Самостоятельная работа «Знаки препинания при однородных членах предложения» (Русский язык, 6 класс)
МОУ «СОШ №63 с УИП»
Жучкова Т.А., учитель русского
языка и литературы
г.Саратов
Методическая разработка.
Самостоятельная работа по теме:
«Знаки препинания при однородных членах предложения».
1).Определите значение союза «да» в первом и втором предложениях; объясните наличие запятых в обоих случаях.
1.Там шла куча лип, хотела было образовать аллею, да друг ушла лес и братски перепуталась с ельником, березняком.
2.Дом весь был окружён этими видами, этим воздухом, да полями, да садами.
2)В первом примере пропустите один союз или, а во втором – добавьте этот союз и объясните возможные изменения в знаках препинания и в интонации предложений.
1.Известно, что цветы лучше всего собирать или утром, или перед вечером.
2. Кое- где по дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.
3) Найдите обобщающие слова и объединяемые ими однородные члены предложения; отметьте грамматические особенности обобщающих слов и конструкций предложений.
1.Не знаю, чего больше было в этом лесу: деревьев или грибов. 2.Мне работа – не забота. Я и кузнец, и слесарь, и судоделец, и бондарь – на все руки мастер. 3.Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
4)Найдите обобщающее слово к перечисляемым однородным членам. Можно ли иначе расставить знаки препинания?
Вообще всё в лесу – каждый замшелый пень и каждый рыжий муравей – разбойник, который тащит, как похищенную прелестную принцессу, маленькую мошку с прозрачными зелёными крылышками, - всё это может обернуться сказкой.
5)Разберитесь в составе предложения и начертите его схему. Почему мало запятых в таком большом предложении?
Только устроившись поудобнее, Дубцов положил рядом с собой выцветшую на солнце фуражку, вытер пот с рябоватого и чёрного от загара лица и с улыбкой обратился к Давыдову и сидевшим за его столом счетоводу и Якову Лукичу.
6).Определите тип предложения, объясните знаки препинания во всех случаях.
1.Всё живо посреди степей: заботы мирные семей, готовых с утром в путь недальний, и песни жён, и крик детей, и звон походной наковальни. 2. Там же был солдатский хлеб, завёрнутый в сырую тряпочку, чтобы не высох, кружка, сделанная из консервной банки, жестяная мисочка с солдатской кашей, две деревянные ложки – словом, всё это нищее, но необыкновенно аккуратное хозяйство. 3.Но вода была так прозрачна, что всё можно было разглядеть в подробности: и разный железный хлам, накиданный в море, и дохлую рыбу, выброшенную с рыбозавода, и живую рыбу, неторопливо плавающую возле самого дна. 4. За что ни схватись, на что ни взгляни – всё бросать надо: и разный столярный инструмент, и совсем новые кадки, приготовленные для солений, и ульи, и выводки гусей. 5. Встав в окопе, Савельев старательно подгонял снаряжение. А было на нём, если считать автомат, да диск, да гранаты, да лопатку, да неприкосновенный запас в мешке, без малого пуд, а может, пуд с малым.
7)Работа с деформированным текстом.
Праздничный вечер в станице.
На завалинке дома правления сидели и стояли старики в серых и чёрных степенных зипунах без галунов и украшений.
Старики спокойно мирными голосами беседовали между собой об урожаях и молодых ребятах об общественных делах и о старине величаво и равнодушно поглядывая на молодое поколение. Проходя мимо них бабы и девки приостанавливались и опускали головы. Кто строго кто ласково осматривали старики проходящих и медленно снимали и снова надевали папахи.
Казачки ещё не начинали водить хороводы а сидели на земле и завалинках хат и звонко болтали и смеялись.
И глаза и лица и голоса и движения и одежда и воздух и солнце всё праздничное.(105 слов.) (Л.Толстой).