Самоконтроль на занятиях физической культурой учащихся 12–13 лет
Козурман Ирина Сергеевна
учитель физической культуры
МОБУ «Лицей №8»
город Оренбург
«Самоконтроль на занятиях физической культурой
учащихся 12 – 13 лет»
Самоконтроль учащихся на занятиях физического воспитания имеет огромное значение для повышения качества усвоения учебного материала, оздоровления и приобщения к основам здорового образа жизни. Самоконтроль позволяет учащимся нивелировать неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Редукция научной литературы поспособствовало определить цели, задачи и методы исследования самоконтроля учащихся. Соглашаясь с И.А. Зайцевым и Ю.Л. Кислициным, мы определили, что самоконтролем являются – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом. Цель самоконтроля – это самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за состоянием своего организма, физическим развитием, влияние на него физических упражнений и спорта. Исходя из цели самоконтроля, определились его задачи:
- Расширить знания учеников о физическом развитии.
- Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
- Ознакомить учеников с простейшими доступными методиками самоконтроля.
- Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, для коррекции нагрузки при занятиях физической культурой и спортом.
Для самоконтроля учащимся рекомендуется использовать такие показатели как масса тела, окружность талии, плеча, бедра и т. д., а так же целый ряд субъективных ощущений: самочувствие, сон, аппетит, усталость. Низкая оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении состояния организма, быть результатом переутомления или формирующейся дисфункции органа или организма в целом. Наряду с измерением показателей физического развития, физической подготовленности и уровня здоровья, целесообразно контролировать деятельность функциональных систем в процессе выполнения физических нагрузок. Одним из самых доступных показателей для самоконтроля является измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). На занятиях, пульсометрия проводиться следующим образом: в состоянии покоя, после физической нагрузки, через 5 – 10 мин. Пульс должен восстановится при малой нагрузки через 5-7 мин., при средней 10 – 15 мин., при интенсивной 40 -50 мин. Пульс подсчитывается за 10 секунд каждым обучающимся, пересчёт пульса за 1(мин.) смотреть в таблице 1.
Таблица 1.
за 10 сек |
за 1 мин |
за 10 сек |
за 1 мин |
за 10 сек |
За 1 мин |
10 |
60 |
19 |
114 |
28 |
168 |
11 |
66 |
20 |
120 |
29 |
174 |
12 |
72 |
21 |
126 |
30 |
180 |
13 |
78 |
22 |
132 |
31 |
186 |
14 |
84 |
23 |
138 |
32 |
192 |
15 |
90 |
24 |
144 |
33 |
198 |
16 |
96 |
25 |
150 |
34 |
204 |
17 |
102 |
26 |
156 |
35 |
210 |
18 |
108 |
27 |
162 |
При легкой нагрузке частота пульса доходит до 130 удар/мин., при средней 130 – 150 удар/мин., предельная нагрузка 180 удар/мин. Так же оценить нагрузку можно по изменению жизненной емкости легких, в норме у детей 12-13 лет она составляет 1750 – 1800 см3., если после занятий ЖЕЛ осталась без изменения или немного увеличилась, значит нагрузка была легкая, если снизилась 100 – 200 см3 – средняя, если 300 – 500 см3 и более, то нагрузка высокая. ЖЕЛ учащихся предлагается измерять спирометром.
Следующим функциональным показателем является частота дыхания, которая в покое у школьников 12 -13 лет составляет 12 – 16 раз в минуту, после легкой нагрузки 20 -25, средней 25 – 40, интенсивной более 40 дыханий в минуту. Частоту дыхания рекомендуется подсчитывать за 30 сек.
При самоконтроле за состоянием нервной системы используются доступная каждому школьнику проба – кожно-сосудистой реакции. Реакция определяется следующим образом: по коже не острым предметом с легким нажимом проводят несколько полосок. Если в месте нажима на коже появляется розовая окраска кожно-сосудистая реакция в норме, белая возбудимость повышенная, багровая высокая. Белый и багровый окрас может наблюдаться при переутомлении во время болезни, при не полном выздоровлении.
Результаты самоконтроля регулярно регистрируются учениками в дневниках самоконтроля. Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь, которая состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно – тренировочной работы, объем и интенсивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность восстановления после нагрузки и т.д. В другой отмечается величина нагрузки предыдущего занятия и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетита, работоспособности. Все записи, измерения и функциональные пробы проводятся в указанных местах и в заранее оговоренном порядке. Затем объясняется, как оценивать признаки физического развития и двигательных навыков с помощью различных оценочных средств. Убедившись в том, что учащиеся усвоили методику оценивания, учитель дает задание провести оценку всех признаков, внести данные с черновиков на свои дневники. Ученики просматривают и оценивают все свои показатели и определяют наиболее низкие из них. Для устранения выявленных отклонений и норм, в дневники записываются соответствующие рекомендации учителя. К примеру, у учащегося 7-го класса слабый показатель в беге на короткие дистанции. В его дневнике учителем записываются рекомендации для улучшения этих показателей (чередование бега и ходьбы, ускорение по свистку, челночный бег и т.д.) Предлагаемый способ контроля и самоконтроля дает возможность получить конкретную оценку физических возможностей школьников, вести контроль и самоконтроль их динамики. Этим достигается индивидуальный подход к ученику, тем самым стимулируется активность каждого в совершенствовании личных результатов. Для самоконтроля технически правильного выполнения движений эффективным средством служат предметные ориентиры. Они позволяют судить о степени освоения движений, создают возможность для самостоятельного усвоения знаний учениками, регламентируют движение в пространстве и по усилию. Для повышения активности в самостоятельных занятиях важно своевременно информировать учеников о результатах выполнения заданий. Этим повышается интерес к занятиям и осуществляется дифференцированный подход к учащимся.
Список литературы:
Васильков А.А., Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков.- Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 381 с.: ил.- (Высшее образование).
Евсеев Ю.И., Физическая культура: учебное пособие/ Ю.И. Евсеев. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 378,[1] c. : ил. – (Высшее образование)
Железняков А.Г., Князев Н.А., Гонтаренко А.Н., Исследование комплексного подхода в развитии физических способностей подростков. / А.Г. Железняков // Физкультурное образование: научно – методический журнал №3/2011 С.15 – 17.
Зайцев А.И. , Кислицин Ю.Л. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2007.- 448с.: ил.
Козурман А.Н., Социальная адаптация детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Монография: Образование и эпоха / А.Н.Козурман, Е.М. Голикова.- Воронеж: Наука информ,2014г. 600с.
Приступа Е.Н., Теоретико – методологические основы индивидуального социального здоровья детей школьного возраста: социально-педагогический аспект: монография/Е.Н. Приступа.-М.:Изд-во РГСУ, 2007.-258с.