Конспект урока математики для 1 класса «Сантиметр»
Конспект урока 1 класс
Тема : «Сантиметр»
Цель урока : формирование новых знаний о единицах длины – сантиметре; создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации
Задачи урока:
Личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи товарищам
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД : создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму, выполнение заданий с использованием материального объекта (линейки)
РегулятивныеУУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий, умение планировать работу
КоммуникативныеУУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности,
взаимоконтроль
Предметные УУД: познакомить учащихся с единицей длины «сантиметр», научить измерять длину отрезка в сантиметрах с помощью линейки; формирование умений находить выход из проблемной ситуации; формирование умений моделировать задачи.
Ход урока :
Организационный момент
Вот и прозвенел звонок
Начинается урок
Всё ль на месте?
Всё ль готово?
Ну-ка улыбнитесь,
А теперь - садитесь!
Актуализация учебной деятельности
Сегодня на уроке к нам пришли герои из произведения Григория Остера. “38 попугаев”.
Вы знаете, что в этой замечательной книге мартышка проводит гимнастику для своих друзей, а сегодня она хочет провести гимнастику для нас. Гимнастику ума.
Гимнастика ума
- Хором посчитайте от 1 до 10 и обратно; от 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9
(если дети допускают ошибки при счете, считаем ещё раз)
Задачи в стихах
(выбрать выражение, соответствующее решению задачи; выражения заранее написаны на карточках)
Серый ёж по лесу шёл,
На обед грибы нашёл:
Пять – под берёзой,
Два – под осиной.
Сколько их будет в плетёной корзине? (5+2=7)
Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят.
Сколько в снег свалились? (4 -2 =2)
Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди –
Сколько мишек впереди? (6-1=5)
Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три зелёных. Сколько их? (5+3=8)
Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравиться нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
Изучение нового материала
- Ребята, что-то наша мартышка притихла, к чему-то прислушивается. Послушайте, кто-то ползет.
Правильно ползет удав. (Иллюстрация удава).
– Какой комплимент ему сказала мартышка?
– Что хотел узнать удав?
– Кто из друзей ему помог? Как?
– Кем был измерен удав?
38 – попугаев, 5 – мартышек, 2 – слоненка.
– А почему удав получился разной длины?
- Что же нужно сделать, чтобы точно измерить длину? Это мы должны узнать на уроке.
- Кто догадался, о чем мы будем вести разговор на уроке.
- Ребята, а как точно можно измерить длину предметов? С помощью чего?
- Чем мы можем измерить длину класса?
Так вот, ребята, чтобы не ошибаться, используют общие для всех стран единицы измерения. Одной из них является сантиметр (см ).
(На доске появляется запись сантиметр см.)
Сантиметр – это единица измерения.
Рассмотрите мерку в 1 см.
– Положите полоску на лист тетради.
– Сколько клеток она занимает?
- Ребята, давайте вспомним, а что же такое отрезок? (это линия у которой есть и начало и конец)
(появляется иллюстрация попугая)
- Ребята, попугай к нам пришел не с пустыми руками. Он нам принес задание.
Измерьте красный отрезок, зеленый, черный. Сколько раз по 2 клеточки поместилось?
(На доске начерчены такие же отрезки, и учитель записывает длину каждого отрезка.)
Красный отрезок – по 2 3 раза. Значит 3 см.
(Запись на доске.)
Зелёный – по 2 4 раза.
Чёрный – по 2 5 раз.
Сравните красный и зелёный отрезки. 3 см < 4 см
Сравните зелёный и черный. 4 см < 5 см
Сравните красный и черный 3 см < 5 см
Вывод: единицы длины можно сравнивать. А так же складывать и вычитать.
– Как измерить отрезок линейкой? Давайте вспомним, как попугай измерял удава?
(На доске показать детям, как правильно прикладывать линейку, чтобы измерить отрезок).
5 см
7 см
– Какой отрезок больше? Меньше?
И последнее наше задание от слоненка
Работа по учебнику
- Откройте учебник на стр.66
- На рисунке показан единичный отрезок, равный 1 см. Сколько клеток он занимает? (2)
- Определите длину отрезков.
(Розовый – 4 см, зеленый – 3 см, синий – 2 см, оранжевый – 3 см)
- Задайте вопросы по этим отрезкам.
(Какой отрезок самый длинный?
Какой отрезок самый короткий?
Длины каких отрезков одинаковые?)
- Как правильно измерять отрезки?
Посмотрите, как линейка приложена к отрезку. Линейка лежит под отрезком, начало отрезка на делении с цифрой 0. Посмотреть, с каким числом совпал конец отрезка, - это и будет длина отрезка в см.
- Посчитайте, сколько мерок в отрезке. (8, значит длина отрезка 8 см)
- Какова длина карандаша? (9 см)
- Посмотрите на следующее задание. Прочитайте, что нам известно.
У Коли 4 легковые машины и одна пожарная машина.
- О чем нас спрашивают?
Сколько всего машин у Коли?
- Ответьте на вопрос
У Коли 5 машин
- Как вы узнали, что машин 5?
4+1=5
стр. 67
Прочитайте задачу.
- Что нам известно?
У Оли было 5 монет. Она истратила 3 руб.
- Посмотрите на монеты на полях. Посчитайте, сколько рублей было у Оли?
6 рублей
- Прочитайте первый вопрос задачи
Сколько рублей у нее осталось?
- Как узнать, сколько рублей осталось?
6-3=3
- Назовите ответ задачи
У Оли осталось 3 рубля
- Можем ли мы ответить на второй вопрос? Какими монетами можно набрать 3 руб.?
2 руб и 1 руб., 1 руб.1руб и 1 руб.
- Сколько монет могло остаться?
5-2=3 (м) или 5-3=2 (м)
Начертите отрезок 4 см. Ниже начертите отрезок на 1 см короче.
– Чему равен второй отрезок?
– На сколько клеточек он короче?
Рефлексия
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал, что…
Я уверен, что смогу применить на практике…
Я понял, как нужно… Я хочу продолжить …
Подведение итогов урока
- С какой единицей измерения познакомились?
– Сколько клеточек занимает 1см?
– Кто был у нас в гостях?
-Что вы можете сказать о своей работе на уроке?