Конспект урока «Измерение длины отрезка. Сантиметр» (Математика, 1 класс)
Автор разработки урока: Симонова Елена Валерьевна, учитель начальных классов, Образовательное учреждение: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 » город Аша,
Класс: 1
Тема урока «Измерение длины отрезка. Сантиметр»
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Оборудование: - учебник «Математика» А.Л. Чекин - 1 класс (2 часть), тетради
Результаты деятельности:
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
Метапредметные результаты:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; следовать точной инструкции учителя; выполнять действия по заданному алгоритму;
Познавательные: выполнять задания с использованием материальных объектов (рисунков, схем); делать выводы на основе совместной работы всего класса
Коммуникативные: : слушать и понимать речь других людей; взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте;
Предметные результаты: обучаемый научится измерять и сравнивать длину отрезка с помощью линейки
Цель урока: учить измерять и сравнивать длину отрезка с использованием линейки; развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы
Пояснительная записка к уроку «Измерение длины отрезка. Сантиметр»
Данный урок первый из двух «Измерение длины отрезка. Сантиметр». По типу – урок открытия новых знаний. Урок проводится в соответствии с требованиями ФГОС. Чтобы достичь планируемых результатов урока, используется личностно-ориентированный подход, подобран доступный материал для данной возрастной группы, который включает в себя задания с практическим содержанием.
Методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные (иллюстрации), проблемные методы (проблемный диалог при постановки темы урока), практические (измерения длины отрезков, длины предметов).
В ходе урока были применены следующие формы познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, которые в ходе урока сменяли друг друга. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников. Время, отведённое на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.
Тема: «Сантиметр» (1 урок)
Задачи урока:
– формирование понятий «сантиметр», «длина отрезка»»;
– развитие математической речи (развернутые ответы);
– формирование умений измерять длину отрезка с помощью линейки;
– формирование УУД: продолжение работы по обучению детей приемам работы
с учебником (определение приемов работы по условным обозначениям учебника);
коммуникативные умения (распределение ролей в парной работе); следование точной
инструкции учителя, состоящей из двух-трех шагов, самоконтроль.
Повторение материала: прямые линии, отрезок; точка;
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа по иллюстра-
циям учебника, оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим труд-
ности при самостоятельной и парной работе.
Учебные пособия для ученика: У-2, Т-2, тетрадь в клетку, простой и цветные
карандаши, линейка.
Вводная часть урока
Проверяем, все ли дети готовы к уроку.
• Дети открывают учебник на той странице, где нарисована линейка с делениями
(с. 12). Ждем, пока дети отметят страницу закладкой, и начинаем изучение нового материала.
Изучение нового материала
Задание № 1 (У-2, с. 12)
• Зачитываем текст задания и просим учеников рассмотреть изображённую на странице линейку.
• Задаём вопрос: «Для чего используется линейка? Как на этот вопрос ответила Маша?» (Для измерения длины отрезков и их построения)
Просим учеников показать соседу по парте отрезок на с. 12.
Затем задаем дополнительный вопрос: «А как же на чертеже отличить отрезок
от прямой?» (Отрезок конечен. На чертеже это обозначается точками на концах
отрезка.)
«Что сообщила Мише об этом отрезке Маша?
Сообщаем детям, что расстояние между большими делениями на линейке называют сантиметром и обозначается так - см.
« Совместите свою линейку с линейкой соседа по парте. Что вы заметили?» (Замечают, что расстояние между длинными чёрточками на разных линейках одинаковое.)
- На всех линейках один сантиметр равен длине отрезка, который есть в учебнике (с.18).
Предлагаем учащимся положить перед собой линейку, внимательно рассмотреть её.
Предлагаем показать соседу по парте на своей линейке по 2 отрезка, длины которых равны 1 см.
Предлагаю обучающимся дополнительную информацию:
« Мерами пользуются все — ученые, школьники, студенты, независимо от того, в какой стране они живут и кем работают. Эталон, т. е. Линеечка с самыми точными делениями, которые показывают, что между большими делениями 1 сантиметр, хранится в Главной палате мер и весов в Санкт-Петербурге (основана в 1893 году)»
Зачитываем продолжение диалога Маши и Миши.
Спрашиваем у детей: «Какие важные правила нужно соблюдать при измерении длины отрезка?» («Совместить начало отрезка с отметкой 0 на линейке»)
«Чему равна длина карандаша в сантиметрах, который измеряла Маша? («Длина равна 10 см»)
Предлагаем обучающимся зачитать текст задания № 2 (У-2, с. 12)и назвать, люди каких профессий используют в своей работе данные предметы (инструменты).
«Ребята, сидящие ближе к окну, измерьте длину предметов, которыми пользуется художник, а те ребята, которые сидят дальше от окна, измерьте длину предметов, которые использует в своей работе плотник»
Задание № 3 (У-2, с. 12)
Предлагаем детям нарисовать отрезок от заданной длины в тетради в клетку Выполняем действие последовательно. Применяем правила работы с линейкой. Сначала необходимо поставить в тетради точку – начало отрезка, затем совместить её с отметкой 0 на линейке, отметить точку – конец отрезка, соответствующую длине отрезка в сантиметрах. Далее нужно соединить данные точки. Аналогичную работу просим выполнить со вторым отрезком.
Просим одного из учеников записать длину первого отрезка, второго ученика - длину второго отрезка. Третий ученик сравнивает длины отрезков и записывает соответствующий знак сравнения.
Заключительная часть урока организуется с помощью Тетрадей для самостоятельной работы (с. 24).