12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кондратьева Алла Алексеевна182
Россия, Курская обл., Курск

Самоанализ урока математики во 2 классе

Автор: Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курская область

Тема урока: Окружность

Цель: формирование понятий: «окружность», «центр окружности», «радиус», «диаметр».

Тип (вид урока): Урок первичного предъявления новых знаний (технология деятельностного подхода) 

Урок рассчитан для учащихся 2–го класса, обучающихся по учебнику Л.Г.Петерсон, задания которого подразумевают широкое использование научно-исследовательской деятельности младших школьников, в учебном плане он стоит в 4-ой четверти.

Учебную исследовательскую деятельность можно считать одним из необходимых условий приобщения школьников к математической, в том числе геометрической культуре. Включение младших школьников в геометрическую деятельность способствует их становлению как субъектов, позволяет развить мышление, учебно-познавательные мотивы, опыт исследовательской деятельности. Урок за уроком мои дети учатся наблюдать, экспериментировать, сравнивать, анализировать, самостоятельно делать выводы. Данный урок по теме «Окружность» был построен в соответствии с ФГОС. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, использовались информационно-коммуникативные технологии. В содержание урока были включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Знакомство с новым материалом состояло из следующих этапов:

1) постановка проблемы;

2) выдвижение гипотезы;

3) проверка гипотезы (эксперимент, теоретическое обоснование);

4) формулировка видов;

5) обобщение и применение новых знаний.

Основной метод данного урока – кейс метод, направленный на развитие творческого (критериального) мышления. На уроке много внимания уделялось развитию детей, приобретению опыта исследовательской деятельности, открытию нового предметного знания, которое характеризуется осмысленностью, деятельностью, личностной значимостью.

Учащиеся не только познакомились с понятиями «окружность», «центр окружности», «радиус», «равноудалены», «диаметр», но и овладели умением чертить окружность. В целях развития познавательных способностей учащихся на уроке мною использовался наглядный материал, эксперимент проводился с привлечением учеников как непосредственных участников исследовательской деятельности. К уроку были заготовлены карточки с новыми понятиями: «окружность», «центр окружности», «радиус», «циркуль», «круг», «равноудалены», демонстрационный циркуль, лента, иллюстрации с изображениями предметов круглой формы; компьютер, проектор, презентация.

После психологического настроя на урок на этапе актуализации знаний была проведена математическая зарядка, в результате которой возникло индивидуальное затруднение в деятельности.

В начале открытия новых знаний я предложила детям сформулировать свойства круга.

После высказываний детей формулируем цель исследования - узнать, что такое окружность, из чего она состоит, есть ли у нее свойства и как ее начертить.

На первом этапе выясняется, что же такое окружность, проходит сравнение с кругом, отмечается их сходство и отличие. Выдвигается гипотеза: одна из этих фигур – не круг. Какая из них? После сравнения фигур, нахождения общего и отличий дается определение окружности, которое формулируют дети.

На втором этапе изучения нового происходит знакомство со свойством равноудаленности точек окружности. Для этого проводится эксперимент: вызываются 8 учеников и встают в круг, все они точки окружности, а я (учитель) - точка- центр окружности. Один конец ленточки у меня (стою в центре), другой у детей, которые передают его по кругу. Заметив, что длина ленточки не меняется, дети убеждаются, что все точки окружности равноудалены от центра. На этом же этапе сравнивают 2 фигуры и определяют с помощью свойства окружности, которая из них является окружностью.

На третьем этапе учащиеся знакомятся с понятием «радиус» и «диаметр». Знакомство с этими понятиями происходит после ознакомления со свойством окружности, что облегчает понимание нового определения. Здесь же выполняются задания из учебника.

На четвертом этапе урока происходит знакомство с циркулем и правилами работы с ним. На этом этапе с помощью отдельных детей дается историческая справка понятию циркуль, затем я объясняю последовательность черчения окружности в своих тетрадях. В целях развития пространственного воображения дается задание поставить три точки: одну - на окружности, другую - внутри, а третью - вне окружности.

В конце каждого этапа и в конце урока учащиеся с моей помощью делают выводы, подводят итоги своей работы. Материал урока связывается с жизнью, детям предлагается найти среди окружающих предметов предметы круглой формы.

Домашнее задание - это не только номера из учебника, но и творческое: «Нарисуйте три предмета круглой формы, используя циркуль», выполнить аппликацию цыпленка.

Весь урок работал на развитие мыслительной деятельности младших школьников. Исследовательские задания, в решении которых принимали участие ученики, являлись основной формой организации исследовательской деятельности учащихся, а их решение лежит « в зоне ближайшего развития».

Учащиеся на уроке были активными, работоспособность была хорошей, психологическая атмосфера положительная. Соблюдался валеологический подход (замечания по поводу осанки, проводились физминутки).

На мой взгляд, урок ценен своей воспитательной составляющей, плотность урока была высокой, урок достиг своей цели.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.