12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ирина145 Россия, Алтайский край, п. Васильевка Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок-исследование по теме «Перенос слов» в 1 классе
Васильевская НОШ филиал МБОУ «Хабарская СОШ №2»
Хабарский район Алтайский край
Предмет: русский язык.
Класс: 1
Тема урока: « Перенос слов».
Учитель начальных классов: Целюрик Ирина Александровна
п. Васильевка
2018 год.
Тема: «Перенос слов»
Дидактическая цель урока: познакомить обучающихся с правилами переноса слов в русском языке, развивать умение определять количество слогов в слове.
Тип урока: урок - исследование.
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся:
* использовать различные правила переноса слов;
* осознавать важность и ценность правильной передачи сообщения;
* классифицировать факты по признаку «правила переноса».
2. На минутке чистописания:
- умение сличать образец написания буквы и сочетания букв и свой вариант;
- умение контролировать написание букв в записи пословицы.
4. В рефлексивной части урока:
- знание основного закона русского языка.
Формирование УУД:
- Личностные:
Установление связи между учебной деятельностью и мотивом;
Формирование нравственно-эстетических ценностей.
- Регулятивные:
Находить наиболее рациональные способы выполнения задания;
Учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
Учить организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств.
- Работа с текстом:
Уделять внимание процессу чтения;
Обучать продуктивным методам работы с разными источниками информации;
- Коммуникативные:
Развитие внимание учащихся;
Формирование умений слушать и записывать содержание и пояснения учителя или ответы одноклассников;
Развивать диалоговую и монологическую речь;
Учить правилам участия в коллективной деятельности;
Учить способам взаимодействия, учебного сотрудничества.
- Познавательные (логические):
Формирование логических умений: анализа и синтеза, сравнения, доказательства.
Учить формулировке проблемы.
Методы обучения:
- проблемный;
- диалоговый.
Формы организации деятельности:
- фронтальная,
- исследовательская,
- индивидуальная,
- парная,
- групповая.
Средства обучения:
- оценочные листы, рабочая тетрадь, презентация, задания на карточках, ножницы, клей.
ХОД УРОКА
№ п/п | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Заметки. Оформление доски |
1 | Организационный. - психологический настрой; -самоопределение к деятельности. | Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Все красиво дружно встали, Улыбнулись, подравнялись. Поздоровались прилично; Чтоб учиться на «отлично», Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор. - Как вы понимаете смысл высказывания «Нужно не просто знать, а заставлять знания работать! » | - Рассаживаются по местам. - Проверяют готовность к уроку. Высказывают свои мнения. | Личностные: - самоопределение; Коммуникативные: - планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками. | - Рисунки «Правила поведения на уроке». -Высказывание: «Нужно не просто знать, а заставлять знания работать! » |
2 | Постановка учебной задачи. | Послушайте внимательно стихотворения и постарайтесь ответить на вопрос: - О чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Сформулируйте тему урока. - Какие задачи мы должны решить на уроке? - Мне слоги сосчитать велели В огромном слове ТЕЛЕФОН, И я считала еле-еле, Пока не запиликал он. Дзинь-дзинь-дзинь – сказал, смотри: ТЕ-ЛЕ-ФОН, здесь слогов три! МА-МА – два, ЗВО-НИ-ЛА – три, Слоги лучше повтори. - Я пишу на белой строчке, Далеко ещё до точки. Только ручка, вот беда, Уткнулась в красные поля. Слово ЮЛЯ перенос Для меня большой вопрос! Одну букву не оставлю, Хоть она и целый слог. Слово ДРУГ, хоть небольшое, Разделить никак не мог. | Слушают стихотворение. Формулируют тему урока, ставят цели и задачи, высказывают свои мнения. | Регулятивные: - целеполагание. Познавательные: - анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов. Коммуникативные: - умение точно и полно высказывать свои мысли. Личностные: - смыслообразование – какое значение это имеет для меня. | |
3 | Актуализация имеющихся и необходимых знаний. | Спасибо! - Сегодня мы продолжим развивать умения определять слоги в словах и познакомимся с правилами переноса слов. - А для чего нам нужны все эти знания? Где мы их можем применить в нашей жизни, в каких ситуациях ? | Ответы детей на вопрос «Для чего нужны знания?» Применение их в жизненных ситуациях. | Коммуникативные: - умение точно и полно высказывать свои мысли. Личностные: - смыслообразование – какое значение это имеет для меня. | |
4 | Первичная оценка ЗУН. | - Каждый из вас получил оценочный лист. - Ваша задача оценить свои знания и умения по теме, над которой мы сегодня будем работать. - Поставьте, пожалуйста, знаки (+, + -, - ) на строке «Прогностичекая оценка.» | Работа в оценочных листах. | Регулятивные: - целеполагание; - прогнозирование результата. Личностные: - оценивание усваиваемого содержания. | |
5 | Чистописание. Фронтальная работа (устная). | - Сегодня мы будем закреплять умение каллиграфически правильно прописывать букву, обозначающую звук «Б». - букву «Б» заглавную и букву «б» строчную. - А что вы знаете о звуке, который обозначен буквой «Б»? - Оцените себя на полях в тетради. - Прочитайте пословицы. - Как вы понимаете её смысл? - Запишите пословицы. -Возьмите карточки, выполните задание «Да –Нет» - Оцените себя. - Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. - Подчеркните орфограммы и поставьте ударение. - Какие орфограммы подчеркнули? - Что нужно знать, чтобы безошибочно записать слова? - Правильно: Основной закон русского языка (Буквами на письме мы обозначаем не звуки, а фонемы.) | Устная работа: - анализ согласного звука «Б». - согласный, глухой парный, твёрдый парный. Самооценка на полях в тетради (+ или -) Записывают самостоятельно в тетрадь с доски. Выполняют задание. Самооценка Взаимооценка Запись Самооценка и взаимооценка на полях в тетради (+ или -) | Познавательные: - анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов. Регулятивные: - самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы; - работа по образцу. Коммуникативные: - развитие внимания; - развитие монологической и диалоговой речи. Познавательные: - анализ и синтез; - опора на уже известное; - формирование знаково-символического действия. Регулятивные: - самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы. | На доске: Булавка упала под лавку. Лена искала булавку. Основной закон русского языка (Буквами на письме мы обозначаем не звуки, а фонемы.) |
6 | Мотивация Фронтальный работа (устно) Организация групповой работы. | Предлагает прочитать записку составленную, одним мальчиком. -Что не так в этой записке? Почему приятель ничего не смог понять? - А сейчас поработаем в группах. Ваша задача – изучить правила переноса слов в русском языке. -Какие правила нужно помнить и соблюдать, работая в группе. | Читают на доске Определяют ошибки в записке. Формулируется цель исследования Проговаривание правил работы в коллективе.
| Работа с текстом: - формирование навыков чтения; - умение находить конкретные сведения, факты; Коммуникативные: - умение слушать и слышать; - развитие диалоговой и монологической речи; - формирование навыков продуктивного сотрудничества в группе, в паре. Познавательные: - развитие логических умений; - построение цепочки рассуждения. | На слайде: Миша! Возьми в сарае у дочки. Позови товар ища Серёжу. Я вас жду на речке. Вова. На доске правила работы в группе: В группе должен быть ответственный. Если не понял, переспроси. Своё несогласие выражай вежливо. Один говорит, другие слушают. Работать должен каждый на общий результат. |
7 | Работа в группах – исследование. | - Каждой группе дано своё задание: Карточка с текстом, в котором содержится информация о правилах переноса слов в русском языке, листки для записи фактов и практическое задание: - Слова на отдельных полосках бумаги, ножницы, клей. Инструкционная карта. - Задача группы: Распределить обязанности. Применить свои знания по теме. | Работа в группах | Регулятивные: - построение алгоритма деятельности; - самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы. - находить наиболее рациональные способы выполнения задания. Коммуникативные: - развитие внимания; - развитие монологической и диалоговой речи. Познавательные: - формирование навыков работы по алгоритму. Работа с текстом: - формирование продуктивных методов работы с текстом. | Карточка с текстом, в котором содержится информация о правилах переноса слов в русском языке, листки для записи фактов и практическое задание: - Слова на отдельных полосках бумаги, ножницы, клей. Инструкционная карта: 1.Прочитайте текст по цепочке. Выделите особенности переноса слов. 2.Запишите на отдельном листке выделенный способ. 3.Распределите между собой слова, записан-ные на полосках таким образом, чтобы у каждой пары в группе было по одному слову. 4.Установите место переноса в каждом слове, разрезайте полоски в установленном месте, приклейте образовав-шиеся части, иллюстрируя варианты переноса. 5.Подготовьте выступление. |
8 | Физминутка | Руки вверх - пришли учиться, Руки вниз – а не лениться. Сели, встали дружно вместе, Покружились все на месте. Пусть вопрос бывает труден - (руки на голову и наклоны головой) Огорчаться мы не будем. (руки согнуть в локтях и круговые движения) Сами мы ответ найдём! (ноги согнуть в коленях, поднимая ноги достаём локтями рук) К цели мы своей придём! Активным на уроке будь, (прыжки на месте) И станет легче школьный путь! | Личностные: Формирование нравственно-эстетических ценностей. | ||
9 | Обмен информацией Связывание информации, формулирование вывода. Подведение итогов. Применение открытых знаний на практике. | Организую учебную деятельность для возможности каждой группе рассказать о проделанной работе, демонстрируя разные особенности переноса слов. Итак, что мы можем сказать о переносе слов? Под руководством учителя совместно формулируются правила переноса слов в русском языке. Мы узнали правила переноса слов в русском языке? Можем ли мы теперь помочь Вове? Как исправить ошибки, чтобы приятель понял мальчика? | Выслушивают выступления участников других групп. Высказывают, формулируют, обобщают, делают соответствующие выводы. Определяют под руководством учителя, как нужно оформить перенос слов в записке. Полученный текст записывают в тетрадь. | Коммуникативные: - умение слушать, анализировать, делать выводы. | Составляется итоговый плакат с правилами на доске: 1.Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую. 2.Букву й при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквой. 3.Букву ь нельзя отделять от стоящей перед ней буквы. На слайде: Миша! Возьми в сарае удоч-ки. Позови товари-ща Серёжу. Я вас жду на речке. Вова. |
10 | Рефлексия урока. Фронтальная работа (устный опрос). | - Вернёмся к нашей задаче урока. Как вы думаете, мы выполнили поставленные задачи на уроке? Оцените свои знания и умения в оценочном листе, в колонке «Оценка по результату». - Кому было легко работать на уроке, поднимите красный кружок? - У кого работа на уроке вызывала некоторые трудности, поднимите зелёный кружок? - У кого остались вопросы и недопонимания по теме урока, работать было тяжело, поднимите синий кружок. Спасибо за работу! | Самооценка в оценочном листе. Самооценка с помощью кружков. | Регулятивные: - самооценка и самоконтроль. Коммуникативные: - формирование способов учебного сотрудничества. | На доске: КРУЖКИ: Красный Зелёный Синий |
Дополнительный материал к уроку:
Инструкционная карта: 1.Прочитайте текст по цепочке. Выделите особенности переноса слов. 2.Запишите на отдельном листке выделенный способ. 3.Распределите между собой слова, записанные на полосках таким образом, чтобы у каждой пары в группе было по одному слову. 4.Установите место переноса в каждом слове, разрезайте полоски в установленном месте, приклейте образовавшиеся части, иллюстрируя варианты переноса. 5.Подготовьте выступление. |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Ф.И. _________________________________________ Прогностическая самооценка. _____________________ Промежуточная самооценка. _______________________ Оценка по результату.______________________________ Рефлексия:
П И |
Правила переноса слов в русском языке | ||
1.Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку: мо –ло – ко. | 2.Букву й при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквой: вой – на, строй – ка. | 3.Букву ь нельзя отделять от стоящей перед ней буквы: огонь – ки. |
Миша! Возьми в сарае у дочки. Позови товар ища Серёжу. Я вас жду на речке. Вова. |
Пенал машина осина корзинка |
Лейка сойка мойте чайник |
Мальчик коньки пальто зверьки |
Слова с буквой «ь» | Слова с буквой «й» | Другие слова |
Игра «Да» - «Нет»
Булавка упала под лавку. Лена искала булавку.
А) под лавкой лежала булавка | Б) Лена сидела на лавке
|
Список используемой литературы: Русский язык: Учебник для 1 класса.- Канакина В.П. Горецкий В.Г. Издательство М.«Просвещение»2015 г. Тетрадь - помощница «Читаю и понимаю» Ишимова О.А. Сабельникова С.И.. Издательство М. Просвещение» 2017 г. Урок – исследование в начальной школе под редакцией Н.Б. Шумаковой Издательство М.«Просвещение»2014 г. КИМ «Русский язык» О.Е. Курлыгина, О.О. Харченко М.«Просвещение» «Учлит» 2017 г. |