Урок-исследование по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слов»

3
0
Материал опубликован 17 February 2018 в группе

Васильевская НОШ филиал МБОУ «Хабарская СОШ №2»

Хабарский район Алтайский край

Предмет: русский язык.

Класс: 1

 

Тема урока: « Перенос слов».

Учитель начальных классов: Целюрик Ирина Александровна

 

 

 

п. Васильевка

2018 год.

Тема: «Перенос слов»

Дидактическая цель урока: познакомить обучающихся с правилами переноса слов в русском языке, развивать умение определять количество слогов в слове.

Тип урока: урок - исследование.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся:

* использовать различные правила переноса слов;

* осознавать важность и ценность правильной передачи сообщения;

* классифицировать факты по признаку «правила переноса».

2. На минутке чистописания:

- умение сличать образец написания буквы и сочетания букв и свой вариант;

- умение контролировать написание букв в записи пословицы.

4. В рефлексивной части урока:

- знание основного закона русского языка.

Формирование УУД:

- Личностные:

Установление связи между учебной деятельностью и мотивом;

Формирование нравственно-эстетических ценностей.

- Регулятивные:

Находить наиболее рациональные способы выполнения задания;

Учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;

Учить организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств.

- Работа с текстом:

Уделять внимание процессу чтения;

Обучать продуктивным методам работы с разными источниками информации;

- Коммуникативные:

Развитие внимание учащихся;

Формирование умений слушать и записывать содержание и пояснения учителя или ответы одноклассников;

Развивать диалоговую и монологическую речь;

Учить правилам участия в коллективной деятельности;

Учить способам взаимодействия, учебного сотрудничества.

- Познавательные (логические):

Формирование логических умений: анализа и синтеза, сравнения, доказательства.

Учить формулировке проблемы.

Методы обучения:

- проблемный;

- диалоговый.

Формы организации деятельности:

- фронтальная,

- исследовательская,

- индивидуальная,

- парная,

- групповая.

Средства обучения:

- оценочные листы, рабочая тетрадь, презентация, задания на карточках, ножницы, клей.

ХОД УРОКА

п/п

Этап

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

учебные

действия

Заметки.

Оформление доски

1

Организационный.

- психологический

настрой;

-самоопределение к деятельности.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Все красиво дружно встали,

Улыбнулись, подравнялись.

Поздоровались прилично;

Чтоб учиться на «отлично»,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.

- Как вы понимаете смысл высказывания

«Нужно не просто знать, а заставлять знания работать! »

- Рассаживаются

по местам.

- Проверяют

готовность к уроку.

Высказывают свои мнения.

Личностные:

- самоопределение;

Коммуникативные:

- планирование

сотрудничества с

учителем и одноклассниками.

- Рисунки «Правила поведения на уроке».

-Высказывание:

«Нужно не просто знать, а заставлять знания работать! »

2

Постановка учебной задачи.

Послушайте внимательно стихотворения и постарайтесь ответить на вопрос:

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

- Какие задачи мы должны решить на уроке?

- Мне слоги сосчитать велели

В огромном слове ТЕЛЕФОН,

И я считала еле-еле,

Пока не запиликал он.

Дзинь-дзинь-дзинь – сказал, смотри:

ТЕ-ЛЕ-ФОН, здесь слогов три!

МА-МА – два, ЗВО-НИ-ЛА – три,

Слоги лучше повтори.

- Я пишу на белой строчке,

Далеко ещё до точки.

Только ручка, вот беда,

Уткнулась в красные поля.

Слово ЮЛЯ перенос

Для меня большой вопрос!

Одну букву не оставлю,

Хоть она и целый слог.

Слово ДРУГ, хоть небольшое,

Разделить никак не мог.

Слушают стихотворение.

Формулируют тему урока, ставят цели и задачи, высказывают свои мнения.

Регулятивные:

- целеполагание.

Познавательные:

- анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов.

Коммуникативные:

- умение точно и полно высказывать свои мысли.

Личностные:

- смыслообразование – какое значение это имеет для меня.

 

3

Актуализация имеющихся и необходимых знаний.

Спасибо!

- Сегодня мы продолжим развивать умения определять слоги в словах и познакомимся с правилами переноса слов.

- А для чего нам нужны все эти знания? Где мы их можем применить в нашей жизни, в каких ситуациях ?

Ответы детей на вопрос «Для чего нужны знания?» Применение их в жизненных ситуациях.

Коммуникативные:

- умение точно и полно высказывать свои мысли.

Личностные:

- смыслообразование – какое значение это имеет для меня.

 

4

Первичная оценка ЗУН.

- Каждый из вас получил оценочный лист.

- Ваша задача оценить свои знания и умения по теме, над которой мы сегодня будем работать.

- Поставьте, пожалуйста, знаки (+, + -, - ) на строке «Прогностичекая оценка.»

Работа в оценочных листах.

Регулятивные:

- целеполагание;

- прогнозирование результата.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания.

 

5

Чистописание.

Фронтальная работа (устная).

- Сегодня мы будем закреплять умение каллиграфически правильно прописывать букву, обозначающую звук «Б».

- букву «Б» заглавную и

букву «б» строчную.

- А что вы знаете о звуке, который обозначен буквой «Б»?

- Оцените себя на полях в тетради.

- Прочитайте пословицы.

- Как вы понимаете её смысл?

- Запишите пословицы.

-Возьмите карточки, выполните задание «Да –Нет»

- Оцените себя.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

- Подчеркните орфограммы и поставьте ударение.

- Какие орфограммы подчеркнули?

- Что нужно знать, чтобы безошибочно записать слова?

- Правильно:

Основной закон русского языка (Буквами на письме мы обозначаем не звуки, а фонемы.)

Устная работа:

- анализ согласного звука «Б».

- согласный, глухой парный, твёрдый парный.

Самооценка на полях в тетради (+ или -)

Записывают самостоятельно в тетрадь с доски.

Выполняют задание.

Самооценка

Взаимооценка

Запись

Самооценка и взаимооценка на полях в тетради (+ или -)

Познавательные:

- анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов.

Регулятивные:

- самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы;

- работа по образцу.

Коммуникативные:

- развитие внимания;

- развитие монологической и диалоговой речи.

Познавательные:

- анализ и синтез;

- опора на уже известное;

- формирование знаково-символического действия.

Регулятивные:

- самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы.

На доске:

Булавка упала под лавку.

Лена искала булавку.

Основной закон русского языка (Буквами на письме мы обозначаем не звуки, а фонемы.)

6

Мотивация

Фронтальный работа (устно)

Организация групповой работы.

Предлагает прочитать записку составленную, одним мальчиком.

-Что не так в этой записке? Почему приятель ничего не смог понять?

- А сейчас поработаем в группах. Ваша задача – изучить правила переноса слов в русском языке.

-Какие правила нужно помнить и соблюдать, работая в группе.

Читают на доске

Определяют ошибки в записке.

Формулируется цель исследования

Проговаривание правил работы в коллективе.

 

Работа с текстом:

- формирование навыков чтения;

- умение находить конкретные сведения, факты;

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать;

- развитие диалоговой и монологической речи;

- формирование навыков продуктивного сотрудничества в группе, в паре.

Познавательные:

- развитие логических умений;

- построение цепочки рассуждения.

На слайде:

Миша!

Возьми в сарае у дочки. Позови товар ища Серёжу. Я вас жду на речке.

Вова.

На доске правила работы в группе:

В группе должен быть ответственный.

Если не понял, переспроси.

Своё несогласие выражай вежливо.

Один говорит, другие слушают.

Работать должен каждый на общий результат.

7

Работа в группах – исследование.

- Каждой группе дано своё задание:

Карточка с текстом, в котором содержится информация о правилах переноса слов в русском языке, листки для записи фактов и практическое задание: - Слова на отдельных полосках бумаги, ножницы, клей.

Инструкционная карта.

- Задача группы:

Распределить обязанности.

Применить свои знания по теме.

Работа в группах

Регулятивные:

- построение алгоритма деятельности;

- самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы.

- находить наиболее рациональные способы выполнения задания.

Коммуникативные:

- развитие внимания;

- развитие монологической и диалоговой речи.

Познавательные:

- формирование навыков работы по алгоритму.

Работа с текстом:

- формирование продуктивных методов работы с текстом.

Карточка с текстом, в котором содержится информация о правилах переноса слов в русском языке, листки для записи фактов и практическое задание: - Слова на отдельных полосках бумаги, ножницы, клей.

Инструкционная карта:

1.Прочитайте текст по цепочке. Выделите особенности переноса слов.

2.Запишите на отдельном листке выделенный способ.

3.Распределите между собой слова, записан-ные на полосках таким образом, чтобы у каждой пары в группе было по одному слову.

4.Установите место переноса в каждом слове, разрезайте полоски в установленном месте, приклейте образовав-шиеся части, иллюстрируя варианты переноса.

5.Подготовьте выступление.

8

Физминутка

Руки вверх - пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали дружно вместе,

Покружились все на месте.

Пусть вопрос бывает труден - (руки на голову и наклоны головой)

Огорчаться мы не будем. (руки согнуть в локтях и круговые движения)

Сами мы ответ найдём! (ноги согнуть в коленях, поднимая ноги достаём локтями рук)

К цели мы своей придём!

Активным на уроке будь, (прыжки на месте)

И станет легче школьный путь!

 

Личностные:

Формирование нравственно-эстетических ценностей.

 

9

Обмен информацией

Связывание информации, формулирование вывода.

Подведение итогов. Применение открытых знаний на практике.

Организую учебную деятельность для возможности каждой группе рассказать о проделанной работе, демонстрируя разные особенности переноса слов.

Итак, что мы можем сказать о переносе слов?

Под руководством учителя совместно формулируются правила переноса слов в русском языке.

Мы узнали правила переноса слов в русском языке? Можем ли мы теперь помочь Вове? Как исправить ошибки, чтобы приятель понял мальчика?

Выслушивают выступления участников других групп.

Высказывают, формулируют, обобщают, делают соответствующие выводы.

Определяют под руководством учителя, как нужно оформить перенос слов в записке. Полученный текст записывают в тетрадь.

Коммуникативные:

- умение слушать, анализировать, делать выводы.

Составляется итоговый плакат с правилами на доске:

1.Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую.

2.Букву й при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквой.

3.Букву ь нельзя отделять от стоящей перед ней буквы.

На слайде:

Миша!

Возьми в сарае удоч-ки. Позови товари-ща Серёжу. Я вас жду на речке.

Вова.

10

Рефлексия урока.

Фронтальная работа (устный опрос).

- Вернёмся к нашей задаче урока.

Как вы думаете, мы выполнили поставленные задачи на уроке?

Оцените свои знания и умения в оценочном листе, в колонке «Оценка по результату».

- Кому было легко работать на уроке, поднимите красный кружок?

- У кого работа на уроке вызывала некоторые трудности, поднимите зелёный кружок?

- У кого остались вопросы и недопонимания по теме урока, работать было тяжело, поднимите синий кружок.

Спасибо за работу!

Самооценка в оценочном листе.

Самооценка с помощью кружков.

Регулятивные:

- самооценка и самоконтроль.

Коммуникативные:

- формирование способов учебного сотрудничества.

На доске:

КРУЖКИ:

Красный

Зелёный

Синий

Дополнительный материал к уроку:

Инструкционная карта:

1.Прочитайте текст по цепочке. Выделите особенности переноса слов.

2.Запишите на отдельном листке выделенный способ.

3.Распределите между собой слова, записанные на полосках таким образом,

чтобы у каждой пары в группе было по одному слову.

4.Установите место переноса в каждом слове, разрезайте полоски в установленном месте,

приклейте образовавшиеся части, иллюстрируя варианты переноса.

5.Подготовьте выступление.

 

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Ф.И. _________________________________________

Прогностическая самооценка. _____________________

Промежуточная самооценка. _______________________

Оценка по результату.______________________________

Рефлексия:

 

 

П И

 

 

 

Правила переноса слов в русском языке

1.Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку: мо –ло – ко.

2.Букву й при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквой: вой – на, строй – ка.

3.Букву ь нельзя отделять от стоящей перед ней буквы:

огонь – ки.

 

 

 

Миша!

Возьми в сарае у

дочки. Позови товар

ища Серёжу.

Я вас жду на речке.

Вова.

 

Пенал машина осина корзинка

Лейка сойка мойте чайник

Мальчик коньки пальто зверьки

 

Слова с буквой «ь»

Слова с буквой «й»

Другие слова

 

Игра «Да» - «Нет»

Булавка упала под лавку. Лена искала булавку.

А) под лавкой лежала булавка

Б) Лена сидела на лавке

 

Список используемой литературы:

Русский язык: Учебник для 1 класса.- Канакина В.П. Горецкий В.Г. Издательство М.«Просвещение»2015 г.

Тетрадь - помощница «Читаю и понимаю» Ишимова О.А. Сабельникова С.И.. Издательство М. Просвещение» 2017 г.

Урок – исследование в начальной школе под редакцией Н.Б. Шумаковой Издательство М.«Просвещение»2014 г.

КИМ «Русский язык» О.Е. Курлыгина, О.О. Харченко М.«Просвещение» «Учлит» 2017 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.