12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фурлова Ольга Ивановна3196
учитель истории и обществознания, методист
Россия, Липецкая обл., Липецк
8

Урок в 9, 11 классе по теме «Русско-японская война»



МАОУ СОШ № 20

Фурлова Ольга Ивановна

История России, 9, 11  класс

Углубленное изучение истории

Программа: История. 6-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. Под ред. А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. – М., Просвещение, 2014

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г.

История России. XX- начало XXI века.

9 класс. – Просвещение, 2015

 

Тема: МАЛЕНЬКАЯ, ПОБЕДОНОСНАЯ…НЕСПРАВЕДЛИВАЯ?!

Цели урока:

Образовательные:

- знакомя учеников с основными событиями и ходом Русско-японской войны, сформировать негативное отношение к войне как средству решения проблем;

- подвести учащихся к пониманию исторической ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны, своего народа, за последствия своих поступков;

- познакомиться с причинами, ходом и итогами русско-японской войны;

- доказать, что поражение России в этой войне было неизбежно

Воспитательные:

- помочь ребятам сформулировать личное отношение к войне, исходя из общечеловеческих ценностей и норм морали.

Развивающие:

- формировать картографические умения, учить анализировать исторические события;

- формировать умение работы с учебным материалом на электронных носителях.

Оборудование:

Карта «Русско-японская война 1904-1905 гг.»,

Карта «Мир в начале ХХ века»,


презентация к уроку
PPT / 2.23 Мб

Приложения:

Приложение 1
DOC / 90.5 Кб

Приложение 2
DOCX / 11.94 Кб

Приложение 3
DOCX / 15.38 Кб

Приложение 4
DOCX / 21.85 Кб

аудиофайл вальса Шатрова
MP3 / 2.68 Мб

аудиофайл песни "Варяг"
WAV / 2.33 Мб

аудиофайл песни "на сопках Манчжурии"
MP3 / 1.1 Мб

аудиофайл песни "Плещут холодные волны"
MP3 / 1.42 Мб

видеоролик "На сопках Манчжурии"
MP4 / 10.14 Мб

 

Ноутбуки на столах учащихся, компьютер, проектор (можно использовать: Электронный учебник «История России. ХХ век. 9 класс, ч.1.

1900-1918 гг. – Антонов Т.С., Данилов А.А., Косулина Л.Г.-М, Клио-Софт).

Форма урока: урок-проект с использованием практико-ориентированных технологий

Тип урока: урок изучения нового материала

 

ХОД УРОКА:

1 этап. Погружение:

Урок начинается с чтения эпиграфа и просмотра видеоролика «На сопках Манчжурии». учитель произносит вводное слово

Вводное слово учителя:

-Представьте, что вы политик, от которого зависит решение применять силу против какого-либо государства или нет. Какие, по-вашему, должны быть веские причины, чтобы вы пошли на такой шаг?

Давайте сегодня обратимся к истории одного события и посмотрим, чему оно нас может научить?

«Шестнадцать месяцев тревог, волнений, страшных лишений, бесконечно ужасных, потрясающих картин войны, способных свести человека с ума; ряд военных неудач; щемящее чувство боли от незаслуженных обид, оскорблений, потоков грязи, вылитых частью прессы на нашу армию, безропотно погибавшую на полях Манчжурии: оскорбление раненых офицеров на улицах Петербурга толпою…».

- О каком событии идет речь?

- Да, это событие – Русско-японская война. Обратите внимание на эпиграф: Клаузевиц однажды сказал, что у каждого народа есть своя война. Именно такой, « маленькой, победоносной»…несправедливой, героической, стала для России первая в ХХ веке война. Мы посмотрим, как вели себя люди в тех обстоятельствах, какие они принимали решения, и к чему это привело, как их решения отразились на всей последующей истории страны и мира, как они влияют на нас с вами. Главная наша цель – проанализировать те события и вынести для себя как можно больше уроков. Итак, запишите тему:

«Маленькая, победоносная… несправедливая?!»

2 этап. Осмысление материала:

Учитель:

- Мы начинаем изучение любого события с … выяснения причин.

БЕСЕДА:

- Назовите и покажите на карте мира ведущие мировые державы начала ХХ века. - Почему их называют странами «первого эшелона»?- Какие государства относятся ко второму эшелону?- Почему?- Как складывались отношения между странами первого и второго эшелонов развития?

- Объясните высказывание Плеве (слайд 7). – Сформулируйте причины войны.

- Внешняя – противоречия великих держав в начале ХХ в и стремление к разделу сфер влияния.

Внутренняя – отвлечь население от внутренних проблем с помощью войны.

– Считаете ли вы эти причины вескими, чтобы начать войну? – Какие из взаимных претензий России к Японии кажутся вам справедливыми, какие – надуманными? – Военные действия начала, какая страна и почему? – Можно ли считать Россию жертвой агрессии?

- Откройте слайды 8, 23-24, прочитайте и выполните задание.

- Оцените шансы русской армии и флота на победу.

- Каков характер войны?

Парадокс: несправедливая война осталась в памяти народа как самая героическая и трагическая страница российской истории.

Логическое задание:

Можно ли проявить героизм в несправедливой войне?

Работа по группам:

- По группам в течение 5-10 минут подготовьте творческие отчеты (можно использовать презентации, домашние заготовки, сообщения, рассказы) о героических подвигах русской армии и флота, используя дополнительный материал на столах.

Начало войны (слайд 9-10)

Порт-Артур (слайд 11-12)

На сопках Манчжурии (слайд 13)

Цусима(слайд 14-17)

3 этап. Рефлексия:

БЕСЕДА:

- Каковы итоги войны? – Можно ли ее считать маленькой и победоносной? (слайды18-20).

-Почему Россия потерпела поражение? – Какие выводы сделала? – Каковы уроки этой войны:- для России,

- для Японии,

- для нас с вами.

ВЫВОДЫ УЧЕНИКОВ:

1.Мы ответственны за свои поступки и их последствия.

2.Война безнравственна и противоречит здравому смыслу.

3.Мы должны сформировать свою позицию, чтобы оценивать решения других.

4.Даже в самой сложной ситуации важно не терять лица и выполнять свой долг перед страной и обществом.

5.В жизни всегда есть место подвигу.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Творческий отчет по логическому заданию.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Мещеряков Андрей Геннадьевич, 17.08.19 в 16:35 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу! Простите великодушно, но слайды очень перегружен текстом. В Вашей работе о начале ВОВ этого нет. Впрочем, нет предела совершенству...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.