12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда1193
Россия, Тверская обл., Конаково

Государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района

Тверская область, г. Конаково






План занятия: "Самые знаменитые пейзажи русских художников (дополнительное образование детей с ограниченными возможностями)».



Данную работу рекомендуем к ознакомлению для педагогов дополнительного образования и воспитателей детских учреждений работающих с детьми ОВЗ, родителей имеющих детей с ОВЗ.






подготовила:

Шагалкина Надежда Александровна

педагог дополнительного образования




















Г. Конаково

2023

Самые знаменитые пейзажи русских художников.

Цель: 

Учить отличать пейзаж от других видов изобразительного искусства, выделять его особенности.

Задачи:

Образовательная: Познакомить детей с одним из видов изобразительного искусства – пейзажем.

Развивающая: Развивать творческое воображение, художественный вкус и художественные способности, чувство цвета, ритма.

Воспитательная: Воспитывать любовь к родной природе;

эстетическое воздействие на детей через слово и живопись.

Воспитывать эстетическое отношение к природе через её изображение.

Социализирующая: Приблизить ребенка к музеям и выставкам, как способу социализации и дополнительного образования.


Необходимое оборудование: распечатанные картины художников или проектор для показа картин.


Форма работы: индивидуальная, групповая.


Введение – понятие о пейзаже:

Пейзажная живопись была широко распространена в России, так как многие через нее постигали природу и создавали свой образ Родины. В переводе с французского пейзаж - «природа». Художники находят в природе отражение своих чувств, мыслей, переживаний: радости, грусти, тревоги, ожидания. Всё это они выражают в своих картинах. В русском искусстве пейзаж возник в конце 18 века - более 200 лет назад. Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём представлено изображение водной или земной поверхности: растения, здания, техника, дождь, облака, солнце, луна, звёзды.…  Иногда художник изображает людей или животных, в виде мимолётных сюжетных ситуаций. Но в пейзажной композиции им отводится второстепенное значение.



Стихотворение о пейзаже:

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,-

Обязательно картина

Называется пейзаж.


Основная часть:

«Утро в сосновом лесу» картина русского живописца Ива́н Ива́новича Ши́шкина. Русский художник - благодаря своим творениям прославился не только в своей стране, но и на весь мир. Техника исполнения произведения  масляная живопись на холсте размер полотна — 139 × 219 см. Является частью собраний Третьяковской галереи в Москве.

t1688408416aa.jpg

«Утро в сосновом лесу» является, пожалуй, одним из известнейших полотен живописца. В первую очередь внимание на этом шедевре привлекают милые медведи. Однако далеко не все знают, что эти медвежата принадлежат кисти не Шишкина.

Автору удалось запечатлеть короткий момент из огромной лесной жизни. Благодаря своему творению художник умело передал на холсте момент рассвета одного удивительного солнечного утра. Эта картина будто некий миг возрождения новой жизни леса. На полотне удивительно тонко показан пробуждающийся после ночи лес, а также четверо еще немного сонных медвежат.

Чтобы подчеркнуть утреннее время суток, автор изобразил на полотне легкий туман, виднеющийся между деревьями, а также легкие, еще не жаркие лучи поднимающегося солнца. На этом полотне, как и в большинстве своих работ, Шишкин подчеркнул величие и простор дикой природы. Этого он добился, специально срезав на картине верхушки сосен.
Те, кто рассматривал эту картину, скорей всего заметили, что дерево, на котором лазают медвежата, вырвано с корнем. Возможно, этим автор хотел подчеркнуть, что изображенный на картине лес абсолютно нелюдим, и там обитают лишь дикие звери, а деревья падают не от рук человека, а просто от старости.

«Среди волн» - картина Иван Константинович Айвазовский - русско-армянского художника-романтика. Коллекция Феодосийская национальная галерея им. И. К. Айвазовского. Оригинальный масштаб картины «Среди волн», несмотря на очень простую композицию, остается впечатляющим — 285×429 холст, масло.



t1688408416ab.jpg

Картина «Среди волн» изображает морскую бурю в ночной час. Романтичная картина, которую Айвазовский создал на закате своей жизни, считается вершиной мастерства прославленного мариниста. На ней нет ничего, кроме грозной, величественной морской стихии, великолепной в своем неистовстве. «Среди волн» венчает творческие достижения художника в изображении моря, идеально передавая все оттенки водной толщи, переливающейся на ветру, в тусклом мерцании ночных светил.



«Грачи прилетели» Алексе́й Кондра́тьевич Савра́сов - русский художник-пейзажист. Картина была написана в 1871 г. Холст, масло. Размеры: 62 × 48,5 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

t1688408416ac.jpg

На картине «Грачи прилетели» изображен пейзаж ранней весны. Передним планом картины выступают пригорок, деревья, птицы и небо. На холсте преобладают серо-голубые краски, которые передают бесконечный простор русской «глубинки». Небо кажется тяжелым, но чем дальше от горизонта, тем больше в нем ясности. Среди хмурых туч видны легкие перистые облачка. Кривые березы тянуться к небу на которых свиты черные гнезда. Грачи, сидящие на ветвях придают динамизм всей картине.

Вот вы взглянули на картину “Грачи прилетели”. На что вы смотрите в первую очередь?

Большинство посмотрит на грачей в ветвях берёз. Потому что это композиционный центр картины. Художник намеренно “ведёт” ваш взгляд сюда. Тонкие полупрозрачные ветки на синем небе совсем не отвлекают наше внимание от птиц.

Важно другое. Это не центр картины. В центре – церковь и дома. Но не они главные герои. В этом “изюминка” работы Саврасова. Смещённый центр композиции в правый верхний угол полотна.

«Моско́вский дво́рик» - Васи́лий Дми́триевич Поле́нов - русский художникпедагогпрофессор Императорской Академии художеств.

Картина 1878 года. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее . Размер — 64,5 × 80,1 см

t1688408416ad.jpg

Картина стала первой русской работой в жанре, при котором бытовой пейзаж не раскрывает какой-то особый сюжет. Среди подобных полотен она выделяется своей простотой и легкостью, которые художник мастерски преобразил, создав шедевр.

Картина «Московский дворик» очень проста, но она хорошо передает настроение старой Москвы, ее быта и повседневности.

Художник изобразил утренний двор, то, как постепенно просыпается местный народ, отправляясь по своим делам. День предвещает быть теплым, и на улице с самого утра бегают ребятишки. Купол старой церкви очень выгодно смотрится на фоне ярко-голубого неба. Облака отражаются на стенах церкви, а купола блестят на солнце.

Центр композиции занял старинный особняк. Его надворные постройки покосились от старости, крыша сарая прогнулась и обветшала, сквозь нее даже проросло дерево.

По двору заметно, что существует он уже много-много лет. Но, несмотря на свою старость, двор кипит жизнью с самого утра. Вдали можно увидеть женщину, идущую с полным ведром воды, запряженную лошадь, также погруженную в повседневные заботы.

Главные персонажи картины – маленькие дети, которые являются символом жизни и продолжения существования маленького дворика. Дети увлечены своими делами: кто-то играет сидя на траве. Девочка разглядывает сорванный цветок, не обращая внимания на свою маленькую сестренку.

Несмотря на покосившиеся дворовые постройки, нет ощущения того, что жизнь во дворе затухает. На самом деле, она только начинается. Самое главное, что люди довольны своей жизнью. Атмосфера картины полна любви и доброты.

Глядя на полотно, возникает ощущение чего-то своего, родного, трогательного и неповторимого. Художник любил людей и воспринимал их такими, какие они есть, с их простотой и недостатками, ища в каждом недостатке – достоинство.

«Березовая роща» - Архи́п Ива́нович Куи́нджи -  русский живописец приазовско-греческого происхождения, мастер пейзажной живописи, 

Картина 1879 года. Хранится в Государственной Третьяковской галерее . Размер картины — 97 × 181 см.

t1688408416ae.jpg
«Березовая роща» — пейзаж русского художника Архипа Куинджи, созданный в 1879 году. Полотно размером 97 × 181 см содержит в себе изображение залитой солнцем лесной поляны с березами, травой и ручьем.

При создании картины художник уделял много внимания комбинации света и цвета, стараясь добиться максимальной естественности и реалистичности. Во многом, именно благодаря такому подходу произведение стало настолько известным.

На полотне не удастся разглядеть вершины деревьев, поскольку на передний план вынесены только стволы и ветки, заметно выделяющиеся на фоне зеленого фона леса. Ручей выполняет функцию разделительной линии, словно бы создавая две самостоятельные части композиции.

Картина «Березовая роща» Куинджи изначально создавалась в жанре романтического пейзажа. Важная часть композиции — необычная игра солнечного света и теней от находящихся на поляне деревьев. Сюжет картины «Березовая роща» Куинджи связан с родственностью и уютом русских пейзажей, а также с возможностью ощутить себя прямо в центре залитой солнцем поляны с красивыми березами.



«Над ве́чным поко́ем» - Исаа́к Ильи́ч Левита́н  русский живописец и рисовальщик еврейского происхождения, оконченный в 1894 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее . Размер — 150 × 206 см.



t1688408416af.jpg

На картине «Над вечным покоем» изображён высокий утёс, окружённый водой. Озеро разлилось широко, словно это огромная тихая полноводная река. На берегу стоит небольшая деревянная церковь, за ней — заброшенное кладбище с покосившимися крестами.

Этот утёс — последнее пристанище верующих, место, где обретается вечный покой. А души их отправляются дальше, переправляются через озеро прямо на небеса.

Рядом с храмом стоят склонившиеся под ураганным ветром деревья. На небе догорают последние краски заката, но свет скрывают также тяжелые тучи, написанные необыкновенно объемно и реалистично. Надвигается буря — это видно по пасмурному тяжелому небу и сильному порывистому ветру. Кажется, что ураган снесет хлипкую церквушку, уронит кладбищенские кресты и сравняет могилы с землей.

Художник демонстрирует природную мощь по сравнению с краткостью человеческой жизни. Даже сама смерть выглядит хрупкой по сравнению с этой первозданной мощью. Только золотой купол и блестящий крест остаются непоколебимыми. Непоколебимая вера в Бога – то единственное, что помогает устоять человеку в периоды жизненных невзгод и душевных бурь. Левитан своей картиной даёт надежду всем отчаявшимся, показывает выход из тьмы.

Произведение, несмотря на своё мрачное, тяжелое настроение, рождает чувство удивительной гармонии и умиротворения.

Список используемой литературы:

1.https://masterok.livejournal.com/8923208.html

2.https://proza.ru/2018/12/08/985

3.https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.32550463-64a2d77e-0f58ecb4-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/File:Ayvaz_sredy_voln.jpg

4.https://art-dot.ru/izvestnye-russkie-kartiny/#Пейзажи-6774

5.https://ru.wikipedia.org/wiki/Грачи_прилетели

6.https://ru.wikipedia.org/wiki/Московский_дворик

7.https://gallerix.ru/lib/kartina-moskovskiy-dvorik-prostota-i-glubokiy-smysl/

8.https://gallerix.ru/album/200-Russian/pic/glrx-423767089

9.https://www.art-talant.org/publikacii/69435-ponyatie-o-peyzaghe

10. https://needlewoman.ru/skazki/chto-takoe-peyzazh-rasskaz-detyam.html



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.