Самоанализ урока химии на тему «Понятие о химической реакции»
Самоанализ урока
Урок химии в группе 103 по специальности «Технология деревообработки» был проведен в соответствии с рабочей программой с использованием учебника О.С. Габриеляна «Химия», Москва, Дрофа. 2019.
Тема урока: «Понятие о химической реакции».
Вид и тип занятия: урок-исследование, обобщение и систематизации знаний обучающихся.
Педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательские методы, информационно-коммуникационные методы, обучение в сотрудничестве.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся о химических реакциях.
Задачи урока:
- образовательные: расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с физическими явлениями; научиться выделять признаки и условия протекания химических реакций; определить их применение и значение в жизни человека.
- развивающие: развивать творческие и исследовательские способности обучающихся, используя технологию проблемного обучения; умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, говорить и высказывать свои мысли; умения работать в группе, в паре и индивидуально.
- воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к познанию и к предмету химии; чувство взаимного уважения между обучающимися, самоуважения, самовоспитания; создать положительную психологическую атмосферу.
Формируемые компетенции: ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6.
Использованы межпредметные связи: физика, экология, биология, древесиноведение и материаловедение.
Технические средства: интерактивная доска, ноутбук.
Оборудование: дидактические карта (карта исследования); электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint; таблица Менделеева; игровые карточки-задания; оборудование и набор реактивов для выполнения демонстрационных опытов: лабораторный штатив с пробирками, спиртовка, спички, тигельные щипцы, стакан с водой, пластилин, сахар, растворы: хлорид железа FeCL3, роданид калия KCSN, сульфат меди CuSO4, гидроксид натрия Na OH, серная кислота H2SО4, карбонат натрия Na2CO3, хлорид бария BaCl2.
Данный урок является первым в разделе «Химические реакции». В течение всего урока прослеживалась комплексность всех поставленных задач.
Выбранные приемы и средства обучения соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям группы. Структура построения урока соответствует содержанию урока, методам обучения.
Организационный момент обеспечил полную готовность группы и включил в деловой ритм каждого обучающегося. На этапе актуализации опорных знаний, целью которого было обеспечение готовности обучающихся к учебно- познавательной деятельности, использовала опорные знания, применяя фронтальный опрос по предыдущей теме. Дидактической задачей данного этапа явилась актуализация опорных знаний, которая позволила в сотрудничестве с обучающимися определить тему и цели урока.
На уроке были применены следующие приемы: интонационное выделение логически важных моментов изложения; сопровождение обобщенных выводов с приведением конкретных примеров; предъявление учащимся вопросов, облегчающих понимание их смысла; инструктаж учащихся по составлению таблиц; членение излагаемого материала на развивающие смысловые моменты.
Применение компьютерной техники на данном уроке было обоснованным, так как дало возможность:
-разнообразить задания для активизации знаний обучающихся;
-активизировать работу на уроке в целом;
-увеличить темп и плотность урока.
При изучении материала были выбраны методы: словесный, частично – поисковый, наглядный, практический, проблемный, исследовательский, описание.
Знания не давались в готовом виде. А были получены обучающимися в процессе выполнения системы заданий. На этом этапе был проведен эксперимент с веществами, которые окружают нас в повседневной жизни. Для того, чтобы приблизить химию к жизни, я намерено для эксперимента брала вещества такие, как карбонат натрия, сахар, пластилин, приводила примеры химических реакций в жизни человека, что привело к достижению цели данного этапа. На данном этапе при демонстрации опытов обучающиеся наблюдали за проведением химического эксперимента, делали выводы, обобщали, сравнивали. На уроке были использованы проблемные ситуации, которые способствовала повышению познавательного интереса при изучении темы.
Между этапами урока прослеживается логическая связь, по всем этапам урока были подведены промежуточные итоги.
Все время на уроке использовалось рационально. На каждый этап было отведено оптимальное для данной работы время.
В течении всего урока обеспечивалась работоспособность обучающихся. Это стало возможным благодаря частой смене деятельности и разными видами предлагаемых заданий.
Все поставленные цели были реализованы на уроке.
Образовательная – через работу по изучению материала с выполнением практических заданий. Реализация развивающей цели прослеживалась в течении всего урока через беседу с учащимися, через выполнение заданий по изучаемой теме.
Воспитательная задача также прослеживалась на всех этапах урока. Доброжелательная атмосфера урока поддерживалась за счет культуры общения с учащимися, а также эмоционального настроя в начале урока.
При закреплении знаний учащимся были предложены вопросы на выявление степени усвоения нового материала.
На уроке четко был виден деятельностный подход, так как большую часть урока ученики работали самостоятельно и осознанно, что позволило успешно реализовать цели урока. В течении урока шла активизация учебной и познавательной деятельности обучающихся.
Для более прочного усвоения материала использовались знания из области медицины, биологии, кулинарии, физики, деревообработки. Данная интеграция знаний позволила сделать выводы о том, что химические реакции тесно связаны с повседневной жизнью.
Старалась учитывать на учебном занятии рефлексивную деятельность ученика от самоорганизации к самоосмыслению, до самоутверждения и самореализации.
Важное значение для усвоения материала обучающихся на уроке имеет этап закрепления знаний. Внимание учащихся акцентировалось на опорных понятиях, на выделении главного, на установлении взаимосвязей. На данном этапе использовались устный опрос.
Обучающиеся показали на уроке, что умеют доказывать, рассуждать, владеют химической технологией. Деятельность учителя и ученика были тесно взаимосвязаны через постановку вопросов, через оказание мер помощи.
Процесс обучения прошел через познание самого обучающегоя, так как обучающиеся были рассуждали, сравнивали, анализировали, обобщали.
Объем и сложность учебного материала соответствовали учебным возможностям данной группы.
Характер домашнего задания, полученного учащимися, позволяет закрепить новые, активизировать их. Домашнее задание обеспечило целостность и завершенность всего урока, было подчинено его цели.
Данный урок решал задачу систематизации и обобщения знаний и нацеливал учащихся на восприятие нового, на установление связи между темами.
Таким образом, в ходе урока был полностью реализован план урока, его цели.