Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, на основе авторской программы основного общего образования по русскому языку 5 класс авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.
Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания предмета «русский язык», – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.
В результате изучения русского языка на ступени основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные.
1) любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
2) любовь к природе, осознание ее уникальности, необходимости ее беречь, умение чувствовать красоту природы;
3) потребность в самовыражении через слово;
4) устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
5) ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
6) стремление к развитию и совершенствованию собственной речи
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;
организовывать исследовательскую работу: ставить учебные задачи, планировать деятельность;
контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследовать
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
искать и выделять необходимую информацию;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
моделировать: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логическую цепочку;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
совершенствовать орфоэпические навыки;
количественно и качественно обогащать словарный запас;
оперировать стилистическими ресурсами языка;
развивать связную устную и письменную речь;
правильно общаться – выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка
Предметные.
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Учащиеся должны знать:
основные сведения о языке, изученные в 5 классе;
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
аудирование
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
фонетика и графика
выделять в слове звуки речи;
давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
разбирать слова фонетически;
орфоэпия
правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
опознавать звукопись как поэтическое средство;
использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;
разбирать слова орфоэпически;
работать с орфоэпическим словарем;
лексика
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;
опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи;
пользоваться толковым словарем;
словообразование
выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);
подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;
разбирать слова по составу;
пользоваться словарем морфемного строения слов;
морфология
квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;
образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
разбирать слово морфологически;
синтаксис
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разбирать простое предложение синтаксически;
орфография
находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе;
пользоваться орфографическим словарем;
пунктуация
находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
обосновывать выбор знаков препинания;
расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;
связная речь
определять тему и основную мысль текста, его стиль;
составлять простой план текста;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
писать сочинения повествовательного характера;
совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
получения знаний по другим учебным предметам.
Формирование ИКТ – компетентности обучающихся:
Коммуникация и социальное взаимодействие
выступать с аудио-видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
участвовать в обсуждении (видео-аудио, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей
Выпускник получит возможность:
приобрести опыт игрового и театрального взаимодействия с использованием возможностей Интернета;
анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Модуль | часы | Виды деятельности учащихся | |||
Всего | Из них р/речи | Из них к/работ | ||||
1 | Язык и общение | 3 | 1 | | Работа с пословицами, поговорками; подбор текстов о языке; определение функции языка; особенности письменной и устной речи; выделять главное в высказывании. Понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества; соблюдать нормы русского речевого этикета, извлекать информацию из различных источников, понимать основное содержание текста. | |
2 | Вспоминаем повторяем, изучаем | 25 | 5 | 2 | Повторение изученного в начальных классах: опознавать признаки орфограммы; работа с деформированным текстом; морфемный, морфологический разборы; комментируемое письмо, шарады, вставить пропущенные буквы, выборочный, распределительный диктанты, | |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 37 | 5 | 3 | Выделение словосочетаний из предложений, замена глагольных словосочетаний на именные и наоборот, синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложения, построение схем предложений; конструирование предложений, работа над интонацией; функционирование в предложении слов разных частей речи; определение признаков членов предложения; лингвистический анализ текста | |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография Культура речи | 14 | 3 | 1 | Решение лингвистических задач, различение паронимов, работа с аллитерацией, ассонансом; различение звука и буквы; составление транскрипции; работа по алгоритму (фонетический разбор); работа со словарями (орфоэпическими); работа над правильным произношением | |
5 | Лексика. Культура речи | 9 | 2 | | Работа со словарями; различение многозначных слов и омонимов, умение находить омонимы, синонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова; слова в прямом и переносном смысле; анализ текста (в частности, поэтического) | |
6 | Морфемика. Орфография Культура речи | 19 | 2 | 1 | Морфемный разбор, состав слова; назначение морфем; орфограммы в морфемах, условия выбора букв, применять правила на практике; составление «словообразовательных деревьев»; составление слов по схемам | |
7 | Имя существительное | 27 | 6 | 1 | Морфологические признаки имени существительного: одушевленность – неодушевленность, собственные – нарицательные и т.д.; правописание гласных в падежных окончаниях существительных; окончания существительных на –ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах; правописание гласных и падежных окончаний имен существительных; правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных; работа по алгоритму (морфологический разбор); пользоваться теоретическими правилами на практике. | |
8 | Имя прилагательное | 9 | 2 | 1 | Морфологические признаки и синтаксическая роль имен прилагательных в тексте; употребление в речи имен прилагательных; согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; условия, от которого зависит выбор гласных в падежных окончаниях прилагательных; алгоритм морфологического разбора имен прилагательных; морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте; безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи | |
9 | Глагол | 23 | 2 | 1 | Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов; определение глагола; морфологические признаки глагола, его синтаксическая роль; различать неопределенную и личную форму глагола, правильно писать глаголы в неопределенной форме; владеть способом действия по распознаванию вида глагола, отличать глаголы совершенного и несовершенного вида; определять вид и время глагола; морфологические признаки глаголов, опознавать глаголы в тексте; определять спряжение глаголов по алгоритму; алгоритм морфологического разбора глагола | |
10 | Повторение и систематизация изученного | 7 | 0 | 1 | Определять изученные части речи; различать орфограммы и правильно употреблять слова в речи; опознавать части речи, находить в них орфограммы в окончаниях, применять изученные правила на письме; опознавать части речи, находить в них орфограммы, применять изученные правила на письме; правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях; проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. | |
11 | Резерв | 2 | | | | |
| Итого | 175 | 27 | 11 | |
№ урока | Тема урока | Количество | Домашнее задание |
Язык и общение | |||
1 | Язык и человек. | | Упр. 3, выписать пословицы о языке |
2 | Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. | | Упр. 6, 10, 12; РТ №3 |
3 | Стили речи | | Упр. 17, 18 |
Вспоминаем, повторяем, изучаем | |||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | | Упр. 22, 24 |
5 | Орфография. Орфограмма. | | Упр. 27 |
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | | Упр. 33, 36; РТ №6 |
7 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | | Упр. 38; РТ №7, 9 |
8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | | Упр. 42, 46; РТ №12 |
9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | | Упр. 49; РТ № 15, 18 |
10 | Буквы и, у, а после шипящих | | Упр. 52, 53 |
11 | Разделительные ъ и ь | | Упр. 56, 58; РТ №21 |
12 | Раздельное написание предлогов с другими словами | | Упр. 62 |
13 | Закрепление изученного материала | | подготовка к к/тесту; |
14 | Контрольное тестирование | | повторение |
15 | Что мы заем о тексте | | Упр. 69; РТ №23, 24 |
16 | Части речи | | Упр. 77 |
17 | Глагол | | Упр. 83 |
18 | Правописание -тся и -ться в глаголах | | Упр. 85 |
19 | Изложение по учебнику (текст упр. 70) | | повторение |
20 | Личные окончания глаголов. | | Упр. 90 |
21 | Не с глаголами | | Упр. 92 |
22 | Тема текста | | Упр. 87 |
23 | Имя существительное | | Упр. 97, 100; РТ №24 |
24 | Имя прилагательное | | Упр. 106, 108 |
25 | Местоимение | | Упр. 113; РТ №25 |
26 | Контрольный диктант по теме «Морфология» | | повторение |
27 | Подготовка к домашнему сочинению по картине А.А. Пластова «Летом» | | сочинение |
28 | Основная мысль текста | | Упр. 118; РТ №27, 28 |
Синтаксис, пунктуация, культура речи | |||
29 | Синтаксис и пунктуация. | | Упр. 120, 123, 125 |
30 31 | Словосочетание | | Упр. 131, 133 Упр. 137, 138; РТ №31 |
32 | Разбор словосочетания | | Упр. 140; подготовка к к/работе |
33 | Контрольная работа по теме «Словосочетание» | | повторение |
34 | Предложение | | Упр. 143; РТ №32 |
35 | Изложение по учебнику (текст упр. 144) | | повторение |
36 | Виды предложений по цели высказывания | | РТ №35, 37 |
37 | Восклицательные предложения | | Упр. 156, 157; РТ №36 |
38 | Члены предложения Главные члены предложения. Подлежащее | | Упр. 161, 162 |
39 | Сказуемое | | Упр. 165, 166 |
40 | Тире между подлежащим и сказуемым | | Упр. 173, 174 |
41 | Сочинение | | повторение |
42 | Нераспространенные и распространенные предложения Второстепенные члены предложения | | Упр. 178, 179 |
43 | Дополнение | | Упр. 181, 185 |
44 | Определение | | Упр. 189, 190 |
45 | Обстоятельство | | Упр. 195, 197, 198; РТ №40 |
46 | Предложения с однородными членами | | Упр. 201, 202 |
47 48 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | | Упр. 205 Упр. 207; РТ №43 |
49 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | | Упр. 211, 212; РТ №46 |
50 51 | Предложения с обращениями | | Упр. 217, 220 Упр. 221; РТ №51 выписать 3 предложения с обращениями из «Сказки о мертвой царевне…» |
52 | Письмо | | Упр. 225, 226; РТ №52 |
53 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | | Упр. 228, 231; РТ №39 |
54 | Контрольный диктант | | повторение |
55 56 | Сочинение по картине Ф. Решетникова «Мальчишки» | | закончить сочинение |
57 58 | Простые и сложные предложения | | Упр. 239, 240 Подобрать примеры СП, Упр. 237, 241 |
59 | Синтаксический разбор сложного предложения | | Упр. 243; РТ №58, 60,61 |
60 61 | Прямая речь | | Упр. 248 Упр. 250; РТ №63 |
62 | Диалог | | Упр. 255, 256 |
63 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | | Упр. 256, повторение, подготовка к к/тесту; РТ №53 |
64 | Контрольный тест по теме «Синтаксис. Пунктуация» | | повторение |
65 | Выборочное изложение | | повторение |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | |||
66 | Фонетика. Гласные звуки | | Упр. 266, 267 |
67 | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. | | Упр. 271, 276 |
68 | Повествование | | повторение |
69 | Изложение | | повторение |
70 | Согласные твердые и мягкие | | Упр. 278; РТ №67 |
71 | Согласные звонкие и глухие | | Упр. 286 |
72 | Графика. Алфавит | | Упр. 295, 300 |
73 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | | Упр. 304, 307 |
74 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | | Упр. 313, 314; РТ №71, 72 |
75 | Описание предмета | | сочинение |
76 | Орфоэпия. | | Упр. 319; РТ №77, 78 |
77 | Фонетический разбор слова Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» | | Упр. 324, 325; РТ №79 |
78 | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» или тест | | Упр. 323 |
| Лексика. Культура речи | ||
79 | Слово и его лексическое значение | | Упр. 331, 336; РТ №85 |
80 | Однозначные и многозначные слова | | Упр. 342, 346; РТ №83 |
81 | Прямое и переносное значение слов | | Упр. 351, 352; РТ №82 |
82 | Омонимы | | Упр. 357 |
83 | Изложение | | повторение |
84 | Синонимы | | Упр. 363, 367; РТ №93 |
85 | Антонимы | | Упр. 372; РТ №89, 92 |
86 | Подготовка к домашнему сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | | сочинение |
87 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи». Проверочная работа | | повторение |
Морфемика. Орфография. Культура речи | |||
88 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | | Упр. 378 |
89 | Окончание. Основа слова | | Упр. 384, 389; РТ №98, 99 |
90 | Корень слова | | Упр. 395 |
91 | Суффикс | | Упр. 407, 412 |
92 | Приставка | | Упр. 418, 419 |
93 | Рассуждение | | Упр. 402 |
94 | Чередование звуков | | Упр. 424 |
95 | Беглые гласные | | Упр. 430 |
96 | Варианты морфем | | Упр. 431 |
97 | Морфемный разбор слова | | Упр. 433 |
98 | Правописание гласных и согласных в приставках | | Упр. 436 |
99 | Буквы з и с на конце приставок | | Упр. 440; РТ №106 Упр. 445, 446 |
100 | Чередование букв о - а в корне -лаг-/ -лож- | | Упр. 449 |
101 | Чередование букв о - а в коне -раст - /-рос- | | Упр. 455, 456; РТ №112 |
102 | Буквы ё-о после шипящих в корне | | Упр. 459 460 |
103 | Буквы и -ы после ц | | Упр. 465; РТ №117, 118 |
104 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи» | | подготовка к к/дикт; РТ№120 |
105 | Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | | повторение |
106 | Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | | Упр. 470 |
Морфология. Орфография. Культура речи | |||
Имя существительное | |||
107 108 | Имя существительное как часть речи | | Упр. 476 Упр. 478, 481 |
109 | Доказательство в рассуждении. | | материал учебника |
110 | Сочинение (по упр. 484) | | закончить сочинение |
111 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | | Упр. 487, 488 |
112 113 | Имена существительные собственные и нарицательные | | Упр. 491 Упр. 501 |
114 | Род имен существительных | | Упр. 507 |
115 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | | Упр. 512 |
116 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | | Упр. 518; РТ №125 |
117 118 | Изложение с элементами сочинения | | повторение |
119 | Три склонения имен существительных | | Упр. 521 |
120 121 | Падеж имен существительных | | Упр. 529 Упр. 531 |
122123 | Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе | | Упр. 537 Упр. 540; РТ №128 Упр. 546 |
124 | Изложение с изменением лица | | повторение |
125 126 | Множественное число существительных | | Упр. 551 Упр. 555 |
127 | Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных | | Упр. 559; РТ №126, 127 |
128 | Морфологический разбор имени существительного | | Разбор 3 сущ. |
129 130 | Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном | | Упр. 561 |
131 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | | повторение |
132 | Анализ контрольного диктанта | | Упр. 563 |
133 | Сочинение-описание | | повторение |
Имя прилагательное | |||
134 | Имя прилагательное как часть речи | | Упр. 569, 571 |
135 136 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | | Упр. 579; РТ №131 Упр. 583, 584 |
137 | Описание животного | | Упр. 587 |
138 | Изложение с элементами сочинения | | повторение |
139 | Прилагательные полные и краткие | | Упр. 594, 598; РТ №132 |
140 | Морфологический разбор имени прилагательного | | Упр. 601 |
141 | Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном | | Упр. 602, подготовка к к/дикт; РТ №134 |
142 | Контрольный тест по теме «Имя прилагательное» или контрольная работа | | повторение |
Глагол | |||
143 | Глагол как часть речи. | | Упр. 606, 607 |
144 | Не с глаголами | | Упр. 610; РТ №142, 147 Упр. 614, 617 |
145 | Рассказ | | Упр. 619 |
146 147 | Неопределенная форма глагола | | Упр. 624, 625 Упр. 629 |
148 149 | Правописание -тся и -ться в глаголах | | Упр. 634 Упр. 637; РТ №141 |
150 151 | Виды глагола | | Упр. 639 Упр. 644, 645 |
152 153 | Буквы е - и в корнях с чередованием | | Упр. 647 Упр. 649 |
154 | Рассказ «Как я однажды...» | | Упр. 651 |
155 | Время глагола. Прошедшее время | | Упр. 654, 657 |
156 | Настоящее время | | Упр. 600 |
157 | Будущее время | | Упр. 665, 666 |
158 159 160 | Спряжение глаголов | | Упр. 672; РТ №135 Упр. 67, 682 Упр. 686; РТ №137, 138 |
161 | Морфологический разбор глагола | | Упр. 687 |
162 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | | Упр. 693 |
163 | Употребление времен | | Упр. 697 |
164 | Повторение и обобщение изученного материала о глаголе | | Упр. 700 Упр. 704, подготовка к к/дикт |
165 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | | повторение |
Повторение и систематизация изученного | |||
166 167 | Разделы науки о языке | | Упр. 710 Упр. 714, 715 |
168 | Орфограммы в приставках и корнях слов | | Упр. 720 |
169 | Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв Ъ и Ь знак. Раздельные написания. | | Упр. 724, 727; РТ №148 |
170 | Знаки препинания в простых предложениях и сложных предложениях и в предложениях с прямой речью | | Упр. 730, подготовка к к/дикт; РТ №149, 150 |
171 | Морфология. Орфография | | подготовка к итоговому тестированию |
172 173 | Промежуточная аттестация | | |
174175 | Резервные уроки | | |