Программа дополнительного образования психологического кружка «АРТ-ТЕРАПИЯ» (для детей с ОВЗ)

3
0
Материал опубликован 13 September 2020 в группе













ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «АРТ-ТЕРАПИЯ» (для детей с ОВЗ)




Возраст учащихся: 7 -14 лет


Срок реализации программы: 1 год








Автор программы:

Хапейшвили С.Т.





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа предназначена для проведения факультативных и кружковых занятий детей с ОВЗ.

Актуальность программы. Вовлечение детей с ОВЗ в творческий процесс эффективно решает проблемы укрепления их физического и психологического здоровья, развития позитивной самооценки, креативности, эмоционально-волевой сферы.

Основная цель - развитие творческих способностей и нравственных качеств у детей с ОВЗ.

Задачи:

развитие знаний, умений по созданию рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, в стиле оригами, сочинению сказок;

приобретение умений применять знания в практической деятельности;

развитие творческих способностей;

развитие нравственных качеств;

формирование сплоченности.

Методы: арт-терапевтические (сказкотерапия, куклотерапия, создание работ из пластилина, аппликация, изотерапия, оригами, музыкотерапия).


Планируемые результаты реализации программы

Образовательные результаты:

учащиеся понимают:

технику безопасности на занятиях;

особенности и способы обработки различных материалов (бумага, пластилин);

процесс создания рисунков, поделок, аппликаций, коллажа.

умеют:

соблюдать правила безопасного труда при работе с различными инструментами;

работать с трафаретами;

изготавливать поделки;

создавать пальчиковые куклы;

добросовестно относиться к работе;

подбирать гармоничные цвета и оттенки.

владеют:

правилами безопасности труда с режущими инструментами;

навыками изготовления изделий из пластилина, в стиле оригами.

Личностные результаты:

развитие коммуникативной культуры;

сформирована толерантность;

формирование установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, бережного отношения к вещам;

развитие творческая активность, любознательности и инициативности;

развитие отзывчивости, доброты.

Метапредметные результаты:

развитие умения планировать действия с помощью педагога;

развитие сотрудничества с педагогом и сверстниками;

формирование активности в условиях инклюзивного образования.



Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 1 год, количество учебных часов по программе – 68 ч.

Форма работы: подгрупповая, групповая.

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

- Материально-техническое обеспечение:

компьютер;

стол, стул;

колонки;

интерактивная доска.

- Кадровое обеспечение: педагог-психолог (либо может поводить занятия педагог дополнительного образования, учитель начальных классов).

- Методическое и дидактическое обеспечение:

развивающий материал: рекомендации к практическим занятиям: комплекс физминуток (упражнения на расслабление всего организма, дыхательная релаксационная гимнастика, упражнения для глаз, релаксация мышц рук, ног, туловища);

раздаточный материал (бумага, картон, пластилин, фломастеры, карандаши, краски, крахмал).


Содержание программы

Программы (авторы), положенные в основу настоящей программы:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотера­пии. СПб.: Речь, 2002.
  2. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.
  3. Энде М. Бесконечная книга. Ташкент: Шарк, 1992.


Контингент: учащиеся с ОВЗ 1-8 классов, имеющие нормально выраженный интеллект и легкую форму умственной отсталости (учащиеся 7-8 класса).

 Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 1 год, количество учебных часов по программе – 68 ч.


Форма реализации:

  • Групповые и подрупповые занятия.



Методы: арт-терапевтические (сказкотерапия, куклотерапия, создание работ из пластилина, аппликация, изотерапия, оригами, музыкотерапия)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


занятия

Дата

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

Предполагаемый результат

1.


Занимательные рисунки и круги

Создание законченных рисунков, в которых были бы круги и имеющиеся линии

1

Установление контакта, развитие творческих способностей

2.


Волшебная поляна

Прослушивание сказки про имена «Волшебная поляна», с созданием рисунков-образов своего имени под приятную инструментальную музыку

1

Возникновение интереса к своим именам; развитие креативности

3.


Путешествие в страну Фантазию. Создание кукол – жителей Фантазии

Создание пальчиковых кукол – героев различных сказок

1

Развитие моторики, креативности

4.


Волшебный лес

Создание аппликации - волшебного леса (на воображение ребенка)

1

Развитие умений пользоваться шаблонами и трафаретами, знания простейших навыков вырезания

5.


Чудо-остров из пластилина

Создание сказочного острова с использованием пластилина (на листе картона или ватмана)

1

Развитие мотивации к творческому труду, творческой активности и любознательности

6.


Рисунок Страны Чувств

Прослушивание сказки про страну чувств с последующим созданием рисунка



1

Развитие нравственных качеств и творческого вовлечения в процесс

7.


Кукольное королевство

Создание сказочных персонажей (пальчиковых кукол и кукол в стиле оригами)

1

Развитие моторики; навыков изготовления несложных изделий и шаблонов

8.


Создание рисунков-ассоциаций

Создание рисунков, демонстрирующих ассоциации ребенка с предметом, сказочным героем и т.п.

1

Развитие креативности, умения приобретать гармоничные цвета и оттенки, формирование мировоззрения, способности понимать свое место в мире

9.


Тепло другому с помощью поделок и рисунков-Теплышек

Прослушивание «Сказки о Нежных Теплышках» (К.Штайнер) под спокойную музыку. Сочинение продолжения сказки. Создание Теплышек-рисунков и поделок из пластилина (солнышек, улыбок, цветов и т.п.) с последующим вручением их членам семьи, друзьям и т.п.

1

Развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, нравственных качеств

10.


Представь под музыку и нарисуй

Использование упражнений-медитаций с последующим рисованием представленных образов (моря, леса и т.п.)

1

Развитие творческих способностей и навыков релаксации

11.


Страна Фантазия из пластилина

Создание страны Фантазии из пластилина. Прослушивание фрагмента сказки М.Энде «Бесконечная книга» под музыку о Фантазии

1

Развитие моторики и творческих способностей

12.


Создание рисунков «Я в Волшебном Зеркале»

Прослушивание отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» под музыку о воротах Волшебного Зеркала. Создание рисунков «Я в волшебном зеркале» (Я глазами себя, Я глазами других), и ворот из картона и бумаги (ребенок сам придумывает)

1

Развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, техники вырезания и нравственных качеств


13.


Свети тень. Рисование светлых и темных образов

Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о тени. Рисование рисунков-образов

1

14.


Навстречу везению. Лепка подарков из пластилина

Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о Драконе Везения. Создание новогодних подарков из пластилина (солнышек, цветов и т.п.) членам семьи и друзьям; лепка произвольно доброго дракона

1

15.


Ворота Сфинксов. Рисование своих успехов и лепки отгадок разных загадок

Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о Воротах Сфинксов. Создание рисунков, отображающих свои успехи, отгадывание различных загадок и лепки их отгадок. Придумывание ребенком из картона и бумаги ворот.

1

16.


Создание аппликации «Рудник сновидений»

Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о Руднике Сновидений; создание аппликаций, изображающих свои сны

1

Развитие умения вырезать из бумаги, складывать гармошкой, работать с трафаретами, формирование техники безопасности, здорового образа жизни

17.


Ворота без Ключа. Вырезание ключей из бумаги и картона

Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о Воротах без Ключа. Создание ключей из бумаги, картона (с использованием воображения ребенка).

1

Развитие творческих способностей, навыков вырезания, умения аккуратно выполнять работу

18.


Кукла-Многоликая Королева

Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о Детской Королеве. Создание пальчиковой куклы-Королевы и рисунка замка, где она живет

1

Развитие творческих способностей и индивидуальности и умения вырезания

19.


Бесконечная Фантазия. Создание альбомов

Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о Фантазии. Создание красочных альбомов с рисунками о путешествии по стране Фантазия и пожеланиями

1

Развитие творческих способностей, умения подбирать цвета и оттенки

20.


Встреча со сказкой детства. Создание рисунка на сказочную тему

Создание рисунка – сказочного мира (изображенного в любимой сказке детства)

1

Развитие творческих способностей

21.


Лепка удивительных существ

Лепка удивительных существ из пластилина из слепленных шариков любого цвета

1

Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей

22.


Создание масок

Создание произвольно масок, отражающих внутренний мир ребенка (маска Доброты, маска Улыбки и т.п.)

1

Развитие навыков самопознания

23.


Театр масок

Придумывание истории, где будут участвовать созданные маски. Проигрывание ее.

1

Развитие творческих способностей

24.


Люди и куклы

Создание пальчиковых кукол-автопортретов

1

Развитие навыков самопознания

25.


Весь мир-театр

Придумывание сказки на любую тему и разыгрывание ее

1

Развитие творческой индивидуальности

26.


Цвета жизни

Смешивание различных цветов и создание спонтанных рисунков с ними

1

Развитие способности находить гармоничные цвета и оттенки

27.


Ярмарка идей

Создание поделок из пластилина с записанными красочно на бумаге текстами различных песен (композиции иллюстрируют песни: например, под песню «Голубой вагон» можно слепить вагончик голубого цвета)

1

Развитие групповой сплоченности и креативности

28.


Создание рисунков «Окна в будущее»

Создание триптиха-картины «Я в прошлом, настоящем и будущем» (на воображение ребенка)


1

Развитие рефлексии

29.


Путешествие на планету Творчества

Создание рисунков-планеты Творчества и лепка ее обитателей (ребенок придумывает сам под руководством взрослого)

1

Развитие творческих способностей и мелкой моторики рук

30.


Рисование собственного образа

Анализ ребенком ассоциаций, связанных с самим собой. Рисование своего образа

1

Развитие рефлексии

31.


Создание «Звездной карты жизни» из пластилина

Анализ ребенком своей жизни с помощью творческого создания «карты» из пластилина (придумывание планет любого цвета, названия им (например, мои близкие люди – с указанием людей, мои любимые цвета, мои увлечения и т.п.)

1

32.


Создание рисунка «На перекрестке дорог»

Создание рисунка-перекрестка с выбором пути (обозначение и обоснование выбора)

1

Развитие возможностей для личностной самореализации

33.


Создание рисунка «Карта страны чувств»

Рисование самих себя и закрашивание участков определенным цветом – своих чувств

1

Развитие нравственных качеств и навыков рефлексии

34.


Рисование своего «дракона» - негативных чувств

Создание рисунка дракона с негативными чувствами, испытываемыми ребенком; закрашивание или уничтожение впоследствии рисунка


1

Развитие нравственных качеств и творческих способностей

35.


Создание рисунка «Дом моей души»

Представление под музыку своего внутреннего мира в виде дома и его изображение (либо создание дома из картона, бумаги или пластилина)

1

Развитие рефлексии и творческих способностей

36.


Создание коллажа

«4 стихии»

Создание коллажа под музыку

«4 стихии» (воздух, вода, земля, огонь)

1

Развитие навыков вырезания и творческой индивидуальности

37.


Создание «Рисунков времени»

Рисование под музыку символов времени (реки, коня, дороги и т.п.)

1

Развитие личностной самореализации

38.


Король умер. Да здравствует король!

Рисование «Круга воли» под музыку (создание кругов решительности, настойчивости, смелости, самостоятельности, целенаправленности, инициативности, выдержки, дисциплинированности; закрашивание ребенком их секторов либо полностью любым цветом – в зависимости оттого, как ребенок оценивает развитость у себя этих качеств).

Красочное создание открыток с пожеланиями друг другу

1

Развитие нравственных качеств, умения подбирать нужные цвета, творческих способностей

39.


Галерея чуда

Создание книжек-визиток. Творение красок

1

Развитие умения подбирать цвета, работать над рисунками, складывания бумаги

40.


Рисование придуманных сказочных существ и сочинение по ним сказок

Процесс рисования придуманных сказочных существ и сочинения сказок с их участием

1

Развитие творческих способностей

41.


Общая сказка

Коллаж «Создание сказочной страны»

1

Развитие навыков вырезания, умения пользоваться ножницами, соблюдать технику безопасности

42.


Обыкновенное чудо

Прослушивание под музыку «Сказки о Волшебнике». Рисование чувств от этой сказки (кружков с выбранным ребенком цветом; число кружков – по желанию, кружкам дается название)

1

Развитие нравственных качеств и креативности

43.


Сказочные зачины и сочинение продолжения сказок

Предоставление ребенку любых сказочных зачинов с сочинением им продолжений; создание рисунков (поделок из пластилина, аппликаций, иллюстрирующих продолжение сказок)

1

Развитие творческих способностей

44.


Создание презентации из рисунков к сказке «Котенок». Начальный этап



Прослушивание сказки «Котенок» (И.Стишенок). Создание последовательных рисунков к ней с целью последующей разработки презентации






2


Развитие доброжелательности, отзывчивости, творческих способностей

45.


Создание презентации из рисунков к сказке «Котенок». Завершающий этап

46.


Создание композиций из пластилина, иллюстрирующих сказку «Услышать свой день». Начальный этап




Прослушивание сказки «Услышать свой день» (О.Чеснокова). Создание композиций из пластилина на картоне, иллюстрирующих ее содержание







2




Развитие творческих способностей, нравственных качеств

47.


Создание композиций из пластилина, иллюстрирующих сказку «Услышать свой день». Завершающий этап

48.


Создание книги с иллюстрациями из сказки «Драгоценность». Начальный этап




Прослушивание сказки «Драгоценность» (Н.Сакович). Создание книги из бумаги с иллюстрациями, отражающими ее содержание





2




Развитие творческих способностей, умения точно и аккуратно выполнять работу, мелкой моторики рук

49.


Создание книги с иллюстрациями из сказки «Драгоценность». Завершающий этап

50.


Создание серии рисунков с иллюстрациями из сказки «Сон». Начальный этап



Прослушивание сказки «Сон» (Н.Сакович). Создание серии рисунков, отражающих ее содержание



2



Развитие творческих способностей

51.


Создание серии рисунков с иллюстрациями из сказки «Сон». Завершающий этап

52.


Создание композиций из пластилина, иллюстрирующих сказку «Колючка» Начальный этап




Прослушивание сказки «Колючка» (И.Стишенок). Создание композиций из пластилина, иллюстрирующих ее содержание






2






Развитие доброжелательности, отзывчивости, творческих способностей

53.


Создание композиций из пластилина, иллюстрирующих сказку «Колючка» Завершающий этап

54.


Создание серии аппликаций и рисунков, иллюстрирующих сказку «Птица и яйцо». Начальный этап




Прослушивание сказки «Птица и яйцо» (И.Шах). Создание аппликаций и рисунков, иллюстрирующих ее содержание







2



Развитие творческих способностей, умения точно и аккуратно выполнять работу, мелкой моторики рук

55.


Создание серии аппликаций и рисунков, иллюстрирующих сказку «Птица и яйцо». Завершающий этап

56.


Праздник белых журавлей. Знакомство с созданием журавликов в стиле оригами

Любая презентация о Дне Победы.

Изготовление журавликов в стиле оригами

2

Развитие техники складывания из бумаги

57.



Праздник белых журавлей. Процесс их создания


58.


Рисование в стиле эбру. Знакомство

Знакомство с данной техникой

2

Развития умения создавать рисунки в стиле эрбу

59.



Рисование в стиле эбру. Процесс создания рисунков

Процесс рисования

Развитие творческих способностей

60.


Заключение.

Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Рождение

Спонтанный танец под музыку. Создание куклы-девочки











8











Анализ творческих способностей детей

61.


Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Кто я?

Создание рисунка на тему: «Кто я?»

62.


Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Маленькая страна

Создание композиции из пластилина на тему: «Страна моей души»

63.


Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Девочка и принц

Создание куклы-принца и книги (иллюстрации для нее дети придумывают сами) из сложенных листов бумаги

64.


Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Книга

65.


Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Мир моих чувств

Создание композиции из пластилина и бумаги на тему: «Мир моих чувств»

66.


Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Мальчик и старик

Сочинение сказки с последующим созданием рисунка под музыку на тему: «Мальчик и старик»

67.


Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Ты да я, да мы с тобой

Создание красочных открыток в подарок с пожеланиями друг другу

68.


Подведение итогов. Вручение грамот за проделанную работу в течение учебного года

Впечатления детей от занятий. Вручение под торжественную музыку грамот (или благодарностей) за проделанную работу

1

Подведение итогов

ИТОГО 68 ч.



3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотера­пии. СПб.: Речь, 2002.

Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.

Энде М. Бесконечная книга. Ташкент: Шарк, 1992.

ПРИЛОЖЕНИЯ


К занятию 3

Процедура изготовления пальчиковой куклы

(из книги «Практика сказкотерапии» / Под ред. Н. А. Сакович)



«На листе плотного картона нарисовать голову куклы и шею. Шея у всех кукол длинная — приблизительно 4,5 см и шириной 1-1,5 см. Когда кукла с длинной шеей вырезана, изготавлива­ем держатель для куклы, который потом ребенок наденет на указательный палец. Для этого на листе бумаги для рисования отмерить прямоугольник размером 5 на 6 см. Прямоугольник сворачивается в трубочку и склеивается. В надетую на палец «трубочку-держатель» ребенок вставляет голову куклы. Допол­нительно можно сделать кукле костюм, украшения и т. д.»


К занятию 4


Примеры трафаретов «Волшебный лес»


t1599992375aa.jpg


t1599992375ab.jpg


t1599992375ac.jpg



t1599992375ad.png

t1599992375ae.png














t1599992375af.jpg



t1599992375ag.gif











К занятию 17



Пример трафарета ключа

t1599992375ah.png



К занятию 22


Процесс создания маски

(из книги «Практика сказкотерапии» / Под ред. Н. А. Сакович)



«На листе бумаги рисуется овал по размеру лица ребенка, определяется место для глаз и рта и затем с использовани­ем красок, карандашей, журналов и других материалов маска наполняется содержанием. После завершения изображения маску необходимо выре­зать, надеть себе на лицо».


К занятию 38

«Круг воли»

(из книги «Практика сказкотерапии» / Под ред. Н. А. Сакович)


t1599992375ai.jpg

К занятию 39

Рецепт изготовления «волшебных» красок

(из книги «Практика сказкотерапии» / Под ред. Н. А. Сакович)



«150 г муки, 1 ч. л. соли, 1 ст. л. растительного масла, немного клея ПВА, вода до консистен­ции густой сметаны, гуашь (цвет по желанию)».



К занятию 43



Примеры сказочных зачинов

(из книги «Практика сказкотерапии» / Под ред. Н. А. Сакович)

1.«Выдолбил дятел в осине дупло, сделал гнездо и вывел де­ток— трех дятликов. Растут маленькие, и радуется дятел. «Выра­щу, — думает, — деток, будет мне в старости помощь». Не умел он радоваться про себя, а раструбил на весь лес о своих детях. Кого ни встретит— всем хвастается: «Ох, и какие же у меня слав­ные детки! И умные, и пригожие. Других таких ни у кого нету!..»

Прослышала об этом лиса. Захотелось ей отведать моло­дых дятловых птенчиков.

2.Родился в одном царстве-государстве наследник. Собрались гости на родины. Пьют, веселятся. А отец сидит, как туча черная, и все плачет. Кто его ни спросит, чего он плачет, — никому ни­чего не говорит. Поначалу думали, что это он от радости — по­нятно, сына дождался! А потом и спрашивать перестали.

3.Жили муж и жена. А детей у них не было. Горюет жена: некого поколыхать, некого утешить...

Пошел однажды муж в лес, вырубил из ольхи полено, при­нес домой к жене и говорит: «На, поколыхай».

Положила жена полено в колыбель и давай колыхать, пе­сенки напевать: «Люли-люли, сынок, с белыми плечами, с чер­ными очами...»

4.В прежние времена было так: как состарится отец, завезет его сын в глухую пущу и бросит там...

Вот однажды повез сын отца в пущу. Жаль ему отца— силь­но любил он его, да что поделаешь! Не повезешь — люди засме­ют, старых обычаев, скажут, не держится. Еще из села выгонят...

Едет он невеселый, а отец и говорит ему: ...

5.Жил-был дедов сын без имени. Подрос мальчик, стал на улицу ходить. Гуляет с детьми, а те не знают, как его звать. А потом сами придумали ему имя: Безымянный. У всех имена как имена, а он — Безымянный!

Приходит он раз с улицы и спрашивает у матери: «Почему это, мама, у всех имена, а у меня нету?»

6.Жил дед с бабой. И были у них дочки — дедова дочка и бабина дочка. Дедову дочку звали Галя, а бабину— Юля.

Баба дочку свою родную любила да холила, а дедову в черном теле держала, все старалась ее со свету сжить.

Пошел раз дед на ярмарку, купил бычка-третьячка. Привел домой и говорил дочкам: ...

7.В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король. Царство у него было небольшое, при желании его мож­но было объехать за два дня. Но король уже не помнил, когда в последний раз он объезжал свои владения. Уже который день он сидел на своем троне и грустил. Его одолевала печаль-тос­ка. Единственный, кто был рядом, — шут. Он сидел у ног короля и нес всякую чушь.

Бездействие короля совсем не нравилось народу. Люди собирались перед окнами и кричали: «Свергнуть! Свергнуть!»

Король достал из своих ножен меч и воскликнул: ...

8.Однажды, вылетев из клетки, попугай попал на птичий двор. Он подумал: «Я среди своих, и у меня есть возможность по-настоящему показать себя! Все узнают, какой я умный, какой образованный, какой молодец!»

Попугай сел на забор и стал говорить на разных языках, копировать разных людей и животных, читать стихи и песни.

Птичий двор реагировал по-разному...

9.В далеком лесу была школа Мудрой совы. Говорили, что она знает ответы на все вопросы и может решить любую зада­чу. Но вот однажды...

10.В королевстве эльфов был Дворец великих знаний. Там преподавали самые умелые и знающие, самые глубокие и не­постижимые, самые добрые и любящие учителя. А учились там самые талантливые и работящие, самые внимательные и от­зывчивые дети со всех десяти королевств. Главным мудрецом и учителем этого Дворца был могущественный Мерлин.

С недавнего времени во Дворце стали происходить стран­ные вещи...

11.В одной коробке с карандашами родился маленький ка­рандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и де­душка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным.

Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Крас­ный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое то мгновение он зеле­нел. Так проходил день за днем, и вот...

12.Жили-были две росинки на лесном цветочке. Они встрети­лись после весеннего дождика, им понравилось быть вместе и они, прячась от солнышка под листочками цветка, мечтали о счастье. Однажды ночью похолодало, и, как росинки ни стара­лись согреться, одна из них заледенела...»



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации