12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Токарева Светлана Альбертовна336
Учитель начальных классов, стаж 34 года, высшая категория.
Россия, Кировская обл., Яранск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Технологическая карта урока

Предмет, класс, УМК, автор учебника

Русский язык, 1класс, УМК «Школа России», В.П. Канакина,

В.Г. Горецкий «Русский язык», М.: «Просвещение», 2014 г.

Учитель

Токарева Светлана Альбертовна, учитель начальных классов МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области

Тема урока

Перенос слов

Тип урока

Открытие нового знания

Дидактическая цель

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия

Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых знаний

Задачи урока

​ Познакомить учащихся с правилами переноса слов с одной строки на другую, организуя самостоятельное наблюдение за языковым материалом; упражняться в переносе слов.

​ Развивать связную речь, умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ, приводить примеры к правилу. Развивать любознательность, память, мышление, внимание.

​ Воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в группе, интерес к родному языку.

Планируемые результаты

Предметные: 

- переносить слова с одной строки на другую разными способами по алгоритму

Личностные:

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач;

- осмысливать причины успеха в учебной деятельности;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

Регулятивные:

- совместно с учителем принимать и сохранять учебную задачу;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- составлять алгоритм переноса слов;

- сравнивать с образцом.

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения;

- проводить классификацию слов;

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других; сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Методы обучения

Технология деятельностного метода обучения.

Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, работа в группах, парах.

Межпредметные связи:

Надпредметный курс «Мир деятельности» автор Л.Г. Петерсон.

Средства обучения

Учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык", карточки с групповыми заданиями, ноутбук, презентация, электронное приложение.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

слайд 1

Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе!

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

На занятиях по курсу «Мир деятельности» мы разбирали, что значит учиться.

Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Моя задача на сегодняшнем уроке помочь открыть новые знания.

Назовите два этапа учебной деятельности ученика. слайд 2

Что значит быть активными? слайд 3

Что значит быть внимательными? слайд 4

Сегодня на уроке мы будем учиться правильно фиксировать свое затруднение и определять причины данного затруднения.

Читают стихи

Погружаются в рабочую атмосферу.

Эмоционально настраиваются на урок.

Называют два этапа учебной деятельности - что я не знаю? и сам найду способ.

Называют эталон активного ученика.

Называют эталон внимательного ученика.

ЛУУД: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения

КУУД: участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения

2.​ Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Организует деятельность по повторению пройденного материала.

Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас друзья не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь.

За работу я примусь.

Минутка чистописания.

На доске: а, о, у, ы, и, ё, р, в, л, е, ю, э, я слайд 5

- Прочитайте буквы, записанные на доске.

- На какие две группы можно разделить их?

- Как отличить гласные от согласных?

- Запишите только гласные буквы. (проверка по образцу)

Словарная работа.

- Прочитайте ряд слов. слайд 6

В...рона, в..р..бей, п..нал, к..р..ндаши .

- Назовите пропущенные буквы.

Как мы называем такие слова?

- Запишите слова в тетрадь и разделите на слоги

Пе|нал, во|ро|на, ка|ран|да|ши.

- на какие группы можно разделить слова?

- назовите двусложное слово, трехсложное.

-Как определить количество слогов в слове?

Учащиеся погружаются в самостоятельную работу, дают индивидуальную оценку своей деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Гласные и согласные.

Записывают буквы в тетрадь.

Называют пропущенные буквы.

Словарные слова, их надо запомнить.

Записывают в тетрадь.

Отвечают на вопросы:

одушевл. и неодушевлённые, отвечают на вопрос Что? Или Кто?; двусложные и трёхсложные.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

ПУУД:

проводят классификацию, делают выводы на основе обобщения

3.​ Выявление места и причины затруднения.

Создаёт проблемную ситуацию. слайд 7,8

Письмо от ученика сказочной школы Буратино: «Ребята! Здравствуйте! В нашей сказочной школе был урок русского языка. И вот что случилось…

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенёс:

«Едва» я перенёс е-два

И получил за это «два»;

«Укол» я перенёс у-кол

И получил за это «кол»;

«Опять» я перенёс о-пять;

Теперь наверно будет «пять»?

Будет ли у меня пятёрка? Помогите разобраться.»

- Ребята, сможем ли мы помочь Буратино.

Формулирование темы и учебных задач урока.

​ Назовите тему урока. Слайд 9

​ Какую цель поставим перед собой на уроке?

Высказывают предположения – можем ли помочь Буратино.

Фиксируют затруднение – не можем, не хватает знаний.

- Нет. Мы не умеем переносить слова.

- Мы еще не знаем правила переноса.

Учащиеся называют тему урока «Перенос слов»

Ставят перед собой задачи:

- Узнать правила переноса.

- Хочу научиться переносить слова.

РУУД:

совместно с учителем принимают и сохраняют учебную задачу;

4. Построение проекта выхода из затруднения

Работа в группах. слайд 10

Задание: пользуясь планом и словами, разделёнными на слоги (Пр. ма-ма, сто-лик, воро-на, каранда-ши,) вывести правило переноса слов.

План работы:

1. Прочитать слова.

2. Определить сколько гласных в словах.

3. Определить сколько слогов в словах.

4.Посмотреть, где стоит знак переноса.

5. Дописать правило переноса слов.

( Слова с одной строки на другую переносятся по _________ )

Приложение 1.

(Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к выводу.)

Выслушивает группы.

- Итак, первое правило переноса слова: слайд 11

Здесь порядок очень строгий.

Делим все слова на слоги.

Работа по учебнику с.37 «Запомни»

Коллективная работа. Разделить словарные слова для переноса.

Физкультминутка .

Организует игру - упражнение творческого характера.

Составить слова и разделить для переноса. Приложение 2.

- Почему в слове кот не поставили тире? слайд 12

- Правило второе - слово, состоящее из одного слога, не переносится.

Возвратиться к письму от Буратино. слайд 13

Ребята, о чём нас просил Буратино?

- внимательно посмотрите на выделенные слова.

Что заметили? Что общего у всех выделенных слов?

- Как переносил слова?

Третье правило - Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую строку. слайд 14

Называют правила работы в группе.

Выполняют задание по плану.

Формулируют правило.

Читают правило в учебнике.

Пишут в тетради, делят слова. Один ученик работает у доски.

Учащиеся переносят полученные знания в схожую ситуацию.

Составляют слова из букв у доски (весна, дерево, кот), ставят чёрточку в месте переноса.

В слове один слог.

Выводят второе правило.

Наблюдают. Отвечают на вопросы.

Состоят из 2-х слогов, один из которых состоит из одной буквы.

По слогам.

Выводят 3 правило. Читают в учебнике.

РУУД:

работают по предложенному учителем плану

ПУУД:

делают выводы на основе обобщения

КУУД:

слушают и понимают речь других; сотрудничают с одноклассниками при работе в группе

5.Реализация построенного проекта.

Организует практическую работу в парах.

Разделить слова на слоги.

У вас на столе лежат слова. Приложение 3.

Возьмите ножницы и разрежьте слова на 2 части для переноса: лето, слива, воробей, двор, ученик, юла.

Докажите, что разделили правильно.

(Ребята выходят к доске парами и показывают своё решение.)

Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром.

Выполняют работу – разрезают слова на части для переноса.

Объясняют свой выбор.

КУУД:

договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

6. Первичное закрепление нового способа действия с проговаривание во внешней речи.

Организует работу по составлению алгоритма переноса слов.

Работа в группах. слайд 15, 16

Восстановить порядок алгоритма.

​ Определить количество слогов.

​ Прочитать слово.

​ Вспомнить, какое правило подходит.

​ Записать слово.

​ Выбрать самый удобный способ переноса.

Предлагает образец для проверки. Приложение 4.

Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

РУУД:

составляют алгоритм переноса слов;

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Организует самостоятельную работу по учебнику с проверкой по эталону

Выполняют самостоятельно упр.3 с.37

Проверяют по эталону.

РУУД: сравнивают с образцом

8. Включение в систему знаний и повторение

Предлагает дифференцированные задания по уровню сложности.

Приложение 5

Выбирают одно задание, выполняют его, проверяют по эталону.

ЛУУД: проявляют интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач

9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

На уроке мы открыли новое знание.

Достигли ли вы цели?

Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?

Перед вами «Лесенка успеха». Оцените свою деятельность на уроке и прикрепите своего смайлика на ступеньке. слайд 17

Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке.

Оценивают работу с помощью смайлика.

ПУУД:

делают выводы о результате совместной работы класса и учителя

ЛУУД: осмысливают причины успеха в учебной деятельности

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Смоленцева Галина Леонидовна, 06.01.19 в 12:22 0Ответить Пожаловаться
Отличный урок, Светлана Альбертовна!
Токарева Светлана Альбертовна, 06.01.19 в 21:37 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Галина Леонидовна. С Новым 2019 годом и с Рождеством!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.