Садовые цветы. Составление описательного рассказа по плану."
Филиал МАОУ Сорокинской СОШ № 1 - Сорокинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида)
Логопедическое занятие по развитию речи и письма
в 4 классе.
Тема: "Садовые цветы. Составление описательного рассказа по плану."
Составители: учитель – логопед Кислякова Е.Н.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- уточнять и расширять знания учащихся о садовых цветах;
- учить описательному рассказу, используя план, с последующей записью в тетрадь;
-закреплять умение делить слово на слоги, выделять количество слов в предложение.
Коррекционно - развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать органы артикуляции;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- совершенствовать навык правильного звукопроизношения;
- развивать оптическую зоркость и навык чтения и письма.
Коррекционно - воспитательные:
-воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе.
Оборудование:
- ИКТ, фотографии цветов, рабочие тетради, ручки.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | У нас сегодня на занятие присутствуют гости, это учителя с других школ. Поздаровайтесь с ними. А сейчас вы покажите как вы готовы к занятию. | Дети у своих мест произносят: "Каждый день всегда везде На занятьях и в игре Чётко, ясно говорим Ни куда мы не спешим. |
2. Артикуляционная гимнастика | Для начала мы сделаем гимнастику для языка, чтобы чётко и правильно всё проговаривать. Презентация артикуляционной гимнастики для автоматизации сонорных звуков. Слайд № 1 | Дети выполняют артикуляционную гимнастику Выполнение гимнастики. |
3. Сообщение темы занятия | Ребята, я сегодня предлагаю вам отправиться во времени не много назад, а конкретнее в лето Для этого закройте глаза и представьте, что мы летим под разноцветной радугой. Пролетаем, красный цвет, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый (Звучит музыка П.И. Чайковского "Вальс цветов"). На счёт раз, два, три, открывайте глаза. Беседа: Что вы увидели на экране открыв глаза? Слайд № 2 А где кроме слайда мы видим цветы? Мы попали в сад, где много клумб с цветами. Как называются цветы которые растут в саду и выращиваются людьми? Мы с вами не спроста оказались в саду, мне хочется чтобы вы ещё раз полюбовались красотой цветов. | Отвечают на вопросы. |
4. Работа со словом | А вот и первая клумба, но почему то на ней не видно цветов, а только буквы. Я предлагаю среди букв найти название цветов и клумба зацветёт. Слайд № 3 (георгин, роза, ирисы, лилия, пион) Картинки вывешиваются на доску. | Разгадывание филворда. |
5. Развитие фонематического слуха | Какая красивая клумба! Ребята, а вы видите её? Я сейчас буду называть звуками название этих цветов, а вы словом.(слова: м,а,к,; л,ю,п,и,н; ф,л,о,к,с; а,с,т,р,а.).Слайд № 4. Назовите цветы в название которых 1 слог, 2 слога. | На слух называют название цветов. Делят слова на слоги |
6. Физминутка | Посмотрите какая необычная клумба. Слайд № 5 Посмотрите, бабочки летают, На лугу цветы считают - Раз, два, три, четыре, пять. Ох, считать не сосчитать! За день, за два и за шесть..... Шесть, семь, восемь, девять, десять. Даже мудрая пчела Сосчитать бы не могла! | Машут руками, как крылышками. Считаем слова загибая пальцы. Хлопки в ладоши перед собой. Прыжки на месте. Шагаем на месте. Хлопки в ладоши над собой. Машем руками. Считаем слова загибая пальцы. |
7. Работа с предложением. | А сейчас Диана расскажет стихотворение про цветок который может расти на клумбах. Посмотрите внимательно на слайд № 6 и назовите отличия так, чтобы и ребята и я увидели ваше отличие. | Рассказывает стихотворение "Фиалка" В гладиолусах фиалка Незаметно зацвела "Мне фиалку очень жалко",- Тихо молвила пчела. Называют найденные отличия. С правой стороны на картинке у девочке на голове ободок с бантиком, а на левой стороне на картинке у девочке на голове ободок без бантика. |
8. Работа с текстом | А сейчас я предлагаю вам, рассмотрев картинку, составить рассказ. Слайд № 7 Беседа - Какое время года и месяц изображены на картинке? - Что мы видим на картинке? -Как можно назвать цветы которые растут в саду? - Кого мы видим на картинке? - Что девочка с котятами делает в саду? - Как мы назовём наш рассказ? А сейчас по плану нужно составить рассказ и записать в тетрадь. План: 1. Название. 2. Какое время года и месяц наступили. 3. Что мы видим в саду. 4. Кто пришел в сад. 5. Что девочка и котята делают в саду. Перед записью предложений в тетрадь уточняется количество слов. Рассказ В саду. Проверьте себя правильно ли вы написали и исправьте ошибки. | Составление описательного рассказа по плану. Отвечают на вопросы. Составляют по плану предложения, с последующей записью в тетрадь. Проверяют исправляют ошибки. |
9. Подведение итога | Увы, но нам пора возвращаться в класс. Закройте глаза и откроете только тогда, когда я досчитаю до трёх. Один, два, три. - Скажите, где мы с вами побывали, что видели? - Чем вам понравилось заниматься? - Что не получилось? | Отвечают на вопросы. |
10. Рефлексия | Наше занятие подошло к концу. Если у вас всё получилось и всё понравилось, то приклейте красный цветок . Если было интересно, но вы с чем-то не справились, то приклейте желтый цветок. Упражнение «Ладошки» Дети по очереди кладут свои ладони на ладонь педагога, вместе поднимают руки и громко говорят: - «Мы молодцы!!» | Приклеивают выбранные цветки к стебелькам. Кладут ладошки и проговаривают, что у них получилось лучше и над чем нужно работать. |