12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сопронюк Мария Александровна1368
Мой взгляд на Мир, окружающий нас, весьма разнообразен и противоречив. Всё что не делается- всё к лучшему. Встретив на пути препятствия, мы стараемся их преодолеть, это нас закаляет, делает сильнее, выносливее.
Россия, Калужская обл., п. Товарково
Материал размещён в группе «Все для воспитателя»
16

Самообразование по теме: «Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста при помощи развивающих книг из ткани»

                                               Отчет по самообразованию

Тема: «Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста при помощи развивающих книг из ткани»

2021-2022 год

Воспитатель: Сопронюк М. А.

Цель. Повышение профессионального уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по формированию сенсорного опыта у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи.

- Изучить педагогическую литературу по данной теме и расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

 - развивать и совершенствовать у детей раннего возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

- обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы по сенсорному развитию (создание развивающих пособий из ткани);

- повысить педагогическую компетентность родителей по данной теме.

Перспективный план повышения профессионального уровня

1. Информационно-педагогический блок

Приступая к работе по данной теме, я подобрала и изучала  литературу:

1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка»: книга для воспитателей детского сада. - М. Просвещение,1998-144с.

2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М: Просвещение, 1996 – 112с.

3. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М,; Мозаика – синтез, 2009-72 с.

Приняла участие  в межрегиональной конференции «Векторы развития современного дошкольного образования. Территория инноваций» 25.01.2022 . Просмотрела видеолекцию на тему «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» (4ак. часа) от МПАДО.

Так же в течение года участвовала в интернет – конкурсах: 1.Всероссийский конкурс педагогического мастерства для учителей начальных классов и воспитателей «Моё авторское наглядное пособие» от Всероссийского педагогического сообщества УРОК.РФ. С наглядным пособием по теме "Домашние и дикие животные". Получила диплом победителя. 2.1.Всероссийский творческий конкурс «Конкурсплюс». Творческие и методические работы педагогов. С развивающей книгой «Голодная гусеница» для детей раннего возраста и получила диплом 1 степени. 2.2.Всероссийский творческий конкурс «Конкурсплюс». Творческие и методические работы педагогов. С развивающей книгой из ткани «Море» и получила диплом 2 степени. Приняла участие в совместном пошиве «Снежная Книжка».

Печатала статьи в газете «Вести от Умки»: «Мягкий планшет», «Книга-шнуровка «Голодная гусеница» для детей раннего возраста» и «Снежная книжка»

2. Работа с детьми

Обогатила  предметно-развивающей среду детей раннего возраста развивающими пособиями: книгой-шнуровкой «Голодная гусеница», развивающими книгами «Снежная книжка», «Море»,  наглядным пособием из ткани «Домашние и дикие животные», книгами - планшетами «Микробы», «Букашки», книгой - игрушкой «Фетробус», и книгой - раскладушкой «Автомастерская». В этих пособиях были использованы дидактические игры: «Собери овощи», «Разложи фигуры по цвету», «У кого такая же?», «Подбери машинку по цвету», «Найди предмет такой же формы», «Найди такое же колесо», «Украсим елочку», «Узнай и назови» «Чудесный мешочек», «Что в мешочке лежит?», «Разрезанные картинки» «Кто высокий?» и другие.

3. Работа с родителями

Подготовила консультацию «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

 Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности.

Полноценное сенсорное развитие  осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитиеразвитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

Сенсорное развитие ребенка первого года жизни. Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка. Известно, что при недостатке впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к задержкам общего развития.

Сенсорное развитые ребенка 2—3 лет. В этот период жизни ребенка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте нужно познакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый), формой предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), звуками окружающего мира (детские музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости) и т.д. Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел учитывать эти свойства во время действий с предметами.

Сенсорное развитие ребенка старше трех лет. Начиная с 3 лет  основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. При этом сенсорное развитие происходит как во время специальных занятий, так и в повседневной жизни.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

Основными методами сенсорного развития детей раннего возраста  являются обследование предмета, в качестве основных форм выступают: дидактические игры, ОД.

Для того чтобы дидактические игры, ОД  дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы.

Доступность - предусматривает подбор такого материала, чтобы он был не слишком трудным, но и не слишком легким.

Наглядность - использование наглядности в обучении имеет большое значение при условии единства первой и второй сигнальной систем. 

 Последовательность и систематичность - предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные.

Осознанность и активность - предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяется активность педагога и каждого ребенка.

 Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей - предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания его индивидуальных способностей, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.

Все эти знания и принципы я постаралась использовать при подборе материала для пошива книг. Мною были пошиты развивающие книги разных видов. Это книга-шнуровка «Голодная гусеница», книга-гармошка «Автомастерская», книга-планшет «Микробы» и «Букашки», книга-фигура «Фетробус» и стандартные книги из ткани и фетра. В течение года дети познакомились с развивающими книгами разной тематики.

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка.

В течение года

 Дидактические игры и упражнения в развивающих книгах «Букашки», «Море», «Голодная гусеница»

Сентябрь-Октябрь

Дидактические игры и упражнения по пособиям: «Фетробус» и «Дикие и домашние животные».

Ноябрь- Декабрь

Дидактические игры и упражнения в развивающий книге «Снежная книжка»

Январь- Февраль

Дидактические игры и упражнения в развивающих книгах «Автомастерская» и «Микробы»

Март- Апрель

Закрепление пройденного материала

Май


Пособие «Букашки» в начале года использовалось для диагностики. В игре различные насекомые - пальчиковые игрушки, сшитые из фетра. Список насекомых: паук, пчела, кузнечик, божья коровка, две бабочки с разным цветом крылышек, стрекоза, муравей, гусеница, улитка. Дети учились прятать их под цветы разного цвета и листья зелёного цвета. Знакомились с понятием вверху - внизу, слева - справа. Упражнялись в умении расстёгивать и застёгивать застёжки «молнии» семи основных цветов. Помогали пройти букашкам к маленькому или большому цветку по тонкой или широкой дорожке.

В книге – шнуровке «Голодная гусеница» продолжали учить цвета, познакомились с понятиями «один» - «много». Дети с огромным удовольствием играли в дидактическую игру «Угадай на ощупь».

Зимой после просмотра мультфильмов «Умка» и «Умка на ёлке», дети познакомились со «Снежной книгой». Где основной упор сделан на тактильные элементы: гладкие, шершавые, бугристые, пушистые, скользкие, мягкие и твердые.

Просто находкой, лучшем вариантом, на мой взгляд, для закрепления знаний цвета и формы, а так же организации детей стала книга-гармошка «Автомастерская».


Вывод

В результате изучения темы: «Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста при помощи развивающих книг из ткани», сделала следующие выводы, что работа по формированию сенсорного опыта детей должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей. Следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Развивающие книги только дополняют эту работу.

Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях детей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. В результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, произошло совершенствование всех видов детской деятельности.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы.


Опубликовано в группе «Все для воспитателя»


Комментарии (4)

Трефилова Раиса Поликарповна, 05.08.22 в 12:32 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный опыт работы с дошкольниками!
Сопронюк Мария Александровна, 06.08.22 в 08:35 0Ответить Пожаловаться
Раиса Поликарповна, большое спасибо за отзыв! Приятно, что Вы проявили интерес!
Горбачёва Марина Юрьевна, 06.08.22 в 10:01 0Ответить Пожаловаться
Большая работа проведена! Спасибо,что рассказали о ней коллегам!
Сопронюк Мария Александровна, 07.08.22 в 17:18 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Марина Юрьевна, за оценку работы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.