разделить их? - Как отличить гласные от согласных? - Запишите только гласные буквы. (проверка по образцу) Словарная работа. - Прочитайте ряд слов. слайд 6 В...рона, в..р..бей, п..нал, к..р..ндаши . - Назовите пропущенные буквы. Как мы называем такие слова? - Запишите слова в тетрадь и разделите на слоги Пе|нал, во|ро|на, ка|ран|да|ши. - на какие группы можно разделить слова? - назовите двусложное слово, трехсложное. -Как определить количество слогов в слове? |
Учащиеся погружаются в самостоятельную работу, дают индивидуальную оценку своей деятельности. Отвечают на вопросы учителя. Гласные и согласные. Записывают буквы в тетрадь. Называют пропущенные буквы. Словарные слова, их надо запомнить. Записывают в тетрадь. Отвечают на вопросы: одушевл. и неодушевлённые, отвечают на вопрос Что? Или Кто?; двусложные и трёхсложные. Сколько в слове гласных, столько и слогов. |
ПУУД: проводят классификацию, делают выводы на основе обобщения |
3. Выявление места и причины затруднения. |
Создаёт проблемную ситуацию. слайд 7,8 Письмо от ученика сказочной школы Буратино: «Ребята! Здравствуйте! В нашей сказочной школе был урок русского языка. И вот что случилось… Мы изучали перенос, Вот как слова я перенёс: «Едва» я перенёс е-два И получил за это «два»; «Укол» я перенёс у-кол И получил за это «кол»; «Опять» я перенёс о-пять; Теперь наверно будет «пять»? Будет ли у меня пятёрка? Помогите разобраться.» - Ребята, сможем ли мы помочь Буратино. Формулирование темы и учебных задач урока. Назовите тему урока. Слайд 9 Какую цель поставим перед собой на уроке? |
Высказывают предположения – можем ли помочь Буратино. Фиксируют затруднение – не можем, не хватает знаний. - Нет. Мы не умеем переносить слова. - Мы еще не знаем правила переноса. Учащиеся называют тему урока «Перенос слов» Ставят перед собой задачи: - Узнать правила переноса. - Хочу научиться переносить слова. |
РУУД: совместно с учителем принимают и сохраняют учебную задачу; |
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Работа в группах. слайд 10 Задание: пользуясь планом и словами, разделёнными на слоги (Пр. ма-ма, сто-лик, воро-на, каранда-ши,) вывести правило переноса слов. План работы: 1. Прочитать слова. 2. Определить сколько гласных в словах. 3. Определить сколько слогов в словах. 4.Посмотреть, где стоит знак переноса. 5. Дописать правило переноса слов. ( Слова с одной строки на другую переносятся по _________ ) Приложение 1. (Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к выводу.) Выслушивает группы. - Итак, первое правило переноса слова: слайд 11 Здесь порядок очень строгий. Делим все слова на слоги. Работа по учебнику с.37 «Запомни» Коллективная работа. Разделить словарные слова для переноса. Физкультминутка . Организует игру - упражнение творческого характера. Составить слова и разделить для переноса. Приложение 2. - Почему в слове кот не поставили тире? слайд 12 - Правило второе - слово, состоящее из одного слога, не переносится. Возвратиться к письму от Буратино. слайд 13 Ребята, о чём нас просил Буратино? - внимательно посмотрите на выделенные слова. Что заметили? Что общего у всех выделенных слов? - Как переносил слова? Третье правило - Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую строку. слайд 14 |
Называют правила работы в группе. Выполняют задание по плану. Формулируют правило. Читают правило в учебнике. Пишут в тетради, делят слова. Один ученик работает у доски. Учащиеся переносят полученные знания в схожую ситуацию. Составляют слова из букв у доски (весна, дерево, кот), ставят чёрточку в месте переноса. В слове один слог. Выводят второе правило. Наблюдают. Отвечают на вопросы. Состоят из 2-х слогов, один из которых состоит из одной буквы. По слогам. Выводят 3 правило. Читают в учебнике. |
РУУД: работают по предложенному учителем плану ПУУД: делают выводы на основе обобщения КУУД: слушают и понимают речь других; сотрудничают с одноклассниками при работе в группе |
5.Реализация построенного проекта. |
Организует практическую работу в парах. Разделить слова на слоги. У вас на столе лежат слова. Приложение 3. Возьмите ножницы и разрежьте слова на 2 части для переноса: лето, слива, воробей, двор, ученик, юла. Докажите, что разделили правильно. (Ребята выходят к доске парами и показывают своё решение.) |
Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром. Выполняют работу – разрезают слова на части для переноса. Объясняют свой выбор. |
КУУД: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности |
6. Первичное закрепление нового способа действия с проговаривание во внешней речи. |
Организует работу по составлению алгоритма переноса слов. Работа в группах. слайд 15, 16 Восстановить порядок алгоритма. Определить количество слогов. Прочитать слово. Вспомнить, какое правило подходит. Записать слово. Выбрать самый удобный способ переноса. Предлагает образец для проверки. Приложение 4. |
Самостоятельная работа с проверкой по образцу. |
РУУД: составляют алгоритм переноса слов; |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Организует самостоятельную работу по учебнику с проверкой по эталону |
Выполняют самостоятельно упр.3 с.37 Проверяют по эталону. |
РУУД: сравнивают с образцом |
8. Включение в систему знаний и повторение |
Предлагает дифференцированные задания по уровню сложности. Приложение 5 |
Выбирают одно задание, выполняют его, проверяют по эталону. |
ЛУУД: проявляют интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач |
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
На уроке мы открыли новое знание. Достигли ли вы цели? Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем? Перед вами «Лесенка успеха». Оцените свою деятельность на уроке и прикрепите своего смайлика на ступеньке. слайд 17 |
Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке. Оценивают работу с помощью смайлика. |
ПУУД: делают выводы о результате совместной работы класса и учителя ЛУУД: осмысливают причины успеха в учебной деятельности |
Смоленцева Галина Леонидовна
Токарева Светлана Альбертовна