Самоконтроль на занятиях физической культурой учащихся 12–13 лет

1
0
Материал опубликован 10 December 2015

Козурман Ирина Сергеевна

учитель физической культуры

МОБУ «Лицей №8»

город Оренбург

«Самоконтроль на занятиях физической культурой

учащихся 12 – 13 лет»

Самоконтроль учащихся на занятиях физического воспитания имеет огромное значение для повышения качества усвоения учебного материала, оздоровления и приобщения к основам здорового образа жизни. Самоконтроль позволяет учащимся нивелировать неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Редукция научной литературы поспособствовало определить цели, задачи и методы исследования самоконтроля учащихся. Соглашаясь с И.А. Зайцевым и Ю.Л. Кислициным, мы определили, что самоконтролем являются – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом. Цель самоконтроля – это самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за состоянием своего организма, физическим развитием, влияние на него физических упражнений и спорта. Исходя из цели самоконтроля, определились его задачи:

  • Расширить знания учеников о физическом развитии.
  • Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
  • Ознакомить учеников с простейшими доступными методиками самоконтроля.
  • Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, для коррекции нагрузки при занятиях физической культурой и спортом.

Для самоконтроля учащимся рекомендуется использовать такие показатели как масса тела, окружность талии, плеча, бедра и т. д., а так же целый ряд субъективных ощущений: самочувствие, сон, аппетит, усталость. Низкая оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении состояния организма, быть результатом переутомления или формирующейся дисфункции органа или организма в целом. Наряду с измерением показателей физического развития, физической подготовленности и уровня здоровья, целесообразно контролировать деятельность функциональных систем в процессе выполнения физических нагрузок. Одним из самых доступных показателей для самоконтроля является измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). На занятиях, пульсометрия проводиться следующим образом: в состоянии покоя, после физической нагрузки, через 5 – 10 мин. Пульс должен восстановится при малой нагрузки через 5-7 мин., при средней 10 – 15 мин., при интенсивной 40 -50 мин. Пульс подсчитывается за 10 секунд каждым обучающимся, пересчёт пульса за 1(мин.) смотреть в таблице 1.

Таблица 1.

за 10 сек

за 1 мин

за 10 сек

за 1 мин

за 10 сек

За 1 мин

10

60

19

114

28

168

11

66

20

120

29

174

12

72

21

126

30

180

13

78

22

132

31

186

14

84

23

138

32

192

15

90

24

144

33

198

16

96

25

150

34

204

17

102

26

156

35

210

18

108

27

162

   

 

При легкой нагрузке частота пульса доходит до 130 удар/мин., при средней 130 – 150 удар/мин., предельная нагрузка 180 удар/мин. Так же оценить нагрузку можно по изменению жизненной емкости легких, в норме у детей 12-13 лет она составляет 1750 – 1800 см3., если после занятий ЖЕЛ осталась без изменения или немного увеличилась, значит нагрузка была легкая, если снизилась 100 – 200 см3 – средняя, если 300 – 500 см3 и более, то нагрузка высокая. ЖЕЛ учащихся предлагается измерять спирометром.

Следующим функциональным показателем является частота дыхания, которая в покое у школьников 12 -13 лет составляет 12 – 16 раз в минуту, после легкой нагрузки 20 -25, средней 25 – 40, интенсивной более 40 дыханий в минуту. Частоту дыхания рекомендуется подсчитывать за 30 сек.

При самоконтроле за состоянием нервной системы используются доступная каждому школьнику проба – кожно-сосудистой реакции. Реакция определяется следующим образом: по коже не острым предметом с легким нажимом проводят несколько полосок. Если в месте нажима на коже появляется розовая окраска кожно-сосудистая реакция в норме, белая возбудимость повышенная, багровая высокая. Белый и багровый окрас может наблюдаться при переутомлении во время болезни, при не полном выздоровлении.

Результаты самоконтроля регулярно регистрируются учениками в дневниках самоконтроля. Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь, которая состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно – тренировочной работы, объем и интенсивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность восстановления после нагрузки и т.д. В другой отмечается величина нагрузки предыдущего занятия и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетита, работоспособности. Все записи, измерения и функциональные пробы проводятся в указанных местах и в заранее оговоренном порядке. Затем объясняется, как оценивать признаки физического развития и двигательных навыков с помощью различных оценочных средств. Убедившись в том, что учащиеся усвоили методику оценивания, учитель дает задание провести оценку всех признаков, внести данные с черновиков на свои дневники. Ученики просматривают и оценивают все свои показатели и определяют наиболее низкие из них. Для устранения выявленных отклонений и норм, в дневники записываются соответствующие рекомендации учителя. К примеру, у учащегося 7-го класса слабый показатель в беге на короткие дистанции. В его дневнике учителем записываются рекомендации для улучшения этих показателей (чередование бега и ходьбы, ускорение по свистку, челночный бег и т.д.) Предлагаемый способ контроля и самоконтроля дает возможность получить конкретную оценку физических возможностей школьников, вести контроль и самоконтроль их динамики. Этим достигается индивидуальный подход к ученику, тем самым стимулируется активность каждого в совершенствовании личных результатов. Для самоконтроля технически правильного выполнения движений эффективным средством служат предметные ориентиры. Они позволяют судить о степени освоения движений, создают возможность для самостоятельного усвоения знаний учениками, регламентируют движение в пространстве и по усилию. Для повышения активности в самостоятельных занятиях важно своевременно информировать учеников о результатах выполнения заданий. Этим повышается интерес к занятиям и осуществляется дифференцированный подход к учащимся.


 

Список литературы:

Васильков А.А., Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков.- Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 381 с.: ил.- (Высшее образование).

Евсеев Ю.И., Физическая культура: учебное пособие/ Ю.И. Евсеев. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 378,[1] c. : ил. – (Высшее образование)

Железняков А.Г., Князев Н.А., Гонтаренко А.Н., Исследование комплексного подхода в развитии физических способностей подростков. / А.Г. Железняков // Физкультурное образование: научно – методический журнал №3/2011 С.15 – 17.

Зайцев А.И. , Кислицин Ю.Л. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2007.- 448с.: ил.

Козурман А.Н., Социальная адаптация детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Монография: Образование и эпоха / А.Н.Козурман, Е.М. Голикова.- Воронеж: Наука информ,2014г. 600с.

Приступа Е.Н., Теоретико – методологические основы индивидуального социального здоровья детей школьного возраста: социально-педагогический аспект: монография/Е.Н. Приступа.-М.:Изд-во РГСУ, 2007.-258с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.