Урок химии на тему «Классификация химических реакций» (1 курс)
Пояснительная записка к презентации
Департамент образования Ивановской области
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Южский технологический колледж
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ХИМИИ
На тему:
«Классификация химических реакций»
Преподаватель: Вдовин Ю.А.
Курс: I
Группа: 39-40
Южа – 2017 г.
Тема урока: |
Классификация химических реакций |
Цели урока: |
Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений. Научиться выделять существенные признаки, которые могут быть положены в основу классификации химических реакций. Рассмотреть классификацию химических реакций по различным признакам. |
Задачи урока: |
1. Образовательная - систематизировать, обобщить и углубить знания обучающихся о химических реакциях и их классификации, развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения. 2. Развивающая - развить культуру речи с применением химических терминов и формул, развитие познавательных способностей, мышления, внимания. 3. Воспитательная - воспитание самостоятельности, усидчивости, внимательности, толерантности. |
Тип урока: |
Комбинированный |
Оборудование и реактивы: |
Реактивы: Нитрат аммония, гидроксид натрия, гидроксид аммония, сульфат меди (II), карбонат натрия, соляная кислота, гексацианоферрат (III) калия, хлорид железа (III), перманганат калия, серная кислота, этанол. Оборудование: Пробирки, склянки с растворами, пипетки, штативы, чашка Петри, фарфоровая чашка для выпаривания, стеклянная палочка, вата, металлический противень. |
Методы обучения |
Словесные (беседа, объяснение) Методы проблемного обучения, лабораторный опыт. |
Формы работы: |
индивидуальная, фронтальная. |
План урока:
1. |
Организационный момент |
1 мин |
2. |
Мотивация |
2 мин |
3. |
Актуализация знаний |
6 мин |
4. |
Изучение нового материала |
15 мин |
5. |
Применение и закрепление знаний |
15 мин |
6. |
Рефлексия |
5 мин |
7. |
Домашнее задание |
1 мин |
ИТОГО: |
45 мин |
Ход урока:
1. Организационный момент (1 мин)
А) Приветствие;
Б) Техника безопасности;
2. Мотивация (2 мин)
Вступительное слово:
В окружающем нас мире протекает огромное число реакций. Вот мы просто сидим, стоим, идем куда-либо, а в каждой клеточке нашего тела каждую секунду происходят десятки и сотни тысяч превращений одних веществ в другие.
Почти не уступает живому организму и неодушевленная материя. Где то сейчас, именно в данный момент, происходит химический круговорот: одни молекулы исчезают, другие возникают, и эти процессы никогда не останавливаются.
Если бы в одночасье все они прекратились, то мир стал бы безмолвным. Как же удержать в памяти многообразие химических процессов, как практически ориентироваться в них? Как биологам удается ориентироваться в многообразии живых организмов? (создание проблемной ситуации).
Предполагаемый ответ: В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы.
Сформулируем тему занятия: Классификация химических реакций.
Любой урок должен преследовать цели.
Давайте сформулируем цели сегодняшнего урока?
Что мы должны рассмотреть?
Чему стоит научиться?
Ответ:
Рассмотреть возможные классификации химических реакций.
Научиться выделять признаки, по которым производится классификация реакций.
А в чем польза классификации химических реакций?
Предполагаемый ответ: Она помогает обобщить, структурировать знания о химических процессах, выделить что-либо общее и предсказать на основе имеющихся знаний что-либо еще неведомое, но схожее с известным.
А где знание классификации химических реакций может быть применено в вашей практике?
Предполагаемый ответ: некоторые классы химических реакций могут быть полезны нам в практической деятельности. Например, на окислительно-восстановительных процессах основано такое важное для вас явление, как гальванотехника. Думаю, понятие «Гальванические элементы» вам до боли знакомы!
Кроме того, знание класса химической реакции того или иного процесса может помочь в управлении этим процессом.
3. Актуализация знаний (6 мин)
А) Задание с карточками на отличие физических процессов от химических реакций (2 мин).
Задание выполняется студентом на магнитной доске и параллельно группой с презентацией.
Вглядитесь в эти известные всем Вам явления. Разделите их на группы. Укажите название группам и дайте определение каждой группе.
Название группы |
||
Процессы |
||
Определение |
Б) Повтор техники безопасности
Проведение лабораторных опытов (3 мин)
А как можно узнать, что у нас идет химическая реакция?
Предполагаемый ответ №1: по критериям.
Предполагаемый ответ №2: По выпадению осадка, выделению газа и т.д.
А теперь я предлагаю Вам погрузиться в атмосферу эмпиризма и побыть экспериментаторами. Перед Вами стоят пробирки и склянки с реактивами. В рабочем поле, в задании №2 указаны методики опыта. Проделайте эти опыты. Результаты ваших экспериментов занесите в таблицу «Признаки протекания химических реакций».
Признак протекания |
Схема реакции |
|
А |
Появление запаха |
|
Б |
Выпадение осадка |
|
В |
Растворение осадка |
|
Г |
Выделение газа |
|
Д |
Изменение цвета |
|
Е |
Излучение света |
|
Ж |
Выделение или поглощение тепла |
4. Изучение нового материала (15 мин)
Мы увидели, что химические реакции зачастую сопровождаются эффектами. Некоторые подобные эффекты берутся за основу различным типам классификации…
Да, химические реакции классифицируются по разным типам, поэтому одну и ту же химическую реакцию можно рассматривать и классифицировать по разному.
А) Классификация по числу и составу реагентов и их продуктов:
- Соединения
- Разложния
- Замещения
- Обмена
На одном слайде представлены примеры химических реакций.
Ребята сравнивают уравнения реакций и формулируют определения классов на основе данного сравнительного анализа. Аналогично происходит и с другими типами.
Б) По тепловому эффекту
- Экзотермические
- Эндотермические
В) По изменению степени окисления
- Окислительно-восстановительные
- Без изменения степени окисления
Г) По фазовому составу
- Гомогенные
- Гетерогенные
Д) По использованию катализатора
- Каталитические
- Некаталитические
Е) По направлению:
- Обратимые
- Не обратимые
5. Применение и закрепление знаний (15 мин)
А теперь пришло время применить наши знания.
Ребята выполняют задания 3-5 рабочего поля.
3. Напротив каждого термина, относящегося к классу химических реакций, вклейте нужное определение.
Реакции соединения |
Реакции, в результате которых из двух и более веществ образуется одно сложное вещество |
Реакции разложения |
Реакции, в результате которых из сложного вещества образуется несколько новых веществ. |
Реакции замещения |
Реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе. |
Реакции обмена |
Реакции, в которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. |
Экзотермические реакции |
Реакции, протекающие с выделением теплоты. |
Эндотермические реакции |
Реакции, протекающие с поглощением теплоты. |
Каталитические реакции |
Реакции, идущие с участием катализатора. |
Некаталитические реакции |
Реакции, идущие без катализатора. |
Окислительно-восстановительные |
Реакции, протекающие с изменением степеней окисления элементов, образующих вещества, участвующие в реакции. |
Обратимые реакции |
Химические реакции, которые протекают одновременно в двух противоположных направлениях-прямом и обратном. |
Необратимые реакции |
Химические реакции, в результате которых исходные вещества практически полностью превращаются в конечные продукты. |
Гомогенные реакции |
Реакции, которые протекают в однородной среде, например в смеси газов или в растворах. |
Гетерогенные реакции |
Реакции, которые протекают между веществами в неоднородной среде. |
Проверка работы происходит по слайду презентации.
4. Соотнесите химические реакции с их классом:
Реакции соединения |
||
Реакции разложения |
||
Реакции замещения |
||
Реакции обмена |
||
Экзотермические реакции |
||
Эндотермические реакции |
||
Каталитические реакции |
||
Окислительно-восстановительные |
||
Обратимые реакции |
||
Гетерогенные реакции |
Проверка работы происходит по слайду при обмене работами с соседом по парте.
5. Охарактеризуйте следующие химические реакции по их уравнению:
А) |
В) |
Б) |
Г) |
По завершению заданий следует еще раз вернуться к цели урока.
Давайте еще раз вспомним цели нашего урока?
Достигли ли мы целей?
6. Рефлексия (5 мин)
По итогам урока обучающимся предлагается выбрать на столах кружок, который отображает их усвоение материала:
|
Зеленый - все понял, желтый – понял, но есть вопросы, красный – ничего не понял |
7. Оценивание работы
По итогам работы на уроке озвучиваем и выставляем оценки.
8. Домашнее задание
У В. Маяковского есть такая философская мысль: если звезды зажигаются в небе, значит, это кому-нибудь нужно. Если химики изучают классификацию химических реакций, то, следовательно, это кому – то нужно. И здесь у меня возникает желание предложить вам небольшое сообщение, в котором на примерах нужно показать значение всех типов реакции в реальной жизни, в ее богатстве и разнообразии.
Презентация к уроку
PPTX / 5.35 Мб
Раздаточные материалы
PDF / 369.77 Кб
Круги для рефлексии
DOCX / 48.67 Кб
Полоски с физическими явлениями и химическими реакциями
PDF / 56.95 Кб