Рабочая программа по предмету «Русский язык от А до Я» (9 класс)
ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ НГО «СОШ№2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык от А до Я»
9 кл.
Новая Ляля
2020 год
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Теоретическая часть – 30 часов, практических работ – 4 часа. Элективный курс отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в 9 классе (ОГЭ) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Модуль 1
Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение
Первая часть работы ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, ч то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Третья часть работы ГИА содержит три альтернативных творческих задания (9.1, 9.2, 9.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
| Дата | Тема занятия | Виды деятельности |
1 | | Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
2 | | Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ. | Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ГИА. |
Часть 1 | |||
3 | | Задание 1. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | Работа с текстом, границы микротем исходного текста. |
4 | | Задание 1. Структурные особенности сжатого изложения. | Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. |
5 | | Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. | Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста. |
6 | | Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение. | Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста. |
7 | | Задание 1 Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. | Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста. |
8 | | Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение. | Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста. |
9 | | Задание 1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста. | Создание собственного текста изложения, оценивание работы. |
Часть 2 | |||
10 | | Задание 9.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 15.1. | Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
11 | | Задание 9.1. Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. | Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. |
12 | | Задание 9.1. Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие. | Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие. |
13 | | Задание 9.2. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания 9.2. | Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
14 | | Задание 9.2. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. | Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту. |
15 | | Задание 9.2. Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие. | Написание сочинения-рассуждения по тексту. |
16 | | Задание 9.3. Структура сочинения-рассуждения. Критерии оценки задания 9.3. | Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
17 | | Задание 9.3. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении | Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту. |
18 | | Задание 9.3. Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие. | Написание сочинения-рассуждения по тексту. |
Модуль 2
Учимся выполнять тестовые задания
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с ответом (2-8).
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
| Дата | Тема занятия | Виды деятельности |
Часть 3 | |||
1 | | Задание №2. Понимание текста. Синтаксический анализ | Работа с тестом, заполнение бланков |
2 | | Задание №3. Пунктуационный анализ | Работа с тестом, заполнение бланков |
3 | | Задание №4. Синтаксический анализ | Работа с тестом, заполнение бланков |
4 | | Задание №5. Орфографический анализ | Работа с тестом, заполнение бланков |
5 | | Задание №6. Анализ содержания текста | Работа с тестом, заполнение бланков |
6 | | Задание №7. Анализ средств выразительности | Работа с тестом, заполнение бланков |
7 | | Задание №8. Лексический анализ | Работа с тестом, заполнение бланков |
8 | | Задание №10. Знаки препинания в предложении с вводными словами. | Работа с тестом, заполнение бланков |
10 | | Задание № 4Виды словосочетаний | Работа с тестом, заполнение бланков |
11 | | Рекомендации учителя. Практическое занятие. | Работа с тестом, заполнение бланков |
12 | | Заключительное занятие | Работа с тестом, заполнение бланков |
Список использованной литературы:
Егораева Г.Т. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2020
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2010
Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый форме. – Санкт-Петербург: Сага, 2010
Сенина Н.А. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Подготовка к государственной итоговой аттестации. Типовые тестовые задания. 9 класс. – Ростов-на - Дону: Легион , 2011
Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2011
Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2019: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 20119
ФИПИ http://www.fipi.ru/
Рустьюторс
Сайт Решу ОГЭ
Блоги учителей для интерактивных заданий ( Захарьева, Бенделёва, Крюклва «по уши в ГИА»)
Сайт «Капкканы ЕГЭ и ГИА»