Урок в 9–11 классе по теме «Русско-японская война»

9
1
Материал опубликован 15 May 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

МАОУ СОШ № 20

Фурлова Ольга Ивановна

История России, 9, 11  класс

Углубленное изучение истории

Программа: История. 6-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. Под ред. А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. – М., Просвещение, 2014

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г.

История России. XX- начало XXI века.

9 класс. – Просвещение, 2015

 

Тема: МАЛЕНЬКАЯ, ПОБЕДОНОСНАЯ…НЕСПРАВЕДЛИВАЯ?!

Цели урока:

Образовательные:

- знакомя учеников с основными событиями и ходом Русско-японской войны, сформировать негативное отношение к войне как средству решения проблем;

- подвести учащихся к пониманию исторической ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны, своего народа, за последствия своих поступков;

- познакомиться с причинами, ходом и итогами русско-японской войны;

- доказать, что поражение России в этой войне было неизбежно

Воспитательные:

- помочь ребятам сформулировать личное отношение к войне, исходя из общечеловеческих ценностей и норм морали.

Развивающие:

- формировать картографические умения, учить анализировать исторические события;

- формировать умение работы с учебным материалом на электронных носителях.

Оборудование:

Карта «Русско-японская война 1904-1905 гг.»,

Карта «Мир в начале ХХ века»,


презентация к уроку
PPT / 2.23 Мб

Приложения:

Приложение 1
DOC / 90.5 Кб

Приложение 2
DOCX / 11.94 Кб

Приложение 3
DOCX / 15.38 Кб

Приложение 4
DOCX / 21.85 Кб

аудиофайл вальса Шатрова
MP3 / 2.68 Мб

аудиофайл песни "Варяг"
WAV / 2.33 Мб

аудиофайл песни "на сопках Манчжурии"
MP3 / 1.1 Мб

аудиофайл песни "Плещут холодные волны"
MP3 / 1.42 Мб

видеоролик "На сопках Манчжурии"
MP4 / 10.14 Мб

 

Ноутбуки на столах учащихся, компьютер, проектор (можно использовать: Электронный учебник «История России. ХХ век. 9 класс, ч.1.

1900-1918 гг. – Антонов Т.С., Данилов А.А., Косулина Л.Г.-М, Клио-Софт).

Форма урока: урок-проект с использованием практико-ориентированных технологий

Тип урока: урок изучения нового материала

 

ХОД УРОКА:

1 этап. Погружение:

Урок начинается с чтения эпиграфа и просмотра видеоролика «На сопках Манчжурии». учитель произносит вводное слово

Вводное слово учителя:

-Представьте, что вы политик, от которого зависит решение применять силу против какого-либо государства или нет. Какие, по-вашему, должны быть веские причины, чтобы вы пошли на такой шаг?

Давайте сегодня обратимся к истории одного события и посмотрим, чему оно нас может научить?

«Шестнадцать месяцев тревог, волнений, страшных лишений, бесконечно ужасных, потрясающих картин войны, способных свести человека с ума; ряд военных неудач; щемящее чувство боли от незаслуженных обид, оскорблений, потоков грязи, вылитых частью прессы на нашу армию, безропотно погибавшую на полях Манчжурии: оскорбление раненых офицеров на улицах Петербурга толпою…».

- О каком событии идет речь?

- Да, это событие – Русско-японская война. Обратите внимание на эпиграф: Клаузевиц однажды сказал, что у каждого народа есть своя война. Именно такой, « маленькой, победоносной»…несправедливой, героической, стала для России первая в ХХ веке война. Мы посмотрим, как вели себя люди в тех обстоятельствах, какие они принимали решения, и к чему это привело, как их решения отразились на всей последующей истории страны и мира, как они влияют на нас с вами. Главная наша цель – проанализировать те события и вынести для себя как можно больше уроков. Итак, запишите тему:

«Маленькая, победоносная… несправедливая?!»

2 этап. Осмысление материала:

Учитель:

- Мы начинаем изучение любого события с … выяснения причин.

БЕСЕДА:

- Назовите и покажите на карте мира ведущие мировые державы начала ХХ века. - Почему их называют странами «первого эшелона»?- Какие государства относятся ко второму эшелону?- Почему?- Как складывались отношения между странами первого и второго эшелонов развития?

- Объясните высказывание Плеве (слайд 7). – Сформулируйте причины войны.

- Внешняя – противоречия великих держав в начале ХХ в и стремление к разделу сфер влияния.

Внутренняя – отвлечь население от внутренних проблем с помощью войны.

– Считаете ли вы эти причины вескими, чтобы начать войну? – Какие из взаимных претензий России к Японии кажутся вам справедливыми, какие – надуманными? – Военные действия начала, какая страна и почему? – Можно ли считать Россию жертвой агрессии?

- Откройте слайды 8, 23-24, прочитайте и выполните задание.

- Оцените шансы русской армии и флота на победу.

- Каков характер войны?

Парадокс: несправедливая война осталась в памяти народа как самая героическая и трагическая страница российской истории.

Логическое задание:

Можно ли проявить героизм в несправедливой войне?

Работа по группам:

- По группам в течение 5-10 минут подготовьте творческие отчеты (можно использовать презентации, домашние заготовки, сообщения, рассказы) о героических подвигах русской армии и флота, используя дополнительный материал на столах.

Начало войны (слайд 9-10)

Порт-Артур (слайд 11-12)

На сопках Манчжурии (слайд 13)

Цусима(слайд 14-17)

3 этап. Рефлексия:

БЕСЕДА:

- Каковы итоги войны? – Можно ли ее считать маленькой и победоносной? (слайды18-20).

-Почему Россия потерпела поражение? – Какие выводы сделала? – Каковы уроки этой войны:- для России,

- для Японии,

- для нас с вами.

ВЫВОДЫ УЧЕНИКОВ:

1.Мы ответственны за свои поступки и их последствия.

2.Война безнравственна и противоречит здравому смыслу.

3.Мы должны сформировать свою позицию, чтобы оценивать решения других.

4.Даже в самой сложной ситуации важно не терять лица и выполнять свой долг перед страной и обществом.

5.В жизни всегда есть место подвигу.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Творческий отчет по логическому заданию.

Предварительный просмотр презентации

Эпиграф «ВСЯКАЯ ЭПОХА ИМЕЕТ СВОИ ВОЙНЫ» КАРЛ КЛАУЗЕВИЦ

Презентация урока в 9 классе учителя истории МАОУ СОШ № 20 ФУРЛОВОЙ О.И.

ПЛАН УРОКА: 1. Предпосылки войны. 2. Подготовка к войне. Планы сторон. 3. Начало войны. 4. Порт-Артур. 5. Манчжурия. 6. Цусима. 7. Итоги войны.

Логическое задание. МОЖНО ЛИ ПРОЯВИТЬ ГЕРОИЗМ В НЕСПРАВЕДЛИВОЙ ВОЙНЕ?

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЙНЫ. В 1894-1895 гг.Япония одержала победу в войне с Китаем. По Симоносекскому мирному договору Китай был обязан уплатить контрибуцию, уступить Японии о.Тайвань,Ляодунский п-ов с крепостью Порт-Артур и отказаться от своих прав на Корею, бывшую до того вассалом Китая. Препятствуя усилению влияия Японии, Россия, опираясь на поддержку Франции и Германии, заставила Японию вернуть Китаю Ляодунский п-ов и вывести войска из Китая. Китай заключил с Россией союз против Японии и согласился на проведение через северную Манчжурию русской железной дороги из Читы во Владивосток. Япония, не желая мириться с усилением русского влияния в Корее, предпринимала безуспешные попытки разделить Корею на сферы влияния.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЙНЫ. Из мемуаров С.Ю.Витте: «Плеве, уходя. Сказал ему:- Алексей Николаевич (Куропаткин), вы внутреннего положения России не знаете. Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война». Из письма Вильгельма Второго Николаю Второму: «Россия, подчиняясь законам экспансии, должна стремиться выйти к морю и иметь незамерзающую гавань для своей торговли. В силу этого закона она вправе претендовать на полосу берега, где находятся такие гавани (Владивосток. Порт-Артур). Лежащие за ними земли должны быть в твоих руках для того, чтобы можно было построить железные дороги, необходимые для подвоза товаров к портам (Манчжурия). Между двумя портами есть полоса земли, которая, попади она в руки противника, может сделаться чем-то вроде новых Дарданелл. Этого ты не можешь допустить. Эти «Дарданеллы»(Корея) не должны быть угрозой для твоих путей сообщения и помехой твоей торговле. Так обстоит дело на Черном море. Но на Дальнем Востоке ты не можешь примириться с подобным положением. Поэтому для всякого непредубежденного человека ясно, что Корея должна быть и будет русской. Когда и как – до этого никому нет дела и касается только тебя и твоей страны. ЗАДАНИЕ: На основании приведенных фактов сделайте вывод о причинах русско-японской войны.

ПЛАНЫ СТОРОН. В ПРИДВОРНЫХ КРУГАХ МНЕНИЯ ПО ПОВОДУ ПРОВЕДЕНИЯ АКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ ЯПОНИИ РАЗОШЛИСЬ. ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ФАКТОВ ВЫБЕРИТЕ (И ВЫПИШИТЕ НОМЕРА) ТЕ, КОТОРЫЕ МОГЛИ ПРИВЛЕКАТЬ В КАЧЕСТВЕ АРГУМЕНТОВ: А)ПРОТИВНИКИ Б)СТОРОННИКИ АГРЕССИВНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ЯПОНИИ. 1.Японская армия была отлично вооружена, мобильна, хорошо работала разведка. 2.Сибирская железная дорога обладала малой пропускной способностью. 3.Население России в начале века было в три раза больше, чем Японии. 4.Россия – крупнейшая территориальная и военная держава. 5.Численность российской армии достигала 1 млн. человек. 6.Японский флот и Тихоокеанский флот были равны по количеству броненосных сил. 7.Российский высший командный состав отличался преклонным возрастом, бездарностью, косностью мышления. 8.Японский флот имел в два раза больше крейсеров и в три раза – миноносцев. 9.Япония превосходила Россию в два раза по сухопутным войскам и в три раза по артиллерии. 10.Японская армия использовала мощные разрывные снаряды. 11.Российской миллионной армии Япония могла противопоставить 150-тысячную армию. 12.Уровень подготовки рядового и офицерского состава российской армии был ниже японского. 13.Российский флот в 2 раза превосходил японский. 14.Война с Японией могла удержать революцию. Оцените шансы русской армии и флота на победу. Отметьте, как отмеченные вами аргументы против войны могли сказаться на ее ходе. Самостоятельно проанализируйте роль географического фактора в начавшейся войне.

ХВАЛА ВАМ, ГЕРОИ, ВЫ РУССКОГО СТЯГА НЕ ДАЛИ ПИРАТУ-ВРАГУ, И РУСЬ НЕ ЗАБУДЕТ «КОРЕЙЦА», «ВАРЯГА», ПОГИБШИХ В НЕРАВНОМ БОЮ. Нападением японской эскадры на Порт-Артур в ночь на 26 января 1904 года началась первая для России в ХХ веке война… «По получении о сем донесения наместника нашего на Дальнем Востоке, мы тотчас же повелели вооруженною силою ответить на вызов Японии». (Из Манифеста Николая Второго, 27.01.04.) «Обеспечения будущего мы можем теперь добиться только призывом к оружию». (Из Манифеста императора Японии, 29.01.05.)

Начало… В корейском порту Чемульпо 27 января 1904 г. Там, в неравном бою, геройски сражаясь, погибли два русских корабля – крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Их гибель была большой победой русского духа. Дело было так. Оба корабля стояли в нейтральном порту, не зная о начале войны...

Порт-Артур

Порт-Артур 13 мая 1904 г. Вторая армия генерала Оку захватила порт Дальний и Порт-Артур был блокирован. В марте 1904 г. , подорвавшись на мине, погиб флагман русского флота – броненосец «Петропавловск» (на нем находился штаб флота и его командующий адмирал Макаров С.О., живописец В.Верещагин). 8 августа 1904 3 армия генерала Ноги захватила восточный фланг обороны Порт-Артура. 10 августа 1904 г. –попытка Порт-Артурской эскадры прорваться в Желтом море во Владивосток. Адмирал Витгефт погиб. 19-24 августа 1904 г. – второй штурм Порт-Артура. Японцы потерпели неудачу. 15-30 сентября 1904 г. – третий штурм. Все атаки отражены. Потери японцев -7,5 тыс., у русских –около 1,5 тыс. 26 ноября 1904 г. –пятое генеральное наступление японской армии.Армия Ноги захватила главенствующую высоту 203. 2 января 1905 г. Генерал Стессель сдал Порт-Артур. Итоги: русские потеряли – около 31 тыс., японцы -59 тыс.

На сопках Манчжурии «Побеждает не тот, кто играет хорошо, а тот, кто играет лучше». 14-15 июня 1904 – сражение под Вафангоу. Русская армия под ком. генарала Куропаткин начала отступление к Ляояну. 25 авг.- 3 сент. –сражение у Ляояна. Русские потери-23 тыс., японские -19 т. Куропаткин счел себя побежденными начал систематическое и хорошо организованное отступление на север к Мукдену под защиту КВЖД. 5 -17 сент. – сражение у реки Шахэ. Потери: русские -40 тыс., японцы -20 тыс. Обе стороны удержали свои позиции. Но попытки деблокировать Порт-Артур у русского командования провалились. 21 фев.-10 марта – Мукденское сражение. Куропаткин через 3 дня начал искусный отход, боясь окружения японской армией генерала Ноги. Потери русских -100 тыс., японцев – 70 тыс. Победа японцев была значительная, но не настолько впечатляющая, чтобы вынудить Россию заключить мир. Сражение показало полную несостоятельность Японии восполнить людские ресурсы.

Цусима крупное поражение России Боевые корабли флота, созданного Петром 1, за два века участвовали в 24 крупных морских сражениях и в 23 одержали победу. Было проиграно только одно сражение – Цусимское…

Прошло уже 100 лет с того весеннего дня - 14 мая 1905 года, когда произошло морское сражение, название которого стало с тех пор синонимом разгрома - Цусима. Эта битва была последним штрихом в неудачной русско-японской войне, сделавшим победу России в ней практически невозможной. Много можно говорить и о политических последствиях Цусимского сражения: внутренних и внешних. Не ставя таких задач в краткой работе, попытаемся все же разобраться в том, что, как и почему происходило 14(27) мая 1905 года в Корейском проливе.

Гром грянул

Места гибели кораблей

ИТОГИ ВОЙНЫ: 6 СЕНТЯБРЯ 1905 ГОДА БЫЛ ПОДПИСАН ПОРТСМУТСКИЙ МИР. РОССИЯ ПОТЕРЯЛА ПОРТ-АРТУР, ЮЖНУЮ ЧАСТЬ САХАЛИНА, ОСТАВИЛА МАНЧЖУРИЮ. КОРЕЯ ОКАЗАЛАСЬ В СФЕРЕ ВЛИЯНИЯ ЯПОНИИ.

СТАЛА ЛИ РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА МАЛЕНЬКОЙ, ПОБЕДОНОСНОЙ? «Я ЗАМЕЧАЮ ПОЧТИ У ВСЕХ УТОМЛЕНИЕ ЭТОЙ ВОЙНОЙ, ПОЧТИ ВСЕ СТРЕМЯТСЯ ПОСКОРЕЕ БЫТЬ ДОМА. А ВЕДЬ ВОЙНА ОБЕЩАЕТ ПРИНЯТЬ ЕЩЕ БОЛЬШИЕ РАЗМЕРЫ. НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЖЕ НАША К ВОЙНЕ СТАНОВИТСЯ ВСЕ ОЧЕВИДНЕЙ. (Из дневника дивизионного врача В.П.Кравкова.Июль-август 1904 г.) «…ВОЙНА НЕПОПУЛЯРНА ВО ВСЕХ КЛАССАХ РОССИИ». (Из письма Вильгельма Второго Николаю Второму 6 февраля 1905 г.) «…А УТОМЛЕНИЕ ВОЙНОЮ У НАС БЫЛО ПОЛНОЕ. НЕ ХОТЕЛОСЬ КРОВИ, НЕ ХОТЕЛОСЬ НЕНУЖНЫХ СМЕРТЕЙ». (Из записок В.В.Вересаева) «И НЕ РОССИЮ РАЗБИЛИ ЯПОНЦЫ, НЕ РУССКУЮ АРМИЮ, А НАШИ ПОРЯДКИ ИЛИ, ПРАВИЛЬНЕЕ, НАШЕ МАЛЬЧЧИШЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ 140 МИЛЛИОНАМИ НАСЕЛЕНИЯ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ». (Из мемуаров С.Ю.Витте)

«НЕ РУССКИЙ НАРОД, А САМОДЕРЖАВИЕ ПРИШЛО К ПОЗОРНОМУ ПОРАЖЕНИЮ. РУССКИЙ НАРОД ВЫИГРАЛ ОТ ПОРАЖЕНИЯ САМОДЕРЖАВИЯ. КАПИТУЛЯЦИЯ ПОРТ-АРТУРА ЕСТЬ ПРОЛОГ КАПИТУЛЯЦИИ ЦАРИЗМА. ВОЙНА ДАЛЕКО ЕЩЕ НЕ КОНЧЕНА, НО ВСЯКИЙ ШАГ В ЕЕ ПРОДОЛЖЕНИИ РАСШИРЯЕТ НЕОБЪЯТНОЕ БРОЖЕНИЕ И ВОЗМУЩЕНИЕ В РУССКОМ НАРОДЕ, ПРИБЛИЖАЕТ МОМЕНТ НОВОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ, ВОЙНЫ НАРОДА ПРОТИВ САМОДЕРЖАВИЯ, ВОЙНЫ ПРОЛЕТАРИАТА ЗА СВОБОДУ». «НЕ РУССКИЙ НАРОД, А САМОДЕРЖАВИЕ ПРИШЛО К ПОЗОРНОМУ ПОРАЖЕНИЮ. РУССКИЙ НАРОД ВЫИГРАЛ ОТ ПОРАЖЕНИЯ САМОДЕРЖАВИЯ. КАПИТУЛЯЦИЯ ПОРТ-АРТУРА ЕСТЬ ПРОЛОГ КАПИТУЛЯЦИИ ЦАРИЗМА. ВОЙНА ДАЛЕКО ЕЩЕ НЕ КОНЧЕНА, НО ВСЯКИЙ ШАГ В ЕЕ ПРОДОЛЖЕНИИ РАСШИРЯЕТ НЕОБЪЯТНОЕ БРОЖЕНИЕ И ВОЗМУЩЕНИЕ В РУССКОМ НАРОДЕ, ПРИБЛИЖАЕТ МОМЕНТ НОВОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ, ВОЙНЫ НАРОДА ПРОТИВ САМОДЕРЖАВИЯ, ВОЙНЫ ПРОЛЕТАРИАТА ЗА СВОБОДУ». (Из статьи В.И.Ленина «Падение Порт-Артура») «В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ ИЗВЕЩЕНИЯМИ О КРУПНЫХ УСПЕХАХ ЯПОНЦЕВ ТЕЛЕГРАММЫ СООБЩАЛИ О ЛИХИХ РАЗВЕДКАХ СОТНИКА Х. ИЛИ ПОРУЧКА У., МОЛОДЕЦКИ ПЕРЕКОЛОТИВШИХ ЯПОНСКУЮ ЗАСТАВУ В 10 ЧЕЛОВЕК. НО ВПЕЧАТЛЕНИЕ НЕ УРАВНОВЕШИВАЛОСЬ. ДОВЕРИЕ ПАДАЛО…» (Из записок современников) «НЕСЧАСТНАЯ ВОЙНА НА ДЕСЯТКИ ЛЕТ ПРИБЛИЗИЛА РЕВОЛЮЦИЮ» ( С.Ю.Витте)

Участники событий… ЯПОНИЯ РОССИЯ Адмирал Того Капитан Руднев В. Адмирал Камимура Адмирал Макаров С.О.

ЛЕГЕНДАРНЫЙ КРЕЙСЕР «ВАРЯГ». 27.01.1904 затоплен командой после неравного боя с японской эскадрой На рейде Чемульпо. 26.07.1905 поднят японцами. 23.10.1905 отправлен в Сабео на ремонт и назван «Сойя». 21.03.1916 выкуплен Россией. 22.03.1916 под прежним названием «Варяг» зачислен в состав Гвардейского экипажа. 08.12.1917 прибыл в Англию для ремонта. 08.12.1917 незаконно реквизирован. 15.03.1918 включен в состав Английского флота. В конце 1919 во время буксировки на разборку в Германию, выскочил на камни около г.Ландалфут в Ирландском море и был разрушен. В 1924-1925 гг. частями поднят и сдан на металл. Миру всему передайте, Чайки, печальную весть: В битве врагу мы не сдались- Пали за русскую честь!

Вооружённые силы Японии. Во время русско-японской войны Япония призвала в армию 1,5 миллиона человек. Вооружение японской армии отвечало современным требованиям. Вся пехота к 1902 году имела скорострельное магазинное (на 5 патронов) ружье образца 1897 года, с прицелом до 2 тысяч метров; со штыком-кинжалом, который примыкался к ружью только при атаке. Боевая подготовка войск проводилась в наступательном духе. Япония располагала сильным военно- морским флотом, первоклассными военными портами и большим транспортным флотом.

Вооружённые силы России К началу войны русских войск на Дальнем востоке числилось около 100 тысяч человек. На вооружении находилась магазинная пятизарядная 3-линейная (7,62-мм) винтовка образца 1891 года с прицельной, дальностью 2 тысячи 700 шагов (1920 м). Мортиры, ведущие навесной огонь, имели незначительную дальность (3 км), скорострельность и меткость . Вновь созданного автоматического оружия - станковых пулеметов - русская армия имела незначительное количество: в 1898 году - 12, в 1901 году -40 пулеметов системы Максима Боевая подготовка русских войск отставала от современных требований Русские военно-морские силы на Дальнем Востоке уступали Японии по численности основных классов кораблей, по их тактико-техническим свойствам, по скорострельности и дальнобойности орудий Военно-морские базы Порт-Артур и Владивосток не были подготовлены к началу войны; их ремонтные возможности были весьма ограничены

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за работу! Простите великодушно, но слайды очень перегружен текстом. В Вашей работе о начале ВОВ этого нет. Впрочем, нет предела совершенству...

17 August 2019