Самоконтроль на уроках физической культуры.

4
3
Материал опубликован 9 February 2023

САМОКОНТРОЛЬ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ.

г. Москва

Костина Е.А.

студентка 3 курса ГБПОУ «МССУОР№1»

Научный руководитель:

Почетный работник образования Москвы

Блинова И.И.


Тема Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе мною выбрана не случайно. Здоровье – это не только медицинская категория. И зависит оно от самых различных факторов, один из них - саморегуляция. Этим обусловлена актуальность избранной темы.

Физическая нагрузка – это реакция организма на выполненную работу. Величина нагрузки определяется степенью усталости человека. В быту мы судим о своем состоянии в основном по самочувствию и как правило, не ошибаемся. Прислушиваться к своим ощущениям, можно и в жизни, и при занятиях физическими упражнениями. Ребенок, в силу возрастных особенностей, не всегда может сознательно контролировать свою физическую активность, чтобы защитить себя от перегрузок. Умение контролировать свое самочувствие составляет часть физической культуры, которую человек должен усвоить с детского возраста. Самоконтроль, чаще всего, осуществляется стихийно и неосознанно. Одна из задач учителя физического воспитания – сделать этот процесс осознанным и целенаправленным.

Большое значение в физической культуре имеет сознательное отношение самих занимающихся к регулярному и методически правильному использованию физических упражнений. Именно поэтому ведущую методическую роль приобретает самоконтроль занимающихся. Каждый школьник должен уметь пользоваться простейшими приемами наблюдений. Условно они подразделяются на объективные (масса тела, жизненная емкость легких, частота сердечно-сосудистых сокращений) и субъективные (самочувствие, настроение, сон, аппетит, болевые ощущения). Осваивать с учащимися данную тему необходимо начинать в начальной школе.

Разрабатывая проблему формирования самоконтроля у младших школьников на уроках физического воспитания, мною было выделено три направления:

- самоконтроль поведения младших школьников;

- самоконтроль у них двигательных действий;

- самоконтроль самочувствия школьников.

Самоконтроль учащихся на уроках физического воспитания в начальной школе является необходимым условием успешности обучения. Обладая самоконтролем, ученики могут оптимизировать свои физические и психические затраты, предупреждать психологические перегрузки и утомляемость, а также снижать травматизм. Самоконтроль также имеет воспитательное значение – это повышение уровня социально-психологической адаптации учащихся, самоорганизации и регуляции их деятельности, воспитанию ответственности, целеустремленности и гармоничного физического развития организма.

Владение различными способами самоконтроля приводит к:

- активизации процесса обучения в целом, расширяя возможности его усвоения;

- проявлению качественно новой формы активности, выступающей как самоактивность ребенка в виде самоорганизации.

Все это оказывает непосредственное влияние на формирование личности школьника, определяет его учебное самосознание, его отношение к себе самому, сверстникам и окружающему миру.

Для оценки самоконтроля на уроках физической культуры нами были разработаны следующие педагогические задачи:

Задача 1

В классе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически неразвитым мальчиком.

Когда учитель вызывает его делать какие-либо индивидуальные упражнения, он только мнется, боясь, что все будут над ним смеяться. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит 2.

   Прогнозирование

Физически слабый, затравленный насмешками со стороны сверстников мальчик, нуждается в поддержке со стороны и поощрении. В противном случае у него разовьется комплекс неполноценности, он так и вырастет слабым, неуверенным в себе человеком, озлобленным на весь мир. Остальные же дети ошибочно считают, что имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них развивается эгоизм и жестокость.

Решение

Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо поддержать слабого ученика. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, не очень физически трудное и обязательно его похвалить после того, как он его выполнит. Это поможет мальчику поверить в сои способности и нераскрытые возможности, он станет стараться делать упражнения и контролировать свои физические возможности. Для этой же цели ему можно чаще предлагать участвовать в упражнениях в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнали ученика-изгоя, тем самым побуждая к самоконтролю поведения младших школьников.

Задача 2

Учитель дает ученику задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!»

Решение

Учитель должен поинтересоваться у ученика почему он не хочет выполнять это задание, выслушать его ответ и попробовать доказать, что это задание сделать вовсе не трудно и оно ему по силам.  Тем самым, учитель поднимает самооценку ученика, побуждая к самоконтролю двигательных действий и самочувствия. 

Задача 3

Рассмотрим пример одной из конфликтных ситуаций, которая довольно часто происходит на занятиях – это сорванный урок. Урок шел как обычно. Учитель объяснял задание.  Вдруг он услышал позади себя отчетливый скрип. По выражению лица он сразу определил, что это сделал Иван, и, не задумываясь строго сказал, чтоб он прекратил скрипеть, иначе его удалят с урока. Учитель и не подозревал, что провал его урока начался, так как он поддался на провокацию (не смог быстро проанализировать и оценить возникшую конфликтную ситуацию). Учитель продолжил свое объяснение, но скрип все равно слышался. Тогда учитель подошел к Ивану и попросил у него дневник, где сделал замечание (переход к действиям – возник конфликт).

Решение

Учитель совершил сразу две педагогические ошибки. Прежде всего, если бы он учел особенности Ивана (озорной, наглый, неумный, трусливый), то понял бы, что достаточно было просто сделать строгое замечание ему, тем самым вызвать у Ивана стимул прислушаться к объяснению учителя, чтобы не было замечания в дневнике. Вторая ошибка – это потеря драгоценного для учителя времени и привлечение к конфликту внимания всего класса. А так как замечание было записано, Иван стал скрипеть еще громче, откровенно издеваясь над учителем. Учитель стал возмущенно говорить, что удалит его с урока. Это была очередная ошибка молодого учителя (он не выходила из конфликта, а еще более усугублял его). Учитель в этом случае поставил себя в такое положение, когда его авторитет публично, на глазах у детей, падает. Такие слова («Удалю с урока!») может себе «позволить» учитель только в том случае, когда он твердо уверен в том, что ученик подчинится его требованию, когда он обладает большим авторитетом и достаточной властью. 

Ему надо было проявить твердость и спокойствие, а не кричать без толку на ученика, тем самым вызывая смех у остальных учеников. Правильное поведение учителя позволяет детям проявлять самоконтроль их.

Итак, задачей современного школьного образования является не только подготовка ребенка к дальнейшему развитию и самообразованию, но также и к способности самостоятельно оценивать себя, принимать правильные решения, определять содержание своей деятельности и находить адекватные способы её реализации. Школьные занятия в целом, и занятия физкультурой в частности, должны развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека — это самоконтроль.





Список информационных источников:

1. Гусалов А. Х. «Физкультурно-оздоровительная группа»

2. Решетников Н.В., Ю.Л. Кислицин «Физическая литература».

3. «Физическая культура студента. /Под редакцией В.И. Ильинича. - М.: Гардарики.

4. Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Самоконтроль на уроках фихической культуры. Исправьте ошибку.

9 February 2023

Спасибо) Описка, просто!

10 February 2023

Ответ #432239 был удален 10 February 2023