Внеклассное мероприятие «С чего начинается Родина... Блокадный Ленинград»
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА…
БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Пояснительная записка к ресурсу | ||||
1 | Автор | Калягина Ирина Владимировна | ||
2 | Должность | преподаватель | ||
3 | Преподаваемые дисциплины | ОУД.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности | ||
4 | Категория | высшая педагогическая | ||
5 | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ | ||
6 | Конкурс | Всероссийский педагогический конкурс на лучший конспект внеклассного мероприятия «С чего начинается Родина…» | ||
7 | Название ресурса | С чего начинается Родина… Блокадный Ленинград | ||
8 | Вид ресурса | учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия | ||
9 | Тип ресурса | внеклассное мероприятие-экскурсия | ||
10 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подходит для всех специальностей | ||
11 | Цели внеклассного мероприятия | 1. Провести экскурсию-путешествие по памятным местам Санкт-Петербурга, связанным с блокадой Ленинграда. 2. Создать условия для активной познавательной деятельности студентов, при которых они смогут использовать свои знания. 3. Развивать интерес к изучению истории своей страны. | ||
13 | Развиваемые УУД (расшифровка в приложении 6) | Личностные: 1.1, 1.2 | ||
Регулятивные: 2.1 – 2.7 | ||||
Познавательные: 3.1.1 - 3.3.3, 3.1.5, 3.1.6, 3.3.1, 3.3.3 – 3.3.4 | ||||
Коммуникативные: 4.1, 4.5 | ||||
14 | Полипредметность | история | музыка | архитектура |
15 | Описание ресурса | Конспект внеклассного мероприятия содержит план-программу, сценарий, иллюстративный материал, аудиофайлы | ||
16 | Методические рекомендации | 1. Внеклассное мероприятие можно также проводить в 9-11 классах средней школы. | ||
2. Занятие может приурочено ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – 27.01.2022 | ||||
17. | Особенности применения | 1. Внеклассное мероприятие проводится только в очном (не дистанционном формате). | ||
2. Внеклассное мероприятие требует определённой локации – город Санкт-Петербург | ||||
18. | Деятельность преподавателя | создание учебно-методической разработки внеклассного мероприятия, подбор презентационных материалов | ||
19. | Форма учебной деятельности студентов | фронтальная, индивидуальная | ||
20 | Методическое оснащение | учебно-методическая разработка занятия, аудио- и видеоматериал, бланки для ответов студентов, презентация, набор эмотиконов, коробка для рефлексии. | ||
21 | Техническое оснащение | портативная колонка для воспроизведения аудиофайлов | ||
22 | Длительность занятия | 180 минут (4 академических часа – 2 пары, стандартный временной формат для образовательных учреждений системы СПО) | ||
23 | Дополнительно | Присутствие постоянной вовлеченности достигается использованием: 1) большого количества наглядного материала; 2) музыки, которая сильно воздействует на эмоциональную сферу; 3) активных методов обучения; | ||
Информационное оснащение и приложения | ||||
1 | Иллюстрации | |||
2 | Муллер И. Н. Блокадные рассказы. – М., Делибри, 2021 | |||
3 | Павлищева Н. Дожить до весны. – М., Яуза-Каталог, 2022 | |||
4 | Соболев Г. А. Ленинград в борьбе за выживание в блокаде. – СПб, СПБГУ, 2013 | |||
5 | Аудиофайлы, источник https://mp3fitz.com/ | |||
5.1 | Песня «С чего начинается Родина…» | |||
5.2 | Симфония №7, си мажор, часть «Ленинград», Аллегретто Д. Д. Шостакович | |||
5.3 | Ольга Берггольц «Нам от тебя не оторваться» | |||
5.4 | Мелодия старого трамвая | |||
6 |
| /data/files/d1674366762.doc (Нумерованный перечень УУД)Нумерованный перечень УУД |
План-программа внеклассного мероприятия
№ п/п | Этапы занятия | Продолжительность (мин) |
1. | Организационный. Взаимное приветствие педагога и студентов. Оперативная проверка отсутствующих и выяснение причин отсутствия | 5 |
2. | Разминочный. Вопросы, связанные с темой Родины, блокадой Ленинграда, активизация знаний студентов | 10 |
3. | Практический. Экскурсия. Посещение «станций» (с учётом двух пятиминутных и одного десятиминутного перерыва) | 150 |
4. | Контрольный. Контрольные вопросы с целью проверки усвоенного фактического материала | 10 |
5. | Рефлексивный. Заключительное слово педагога, выражение мнения, эмоций, впечатлений студентами по поводу внеклассного мероприятия такого формата | 5 |
Сценарий хода внеклассного мероприятия
Этап I. Организационный.
Преподаватель и студенты встречаются на выходе станции «Невский проспект».
Преподаватель: Уважаемые студенты! Доброе утро! Начинаем наше внеклассное мероприятие. Сколько вас сегодня? Кто отсутствует? Староста, пожалуйста, сообщите причины отсутствия и (ответы студентов, старосты группы). Спасибо за информацию.
Этап II. Разминочный.
Преподаватель и студенты проходят в начало Михайловской улицы.
Преподаватель: Сегодня у нас нестандартное внеклассное мероприятие. Экскурсия. Путешествие. Давайте прослушаем фрагмент замечательной песни композитора Вениамина Баснера на стихи Михаила Матусовского в исполнении актёра кино и дубляжа, артиста эстрады Марка Бернеса (звучит куплет песни «С чего начинается Родина» - приложение 2.1). Ребята, вы слышали раньше эту песню? С чего для вас начинается Родина? (ответы студентов). Я думаю, что любовь к Родине заключается и в знании ее истории.
Посмотрите, пожалуйста на эту фотографию и ответьте, чему, по вашему мнению, посвящено наше путешествие? (Блокадный Ленинград).
2. Когда началась Блокада Ленинграда? (8 сентября, 1941 года).
3. Когда завершилась? (27 января, 1944 года).
4. Сколько дней длилась? (почти 900 дней – 872 дня и ночи).
В нашем путешествии будет несколько станций. Мы отправляемся к первой.
Станция 1. Большой зал Санкт-Петербургской филармонии. Ул. Михайловская, 2/9
Преподаватель: Мы подошли с вами к зданию. Кто знает, что это за здание? (Большой зал Санкт-Петербургской филармонии). Чьё имя носит Большой зал Санкт-Петербургской филармонии? (Дмитрия Дмитриевича Шостаковича). Как связано имя Дмитрия Дмитриевича с Блокадой Ленинграда? (ответы студентов).
Преподаватель: В первые месяцы войны ленинградский композитор Дмитрий Шостакович начал писать свою седьмую по счёту симфонию, которую потом назвал "Ленинградской". В ней воплотились сила, мужество и стойкость жителей осаждённого города. Первые три части симфонии были закончены в сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде. А четвёртая часть дописывалась уже в эвакуации - в Куйбышеве (Самаре). Премьера состоялась там же, 5 марта 1942 года. А вот в Ленинграде впервые была исполнена в Большом зале Филармонии 9 августа 1942 года (в этот день немецкое командование планировало войти в Ленинград). И затем исполнялась еще несколько раз.
Преподаватель и студенты прослушивают часть Симфонии №7, си мажор, часть «Ленинград», Аллегретто (приложение 2.1).
Преподаватель: Исполнял произведение Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга. Состав дополнили музыканты, командированные с фронта. Концерт транслировался по радио, чтобы его слышали все жители блокадного города, а также вражеские войска, окружавшие Ленинград.
Станция 2. Дом Радио. Ул. Итальянская, д. 29
Преподаватель: Ребята, кому известно, что это за эффектное здание? (ответы студентов)
Преподаватель: Это красивое здание было построено в начале 20 века для нужд Благородного собрания (был до революции такой орган дворянского самоуправления). В 1930-е годы здесь разместился ленинградский радиокомитет, сотрудники которого всю войну и блокаду Ленинграда находились на своём посту.
Преподаватель: Сейчас в здании находится студия Пятого канала, из которой ведутся прямые эфиры, концертный зал, музей.
Станция 3. Мемориальная доска Ольге Берггольц. Итальянская ул., 27/2
Преподаватель: Ребята, кто из вас знает об Ольге Фёдоровне, может рассказать о ней? (ответы студентов).
Преподаватель: Ольга Фёдоровна Берггольц - удивительная женщина с тяжёлой судьбой, ставшая одним из символов мужества и стойкости. Её называли "голосом блокадного города", "Ленинградской Мадонной". Её голос знали абсолютно все блокадники. Её стихи и поэмы издавались в Ленинграде даже в самые тяжёлые месяцы войны.
Преподаватель: Её строки знают абсолютно все и сейчас. "Никто не забыт и ничто не забыто", - именно Ольга Берггольц написала их для мемориала на Пискарёвском кладбище. Ольга Фёдоровна не была единственным диктором ленинградского радиокомитета. На мемориальной доске на входе в Дом радио начертаны её строки, посвящённые коллегам:
"...и, спаяны сильней, чем кровью рода, родней, чем дети одного отца, сюда зимой сорок второго года сошлись - сопротивляться до конца" (прослушивание голоса Ольги Берггольц с декламацией стихотворения – приложение 2.3).
Станция 4. Блокадные кот и кошка. Малая Садовая улица
Кошка Василиса и кот Елисей
Преподаватель: В самые голодные месяцы блокады в Ленинграде были съедены все животные. Кроме крыс. Город нужно было спасать от грызунов - они не только распространяли болезни, но и уничтожали запасы продовольствия. В начале 1943 года после прорыва блокадного кольца в Ленинград пошли первые поезда. В них и привезли несколько сотен пушистых "спасателей".
Везли котов и кошек с "большой земли" - из Ярославля, Архангельска, Тюмени. Считается, что потомки того самого "мяукающего десанта" живут в Петербурге и по сей день.
На Малой Садовой улице поселились символические блокадные кот Елисей и кошка Василиса. Елисея найти легче. Как вы думаете, на стене какого знаменитого здания он проживает? (На стене Елисеевского магазина). А вот Василису нужно будет хорошенько поискать. Давайте ее найдём.
Станция 5. Блокадный репродуктор. Малая Садовая улица.
Преподаватель: Репродукторы военного времени - чёрного цвета - сохранились в нескольких местах. В том числе на Малой Садовой улице. Одна из самых знаменитых фотографий в день начала Великой Отечественной войны была сделана именно на этом месте. Ленинградцы слушают обращение Молотова о нападении Германии на Советский Союз (показывает фотографию).
Несколько лет назад в память об этом дне на фасаде углового дома, прямо под историческими репродукторами была установлена мемориальная доска "Блокадный репродуктор".
Станция 6. Блокадная парикмахерская. Невский проспект 54/3
Преподаватель: Бытовая жизнь города, как ни странно, тоже продолжалась. И в самых тяжёлых условиях хочется, если не красоту навести, то хотя бы привести себя в порядок. Самая известная парикмахерская, которая работала всю блокаду (а это в условиях отсутствия отопления и водоснабжения) находилась на Невском проспекте. Сейчас в этом помещении находится магазин. Но ответственные жители города в парадной установили мемориальную доску, которая увековечила память всех, кто помогал ленинградцам спасать мир.
Преподаватель: Как вы думаете, какой зал работал в парикмахерской – женский или мужской? Откуда брали воду работники парикмахерской? Откуда брался керосин для подогревания воды или смесей? Готовили ли лак для волос? (ответы студентов).
Преподаватель: В этой парикмахерской всю блокаду работали два зала: мужской и женский. Воду работники парикмахерской, как и все жители города, приносили из рек или воронок (об этом вы узнаете чуть позже). А вот керосин для подогревания воды или смесей посетители должны были приносить с собой. Интересно, что здесь готовили даже лак для волос, смешивая мебельный лак с одеколоном.
Станция 7. Аничков мост. Невский проспект.
Преподаватель: Ребята, как называется этот мост? Когда был построен? В честь кого назван? (ответы студентов).
Преподаватель: Аничков мост. Дата постройки – 1716. Название мост получил по имени подполковника Аничкова, командовавшего строительством моста. В 1783-1787 гг. мост был перестроен в камне. Следы осколков снарядов на одном из постаментов Аничкова моста сохранили специально в память о страшных днях войны. Возле отметин мы можем найти табличку с надписью. Давайте прочитаем, что написано. (Один из студентов читает: "Это один из 148478 снарядов, выпущенных фашистами по Ленинграду в 1941-1944 гг."). Ещё такие следы можно увидеть на стене храма Спас на Крови и на колоннах Исаакиевского собора. Знаменитые кони Аничкова моста не пострадали в войну, так как их заблаговременно сняли и укрыли в земле в саду Аничкова дворца.
Преподаватель: После освобождения Ленинграда от блокады скульптуры были возвращены на свои места. Ну, а следы осколков снарядов на гранитном постаменте красноречиво говорят о том, что меры предосторожности были не напрасны. Статуи уцелели благодаря тому, что их спрятали.
Станция 8. Блокадная прорубь. Набережная реки Фонтанки, спуск у дома 21.
Преподаватель: Ребята, еще раз хочу повторить свои вопросы. Работал ли водопровод во время Блокады? Откуда жители города брали воду? До скольки градусов опускалась температура в первую зиму Блокады? (ответы студентов)
Преподаватель: В первую блокадную зиму температура воздуха опускалась до -40 градусов Цельсия. Кроме того, из-за дефицита электроэнергии насосы на водопроводных станциях не могли обеспечить необходимый напор воды. Трубы в домах не выдержали таких условий и полопались. Ленинградцы лишились водопроводной воды. Воду можно было брать из рек или из воронок на улицах города - если снарядом были повреждена водопроводная труба.
Преподаватель: Как думаете, что еще можно было использовать зимой как источник воды?
Преподаватель: Зимой можно было набирать снег и растапливать его дома. Но для этого нужны были дрова. Центрального отопления тогда ещё не было и квартиры отапливались с помощью дровяных печей и каминов. Поход за дровами, как и за водой, был сравним с подвигом, в условиях холода и голода, особенно если не было саночек. Ходили кто с чем мог - с вёдрами, кастрюлями, чайниками, даже кружками. У проруби нужно было выстоять очередь. Зачерпнуть воду можно было только несколько раз, затем очередь переходила следующему человеку. Не все выдерживали многочасовые походы и ожидание. Некоторые умирали прямо там.
Станция 9. Блокадная подстанция. Набережная реки Фонтанки, д. 3а
Преподаватель: Ребята, как вы думаете – какие возможности по выработке электричества были в условиях блокады? Что было с движением электротранспорта? (ответы студентов).
Преподаватель: Из-за ограниченных возможностей по выработке электричества в условиях блокады движение электротранспорта в Ленинграде полностью остановилось в начале декабря 1941 года. После того, как по дну Ладожского озера проложили электрические кабели от Волховской ГЭС, ток стал подаваться на три тяговые подстанции, обеспечивающие движение трамваев.
Грузовое трамвайное движение было восстановлено 7 марта 1942 года. А первые пассажирские трамваи после зимнего перерыва вышли на улицы блокадного города 15 апреля 1942 года. Здание электроподстанции на набережной реки Фонтанки является важным памятником жизни блокадного Ленинграда. Однако на него неоднократно покушались инвесторы, желающие построить на этом месте элитное жильё. К счастью, пока здание сохраняется. В данный момент оно закрыто для посещения, но на фасаде находится мемориальная табличка, напоминающая о трудовом военном подвиге трамвайщиков. Давайте послушаем мелодию старого трамвайчика (приложение 5.4).
Станция 10. Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. Соляной переулок, д. 9
Преподаватель: Мы подошли к Государственному мемориальному музею обороны и блокады Ленинграда, который мы обязательно посетим. Кто уже был в этом музее? (ответы студентов). Как вы думаете, когда он начал работать?
Преподаватель: Музей, посвящённый обороне Ленинграда, начал работать ещё в период блокады. Постепенно фонды наполнились огромным числом подлинных экспонатов, которые передавали жители города, а также привозили военные непосредственно с фронта. Однако после окончания Великой Отечественной войны музей было принято решение закрыть, а все экспонаты уничтожить. К счастью, значительную часть предметов удалось спасти. Правда, они сейчас находятся в другом музее. А этот музей начал возрождаться лишь в 1980-х годах. Сейчас он является основным, посвящённым периоду блокады.
Этап IV. Контрольный
Преподаватель: Завершилось наше сегодняшнее путешествие по памятным местам блокадного Ленинграда. У нас было 10 станций. Давайте их вспомним (ответы студентов, вспоминаем станции по порядку, их особенности).
№ | Название станции | Адрес |
1 | Большой зал Санкт-Петербургской филармонии | Михайловская ул., д. 2/9 |
2 | Дом радио | Итальянская ул., д. 29 |
3 | Мемориальная доска Ольге Берггольц | Итальянская ул., 27/2 |
4 | Блокадные кот и кошка | Малая Садовая улица |
5 | Блокадный репродуктор | Малая Садовая улица |
6 | Блокадная парикмахерская | Невский проспект 54/3 |
7 | Аничков мост | Невский проспект |
8 | Блокадная прорубь | Набережная реки Фонтанки, спуск у дома 21. |
9 | Блокадная подстанция | Набережная реки Фонтанки, д. 3а |
10 | Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда | Соляной переулок, д. 9 |
Этап V. Рефлексивный.
Преподаватель: Дорогие студенты, спасибо за ваше участие в нашем путешествии. Вам понравился такая форма внеклассного мероприятия? Давайте поделимся впечатлениями. Хотели бы еще подобного рода внеклассные мероприятия? Есть ли у вас еще предложения? Узнали что-то новое для себя о своей стране? (ответы студентов). Прослушивание 2, 3 куплетов песни «С чего начинается Родина…»(при помощи портативной колонки).
Горбачёва Марина Юрьевна
Калягина Ирина Владимировна
Куликова Ирина Геннадьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Калягина Ирина Владимировна
Калягина Ирина Владимировна
Калягина Ирина Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Калягина Ирина Владимировна
Ирина Владимировна Казарцева
Калягина Ирина Владимировна
Гармс Людмила Павловна
Калягина Ирина Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Калягина Ирина Владимировна
Панов Егор Игоревич
Калягина Ирина Владимировна
Колышкина Елена Владимировна