Урок в 9–11 классе по теме «Русско-японская война»
Пояснительная записка к презентации
МАОУ СОШ № 20
Фурлова Ольга Ивановна
История России, 9, 11 класс
Углубленное изучение истории
Программа: История. 6-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. Под ред. А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. – М., Просвещение, 2014
Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г.
История России. XX- начало XXI века.
9 класс. – Просвещение, 2015
Тема: МАЛЕНЬКАЯ, ПОБЕДОНОСНАЯ…НЕСПРАВЕДЛИВАЯ?!
Цели урока:
Образовательные:
- знакомя учеников с основными событиями и ходом Русско-японской войны, сформировать негативное отношение к войне как средству решения проблем;
- подвести учащихся к пониманию исторической ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны, своего народа, за последствия своих поступков;
- познакомиться с причинами, ходом и итогами русско-японской войны;
- доказать, что поражение России в этой войне было неизбежно
Воспитательные:
- помочь ребятам сформулировать личное отношение к войне, исходя из общечеловеческих ценностей и норм морали.
Развивающие:
- формировать картографические умения, учить анализировать исторические события;
- формировать умение работы с учебным материалом на электронных носителях.
Оборудование:
Карта «Русско-японская война 1904-1905 гг.»,
Карта «Мир в начале ХХ века»,
презентация к уроку
PPT / 2.23 Мб
Приложения:
аудиофайл вальса Шатрова
MP3 / 2.68 Мб
аудиофайл песни "Варяг"
WAV / 2.33 Мб
аудиофайл песни "на сопках Манчжурии"
MP3 / 1.1 Мб
аудиофайл песни "Плещут холодные волны"
MP3 / 1.42 Мб
видеоролик "На сопках Манчжурии"
MP4 / 10.14 Мб
Ноутбуки на столах учащихся, компьютер, проектор (можно использовать: Электронный учебник «История России. ХХ век. 9 класс, ч.1.
1900-1918 гг. – Антонов Т.С., Данилов А.А., Косулина Л.Г.-М, Клио-Софт).
Форма урока: урок-проект с использованием практико-ориентированных технологий
Тип урока: урок изучения нового материала
ХОД УРОКА:
1 этап. Погружение:
Урок начинается с чтения эпиграфа и просмотра видеоролика «На сопках Манчжурии». учитель произносит вводное слово
Вводное слово учителя:
-Представьте, что вы политик, от которого зависит решение применять силу против какого-либо государства или нет. Какие, по-вашему, должны быть веские причины, чтобы вы пошли на такой шаг?
Давайте сегодня обратимся к истории одного события и посмотрим, чему оно нас может научить?
«Шестнадцать месяцев тревог, волнений, страшных лишений, бесконечно ужасных, потрясающих картин войны, способных свести человека с ума; ряд военных неудач; щемящее чувство боли от незаслуженных обид, оскорблений, потоков грязи, вылитых частью прессы на нашу армию, безропотно погибавшую на полях Манчжурии: оскорбление раненых офицеров на улицах Петербурга толпою…».
- О каком событии идет речь?
- Да, это событие – Русско-японская война. Обратите внимание на эпиграф: Клаузевиц однажды сказал, что у каждого народа есть своя война. Именно такой, « маленькой, победоносной»…несправедливой, героической, стала для России первая в ХХ веке война. Мы посмотрим, как вели себя люди в тех обстоятельствах, какие они принимали решения, и к чему это привело, как их решения отразились на всей последующей истории страны и мира, как они влияют на нас с вами. Главная наша цель – проанализировать те события и вынести для себя как можно больше уроков. Итак, запишите тему:
«Маленькая, победоносная… несправедливая?!»
2 этап. Осмысление материала:
Учитель:
- Мы начинаем изучение любого события с … выяснения причин.
БЕСЕДА:
- Назовите и покажите на карте мира ведущие мировые державы начала ХХ века. - Почему их называют странами «первого эшелона»?- Какие государства относятся ко второму эшелону?- Почему?- Как складывались отношения между странами первого и второго эшелонов развития?
- Объясните высказывание Плеве (слайд 7). – Сформулируйте причины войны.
- Внешняя – противоречия великих держав в начале ХХ в и стремление к разделу сфер влияния.
Внутренняя – отвлечь население от внутренних проблем с помощью войны.
– Считаете ли вы эти причины вескими, чтобы начать войну? – Какие из взаимных претензий России к Японии кажутся вам справедливыми, какие – надуманными? – Военные действия начала, какая страна и почему? – Можно ли считать Россию жертвой агрессии?
- Откройте слайды 8, 23-24, прочитайте и выполните задание.
- Оцените шансы русской армии и флота на победу.
- Каков характер войны?
Парадокс: несправедливая война осталась в памяти народа как самая героическая и трагическая страница российской истории.
Логическое задание:
Можно ли проявить героизм в несправедливой войне?
Работа по группам:
- По группам в течение 5-10 минут подготовьте творческие отчеты (можно использовать презентации, домашние заготовки, сообщения, рассказы) о героических подвигах русской армии и флота, используя дополнительный материал на столах.
Начало войны (слайд 9-10)
Порт-Артур (слайд 11-12)
На сопках Манчжурии (слайд 13)
Цусима(слайд 14-17)
3 этап. Рефлексия:
БЕСЕДА:
- Каковы итоги войны? – Можно ли ее считать маленькой и победоносной? (слайды18-20).
-Почему Россия потерпела поражение? – Какие выводы сделала? – Каковы уроки этой войны:- для России,
- для Японии,
- для нас с вами.
ВЫВОДЫ УЧЕНИКОВ:
1.Мы ответственны за свои поступки и их последствия.
2.Война безнравственна и противоречит здравому смыслу.
3.Мы должны сформировать свою позицию, чтобы оценивать решения других.
4.Даже в самой сложной ситуации важно не терять лица и выполнять свой долг перед страной и обществом.
5.В жизни всегда есть место подвигу.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Творческий отчет по логическому заданию.
Мещеряков Андрей Геннадьевич