12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Толстопятова Ирина Сергеевна30 |
Самообразование педагога как эффективная форма, влияющая на качество образования.
5
Самообразование педагога как эффективная форма,
влияющая на качество образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает создание условий для повышения качества образования. Внедрение и реализация данного документа подразумевают иные подходы к образовательному процессу: необходимы новые подходы к созданию образовательного пространства, изменение методики преподавания. Поэтому очень важно, чтобы педагог владел современными компетенциями.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников) педагогические работники обязаны:
- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности или подтверждать категорию в порядке, установленном законодательством.
Повышение качества образования напрямую зависит от уровня профессионального мастерства педагогов. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в стремлении к росту и самосовершенствованию.
Современный педагог – это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- специалист, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства, технологии, формы работы с учащимися, учитывая индивидуально-личностный подход;
- умеющий организовать образовательный процесс через разные виды учебной деятельности;
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующий свои знания и умения, занимающийся самообразованием, обладающий многогранностью интересов;
Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковыми являются профессии педагогической направленности.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т е. его профессиональной компетентности. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Развитие профессиональной компетентности — это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагоги выступают следующие профессиональные компетенции:
- методическая компетентность;
- исследовательская компетентность;
- управленческая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- образовательная компетентность.
Профессиональные компетентности нужно развивать через систему самообразования.
Педагогический словарь дает следующее определение понятию «педагогическое самообразование»:
«Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности».
Другими словами, самообразование — это способность педагога самостоятельно получать новые профессиональные знания и навыки.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования.
Для того, чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.
Целью моего самообразования является совершенствование образовательного процесса за счет повышения уровня теоретического и практического мастерства.
Задачи самообразования:
- формирование способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности; повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
- изучение и внедрение инновационных педагогических технологий, новых форм, методов и приемов обучения в учебный процесс;
- совершенствование своих знаний в области педагогической психологии;
- повышение научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания предметов.
Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога заключается в:
- повышении качества преподавания предмета;
- готовности к педагогическому творчеству;
- профессиональном и карьерном росте;
- создании имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника;
- соответствии педагога требованиям общества и государства. Всё это повышает качество образования.
Формы самообразования педагога
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая (коллективная).
Индивидуальная работа по самообразованию может включать:
1. Научно-исследовательскую работу по определенной проблеме.
2. Посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы.
3. Участие в педагогических советах, научно-методических объединениях.
4. Теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
5. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
6. Изучение современных информационно-компьютерных технологий.
7. Участие в педагогических конкурсах.
8. Размещение своих разработок на сайтах в Интернете или создание своего сайта.
Групповая форма реализуется в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагога, используются различные критерии, позволяющие отнести его к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения. Начинающему учителю самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, обогатить свой методический багаж.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Технология организации самообразования педагогов
Прежде чем приступить к организации работы по самообразованию, необходимо определить готовность педагога к этому виду деятельности, в этом помогут компоненты готовности педагога к самообразованию:
- когнитивный, который включает в себя базовую культуру личности, профессиональные знания, умение их применять;
- мотивационный компонент, т.е. осознание личной и общественной значимости непрерывного образования;
- организационный, к которым относится умение выбрать источники познания и формы самообразования;
- нравственно-волевой компонент, включающий любознательность, критичность, трудоспособность.
Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно. Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий, во время которого учитель знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.
3 этап – практический, в течение которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов.
4 этап – внедрение, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением; созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.
5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег, провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
Направления самообразования педагогов
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков педагог не может эффективно учить и воспитывать, быть компетентным и профессиональным.
Основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием, разнообразны:
Профессиональное направление — предмет преподавания.
Психолого-педагогическое направление — ориентация на учеников, коллег и родителей.
Психологическое направление — имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества.
Методическое направление — педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
Правовое направление – нормативно-правовая база.
Эстетическое направление.
Историческое направление.
Охрана здоровья.
Интересы и хобби.
На основе самопознания, развития профессионально-педагогической культуры, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самосовершенствовании, желании учиться всю жизнь, быть успешным, что является свидетельством достижения оптимального уровня самосовершенствования.