Технологическая карта урока математики по теме «Измерение длины отрезка. Сантиметр» (1 класс)
Технологическая карта урока
ФИО учителя Деева Светлана Викторовна
Класс 1
УМК «Перспективная начальная школа»
Предмет математика
Тема Измерение длины отрезка. Сантиметр
Тип урока Урок открытия нового знания
Цель Ознакомление с общим принципом измерения длин отрезков , практическим измерением и построением отрезков заданной длины с помощью линейки.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия |
УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
Знать единицу длины – сантиметр Определять длину данного отрезка( в сантиметрах) при помощи измерительной линейки; Строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки; Находить значения разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений (при сравнении длин отрезков) |
Определять цель своей деятельности; Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания; Оценивать правильность выполнения действия |
Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и рабочей тетради для выполнения учебных заданий; Проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей |
Умение слушать и вступать в диалог; Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий. Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте. |
Получат возможность: проявить познавательную инициативу в оказании помощи соученикам (героям учебника Маше и Мише) Научатся осознавать математические составляющие окружающего мира. |
Ход урока
Название этапа урока |
Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока |
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
|
|
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. |
Чтение стихотворения учащимся, беседа |
Проводит инструктаж, настраивает детей на работу. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, На урок торопит нас- Математика сейчас. В математике любая работа Не обходится без устного счёта. - Перед тем, как приступить к изучению новой темы, нужно себя настроить на математический лад |
Применяют правила поведения на уроке |
Ученики проверяют свою готовность к уроку. |
|
|
Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Активизировать у учащихся мыслительные операции, внимание, память |
Просмотр слайда, беседа, практическая работа |
Организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. Фиксирует учебную задачу. Сегодня у нас необычный урок математики. А начать его я хотела бы с задания, которое любят все дети. С загадки. Мама - золотые руки - (Слайд загадка + отгадка) - Кто это? -А какими качествами должен обладать портной, чтобы шить красивую, удобную одежду? Что он должен уметь? – Посмотрите на полоски. Сравните их. – Каким способом по длине сравнивали? -А какой способ вы ещё знаете для сравнения? -Уважаемые подмастерья, как выполнить этот способ? (Слайд) – Вспомните, как, с помощью чего измеряли длину на Руси? – Перечислите, как же можно измерять предметы? – Всегда ли это точные и возможные измерения? ВЫВОД: Единицы измерения длины, которые использовались в древности, были неточны. Так как зависели от размеров частей тела измеряющего. Правильно, чем больше мерка, тем меньше число и на оборот. |
Учащиеся слушают и отгадывают загадку с последующими ответами на вопросы. Формулируют и аргументируют собственные ответы. Вспоминают материал предыдущего урока, рассказывают о разных способах сравнения длины предметов Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, делают вывод. |
С помощью учителя формулируют проблему и фиксируют учебную задачу, в соответствии, предполагают свои действия. |
Умение понимать и использовать математические средства наглядности. |
|
Этап выявления места и причины затруднения. |
Формировать и развивать стремление к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности |
Наблюдение, дискуссия, работа в парах. |
Подводит учащихся к понятию «величина» через практические действия с геометрическими фигурами разного цвета и разной величины. – Ребята, есть еще один способ измерения. Чтобы разобраться в этом, предлагаю провести исследование. Давайте попробуем! Согласны? – На партах найдите полоски: 1-й ряд – белую; 2-й ряд – красную; 3-й ряд – синюю. – В нашу мастерскую поступил заказ. Нарезать салфетки на столы размером с ваш рабочий стол. Вместе с соседом измерьте длину парты. Для этого приложите свои мерки и узнайте, сколько раз она поместилась в длине парты. Договоритесь, как будете измерять, и кто будет отвечать. – Какую цель поставите перед собой? Точно измерить столешницу. – Откуда начнете измерение? (От края.) – Какую длину получил 1 ряд? 2 ряд? 3 ряд? – Итак, результаты измерений различны. Получилась разная длина. – Ребята, что же это такое? Разве у нас парты разные? (Нет.) – Почему же так получилось? (Разные мерки.) – Какой вывод сделаете? (Разная длина – разная мерка.) – Подумайте, что же надо сделать, чтобы у всех получился одинаковый результат? (Надо договориться и выбрать одинаковую мерку.) -Хорошо. Например, мы договорились взять мерку 1 ряда. У всех получится одинаковый результат. Но сможем ли мы дать точный ответ, чему равна длина столешницы? (Нет) – Люди давно, так же как и вы, столкнулись с этой проблемой и поняли, что удобнее пользоваться одинаковой меркой. Хотите узнать какой? Но сначала предлагаю передохнуть. Физминутка танцевальная (из м/ф 38 попугаев) |
Выдвигают свои гипотезы на основе учебного материала; Отличают верно выполненное задание от неверного; Осуществляют самоконтроль; Ориентируются в своей системе знаний (определяют границы знания/незнания); Умеют сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; Используют речь для регуляции своего действия; Формулируют собственное мнение Динамическая зарядка во избежание переутомления детей |
Измеряют полоски с помощью предложенных мерок. Выясняют, почему результаты получились разные. Приходят к выводу о единой мерке для всех. |
Стиль поведения в обсуждении (вежливость, грубость, внимание/невнимание к чужому мнению) |
|
Этап построения проекта выхода из затруднения |
Побуждать учащихся к поиску решения выявленной проблемы |
Фронтальная беседа, работа с учебником |
Подводит к определению и самостоятельной формулировке темы и цели урока. Продолжаем работать. еще раз, подумайте и попробуйте сформулировать тему урока. – Проверим. Откройте учебник на странице 18. – Прочитайте тему нашего урока. (Измерение длины отрезка. Сантиметр.) (Слайд.) – Подтвердилось ваше предположение? – Какую учебную цель вы перед собой поставите? (Узнать, что такое сантиметр. Научиться измерять длину отрезков и строить отрезки, заданной длины-учитель) – Что вам поможет достигнуть этой цели? (Внимание, активность, старание.) (Слайд) – Спланируйте свою работу. (На уроке мы должны думать. работать в парах, выполнять задание в тетради.) – Мы в начале урока выяснили, что у портного и у меня есть сантиметровая лента. - А какие инструменты вы ещё знаете для измерения длины? (Линейка.) – Рассмотрите модель линейки в задании № 1 и на слайде (Слайд.) А вместе с нами и наши герои – Маша и Миша. - Что можно делать с помощью линейки?(Измерять и чертить отрезки) – Что на ней изображено? (Черточки и цифры.) – Что можете сказать о расстоянии между цифрами? (Оно одинаковое.) – Расстояние между цифрами равно 1 см – В математике слово сантиметр записывают сокращенно см и точку после сокращения не ставят. – Чему равен отрезок над линейкой? (1 см.) УЧИТЕЛЬ демонстрирует различные инструменты измерения длины. _ Рассмотрите все инструменты и скажите :Что общего у них? -А чем же тогда они различаются? (Своим названием и применением. |
Учащиеся приходят к выводу, что эти мерки не рациональны в данное время для измерения длины. Осуществляют поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте. Знакомятся с различными инструментами для измерения длины, сравнивают их, определяют назначение. |
Формулировать тему и цель урока, определяют задачи |
Наблюдение за системой учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва. |
|
Этап реализации построенного проекта |
Умение анализировать и делать выводы, строить логическое высказывание; работать в парах, выполняя взаимопроверку |
Фронтальная беседа, работа с учебником, практическая работа, работа в парах. |
Организует ситуацию решения типовых заданий на понимание нового способа измерения длины с помощью линейки. -Каким инструментом должны хорошо уметь измерять ученики? (ЛИНЕЙКОЙ) - Как вы думаете, будет ли зависеть результат измерения от цвета, материала из которого сделаны линейки или от длины линейки? -Сформулируйте цель, что сейчас будем учиться делать? (Учиться измерять длину с помощью линейки) -У портного или швеи есть ещё инструмент – это карандаш. Задание 1 (У-2, с. 18) – Какой длины карандаш? (10 см.) – Как узнали? – Сейчас вы поработайте в парах. Составьте правила измерения длин отрезка с помощью линейки? (Слайд.) – Закончите фразы 1. Взять….(линейку). 2. Совместить один конец отрезка с цифрой 0 на линейке. 3. Другой конец покажет на число – это и есть длина отрезка. – Знаем мы теперь как измерить длину предмета? – Давайте проверим, узнаем, что же рассказала Маша. |
Составляют и проговаривают алгоритм измерения длины. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Строят речевые высказывания в устной форме. Используют полученную информацию для выполнения учебных действий; |
Определяют основную и второстепенную информацию; формулируют проблему: выражают свои мысли, выслушивают собеседника. Формулируют алгоритм измерения с помощью линейки. |
Оценка сформированности мотивации учебной деятельности (любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений) Взаимопроверка |
|
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Умение действовать по алгоритму |
Фронтальная беседа, работа в тетради, практическая работа, работа в парах. |
Организует ситуацию решения типовых заданий на понимание нового способа действий с проговариванием правила во внешней речи. -Используя этот алгоритм, надеюсь, легко вы справитесь с заданием из Т(2) с.24 №1 -Кто справится с заданием ,встаёт возле рабочего места. -Присядут те подмастерья, кто сделал точные измерения. Молодцы! Можно сделать вывод, что мы справились с одной из задач урока –научиться измерять отрезки с помощью линейки? (ДА) - В мастерскую поступил новый заказ. Надо сшить футляры для хранения инструментов художника и плотника. Задание 2 (У-2, с. 18) (Слайд) - Рассмотрите предметы в задании №2. - На какие две группы можно разделить данные предметы? (1 группа –это инструменты художника, 2 группа – это материал для плотника) -С чего надо начать работу?(Произведём нужные измерения.) - Работать будем по вариантам: 1в помогает художникам, 2в –помогает плотникам. – Проверим. Если правильно измерили, то поаплодируйте себе в ладоши. -После измерений надо построить выкройки. А умеем ли мы строить отрезки с помощью линейки? (Не все или давайте вспомним…) -В этом нам поможет задание Задание 3 (У-2, с. 18) -Зачитайте требование к заданию. - Построение будем выполнять в рабочих тетрадях, откроем их. Найдите точку, которая является началом отрезка. Беседа «Как построить отрезок заданной длины» В рабочей тетради проводят из одной точки три отрезка заданной длины и цвета: З -6 см С-10см К – 5см -Подведём итог. Какое действие мы научились сейчас выполнять? (Строить отрезки заданной длины с помощью линейки) Физкультминутка. Маша тоже научила Мишу. Используя новые знания, Миша решил самостоятельно изготовит закладку в книжку. Но он же маленький. Думаю, что сестра ему точно придёт на помощь. А вы готовы помочь? ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание № 4 (У-2, с. 19) - Рассмотрите пиктограммы. Чем и как мы будем заниматься? – Прочитайте требование к заданию № 4 . –Проверьте, правильно ли сосед отмерил 9 см? -Чья пара закончила работу, поднимает руки. –Поднимите руку, кто отмерял длину слева. – Кто отмерил справа? –Почему невозможно измерить справа? (Лента не расправлена.) - А как в каком случае возможно измерение произвести справа?(Расправить ленту) ВЫВОД – Если бы лента была расправлена, то с любой стороны можно было бы произвести измерения. |
Применяют алгоритм измерения длины. Планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. Вступают в диалог. Используют полученную информацию для выполнения учебных действий.
Формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра Динамическая зарядка во избежание переутомления детей |
Выполняют необходимое измерение отрезков, используя алгоритм. Записывают в тетрадь результат измерения отрезков. |
Учащиеся оценивают правильность выполнения своих действий. Фронтальный опрос |
|
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Умение применять правило в самостоятельной деятельности |
Фронтальная беседа, групповая практическая работа. |
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; самопроверку по эталону, самооценку. – А пока Миша ивы делали закладку, Маша сделала заготовки аппликации для её украшения. Рассмотрите чертеж в тетради (Слайд) Работа в группах Прочитайте требование к заданию. Выполните измерения. Проверьте правильность методом наложения фигур. Сделайте вывод.(Совпали 1ф и3ф.так как их форма одинаковая – в виде прямоугольника, а 2ф –нет, т.к. этот четырёхугольник другой формы) |
Определяют успешность выполнения своего задания. Осуществляют самоконтроль. Сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в группе. |
Выполняют необходимое измерение сторон четырехугольника, используя алгоритм. Формулируют вывод. |
Оценивание способности использовать знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. |
|
Этап включения в систему знаний и повторения |
Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности |
Фронтальная беседа, самостоятельная работа в тетради, работа в паре. |
Организовывает выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. - Вы научились хорошо измерять, и теперь вы можете справиться и с более серьёзной работой. - Как, используя линейку сделать необходимое отмеривание. |
Определяют успешность выполнения своего задания. Оценивают результаты, способы их достижения. Сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках. |
Учащиеся выполняют практическую работу по построению отрезка. Выполняют необходимые измерения в парах, сравнивают полученные результаты. |
Самопроверка по эталону, самооценка. Наблюдение за работой учащихся |
|
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности |
Фронтальная беседа |
Организует диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу. Наш урок закончен. Прошу оцените себя, используя наш светофор Зеленый – “Я – молодец! Справился сам”. Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”. Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”. – По вашим фонарикам я вижу, что вам понравилось и у вас все получилось. А если что-то не получилось, то обязательно получится на следующем уроке. -Давайте вернёмся к началу урока. (Слайд.) Какую цель мы ставили пред собой? Достигли ли мы её? – Для этого продолжите фразы: – Сегодня я узнал… – Теперь я могу… -Я могу: -измерять отрезки (Кто может, встали возле парты) -строить отрезки заданной длины с помощью линейки (Руки подняли над головой) - сравнивать длины отрезков наложением друг на друга, (Кто может, поаплодируем себе) – Ребята, посмотрите на слайд. Это мой смайлик. Почему он улыбается? Я довольна работой. Благодарю всех вас за сотрудничество. |
Рефлексия способов и условий действия ; контроль и оценка процесса и рез.-в деятельности. Самооценка на основе критерия успешности Анализ и осмысление своих достижений Формулирование и аргументирование своего мнения. |
Участвуют в диалоге с учителем Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения. |
Самооценка учениками собственной учебной деятельности , включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении |