Методическая разработка «Фрукты. Автоматизация звука [С]»
Автор: Зайнутдинова Гульназ Нургалеевна, учитель индивидуальной слуховой работы
Полное название образовательного учреждения: Татарстан, г. Казань, ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Методическая разработка открытого занятия по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» во 2 классе (вариант 2.2)
Предмет | Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи |
Время реализации занятия | 20 минут |
Тема | Фрукты. Автоматизация звука [С] |
Цель | развивать речевой слух на материале темы «Фрукты», совершенствовать произносительную сторону устной речи; |
Задачи Коррекционно-образовательная: Коррекционно-развивающие: Коррекционно-воспитательные: | развивать навык правильного произнесения звука [С] в слогах, словах, предложениях; развивать речевое дыхание через дыхательную гимнастику; развивать слухоречевую память, внимание; работать над обогащением словаря; формировать навыки самоконтроля над произношением; повышать самооценку ученика; прививать навыки общения; |
Оборудование: | разрезной текст, наборное полотно, разрезной план урока, картинки, таблички, презентация Microsoft Office PowerPoint, индивидуальные слуховые аппараты ребенка |
Ход и содержание индивидуального занятия
Организационная структура индивидуального занятия | |||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | ||||||||
Мотивационно-целевой (организационный) этап Сообщение темы и плана работы | |||||||||
-Поздоровайся! -Как ты слышишь? -Ты готов к уроку? -Тема урока «Фрукты». Повтори, какая у нас тема? -Будем составлять план урока: План урока: 1. Мы будем делать гимнастику. 2. Мы будем читать. 3. Мы будем слушать, говорить. | -Здравствуйте! -Я слышу хорошо (плохо). - Я готов к уроку. -«Фрукты». Перед ребенком выкладываются разрезанные таблички, они перемешиваются. Учитель за экраном называет пункты плана по порядку, а ребенок слушает и выбирает, прочитывает и вставляет в наборное полотно. | ||||||||
Формирование произносительных навыков Дыхательная гимнастика. Работа над голосом. Отработка дежурного звука. | |||||||||
-Будем делать гимнастику. Дыхательная гимнастика Работа над речевым дыханием Для работы над речевым дыханием используется макет сада, к которому прикреплены изображения фруктов. Далее, поверх указанных изображений закреплены листочки бумаги в форме листьев. Для выполнения задания ученику необходимо выдуть листочки с макета фруктов. Работа над голосом. Отработка дежурного звука. Дежурный звук [О]. Скажи тихо: о Скажи громко: О Скажи тихо и громко: о__О__о__О__о__О Скажи громко и тихо:
ОТ от ОТ от ОТ – КОМПОТ ОК ок ОК ок ОК – СОК ОК ок ОК ок ОК – ПИРОГ -Молодец! | (Ученик выполняет все занятия под контролем учителя) | ||||||||
Обучение произношению Автоматизация звука [С] | |||||||||
-Выходи к доске. Посмотри на картину, назови букву. -Правильно! Будем говорить звук [С]. ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА. С_____ С___А АС__А АС__ Саша С___О ОС__О ОС__ Софа С___У УС__У УС__ Алсу -ЛА -пек-ЛА ис-пек-ЛА Саша испекла пирог.-ла -РИ сва-РИ-ла Софа сварила компот.-ла -ЖА-ла от-ЖА-ла Алсу отжала сок.
-Молодец! Садись! Посмотри на экран. Выбери фрукты со звуком [С]. -Послушай слова. Повтори.
АБРИКОС СЛИВА АНАНАС - Выбери соответствующие слова, которые отвечают на вопрос КАКОЙ? - ? - ? - ? | -Буква «С». Ученик вместе с учителем выполняет фонетическую ритмику. Ученик выбирает картинки и говорит названия фруктов, в которых есть звук [С]. -Ананас, слива, абрикос Ребенок распознает на слух слова, произнесенные за экраном и выбирает соответствующие прилагательные. абрикос – абрикосовый; слива – сливовый; ананас – ананасовый; | ||||||||
Формирование речевого слуха | |||||||||
Распознавание на слух словосочетаний. -Послушай слова, выбери картинки. ананасовый сок сливовый компот абрикосовый пирог
Распознавание на слух фраз. -Я буду читать предложение. Слушай внимательно. Выбери соответствующие фрукты.
Софа сварила из ? сливовый компот. Алсу отжила из ? ананасовый сок. -Молодец! | Ученик слушает словосочетания, повторяет их, соблюдая ударения и подбирает картинки. ананасовый сок сливовый компот абрикосовый пирог На стене висит тематический стенд. Ученик слушает предложения, распознает их на слух, находит среди дидактического материала необходимые картинки фруктов, вставляет их, и повторяет предложения. Учитель следит за тем, чтобы ученик правильно говорил окончания: из абрикосов из слив из ананасов | ||||||||
Рефлексия деятельности Итог | |||||||||
-Что мы сегодня делали? -Какое у тебя настроение? -Молодец! У меня тоже хорошее настроение. Ты очень старался, внимательно слушал, все выполнял правильно. Попрощайся! | -Мы делали гимнастику, читали, слушали, говорили. Ответ ученика. | ||||||||
*- подчёркнутый речевой материал предлагается на слух |