Урок математики в 1 классе «Измеряем длину в сантиметрах»
Никитина Анжелика Валентиновна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ №1
Пермский край, г. Кунгур
Тема урока: «Измеряем длину в сантиметрах»
УМК «Начальная школа XXI века»
Учебник математики для 1 класса. Автор: В. Н. Рудницкая
Тетрадь на печатной основе. Автор: В. Н. Рудницкая
Педагогическая цель: познакомить учащихся с единицей измерения длины «сантиметр»; научить строить отрезки и измерять длину с помощью линейки; развивать навыки устного счёта.
Планируемые результаты (предметные): знание способов измерения длины с помощью единицы измерения – сантиметр; умение измерять длину; применение новых знаний в жизненных ситуациях.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять самопроверку, развивать навыки контроля и самоконтроля.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, излагать своё мнение, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; представлять цепочки объектов и явлений; строить логические цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство.
Личностные: осознание практической важности изучаемой единицы измерения; развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
формировать потребность быстро и правильно решать поставленные задачи, навыки работы в паре и малых группах, воспитывать учебную активность.
Этапы урока |
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
I.Организационный момент |
Прозвенел звонок Начинается урок Друг на друга посмотрели Улыбнулись, Тихо сели. - Я очень рада всех приветствовать на нашем уроке математики. У нас сегодня очень много гостей. - Настроение хорошее? Я желаю вам успешного дня. Итак, урок математики. Сегодня на уроке мы отправимся в гости. А к кому именно – вы узнаете, если будете внимательны и правильно выполните задание. |
Создаёт эмоциональный настрой на урок. |
. |
Коммуникативные: - включение в учебный процесс. |
II.Актуализация знаний. 1. Устный счёт |
1. Положите перед собой карточки с цифрами. Достаньте их и разложите в порядке возрастания. Проверим. - Какое число предшествует при счете числу 9? (8) Г - Какое число следует при счете за числом 5? (6) Н - Какое число стоит между числами 3 и 5? (4) О - Какое число на 1 больше, чем 8? (9) М - Какое число на 1 меньше, чем 3? (2) Ы - На этом уроке мы с вами отправимся в гости к гномам. Эти маленькие существа очень любят математику. Ведь математика – царица всех наук, и тот, кто занимается ею, сможет не только считать и решать задачи, но и станет находчивым, сообразительным. 2. Гном-ХИТРУН приготовил Вам интересную задачу. Задачи. Белка на ёлке грибочки сушила, Песенку пела и говорила: «Мне зимой не знать хлопот, Потому что есть грибок: ДВА маслёнка, ДВА опёнка, А лисичек ровно ШЕСТЬ. Ты попробуй все их счесть!» 10
3. Гном -СМЕЛЬЧАК. Поможем гному-Смельчаку открыть волшебную дверь. Графический диктант. Поставьте точку 1 клеточка вправо, 3 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 6 вправо, 4 вверх, 5 вправо, 9 вниз, 5 влево, 4 вверх, 12 влево. Молодцы, мы помогли найти гному СМЕЛЬЧАКУ волшебный ключик от домика. Отправляемся дальше в путь. |
При затруднении или неправильном ответе, даёт наводящие вопросы для правильного решения. |
Считают, решают задачу, доказывают правильность решения. Выполняют графический диктант |
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме; вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение. |
III.Самоопределение к деятельности. |
Гном-Цветик - И вот мы в гостях у гнома Цветика. - Чем он занят? - Верно, поливает свой любимый цветок. Но в лейке мало воды. Давайте поможем Цветику набрать в неё воды. Вы должны поработать с геометрическим материалом и тогда капельки воды попадут в лейку. Готовы? Возьмите листочек с геометрическим материалом. Обведите в красное кольцо все круги. Обведите в зелёное кольцо все фигуры, имеющие углы. - Какие обвели? (прямоугольник, квадрат, треугольник) Какие фигуры остались вне колец? (Отрезки) - Как вы думаете, одинаковые ли они? - Как определить, какой отрезок длиннее, а какой короче? (на глаз или измерить отрезки с помощью линейки). Загадка Я люблю прямоту Я сама прямая Сделать ровную черту Вам я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка Угадайте-ка, друзья Кто же я? Линейка -Давайте измерим. Сделайте вывод: красный отрезок длиннее, чем жёлтый, а жёлтый короче, чем красный. |
Отвечают на вопросы учителя. Предлагают способы решения проблемы. Доказывают правильность решения. Делают выводы. |
Регулятивные: - уметь проговаривать последовательность действий на уроке |
|
IV.Работа по теме урока. |
- С помощью какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? - Попробуем сформулировать тему урока: измеряем длину в сантиметрах. - Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или только на уроках математики? Можно ли измерить при помощи линейки длину парты? Доски? Класса? Рост людей, обложки для учебников. Только ли линейкой можно измерить? рулеткой, сантиметром) |
Подводит уч-ся к выводу. Выдвигает проблему Побуждает к высказыванию своего мнения Помогает определить тему, цели и конечный результат на уроке. Уточняет тему урока |
Определяют тему урока, цели. . |
Регулятивные: - постановка учебной задачи; - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
V.Физкультминутка. |
Вижу, сильно вы устали. Позову Весельча- у ка. Проведёт он физминутку. Всем пон- нравится она. Жил-был маленький гном (присели, встали) С большим колпаком (вытянули руки вверх, соединили ладони) Он был путешественник-гном. (руки на пояс, шаги на месте) На лягушке он скакал: Прыг-скок, ква-ква! (прыгаем) И на стрекозе летал: (машем руками) Ух, высоко! (встали на носочки) По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем) Буль-буль-буль! Ездил он на черепашке: (руки на пояс и потопать на месте) Топ-топ-топ! И, протопав все тропинки, Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону) Баю-бай! Баю-бай! Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз) Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте) |
Организует физкультминутку |
Танцуют и поют |
Личностные: -установка на здоровый образ жизни. |
VI.Закрепление изученного материала. Работа по учебнику. |
У. с. 52, № 2. С помощью линейки измерьте длину ключа, иголки, карандаша, красного и синего отрезка. - Молодцы, ребята! Теперь в лейке Гнома Цветика достаточно воды для поливки его любимого цветка. |
Организует работу по уточнению и конкретизации первичных знаний. При затруднении наводящими вопросами наталкивает на правильное решение |
Измеряют длину с помощью линейки. Объясняют свой выбор |
Познавательные: - уметь добывать новые знания: находить ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: - умение слушать и понимать речь других |
VII. Самостоятельная работа |
1. Давайте познакомимся. Этого гнома зовут Молчун. Он любит приходить на луг и наблюдать за бабочками. - Предлагаю поработать самостоятельно В тетради. с. 47, № 7 найдите примеры с ответом 8 и раскрасьте эти шары. - Проверим.
2. Работа в парах. - Нам осталось побывать в гостях у гнома Ворчуна и составить танграм. Работаем в парах. - Проверьте. |
Организует и контролирует выполнение самостоятельной работы в печатной рабочей тетради. Организует проверку выполнения самостоятельной работы. |
Самостоятельно выполняют задание на решение выражений по теме урока. Анализируют выполнение работы. Осуществляют самопроверку. Оценивают выполнение самостоятельной работы. Находят причины своих ошибок в работе. Обсуждают способы решения. |
Коммуникативные: -развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Личностные: - проявление любознательности к изучаемому материалу; способность к самооценке. Регулятивные: - уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения |
VIII.Подведение итогов урока. IХ. Рефлексия. |
- Чему сегодня на уроке научились? -Достигли цели, которую поставили в начале урока? У вас на столе лежит листочек. Если урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой. Раскрасьте солнышко. Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Грустный - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь! - Все сегодня работали со старанием, показали своё трудолюбие. Я говорю вам всем сегодня: « Молодцы! Спасибо за урок! Всем большое спасибо за работу на уроке. |
Задаёт вопросы по подведению итогов урока. Нацеливает детей на работу на следующем уроке. Проводит рефлексию. Задаёт вопросы. Предлагает оценить свою работу на уроке. Благодарит учащихся и гостей. |
Подводят итоги урока. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Оценивают свою работу на уроке, объясняют, почему они себя так оценили. (Работали хорошо, все получилось, были активными, допустили ошибки, невнимательно слушали, неаккуратно написали.) Убирают рабочие места. |
Личностные: - способность к самооценке. Регулятивные: - уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. |
Литература:
1.Рабочая программа «Начальная школа XXI века».
2.Учебник математики для 1 класса. Автор: В. Н. Рудницкая.
3.Рабочая тетрадь по математике для 1 класса (на печатной основе). Автор: В. Н. Рудницкая.11