Конспект ООД «Самолет построим сами, понесемся над лесами!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок»
Конспект ООД:
«Самолет построим сами, понесемся над лесами».
Автор: Косова Ольга Николаевна
Тамбов 2016
Аннотация. Одним из интересных увлечений можно считать бумажное моделирование. Этот вид деятельности очень доступен для детей. Всегда под рукой найдутся нужные инструменты: ножницы, кисточка, клей. Можно смастерить всё, что пожелаешь: здания и машины, корабли и самолёты. Моделирование из бумаги способствует укреплению: восприятия, внимания, памяти, мышления. Деятельность предусматривает освоение приемов работы с бумагой, инструментами, схемами. Развиваются навыки коллективной работы и общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции педагога.
Цель: развитие конструктивно - модельных действий детей.
Задачи.
1. Знакомить детей с элементарными сведениями о возникновении и развитии авиации; ввести в активный словарь детей слова: воздушный шар, самолет, корпус, фюзеляж, шасси, пилот, кабина экипажа, топливные баки, пассажирский салон, багажные отсеки, грузовые отсеки; закреплять умение вырезывать модель из бумаги, соединять детали, создавая самолет; упражнять в конструировании по графическим моделям; актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.
2. Развивать наглядно-образное восприятие; совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, творческие способности.
3. Воспитывать умение работать в коллективе, взаимопомощь;
усидчивость; умение доводить начатое дело до конца.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, конструктивно-модельная.
Методы и приемы:
Отгадывание загадки, сюрпризный момент «Волшебная коробочка», «Приход Карлсона», проблемная ситуация «Почему самолет так похож на птицу?», динамическая пауза «Самолет», подвижная игра «Самолеты».
Демонстрационный материал: образец, иллюстрации с изображением воздушного шара, различных самолетов, конструкторов-изобретателей, самолет-игрушка.
Раздаточный материал: шаблоны, ножницы, кисточка, клей, бумажные салфетки.
Предварительная работа:
Чтение: русская народная сказка «Летучий корабль», Астрид Линдгрен«Карлосон который живет на крыше», Н. Носов «Незнайка на воздушном шаре»; С. Михалков «От кареты до ракеты». Отгадывание загадок о воздушном транспорте. Словесная игра «Летает – не летает». Конструирование самолета из конструктора «Лего». Сюжетно –ролевая игра «Летчики».
Ход ООД:
Организационный момент. Дети сидят на коврике.
- Ребята, у меня есть вот такая волшебная коробочка, а чтобы узнать что в ней находится, попробуйте отгадать загадку.
Птица железная в небе летит,
След оставляя, шумит и гудит -
В дальние страны уносит людей...
Это не голубь и не воробей.
(Самолет).
-Какие слова загадки помогли вам ее разгадать?
-Что такое самолет? Это летательный аппарат, предназначенный для перемещения различных грузов и людей по воздуху.
-Сегодня мы узнаем много нового о самолетах и даже научимся их создавать как настоящие авиаконструкторы. Но сначала послушайте легенду Древней Греции об Икаре: «У одного царя работали отец Дедал и сын Икар. Дедал был искусным мастером. Решил Дедал от царя сбежать и сделал для этих целей крылья - две пары, для себя и сына. Настало время для побега, одели Дедал и Икар крылья и полетели. Перед полетом Дедал предупредил сына - не поднимайся высоко к солнцу, иначе крылья расплавятся (т.к. сделаны из воска) и ты упадешь и разобьёшься. Также не опускайся низко к морю - вода намочит крылья и сделает их тяжёлыми. Вот они полетели. Икар забыл наставления отца и поднялся высоко - солнце растопило воск, крылья сломались, Икар упал в море и разбился».
-Это был первый опыт полета человека.
-Прошло время и был изобретен самолет, которым управлял пилот.(Показ картинки).
-Послушайте, как гудят моторы самолета в полете. (Аудиозапись)
Под аудиозапись вбегает Карлсон:
- Здравствуйте, ребята! А я тоже умею летать. Значит, я – летательный аппарат. Мне не нужно топливо, я ем плюшки и получаю много энергии для своего моторчика. Летаю я очень быстро и поэтому меня трудно поймать. Мотор этот сделан лучшим в мире изобретателем! (Показывает на себя). Раз уж я пришел к вам в гости, то теперь мне полагается пошалить. Производится испытание лучшего в мире летательного аппарата, т. е. меня. Попробуйте меня догнать! (Игра с Карлсоном)
- На посадку! (Дети садятся на коврик).
Воспитатель просит рассмотреть изображения самолета и птицы. (Показ картинки) , летящей в небе. Дети находят сходства между самолетом и птицей: у самолета два крыла и у птицы два крыла, у самолета корпус, а у самолета хвост и у птицы хвост, у птицы голова - у самолета кабина, у птицы клюв - у самолета нос.
Создание проблемной ситуации.
«Почему самолет так похож на птицу? (птица может летать и самолет летает)».
-Первый в мире самолет был создан в России. (Показ картинки). Первый в мире самолета построил и испытал Александр Федорович Можайский. (Показ картинки). Только спустя много лет самолёты стали такими. (Показ картинки).
-Современные авиаконструкторы много трудились, чтобы развивалась наша авиация.
-Авиаконструктор Артём Иванович Микоян и его самолеты.
(Показ картинки).
-Андрей Николаевич Туполев. Под его руководством создано более полутора сотен типов самолётов. (Показ картинки).
-Александр Сергеевич Яковлев. (Показ картинки). Он создал более 200 типов красивых, надёжных самолетов.
Сергей Владимирович Ильюшин конструктор самолётов с маркой «Ил».
(Показ картинки).
-Трудом этих талантливых инженеров была создана самая разнообразная авиатехника, которая сделала нашу страну великой авиационной державой. Российские самолёты широко известны во всём мире.
А теперь представьте, что вы будущие конструкторы - изобретатели и создаете модель самолета. Что такое модель? Модель это – образ какого –либо предмета.
-В своей деятельности человек очень часто использует модели, т.е. создаёт образ предмета. Вот эта игрушка-самолет из нашей коробки может быть моделью? Да. Приведите примеры. (Кукла, глобус, машинка и т. д.)
-Давайте рассмотрим модель самолета.
-Фюзеляж является «телом» самолёта. В нём располагаются кабина экипажа, топливные баки, пассажирский салон и багажные отсеки или грузовые отсеки.
-Самолет имеет два крыла. Они крепятся к центральной части фюзеляжа.
-Хвостовое оперение представляет собой вертикально расположенный киль.
-С помощью шасси самолёт осуществляет взлёт и посадку, руление.
Воспитатель приглашает детей занять рабочие места.
Выполнение работы.
- Что мы будем с вами конструировать? (Самолет)
- Что лежит перед вами (Лист бумаги)
- Что изображено на нём? (Шаблон самолета)
- С чего начнём работу? (Составляется план работы)
1. Вырежем шаблон по контуру.
2. Согнём деталь по каждой линии сгиба. Проглаживая линию сгиба.
3. Склеим детали с помощью клея.
Динамическая пауза «Самолет»
Полетели, полетели, Стойка ноги врозь.
Вперед руками завертели. Вращение руками перед грудью.
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет, Развести горизонтально руки в стороны.
Правое крыло вперед, Поворот туловища вправо с заведением правой руки вперед.
Левое крыло вперед. Поворот туловища влево с заведением левой руки вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Замечательный пилот
В путь отправил самолет. Произвольный бег с расставленными в стороны руками.
Оценка работы.
Дети рассматривают готовые самолеты на столе. Воспитатель обращает внимание на аккуратность склеивания, на четкость линии сгиба.
Обыгрывание.
Карлсон: «Ребята, давайте поиграем - испытаем наши самолетики». (Аудиозапись).
Подвижная игра «Самолеты».
Дети произвольно бегают с самолетиками в руках. Воспитатель отдает команды: «Самолеты, на посадку», «Самолеты, взлетайте», «Самолеты, набирайте высоту», «Самолеты, снижайтесь».
Рефлексия.
- Ребята, что нового сегодня узнали?
- Чему научились?
- Что больше всего понравилось?
- Что было для вас самым интересным? А что сложным?
Вывод. На занятии дети получили знания и умения по авиамоделированию. Деятельность учит детей контролировать свою работу, изготавливать несложную модель, пользоваться простейшими инструментами. Процесс моделирования доступен детям и развивает их умственные способности, обогащает словарь, развивает память, активность и самостоятельность в усвоении новой информации.
Занимаясь данным видом деятельности дети чувствуют себя более свободными, раскрепощенными, приобретают способность всматриваться и наблюдать, видеть новизну деятельности. Благодаря моделированию у детей появляются волевые качества:
- доводить начатое дело до конца;
- умение преодолевать трудности;
- ценить и уважать собственный и чужой труд.
Литература:
А. П. Журавлева, Л. А. Болотина. «Начальное техническое моделирование». Москва «Просвещение», 1982г.
Детские технические журналы: «Моделист конструктор», «Юный техник».
3аворотов В.А. «От идеи до модели». - М.: «Просвещение», 1988.
Тимофеева М.С. «Твори, выдумывай, пробуй». - М.: «Просвещение», 1981.