Методическая разработка урока истории на тему «Самодержавие Ивана Грозного»

2
0
Материал опубликован 8 August 2021














Методическая разработка урока

на тему «Самодержавие Ивана Грозного»




















Выполнила:

Пуклакова Галина Геннадьевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Мусирминская СОШ»





Чебоксары – 2021г.


Введение


Данная методическая разработка представляет разработку проблемно-диалогического урока истории по теме «Россия в царствование Ивана Грозного».

Цель методической разработки – описание методики проведения проблемно-диалогического урока по формированию ключевых компетенций обучающихся.

Актуальность темы объясняется тем, что данная тема вызывает особый интерес не только у учёных, но и у школьников, в силу того, что тема вызывает желание найти истину. Кто же он, Иван Грозный? Тиран? Убийца? Выдающийся политический деятель? Особенно спорным является вопрос об опричнине.

Урок рассчитан на учеников 7 класса. Место проведения урока – «МБОУ «Мусирминская СОШ» Урмарского района. В классе – 19 человек.






























Тема урока: Самодержавие Ивана Грозного

Тип урока : систематизации новых знаний.

Вид урока: нетрадиционный, с постановкой проблемного вопроса, с применением ИКТ.

Цель урока:

Образовательные:

· Изучить причины и цели введения особого порядка управления (опричнины);

· умение работать с терминами и понятиями;
· развивать навыки работы с картой;
· определять причинно-следственные связи;

Развивающие:
· самостоятельно анализировать текст, делать выводы.
· развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:
· воспитывать интерес к историческому прошлому.
· воспитывать мотивацию к учебной деятельности, самостоятельность;

План урока:

Перемена в грозном государе.

Разделение государства

Тёмные времена опричнины (1565-1572)

Отмена опричнины и её наследие.

Новые понятия: самодержавие, опричнина, земщина, митрополит, террор













ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

1.Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания и внутренней готовности.

Готовятся к уроку. Приветствие. Концентрация внимания.


Проверка домашнего задания


Часть отвечают на вопросы учителя.

1.Где и с помощью каких пособий в России XVI века можно получить образование? Было оно светским или церковным?

2.Приведи примеры, когда русские зодчие и живописцы чётко следовали решениям Стоглавого собора, а когда отступали от предписанных канонов. Как повлияли каноны Стоглавого собора на развитие художественной культуры России?

3. Почему Покровский собор был назван собором Василия Блаженного?

Другая часть класса выполняют тестовые задания:

«Исправь ошибки»:

а) В Нижнем Поволжье располагалось Казанское ханство;

б) По Судебнику Ивана IV черносошные крестьяне могли только в Юрьев день отправиться искать другую землю;

в) Обряд венчания на царство великого князя Ивана Васильевича совершил патриарх Филофей в Благовещенском соборе;

г) В 1549 г. в Кремле был созван первый Земский собор – собрание бояр, духовенства, дворян и крестьян.

д) В результате реформ Избранной рады в России установилась абсолютная монархия.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя









Выполняют тесты







Создание проблемной ситуации

- Запишите тему урока. Как вы понимаете слово «самодержавие»?


- Каким синонимом можно заменить это слово.


- В чём преимущества и недостатки абсолютной монархии?



- Вопрос о власти всегда волновал людей во все времена. Прочитайте отрывок из письма Андрея Курбского Ивану Грозному на с.79.

Из письма Андрея Курбского Ивану Грозному, после бегства князя в Литву:

«Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, раз­личным казням предал... В чем провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане - соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства? Не сдались ли тебе крепости немецкие?.. За это ли нам, несчаст­ным, воздал ты, истребляя нас со всеми близкими нашими? Полки твои во­дил и никакого бесчестия не принес, одни лишь победы одерживал для тво­ей же славы... а как часто ранен был варварами в различных битвах, что все тело мое покрыто ранами. Но тебе, царь, до всего этого и дела нет. И не надейся, что буду я молчать обо всем: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя. ...казненные тобой, у престола Гос­поднего стоя, взывают об отмщении тебе, несправедливо изгнанные тобой из страны взываем день и ночь к Богу, обличая тебя».

Какой, по мнению Курбского, должна быть власть царя? В чем Курбский обвиняет Ивана Грозного? Смог ли Курбский обосновать свое обвинение?


Прочитайте ответное письмо Ивана Грозного князю Курбскому на с.79

Из ответного письма Ивана Грозного князю Курбскому:

«Мы не насилием добыли царства, тем более поэтому, кто противится та­кой власти - противится Богу! ...Если же ты праведен, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни. Неужели это свет (правильно) - когда поп и строптивые рабы правят, а царь только именем и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?

А когда ты вопрошал, зачем мы воевод различным казням предали, то ты писал ложь. А сильных мы не убивали, и не знаю я, кто это сильнейших, по­тому что Русская земля держится Божьим милосердием и милостью Пре­чистой Богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших ро­дителей, и, наконец, нами, своими государями, а не воеводами и судьями. А жаловать своих холопов мы всегда были вольны и вольны были и казнить их. ...До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались».

Какой, по мнению Грозного, должна быть власть царя? Как Грозный отве­чает на обвинения Курбского? Смог ли Грозный обосновать свое мнение?


- Форма правления, при которой правителю принадлежит неограниченная законодательная, исполнительная и судебная власть.

- Абсолютная монархия

- Преимущества: Решение принимает один человек без споров и разногласий.

Недостатки: Не всегда один человек может принять правильное решение.











- Царская власть должна быть, по мнению князя, справедливой.

Курбский обвиняет царя в жестокости по отношению к своим соратникам, в несправедливости.

Курбский смог доказать своё мнение по вопросу царской власти, привёл примеры казней, беззакония царя.


Запись на доске: Курбский-власть царя ограничивает.









- Царская власть должна быть безгранична., кто противится власти- противится богу», холопов своих казнить и жаловать.

У царя были основания говорить о несправедливости боярского правления, он столкнулся с ним в годы своего малолетства.


Запись на доске: Иван Грозный выступает за безграничную власть царя.

Формулирование проблемы

Сравни мнения государя и его бывшего друга- в чём противоречие, какой возникает вопрос?

На чьей стороне правда в споре царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским?


- Курбский говорил об ограничении власти, Иван Грозный был сторонником безграничной власти царя.

- Должна ли быть ограничена власть царя?

Актуализация знаний

Что необходимо вспомнить для ответа на поставленный вопрос: должна ли быть ограничена власть царя?

Вспомните, какие обычаи ограничивали власть государя в России?


Что предпринимает Иван Грозный для того, чтобы укрепить свою власть?

Учащиеся думают, была ли изначально ограничена власть российского правителя.

- Власть российского государя была ограничена обычаем советоваться с боярами (Боярская дума).

Для укрепления своей власти Иван Грозный:

1. Принимает титул царя, что возвышает его над другими князьями

2.Проводит реформы, укрепившие его власть, в том числе и над армией.

Создание плана урока

Почему царь считал, что его власть после проведения реформ недостаточна крепка? Что необходимо узнать для ответа на этот вопрос?

1. Причины изменения новой политики

2. Цели опричнины.

3. Суть, итоги и последствия опричнины.


Открытие нового знания (1-й пункт плана)

Используя текст учебника на стр. 70-72, ответьте на вопросы и выполните задания

1.Выделите события, которые могли повлиять на царя, на страну.



2.Как вы оцениваете влияние этих событий на царя? На страну?



3.Зная черты характера Ивана Грозного, предположите, как он отреагирует на происходящие события.


4.Какую задачу ему необходимо решить в данных условиях?


- Болезнь царя;

1560 год — смерть любимой жены Ивана Грозного — царицы Анастасии;

60-е годы - поражение в битвах Ливонской войны, бегство Андрея Курбского в Ливонию

- Эти события ослабили страну. Иван IV чувствовал себя одиноким: умерла жена, бросил друг, причём Андрей Курбский бежал к врагам.

- Будучи мстительным и жестким человеком, Иван не простит боярам их поступка. Царь перестал доверять своему окружению.

- Поражение в войне с Ливонией разоряло страну. Царь попытается изменить политику, укрепить свою власть.

Открытие нового знания

(2-й пункт плана)

Обратите внимание на схему государственного строя (стр. 72) Как изменилось управление Россией со времён реформ Избранной Рады? Прочитайте, каким образом Иван IV стал наводить порядок в стране и укреплять власть в стране? ( стр. 72-73)








- На какие две части была разделена страна? Найди их на карте атласа.

- Посмотрите и определите по карте с.77, каких территорий было больше: земских или опричных.

- Почему царь именно так разделил территорию государства?

- Кроме раздела страны на две части, опричнина предполагала политику террора. Против кого он будет направлен?


В стране был учрежден новый порядок управления -опричнина. Территория государства делилась на опричнину, управляемую Иваном Грозным и земщину, ей ведали бояре. Столицей опричнины стала Александрова слобода. Здесь же стояло опричное войско, получившее неограниченные права. Многие боярские семьи были переселены из одной части страны в другую.

- Россия была разделена на «опричнину» и «земщину».


-Больше было земских территорий.

- Он взял себе центральные районы, которые были хорошо развиты.

_ Против бояр. В послании говорится : «Я гневаюсь только на бояр, но на простых людей у меня обиды нет».



Используя текст учебника ,с.74-76, ответьте на вопросы.

Задание к тексту

1Против кого был направлен гнев царя в первую очередь?


2..Какие сословия пострадали от опричнины?






3.В чём причина того, что именно Новгород вызвал такой гнев государя?


4. К каким последствиям могли привести страну опричные погромы?

Террор вызвал недовольство в стране. В 1566 г. в ответ на челобитную об отмене опричнины, все ее авторы были казнены. Митрополит Афанасий в знак протеста сложил с себя сан. Новый митрополит - Филипп, также осудил царя и был казнен.

В 1569 г. Грозный расправился со своим двоюродным братом В.А.Старицким - последнее удельное княжество на Руси было ликвидировано.

В к. 1569 г. Грозный направился в Новгород и устроил там 6-недельную расправу, а возвратившись в Москву казнил 300 человек. Город с давних времён стремится к независимости.

Эти погромы привели к гибели людей, разорению многих хозяйств.



Используя текст § 6, пункт 2 и 3 составьте этапы опричнины в своей тетради.

1565 – казни бояр;

1568 – казнь митрополита Филиппа;

1569 – расправа над двоюродным братом Андреем Старицким;

1569-70 – погромы в Твери, Клину; массовая резня в Новгороде;

1570 – расправа над Иваном Висковатым;

1571 – опустошительный набег Девлет-Гирея; Пожар в Москве;

1572 – второй набег Девлета и битва у села Молоди, отмена опричнины.



Работа с картой с.77. Как повлияла опричнина на обороноспособность страны?





В 1571 г. опричники пропустили войско крымского хана к Москве и Девлет - Гирей сжег столицу. Опричное войско, которое наводило ужас на мирных жителей, не могло не оказать сопротивление его боеспособным вооружённым войскам.

Применение нового знания

В 1572 г. очередной набег крымчаков был остановлен объединенным земско-опричным войском. Вскоре Иван Грозный объявил об отмене опричнины

Посмотрите по ленте времени с.70, сколько лет она длилась?


7 лет


Перечислите последствия опричного правления Ивана Грозного. Запись в тетради

Положительные для государства последствия:

1) уничтожены пережитки удельной старины;

2) произошло усиление самодержавия, укрепление центральной власти. Отрицательные последствия:


1) установление режима личного произвола;

2) хозяйственный кризис;

3) закрепощение крестьян;

4) поражение в Ливонской войне;

5) Крымские набеги;

6) рост недовольства, повлекший за собой Смутное время.

Закрепление урока:


Что такое опричнина?

Почему Иван Грозный его ввел и чего добивался? Каковы последствия опричнины


Подведение итогов урока


Выставление оценок в журнал



Домашнее задание:



Прочитайте дома мнения историков об опричнине. Чью точку зрения вы разделяете. Докажите своё мнение.

«Опричнина – это прихоть полубезумного деспота» (В.О.Ключевский)

«Опричнина – это стремление к централизации, которой мешало боярство» (С.Ф.Платонов)

«Опричнина была направлена не против боярства, ведь в неё вошли не боярские вотчины, а земли, заселённые рядовыми служилыми людьми» (Г.Н.Бибиков)

Посмотрите, как называется тема следующего урока?

Посмотрите иллюстрации параграфа и подписи к ним. Наследие Ивана Грозного, судя по этой информации, положительное или отрицательное?

Проверьте свои предположения, прочитав дома §7, ответьте на вопросы перед ним.






Литература:


1.Учебник Российская история нового времени. ДД. Данилов и другие. Изд. БАЛАСС, М. 2015 г.


2.Малкова Л.А., Миничева С.В., Данилов Д.Д. Российская и Всеобщая история. 7 класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. БАЛАСС, М. 2010 г.

История России. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. Проверочные и контрольные работы

3.Култашева Н.В. Некоторые приемы контроля на уроках истории / Н.В.Култашева, Л.П.Новокрещенова // Преподавание истории в шк. - 2009. - № 10. - С. 56-58.

10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.