Урок был проведён с обучающимся 1 класса в дистанционной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося
Юра - прилежный обучающийся. На уроках спокоен, старается ответить на поставленные вопросы, частично может повторить ранее пройденный материал, учебные правила выполняет. Темп работы и речевая активность средние, обладает достаточной степенью внимания, быстро переключается с одного вида деятельности на другой, учебно-познавательная мотивация развита на достаточном уровне.
Усвоение программного материала идёт хорошо. Сформированность учебных навыков находится на достаточном уровне (может сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять задание по алгоритму, большинство заданий выполняет самостоятельно, но иногда требуется помощь и контроль над их выполнением, делает выводы в большинстве случаев с помощью учителя).
Во время занятий наблюдается заинтересованность в усвоении учебного материала. К концу II четверти на большинстве занятий стал работать по инструкциям, но иногда приходится повторять их несколько раз.
2. Самоанализ урока
Данный урок курса по выбору "Тайны орфографии и грамматики" является уроком № 1 в системе уроков по разделу "Звуки и буквы".
Тема урока: "Сказочное царство звуков".
Цель урока: формирование представлений о существенных признаках звуков и букв.
Задачи урока:
1. Создать условия для усвоения нового материала, познакомить с признаками звуков и букв, научить различать звуки и буквы.
2. Развивать познавательную деятельность, внимание, творческое воображение, умение правильно применять имеющиеся знания, связно выражать свои мысли.
3. Способствовать воспитанию любви к природе, изучению русского языка; познакомить с символом Нового года, приобщить к всенародному празднованию Нового года, вызвать положительное отношение и интерес к празднику, сформировать умение доставлять радость людям.
Данный урок направлен на достижение следующих результатов:
Предметные: различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, применять полученные знания при выполнении заданий.
Метапредметные УУД:
Личностные УУД: проявлять способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения; уметь проводить самооценку своей деятельности на уроке, иметь мотивацию к учебной деятельности, осознавать роль полученных знаний в речи.
Регулятивные УУД: определять и формулировать учебную цель и задачи с помощью учителя, определять план деятельности на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные УУД: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания и использовать их в новых видах работы по русскому языку, находить ответы на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, делать умозаключения и выводы в словесной форме.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения); обосновывать своё мнение, слушать и понимать речь учителя, проявлять готовность к взаимопониманию и дружескому взаимодействию с учителем.
Это урок - урок усвоения новых знаний. Он включал в себя 10 этапов:
1. Организационный момент (0,5 мин.)
2. Мотивация учебной деятельности (3 мин.)
3. 3. Постановка цели и задач (4 мин.)
4. Актуализация новых знаний (6 мин.)
5. Первичное усвоение новых знаний (1 мин.)
6. Физкультминутка (2 мин.)
7. Актуализация знаний (продолжение) (6 мин.)
8. Первичная проверка понимания (0,5 мин.)
9. Первичное закрепление (3 мин.)
10. Рефлексия (подведение итогов урока) (4 мин.)
Основным этапом урока являлся этап актуализации знаний, который был направлен на формирование знаний о звуках речи, об их делении на гласные и согласные. Для достижения данной цели включены игровые моменты, которые помогают более прочному усвоению материала: определение обучающимся на слух неречевых звуков (колокольчик, тиканье часов, шум грома и дождя), проведение эксперимента для определения разницы в звучании гласных и согласных звуков, рассказывание сказки о звуках и буквах, сообщение теоретического материала.
Чтобы достигнуть цели урока, я подобрала материал по теме урока и соответствующие задания (интерактивный тренажёр сервиса Kid-mama), создала Google-сайт (Сайт), на котором и разместила все материалы и задания урока, провела урок в форме онлайн-квеста по спасению Нового года (Баба-Яга украла все символы Нового года (ёлочку, снеговиков, Деда Мороза и Снегурочку, животных уходящего и будущего года - Быка и Тигра); для того, чтобы вернуть все символы и чтобы Новогодний праздник состоялся, обучающемуся необходимо выполнить все задания урока).
Содержание урока соответствовало возрастным и индивидуальным особенностям обучающегося.
Материал урока был доступным и интересным для обучающегося. Благодаря организации онлайн-квеста, Юра был очень замотивирован к учебной деятельности.
При проведении урока я использовала следующие современные педагогические технологии в соответствии с требованиями ФГОС: ИКТ, игровая, здоровьесберегающая, развивающего и проблемного обучения.
Основными методами, используемыми мною на уроке были словесные (рассказ, беседа, аудиозаписи), наглядные (показ, демонстрация) и практические (эксперимент, упражнение/задание, листание страниц сайта).
В ходе урока я использовала следующие средства обучения: сайт урока, интерактивные задания (интерактивные кнопки с вариантами ответов) и активности (письмо Деда Мороза и письмо Деду Морозу), тренажёр, изображения, гифки, аудиозаписи, материал для проведения эксперимента, музыкальная разминка.
Используемые мною педагогические технологии, методы и средства обучения являются оптимальными для данного обучающегося, т.к. соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям мальчика, все методики ему знакомы по предыдущим урокам.
В ходе урока были использованы следующие виды работ: вовлечение в квест с помощью письма от Деда Мороза, определение темы урока с помощью разгадывания ребусов, планирование деятельности на уроке с помощью выбора правильной карточки, прослушивание и угадывание неречевых звуков (аудиозаписи), ответы на вопросы, музыкальная пауза, наблюдение за экспериментом, знакомство со сказкой о звуках и буквах, выполнение задания в тренажёре, рефлексия (письмо Деду Морозу), формулирование выводов, подведение итогов.
Наиболее эффективными оказались этапы актуализации новых знаний (определение неречевых звуков на слух), закрепления знаний (работа в тренажёре) и подведения итогов урока (ответы на вопросы и "написание" письма Деду Морозу), потому что обучающийся усвоил новые знания, с интересом и лёгкостью применил их, выполняя задания.
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствовало реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и предполагало учёт индивидуальных особенностей обучающегося, доброжелательную обстановку, позитивный настрой на урок, повышение мотивации и поддержание интереса к учебной деятельности, создание атмосферы заинтересованности, ситуации успеха, наличие проблемных ситуаций, применение диалоговых форм общения, положительную характеристику результатам деятельности обучающегося, осуществление обратной связи.
Темп в течение урока средний, подходящий индивидуальным особенностям обучающегося.
Психологическая атмосфера урока была спокойной. Обучающийся чувствовал себя уверенно, был заинтересован в знакомстве с новым материалом, выполнении заданий и участии в квесте.
Юра с удовольствием включился в работу на уроке и эта заитересованность не пропала у него до окончания.
Результаты урока были достигнуты, так как совпали с целью урока.
Обучающийся научился понимать, что такое звук и буква, и различать звуки от букв, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки обучающегося.
3. Выводы
Методическое обеспечение урока полностью соответствовало специфике его содержания, подобран доступный материал, запланированный объём урока выполнен, интенсивность урока была оптимальной с учётом физиологических и индивидуальных особенностей мальчика (только под конец урока темп увеличился), этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности, учебный материал соответствовал жизненному опыту первоклассника, была проведена музыкальная физкультминутка.
Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО, урок достиг своей цели, поставленные задачи выполнены.
Кияйкина Наталья Федоровна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Язенина Ольга Анатольевна
Язенина Ольга Анатольевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Язенина Ольга Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Язенина Ольга Анатольевна