Материал к уроку русского языка «Знакомство с правилами правописания и их применением: прописная буква в начале предложения, в именах собственных»
пояснительная запискаDOCX / 16.71 Кб
/data/files/j1675169994.docx (пояснительная записка)
Приложение к конспекту урокаDOCX / 44.2 Кб
/data/files/r1675170028.docx (Приложение к конспекту урока)
Ритмическая паузаMP3 / 3.57 Мб
/data/files/i1675170065.mp3 (Ритмическая пауза)Тема урока: Знакомство с правилами правописания и их применением: прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных)
Цель: Создание условий для усвоения правописания прописной буквы в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных)
Задачи:
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
сформулировать правило написания прописной буквы в именах собственных; повторить правило написания прописной буквы в начале предложения; научить писать прописную букву в начале предложения; научить писать прописную букву в именах собственных. | организовать деятельность по написанию прописной буквы в начале предложения; организовать деятельность по написанию прописной буквы в именах собственных; развивать умения применять правило написания прописной буквы в начале предложения и в именах собственных; развивать навыки орфографической зоркости; развивать связную речь и мышление. | способствовать повышению уровня мотивации; учить высказывать собственное мнение и аргументировать его; стимулировать участие в обсуждении проблемных вопросов; формировать умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. |
Планируемые результаты:
Личностные | Коммуникативные | Регулятивные | |
формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации; на основе наблюдения высказывать предположение о правиле написания прописной буквы; выбирать способ проверки в зависимости от задания. | Способствовать формированию устойчивых учебных мотивов, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения | развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умение выражать свои мысли; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь. | контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; планировать свою работу; формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия; |
Тип урока: получение новых знаний
Форма урока: урок-исследование
Оборудование: интерактивная доска, иллюстрация для составления текста, таблица «Верю - не верю», карточки с текстом для работы в группах, доска, учебник, тетрадь.
Источники информации:
Для учителя | Для обучающихся |
Авторская методическая разработка. | Русский язык: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.; М., «Вентана – Граф», 2013; |
Содержание и деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия (УУД) | ||||||||||||||||
I. Организационный | Приветствие Здравствуйте, ребята! Быть должны всегда в порядке Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: Все, что нужно – под рукой! Если все у нас в порядке, значит, «пять» почти в тетрадке! (слайд 1) Рассмотрите иллюстрацию. Кто чем занят? Мы сейчас констатируем факт: называем действия людей, изображенных на иллюстрации. Скучный получился рассказ, где просто люди и животные, правда? | -приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку; -рассаживаются на рабочие места. - проверяют наличие необходимых учебных предметов на столе. Ответы детей | Личностные: самоорганизация Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке | |||||||||||||||
II. Мотивация учебной деятельности (стадия вызова) | Игра «Верите ли вы, что…"
Верите ли вы, что рассказ можно сделать интереснее и подробнее, если использовать имена собственные? Верите ли вы, что имена собственные имеют секрет в написании? Верите ли вы, что в начале предложения всегда есть орфограмма? Верите ли вы, что фамилии людей можно образовать практически от любых слов? Как сделать наш рассказ интереснее? Составьте небольшой рассказ, используя имена для людей и клички для животных. Если бы мы с вами решили записать этот рассказ в тетрадь, то как бы мы оформили начало каждого предложения? | Индивидуальная работа. Отвечают на вопросы, воспринимают на слух задания, анализируют, дают ответы в таблице. (Учащиеся внимательно слушают высказывание, анализируют его, в первую колонку ставят «+» в знак согласия с утверждением или «-» в знак несогласия. Второй столбик остается пустым). Ответы детей. | Личностные: построение логических рассуждений, выявление пробелов и мотивирование к успеху Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем, работать индивидуально. | |||||||||||||||
III. Актуализация новых знаний | Сформулируйте тему урока. Какую цель мы сегодня перед собой поставим? Какая задача урока? Откроем тетради. Выполните графическую работу. Словарная работа (у доски и в тетради) На доске вы видите слова, которые не знают, где им встать в предложении. Если мы составим грамотно предложение, то откроем секрет написания имен собственных. Сформулируйте правило написания имен собственных. Перед вами карточки с заданиями. Выполните их. Внимательно прочитай текст, добавь недостающие имена собственные. За грибами. Сёстры _____________ и _____________ живут в деревне _________________. Днём девочки пошли в лес, чтобы набрать грибов. С ними пошел пёс ______________. В листьях у осин _____________ нашла два подосиновика. А ______________ нашла на опушке боровик. Подчеркните имена собственные. Утром Василий лениво осмотрелся вокруг, убедился, что Трезор во дворе и спрыгнул с дивана Ивана Андреевича. В селе Демидово вставали рано, с первыми петухами. Вася отправился к нашему старому петуху Кукарекычу, чтобы возле сарая половить себе мышей. Вставьте имена собственные. город ______________________, река __________________________, улица _________________________, страна ________________________, президент ______________________. Составьте правило. Имена собственные – это ……….., ………….., ……………., ……………….. . Имена собственные пишутся с ………….. буквы. Прочитайте. Замените, где нужно, строчные буквы заглавными. (С,с)обака (Т,т)резор, (К,к)отёнок (В,в)ася, (Б,б)баснописец (И,и)ван (А,а)ндреевич (К,к)рылов Запишите имена и отчества людей. Меня зовут Катя, а моего папу Василий.________________________ Мою подругу зовут Аня, а ее папу Иван.___________________________ Моего дядю зовут Саша, а его папу Сергей._________________________ Исправьте ошибки. Перед нами герои сказок. Лягушка квакушка, Мышка норушка, Зайчик Разбегайчик, Лиса патрикеевна и дядя миша. | Тема урока: «Учимся писать имена собственные» Будем учиться писать имена собственные; Необходимо узнать правило написания имен собственных. Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Имена собственные – это имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия. Имена собственные пишутся с заглавной буквы. Работа в группах. Ответы детей. | Личностные: построение логических рассуждений, анализ информации Регулятивные: умение применять полученные знания на практике, обосновывать свой выбор, делать выводы Познавательные: актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. | |||||||||||||||
IV. Физминутка | Звучит аудиофон | Выполняют простые физические упражнения, направленные на снятие напряжения в мышцах, вызванного длительным статическим положением. | Личностные: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность | |||||||||||||||
V. Закрепление новых знаний (стадия осмысления) | На доске вы видите название животных и птиц. Давайте от них образуем фамилии. Запишем эти фамилии в тетрадь. заяц - _______________________, медведь - ____________________, орёл - ______________________, утка - _______________________, петух - ______________________, соловей - ______________________. | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Записывают в тетрадь, выделяют орфограммы (прописную букву и в фамилии Соловьев сочетание -оло-). | Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. | |||||||||||||||
VI. Итог | Давайте вернемся к нашей игре «Верю - не верю» Верите ли вы, что рассказ можно сделать интереснее и подробнее, если использовать имена собственные? Верите ли вы, что имена собственные имеют секрет в написании? Верите ли вы, что в начале предложения всегда есть орфограмма? Верите ли вы, что фамилии людей можно образовать практически от любых слов? Дома вы выполните (учитель задает домашнее задание) | Проверяют свои знания, которыми оперировали в начале урока. Исправляют ошибки. Записывают домашнее задание. | Личностные: мотивация учебно-познавательной деятельности, ответственности, дисциплинированности | |||||||||||||||
VII. Рефлексия | Я знаю, какие слова относятся к именам собственным… Я знаю, как пишутся имена собственные… Достигли ли мы поставленной цели? Оцените свою работу. | Оценивание своей деятельности. (показывают ладошки). | Личностные: углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей. |
8
Панов Егор Игоревич
Этника27