12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна65

МОУ «СОШ №63 с УИП»

Жучкова Т.А., учитель русского

языка и литературы

г.Саратов



Методическая разработка.

Самостоятельная работа по теме:

«Знаки препинания при однородных членах предложения».

1).Определите значение союза «да» в первом и втором предложениях; объясните наличие запятых в обоих случаях.

1.Там шла куча лип, хотела было образовать аллею, да друг ушла лес и братски перепуталась с ельником, березняком.

2.Дом весь был окружён этими видами, этим воздухом, да полями, да садами.

2)В первом примере пропустите один союз или, а во втором – добавьте этот союз и объясните возможные изменения в знаках препинания и в интонации предложений.

1.Известно, что цветы лучше всего собирать или утром, или перед вечером.

2. Кое- где по дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.

3) Найдите обобщающие слова и объединяемые ими однородные члены предложения; отметьте грамматические особенности обобщающих слов и конструкций предложений.

1.Не знаю, чего больше было в этом лесу: деревьев или грибов. 2.Мне работа – не забота. Я и кузнец, и слесарь, и судоделец, и бондарь – на все руки мастер. 3.Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

4)Найдите обобщающее слово к перечисляемым однородным членам. Можно ли иначе расставить знаки препинания?

Вообще всё в лесу – каждый замшелый пень и каждый рыжий муравей – разбойник, который тащит, как похищенную прелестную принцессу, маленькую мошку с прозрачными зелёными крылышками, - всё это может обернуться сказкой.

5)Разберитесь в составе предложения и начертите его схему. Почему мало запятых в таком большом предложении?

Только устроившись поудобнее, Дубцов положил рядом с собой выцветшую на солнце фуражку, вытер пот с рябоватого и чёрного от загара лица и с улыбкой обратился к Давыдову и сидевшим за его столом счетоводу и Якову Лукичу.

6).Определите тип предложения, объясните знаки препинания во всех случаях.

1.Всё живо посреди степей: заботы мирные семей, готовых с утром в путь недальний, и песни жён, и крик детей, и звон походной наковальни. 2. Там же был солдатский хлеб, завёрнутый в сырую тряпочку, чтобы не высох, кружка, сделанная из консервной банки, жестяная мисочка с солдатской кашей, две деревянные ложки – словом, всё это нищее, но необыкновенно аккуратное хозяйство. 3.Но вода была так прозрачна, что всё можно было разглядеть в подробности: и разный железный хлам, накиданный в море, и дохлую рыбу, выброшенную с рыбозавода, и живую рыбу, неторопливо плавающую возле самого дна. 4. За что ни схватись, на что ни взгляни – всё бросать надо: и разный столярный инструмент, и совсем новые кадки, приготовленные для солений, и ульи, и выводки гусей. 5. Встав в окопе, Савельев старательно подгонял снаряжение. А было на нём, если считать автомат, да диск, да гранаты, да лопатку, да неприкосновенный запас в мешке, без малого пуд, а может, пуд с малым.

7)Работа с деформированным текстом.

Праздничный вечер в станице.

На завалинке дома правления сидели и стояли старики в серых и чёрных степенных зипунах без галунов и украшений.

Старики спокойно мирными голосами беседовали между собой об урожаях и молодых ребятах об общественных делах и о старине величаво и равнодушно поглядывая на молодое поколение. Проходя мимо них бабы и девки приостанавливались и опускали головы. Кто строго кто ласково осматривали старики проходящих и медленно снимали и снова надевали папахи.

Казачки ещё не начинали водить хороводы а сидели на земле и завалинках хат и звонко болтали и смеялись.

И глаза и лица и голоса и движения и одежда и воздух и солнце всё праздничное.(105 слов.) (Л.Толстой).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.