Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зап-Халеевичская средняя общеобразовательная школа» Стародубского муниципального района Брянской области
« Рассмотрено на заседании ШМО учителей и рекомендовано к утверждению» Руководитель ШМО ______________Пыко Г.И. Протокол № 1 от 29_.08.2019 г. | «Согласовано» Зам.директора школы по УВР: ______ __Филоненко Е.Н. 29.08.2019г. | «Утверждаю» Директор школы: ________И.Н.Авдеенко приказ №14 от 29.08.19 г. |
Рабочая программа
по русскому языку
5 класс
на 2019-2020 учебный год
учителя русского языка и литературы
Приваловой Юлии Алексеевны
2019 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и авторской программы по русскому языку для 5 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2014г.
Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч. / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2015.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:
рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации;
соответствует ООП ООО МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ»;
соответствует учебному плану МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ
При реализации данного учебного предмета используется системно -деятельностый и компетентностый подходы, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
В авторскую программу не внесены изменения.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире.
Цели изучения русского языка могут быть достигнуты при выполнении следующих задач:
• развить речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексы-повествования небольшого объёма;
• воспитать у учащихся позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык».
Значение русского языка как учебного предмета в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предполагает метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную) язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании систем и национальных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека.
Основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка; интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения и Примерной программой по русскому языку для основной школы в данной рабочей программе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной модели: направленность на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций. Реализуемый в программе компетентностный подход согласуется с заявленным в ФГОС системно - деятельностным подходом, имеющим общедидактический характер.
Таким образом, особенностью программы является ее направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования универсальных учебных действий:
- личностные универсальные учебные действия обеспечивают самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-этических ориентиров, мотивация к учению, в частности к изучению русского языка;
- регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи, планирование последовательности действий и их коррекция в случае необходимости, осуществление самооценки);
-познавательные учебные действия включают общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников, осознанное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого виды чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности, универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей.
В программе для 5 класса, ориентированной на предметную линию учебников Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. реализуется когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов развития ученика, его мышления, восприятия, воображения и процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности.
Когнитивное развитие ребенка в настоящее время рассматривается в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением самой когнитивной системы со всеми ее составляющими: восприятием, воображением, умением рассуждать, выдвигать тезисы и т.д. Исходя из этого в программе актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста и его интерпретации в зависимости от заданных условий речевого общения.
В социокультурных условиях начала XXI века формирование коммуникативной компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важное значение в процессах социальной адаптации ребенка. Содержание коммуникативной составляющей программы направлено на овладение умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения информации, как средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Отличительной особенностью программы, соответствующей предметной линии учебников Л.М. Рыбченковой, является ее направленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности.
Реализация когнитивно - коммуникативного подхода предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного предмета. Ориентация процесса обучения на текст как основную единицу обучения позволяет представить изучаемый языковой материал в его коммуникативном пространстве. Таким образом, программа ориентирована на постижение учащимися не только формальных, но и смысловых, а также функциональных особенностей языковых единиц. В 5 классе предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым материалом.
Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
Согласно учебному плану на изучение предмета «Русский язык» в 5 классе выделяется 175 часов в год, 5 часов в неделю, 35 учебные недели.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета «Русский язык».
Введение.
Язык и языкознание. Язык и общение. Текст.
Фонетика. Графика. Орфография.
Буква и звук. Алфавит. Транскрипция. Согласные звуки и буквы (звонкие/глухие, парные/непарные). Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Непроизносимые согласные. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог и ударение.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Морфемика. Словообразование. Орфография.
Корень слова. Родственные слова. Окончание и основа слова. Приставки. Суффиксы.
Сложные слова.
Лексикология.
Лексическое значение слова. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари. Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.
Однозначные и многозначные слова. Лексическая сочетаемость. Тематическая группа.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Морфология.
Морфология как раздел науки о языке. Части речи. Имя существительное как часть речи. Род имён существительных. Склонение имён существительных. Падеж имён существительных Число имён существительных. Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Правописание НЕ с именами существительными. Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. Краткие прилагательные.
Правописание НЕ с именами прилагательными. Имя числительное как часть речи.
Местоимение как часть речи. Контрольная работа по теме «Части речи. Местоимение».
Глагол как часть речи. Инфинитив. Время глагола.Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Правописание окончаний глаголов. Наречие как часть речи. Служебные части речи. Роль служебных частей речи в тексте.
Синтаксис и пунктуация.
Что изучает синтаксис? Словосочетание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Нормы сочетания слов. Предложение – основная единица речевого общения. Роль предложений в формировании и выражении мысли. Главные и второстепенные члены предложения. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего в предложении. Сказуемое. Способы выражения сказуемого в предложениях. Тире между главными членами предложения. Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Пунктуация в предложениях с однородными членами и обобщающим словом. Обращение в предложении: его функции и способы выражения. Формы обращения. Прямая речь.
Сложное предложение. Виды сложных предложений. Знаки препинания и интонация в сложном предложении.
Тематическое планирование по учебному предмету
«Русский язык»
№ п/п | № п/ теме | Дата/факт | Тема урока | |
план | факт | |||
Введение -4ч | ||||
1. | 1. | | | Язык и языкознание. Роль языка в жизни человека. |
2 | 2 | | | Язык и общение. |
3 | 3 | | | Развитие речи. Текст. Понятие о тексте. Признаки текста. |
4 | 4 | | | Вводный контрольный диктант №1 по теме «Повторение» |
Фонетика.Графика.Орфография-18ч | ||||
5 | 1. | | | Буква и звук. Алфавит. |
6 | 2. | | | Буква и звук. Алфавит |
7 | 3. | | | Гласные буквы и звуки. Буквы и звуки согласные |
8 | 4. | | | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. |
9 | 5. | | | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. |
10 | 6. | | | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. |
11 | 7. | | | Согласные звук и обозначающие их буквы. Оглушение и озвончение согласных |
12 | 8. | | | Согласные звук и обозначающие их буквы. Непроизносимые согласные. |
13 | 9 | | | Согласные звук и буквы. Твёрдые и мягкие согласные |
14 | 10 | | | Гласные звуки и обозначающие их буквы. Классификация гласных звуков и букв. |
15 | 11 | | | Гласные звуки и обозначающие их буквы. Фонетический разбор. |
16 | 12 | | | Слог и ударение. Ударные и безударные слоги. |
17 | 13. | | | Развитие речи. Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица». |
18 | 14 | | | Правописание безударных гласных в корне слова. |
19 | 15 | | | Повторение по теме: «Фонетика, графика, орфография». Обобщение изученного. |
20 | 16 | | | Повторение по теме: «Фонетика, графика, орфография». Закрепление. |
21 | 17 | | | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме: «Фонетика. Графика. Орфография». |
22 | 18 | | | Работа над ошибками |
Морфемика. Словообразование. Орфография-11ч | ||||
23 | 1. | | | Корень слова. Родственные слова. |
24 | 2 | | | Окончание и основа слова. |
25 | 3 | | | Приставки. |
26 | 4 | | | Суффиксы. |
27 | 5 | | | Сложные слова. |
28 | 6 | | | Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». Обобщение изученного. |
29 | 7 | | | Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». Закрепление. |
30 | 8 | | | Контрольный диктант №3 по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография». |
31 | 9 | | | Работа над ошибками. |
32 | 10 | | | Развитие речи. Подготовка к написанию изложения с продолжением «Берёзка». |
33 | 11 | | | Развитие речи. Изложение с продолжением «Берёзка». |
Лексикология, орфография , фразеология-40ч | ||||
34 | 1 | | | Лексическое значение слова. |
35 | 2 | | | Развитие речи. Устная и письменная речь. |
36 | 3 | | | Развитие речи. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. |
37 | 4 | | | Всероссийская контрольная работа |
38 | 5 | | | Толковые словари. |
39 | 6 | | | Буквы О и Е после шипящих в корне слова. Знакомство с орфограммой. |
40 | 7 | | | Однозначные и многозначные слова. |
41 | 8 | | | Развитие речи. Лексическая сочетаемость. |
42 | 9 | | | Тематическая группа. |
43 | 10 | | | Синонимы. |
44 | 11 | | | Антонимы. |
45 | 12 | | | Омонимы. Паронимы. Различение омонимов и многозначных слов. |
46 | 13 | | | Омонимы. Паронимы. Их оформление в толковых словарях. |
47 | 14 | | | Развитие речи. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. |
48 | 15 | | | Контрольная работа по теме: «Лексикология». |
49 | 16 | | | Понятие о чередовании. |
50 | 17 | | | Буквы Е//И в корнях с чередованием. Введение. |
51 | 18 | | | Буквы Е//И в корнях с чередованием. Закрепление. |
52 | 19 | | | Чередование букв А//О в корне –ЛАГ-//-ЛОЖ-. |
53 | 20 | | | Чередование букв А//О в корне –КАС-//-КОС-. |
54 | 21 | | | Буквы А//О в корнях с чередованием. Обобщение изученного. |
55 | 22 | | | Развитие речи. Подготовка к написанию изложения с продолжением по теме: «М. Пришвин. « Кладовая солнца». |
56 | 23 | | | Развитие речи. Изложение с продолжением по теме: «Чёрный пень» (по М. Пришвину «Кладовая солнца»). |
57 | 24 | | | Суффиксы -чик-//-щик-. Знакомство с правилом. |
58 | 25 | | | Суффиксы -чик-//-щик-. Закрепление. |
59 | 26 | | | Буквы И//Ы после приставок на согласные. Знакомство с орфограммой. |
60 | 27 | | | Буквы И//Ы после приставок на согласные. Закрепление. |
61 | 28 | | | Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения «Как я первый раз...». |
62 | 29 | | | Особенности написания приставок на З//С. Выделение приставки. |
63 | 30 | | | Особенности написания приставок на З//С. Графическое обозначение 17орфограммы. |
64 | 31 | | | Особенности написания приставок на З//С. Закрепление. |
65 | 32 | | | Понятие о фразеологизмах. |
66 | 33 | | | Фразеологизмы: их признаки. |
67 | 34 | | | Фразеологизмы. Синонимичные фразеологизмы. |
68 | 35 | | | Повторение по теме: «Лексикология». Крылатые слова. |
69 | 36 | | | Обобщение изученного по теме: «Лексикология». |
70 | 37 | | | Повторение по теме: «Лексикология». Закрепление. |
71 | 38 | | | Обобщающее повторение по теме: «Лексикология». |
72 | 39 | | | Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме: «Лексикология». |
73 | 40 | | | Работа над ошибками. |
Морфология -61 | ||||
74 | 1 | | | Части речи. |
75 | 2 | | | Имя существительное. |
76 | 3 | | | Род имён существительных. |
77 | 4 | | | Склонение имён существительных. |
78 | 5 | | | Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Обобщающее повторение. |
79 | 6 | | | Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Закрепление. |
80 | 7 | | | Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. |
81 | 8 | | | Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Закрепление. |
82 | 9 | | | НЕ с именами существительными. Условия слитного написания. |
83 | 10 | | | НЕ с именами существительными. Условия раздельного написания. |
84 | 11 | | | Повторение по теме «Имя существительное» |
85 | 12 | | | Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме: «Морфология. Имя существительное». |
86 | 13 | | | Работа над ошибками. |
87 | 14 | | | Имя прилагательное. |
88 | 15 | | | Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения-повествования с элементами описания по теме: «Имя прилагательное». |
89 | 16 | | | Развитие речи. Написание сочинения- повествования с элементами описания по теме: «Имя прилагательное». |
90 | 17 | | | Правописание окончаний имён прилагательных. |
91 | 18 | | | Краткие прилагательные. |
92 | 19 | | | НЕ с именами прилагательными. Условия слитного написания. |
93 | 20 | | | НЕ с именами прилагательными. Условия раздельного написания. |
94 | 21 | | | Развитие речи. Подготовка к изложению прочитанного текста по теме: «Имя прилагательное». |
95 | 22 | | | Развитие речи. Изложение прочитанного текста по теме: «Имя прилагательное». |
96 | 23 | | | Повторение по теме «Имя прилагательное» |
67 | 24 | | | Понятие об имени числительном. |
98 | 25 | | | Имя числительное: морфологический разбор. |
99 | 26 | | | Понятие о местоимении. |
100 | 27 | | | Местоимение: морфологический разбор. |
101 | 28 | | | Повторение по теме «Местоимение» |
102 | 29 | | | Контрольная работа № 1 по теме: «Местоимение». |
103 | 30 | | | Работа над ошибками. |
104 | 31 | | | Глагол как часть речи. |
105 | 32 | | | Понятие об ифинитиве. |
106 | 33 | | | Инфинитив в составе сказуемого. |
107 | 34 | | | Развитие речи. Средства связи предложений в тексте. Анализ текста. |
108 | 35 | | | Развитие речи. Средства связи предложений в тексте. Комплексный анализ текста. |
109 | 36 | | | Время глагола. |
110 | 37 | | | Развитие речи. Тип текста. Время в предложении и тексте. |
111 | 38 | | | Развитие речи. Сочинение – описание предмета по теме: «Морфология». |
112 | 39 | | | Изменение глаголов по лицам и числам. Формы настоящего и будущего времени. |
113 | 40 | | | Изменение глаголов по лицам и числам. Определение спряжения. |
114 | 41 | | | Правописание окончаний глаголов. Знакомство с правилом. |
115 | 42 | | | Правописание окончаний глаголов. Закрепление. |
116 | 43 | | | Правописание окончаний глаголов. Повторение и обобщение. |
117 | 44 | | | Повторение по теме «Глагол» |
118 | 45 | | | Контрольная работа № 2 по теме: «Глагол». |
119 | 46 | | | Понятие о наречии. |
120 | 47 | | | Наречие. О//Ё после шипящих в суффиксах наречий. |
121 | 48 | | | Наречие. Ь на конце наречий |
122 | 49 | | | Повторение по тем «Наречие» |
123 | 50 | | | Контрольная работа № 3 по теме: «Наречие». |
124 | 51 | | | Понятие о служебных частях речи. |
125 | 52 | | | Служебные части речи. Союзы. |
126 | 53 | | | Служебные части речи. Употребление предлогов и союзов. |
127 | 54 | | | Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине по теме: «И.Я. Билибин. «Гвидон и царица». |
128 | 55 | | | Развитие речи. Сочинение по картине по теме: «И.Я. Билибин. «Гвидон и царица». |
129 | 56 | | | Повторение материала по теме: «Морфология». Орфографические разборы. |
130 | 57 | | | Повторение материала по теме: «Морфология». Морфологические разборы. |
131 | 58 | | | Урок-обобщение по теме: «Морфология». |
132 | 59 | | | Урок - практикум по теме: «Морфология». |
133 | 60 | | | Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием по теме: «Морфология». |
134 | 61 | | | Работа над ошибками. |
Синтаксис и пунктуация -35 | ||||
135 | 1. | | | Что изучает синтаксис? |
136 | 2. | | | Словосочетание. |
137 | 3. | | | Предложение. |
138 | 4. | | | Понятие о главных и второстепенных членах предложения. |
139 | 5. | | | Главные и второстепенные члены предложения. Их способы выражения. |
140 | 6. | | | Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Интонация и смысловые особенности. |
141 | 7. | | | Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Структурные и смысловые особенности. |
142 | 8. | | | Развитие речи. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. |
143 | 9. | | | Развитие речи. Эмоции и их отражение в предложении. Эмоциональная окраска предложений. |
144 | 10. | | | Развитие речи. Эмоции и их отражение в предложении. Употребление восклицательного знака в конце предложения. |
145 | 11. | | | Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме “Синтаксис и пунктуация”. |
146 | 12. | | | Работа над ошибками. |
147 | 13. | | | Развитие речи. Как писать отзыв. |
148 | 14. | | | Понятие о грамматической основе предложения. |
149 | 15. | | | Способы выражения грамматической основы предложения. |
150 | 16. | | | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Закрепление. |
151 | 17. | | | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Обобщение. |
152 | 18. | | | Второстепенные члены предложения. |
153 | 19. | | | Определение. |
154 | 20. | | | Понятие о дополнении. |
155 | 21. | | | Дополнение как второстепенный член предложения. |
156 | 22. | | | Понятие об обстоятельстве. |
157 | 23. | | | Обстоятельство как второстепенный член предложения. |
158 | 24. | | | Понятие об однородных членах предложения. |
159 | 25. | | | Однородные члены предложения. Обозначение однородных членов предложения. |
160 | 26. | | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
161 | 27. | | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Закрепление. |
162 | 28. | | | Развитие речи. Вопросный план текста. |
163 | 29. | | | Понятие об обращении. |
164 | 30. | | | Обращение. Знаки препинания при обращении. |
165 | 31. | | | Прямая речь. |
166 | 32. | | | Развитие речи. План текста. Подготовка к изложению с элементами сочинения по теме: «Без труда нет плода». |
167 | 33. | | | Развитие речи. Изложение с элементами сочинения по теме: «Без труда нет плода». |
168 | 34. | | | Сложное предложение. |
169 | 35. | | | Повторение по теме: «Синтаксис и пунктуация». |
Повторение-6 | ||||
170 | 1 | | | Повторение по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» |
171 | 2 | | | Повторение по теме «Лексикология, орфография , фразеология» |
172 | 3 | | | Повторение по теме «Морфология» |
173 | 4 | | | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» |
174 | 5 | | | Итоговый контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием |
175 | 6 | | | Работа над ошибками |
6Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Программы | |
Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – Москва: Просвещение, 2014. Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения). «Русский язык 5-9 классы»; 2-е издание, Москва: Просвещение, 2014. | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения (личностные, метапредметные и предметные); представлены содержание основного общего образования по русскому языку, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. |
Учебники | |
Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2ч. / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2015. | В учебнике реализована главная цель, которую ставили перед собой авторы – развитие личности школьника средствами русского языка, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе. В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий учащимся 5 классов выстраивать индивидуальные траектории изучения русского языка за счет обязательного и дополнительного материала: различных практикумов, исследовательских и практических работ, домашних контрольных работ, исторического и справочного материала и др. |
Методические пособия для учителя | |
Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Москва: Просвещение, 2014. | В методическом пособии описана авторская технология обучения русскому языку. Пособие построено поурочно и включает примерное тематическое планирование, самостоятельные работы, тесты, задания для устной работы и дополнительные задания к уроку. |
Печатные пособия | |
Плакаты «Русский язык 5 класс». Таблицы по русскому языку. | Комплекты таблиц справочного характера охватывают основные вопросы по русскому языку. |
Технические средства | |
Компьютеры. Проектор. Интерактивная доска. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь. Устройство для вывода информации на печать, оформление проектных папок, проектов: принтер. | |
Программные средства | |
Операционная система – Windows 7. Системы программирования. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Комплект презентаций по каждому классу. |
7 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
Речь и речевое общение.
Учащийся научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Учащийся получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность.
Аудирование
Учащийся научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение.
Учащийся научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение.
Учащийся научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Учащийся получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализироватьи оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо.
Учащийся научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Учащийся получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявленияс учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст.
Учащийся научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Учащийся получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка.
Учащийся научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Учащийся получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературысточки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке.
Учащийся научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Учащийся получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика.
Учащийся научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование.
Учащийся научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Учащийся получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информациюиз морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология.
Учащийся научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информациюиз лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.)и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология.
Учащийся научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Учащийся получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информациюиз словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис.
Учащийся научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Учащийся получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация.
Учащийся научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Учащийся получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура.
Учащийся научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Учащийся получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Лист выполнения контрольно – практической части для обучающихся за 2017- 2018 учебный год.
№ п/п | Дата/ факт | Тип урока | Тема урока | Кол-во часов | ||||
План | Факт | |||||||
1 | | | Урок контроля | Вводный контрольный диктант №1 по теме: «Повторение» | 1 | |||
1 | | | Урок контроля | Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме: «Фонетика. Графика. Орфография». | 1 | |||
2 | | | Урок развития речи | Написание сочинения- рассуждения по теме: «Морфемика. Словообразование». | 1 | |||
3 | | | Урок контроля | Контрольное списывание по теме: «Морфология. Словообразование. Графика». | 1 | |||
4 | | | Урок контроля | Контрольная работа № 1 по теме: «Лексикология». | 1 | |||
5 | | | Урок развития речи | Изложение с продолжением по теме: «М. Пришвин. «Кладовая солнца». Чёрный пень ». | 1 | |||
6 | | | Урок развития речи | Сочинение по теме: «Как я первый раз...». | 1 | |||
7 | | | Урок контроля | Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме: «Лексикология». | 1 | |||
8 | | | Урок контроля | Контрольная работа № 2 по аудированию по теме: «Морфология». | 1 | |||
9 | | | Урок контроля | Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме: «Имя существительное». | 1 | |||
10 | | | Урок развития речи | Написание сочинения-повествования с элементами описания по теме: «Имя прилагательное». | 1 | |||
11 | | | Урок развития речи | Написание изложения прочитанного текста по теме: «Имя прилагательное». | 1 | |||
12 | | | Урок контроля | Контрольная работа № 3 по теме: «Местоимение». | 1 | |||
13 | | | Урок развития речи | Сочинение – описание предмета по теме: « Имя прилагательное». | 1 | |||
14 | | | Урок развития речи | Сочинение по картине по теме: «И.Я. Билибин. «Гвидон и царица». | 1 | |||
15 | | | Урок контроля | Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме: «Морфология». | 1 | |||
16 | | | Урок контроля | Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме: «Синтаксис и пунктуация» | 1 | |||
17 | | | Урок развития речи | Изложение с элементами сочинения по теме: «Без труда нет плода». | 1 | |||
18 | | | Урок контроля | Итоговый контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием. | 1 |
Лист корректировки календарно-тематического планирования.
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| |