Урок-игра по математике на тему «Дроби» (5 класс)
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
отдел образования и молодежной политики администрации Урмарского района
МБОУ «Кульгешская основная общеобразовательная школа им. Н.А.Афанасьева»
МБОУ «Кульгешская основная общеобразовательная школа
им. Н.А.Афанасьева» Урмарского района Чувашской Республики
Урок- игра по теме «Дроби»
математика 5 класс
Цели игры:
Повышение познавательного интереса к предмету математики.
Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихся.
Способствовать побуждению каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.
Способствовать развитию кругозора учащихся, математической речи и грамотности.
Оборудование:
компьютер;
видеопроектор;
презентация,
индивидуальные карточки для самостоятельной работы,
Место (роль) мультимедийной разработки в учебном занятии:
Презентация интеллектуальная игра по теме «Дроби» проводится в рамках декады математики и является яркой иллюстрацией математической игры для привития интереса к предмету математика.
ПЛАН - ИГРЫ:
Вступление.
Правила игры.
Разминка.
Логическое упражнение.
Историческая часть.
Физкультминутка.
Диагностический тест.
Итог игры.
-
- Организационный момент
Добрый день. Сегодня у нас необычное мероприятие, мы с вами проведем интеллектуальную игру «Самая умная команда».
«Считай несчастным тот день или тот час, в котором ты не усвоил ничего,
ничего не прибавил к своему образованию». Ян Амос Каменский
Ознакомление с правилом игры
Для нашей игры нам нужно три команды. Каждой команде раздается Рейтинг учета «Самая умная команда». Участники должны записать названия своей команды. За правильное решение, выставляется баллы по каждому виду деятельности. В конце игры подводится итоги участниками команд.
Вид деятельности |
Число очков команды |
|||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
|
Разминка |
|
|
|
|
|
|
№1 |
|
|
|
|
|
|
№2 |
|
|
|
|
|
|
№3 |
|
|
|
|
|
|
№4 |
|
|
|
|
|
|
№5 |
|
|
|
|
|
|
Задание 1 «Соотнесите» |
|
|
|
|
|
|
Задание 2 Угадайте загадку |
|
|
|
|
|
|
Задание 3 «Назовите равные дроби» |
|
|
|
|
|
|
Задание 4 «Исторический вопрос» |
|
|
|
|
|
|
Задание 5 Соедините числа стрелками последовательно в порядке убывания |
|
|
|
|
|
|
Задание 6 Восстанови запятые |
|
|
|
|
|
|
Задание 7 Сравните дроби |
|
|
|
|
|
|
Задание 8 Конкурс на память |
|
|
|
|
|
|
Задание 9 Конкурс капитанов |
|
|
|
|
|
|
Задание 10 Угадай число |
|
|
|
|
|
|
Задание 11 СКАНВОРД |
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
Разминка
№3 Составьте смешанное число и перейди к неправильной дроби.
Заставка – 7 слайд
№ 4 Изучи каждый рисунок, составь неправильную дробь и перейди к смешанному числу.
Заставка – 8 слайд№ 5 Определите координаты обозначенных точек на координатном луче. Что называют координатным лучом?
Логические упражнения
Задание 1
Заставка – 9 слайдЗадание 2
Заставка – 10 слайдУгадайте, о чем идет речь? После первого угаданного ответ- 5 баллов, после второго - 3 балла, а после третьего -1 балл.
Бывает на номере углового дома ( 5 баллов)
Этим стреляют из ружья (3 балла)
Её выстукивают на барабане (1 балл)
Ответ:
Задание 3
Заставка – 11 слайд Запишите равные дроби, кто быстрее?
Задание 4
Заставка - 12 слайда
Исторический вопрос: Как назывались дробные числа в древности?
Ответ: В древности дробные числа называли ломаными числами
Историческая часть.
Из истории дробей
Долгое время действия с дробными числами считались очень сложными. Недаром у немцев сохранилось выражение «попасть в дробь», что означает «попасть в тупик, в трудное положение». Даже в 18 в. овладение действиями с дробными числами, которые иногда назывались ломаными числами, считалось очень трудным делом. Поэтому математики искали другие формы записи дробных чисел, которые позволяли бы упростить действия с ними. Такой формой оказалась десятичная запись дробных чисел.
Описал правила действий над десятичными дробями среднеазиатский математик и астроном Гиясэддин ал-Каши в своей книге «Ключ к арифметике» (1427 г.) Только через 150 лет фламандский инженер и математик Симон Стевин открыл заново десятичные дроби и описал правила действий над ними. Запятую после целой части десятичной дроби предложил ставить немецкий математик И. Кеплер (1571 – 1630).
Задание 5
Заставка – 16 слайда Каждой команде роздана кружочки с записью дробями. Соедините числа стрелками последовательно в порядке убывания
Ответ:
Задание 6 Каждой команде по карточке заданиями. Восстановите запятые
а) 32 + 18 = 5
б) 3 + 108 = 408
в) 42 + 17 = 212
а) 3,2 + 1,8 = 5
б) 3 + 1,08 = 4,08
в) 0,42 + 1,7 = 2,12
Задание 7
Сравните дроби
4,008 и 4,01; 0,06 и 0,051; 3,15 и 3,015; 25,90 и 25,900; 0, 0909 и 0,9090.
Заставка – 18 слайда ОТВЕТ:
Заставка – 19 слайда
Ф и з к у л ь т п а у з а
Мы сидели и писали.
Мышцы тела все устали.
Подтянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево-
Стало гибким наше тело.
Диагностический тест (Приложение 2)
Конкурс капитанов «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»
Действия с обыкновенными дробями:
Пока капитан работает, а остальные отгадывают, какое число надо дописать.
А как мы любим в часы отдыха разгадывать сканворды.
Вот и закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в игре отличился?
Подводятся итоги игры, поощряются победители медальонами.
Заключительное слово:«Дорогие ребята! Я надеюсь, что это игра прошла интересно,
с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы тот, кто был равнодушен
к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением,
что математика – интересный и нужный предмет».
В заключении последуем совету великого писателя Л.Н.Толстова
«Человек есть дробь. Числитель это - сравнительно с другими- достоинства человека; знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя- свои достоинства- не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству»
(Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.)