Урок математики в 1 классе «Сантиметр»
Тема урока: «Сантиметр»
Тип урока: открытия новых знаний
Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию знаний о «сантиметре» в процессе решения математических задач.
Актуальная цель: сформировать представление у учащихся о понятии «сантиметр» в процессе решения математических задач.
Задачи урока:
Обучающие: моделирование ситуаций раскрывающие единицу измерения длины сантиметр в процессе решение математических задач
Развивающие: развивать пространственное и конструктивное мышление, внимание, математическую речь, умение рассуждать, сопоставлять и сравнивать, развивать речь, развивать умение осуществлять поиск информации и применять её в конкретной ситуации.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, творческую активность, чувство взаимопомощи в совместной деятельности, культуру речи, умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.
Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам):
Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):
Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнение совокупности предметов и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать учебную информацию представленную в различных формах.
Коммуникативные – включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, интегрироваться со сверстниками, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
Регулятивные – по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям (сравнение предметов по длине).
Личностные – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, компьютер.
Вид урока: комбинированный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.
Принципы: деятельности, целостного представления о мире, психологической комфортности.
Методы, приемы: словесный, наглядный, практический.
Литература: Учебник УМК «Перспектива» 1класс 1 часть Математика, ФГОС
Этапы урока |
деятельность учителя
|
деятельность учащихся |
УУД |
|||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
|
-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу я, Александра Евгеньевна. -Проверим готовность к уроку. Посмотрите, всё ли у вас готово на парте для работы на уроке. Проверьте осанку. - Настройтесь на серьёзную и интересную работу на уроке! -Покажите карточку готовности к уроку.
|
Ученики проверяют наличие на парте необходимых принадлежностей. Проверяют осанку. Показывают карточку готовности определенного цвета.
|
Личностные:самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: строить учебное сотрудничество с учителем
|
|||
Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
|
- В нашу школу пришло письмо с необычной просьбой. (показ конверта, письмо читает ученик)
- Ребята, а вы узнали кто авторы этого письма? Нам удалось с далекой Африкой установить видиосвязь и ваши друзья приветствуют вас.( появяется слайд)
- Вы, наверно, хорошо знаете, что наши гости из Африки с удовольствием делают зарядку. А сегодня Попугай предлагает своим друзьям сделать зарядку, но только для ума. (слайд 3) Устный счет: Какие числа пропущены? (10, 8, 6, …, …) (правильный ответ выходит на слайде)
Какие числа пропущены? (5,10,15....
Вспомните, с какой проблемой столкнулись герои, измеряя Удава?
А вот что необходимо знать и уметь, чтобы точно измерять длину мы узнаем на сегодняшнем уроке.
|
- один ученик читает письмо
Выполняют устный счет.
-Ученики должны выявить закономерность, что каждое следующее число меньше на 2 и продолжить ряд. 10,8,6,4,2 Ученики должны выявить закономерность, что каждое следующее число больше на 5 и продолжить ряд. 5,10,15,20,25,30) -Они не могли его измерить
|
Познавательные УУД: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её.
Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность.
|
|||
Действие целеполагание
|
-Чему мы будем учиться сегодня на уроке? -Где пригодится умение измерять длину? |
Измерять отрезки с помощью новой мерки Ответы детей. |
Регулятивные УУД: по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока.
|
|||
Построение и |
-Ребята, откройте тетради. Запишем сегодняшнее число , классная работа и тему урока ( записывает на доске учитель) - У вас на столе лежат полоски. Вам необходимо с помощью их измерить парты. Первый ряд измерят красными полосками, а второй ряд – синими, а третий - розовыми. Работать будете в парах - Какую длину получил первый ряд, какую – второй, какую –третий - Разве у нас парты разные? - Почему длина удава из мультфильма получилась разной? - Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди тоже искали различные меры измерения. (слайд )
- Какой выход можете предложить?
- Чтобы получить точные результаты измерения, нужна универсальная мерка. В нашем случае сантиметр. Длинное слово, правда? Если его писать каждый раз, потребуется много времени. Появилась сокращенная запись слова: см. Пишем см, а читаем сантиметр. А сейчас я всех приглашаю побывать в гостях у мастериц. Но к кому мы отправимся в гости, вы отгадайте сами. (Слайд ). - Людям какой профессии принадлежат эти предметы? (слайд )
- Как вы считаете, что должна уметь хорошо делать швея, чтобы шить красиво и правильно? Я предлагаю вам почувствовать себя немного портными.
- У портного есть лента, называется она сантиметровая. - Для чего она нужна? .
- А мы для этого будем использовать линейку . (Слайд )
- Что на ней изображено - Это короткие отрезки. Расстояние от одной цифры до следующей называется сантиметр. (Слайд ) - Почему одинаковые полоски получились у Мартышки и Слоненка разной длины? Чтобы измерить длину, каких либо предметов необходимо приложить линейку так: один конец совпадал с отметкой 0 на линейке, а другой где предмет кончается. Измерьте при помощи линейки длину своих простых карандашей. Еще в швейных мастерских используют очень большие линейки. (показ). Она называется метровая. Для того, чтобы от целого куска ткани отмерить ткань нужной длины.
|
- результат получился разный -нет
-измеряли разными мерками
-мерка должны быть одинаковой
-измерять, считать, сравнивать
-измерять
-черточки, цифры
Чтобы измерить длину, каких либо предметов необходимо приложить линейку так: один конец совпадал с отметкой 0 на линейке, а другой где предмет кончается измеряют длину карандаша
|
Познавательные УУД: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её.
Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу на протяжении всего урока; оценивать результаты работы по выработанным критериям.
Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу иактивность.
|
|||
Физкультминутка |
-Встаньте со своих мест. Проведем физкультминутку. Мы шли-шли-шли, Землянику нашли. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идем искать опять. Наклонится левой рукой коснуться правой ноги. Правая рука остается на поясе. Потом, «увидев» ягодку у левой ноги, «сорвать» ее правой рукой.
|
Встают со своих мест. Слушают учителя, выполняют действия.
|
Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
|
|||
Первичное |
Открываем учебник на с 110 № 1 Надо рассмотреть, как измеряют линейкой длину отрезков в сантиметрах - Чему равна длина отрезков на рисунке?
Посмотрите на задание №3. Как вы думаете, что здесь нужно сделать? (покажи на линейке деление 1 см, 2 см измерь в сантиметрах длину счетной палочки, ширину пенала) -Как вы будете это делать?
-Сколько сантиметров счетная палочка? -Сколько ширина пенала?
А теперь давайте, измерим наши полоски и начертим отрезок такой же длины. - Проверим. Поменялись тетрадями и полосками. Сосед по парте измеряет полоску соседа и проверяет, какой длины начерчен отрезок. Оцениваем работу друг друга. - Молодцы!
-Вспомните, сколько клеток в 1 см -Прочитайте задание. Как вы будете действовать?
|
Работа с учебником. Открывают учебник на с 110. Выполняют №1
АБ=5
Измерить в см длину счётной палочки, ширину пенала.
Прикладывать начало палочки к линейки начиная измерения от 0, посмотреть на какой цифре закончится
ответы детей
-измеряют полоски, чертят отрезок
-оценивают работу друг друга
см =2 клеткам Поставим точку Б. Вправо отсчитаем 3 раза по 2 клеточки — это точка В, соединяем точки по линейке. Вниз от точек отсчитаем 3 раза по 2 клетки — это точки А и Г. Соединяем точки А и Б, В и Г, А и Г.
|
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её. Коммуникативные УУД: включаться в диалог; проявлять инициативу и активность.
|
|||
Самостоятельная работа с проверкой |
Самостоятельно выполните задание под цифрой 6. Начертите три отрезка: первый длиной 6 см., второй 8 см, третий 5 см. и выясните какой отрезок короче, а какой длиннее. Чертите отрезки друг под другом, отступая вниз после каждого отрезка 1 клеточку. Запишите неравенства.
|
- 6 см < 8 см; 5 см < 6 см; 8 см > 5 см.
|
Познавательные УУД: проводили сравнение и осуществляли анализ объектов. Регулятивные УУД: планировать деятельность, оценивать результаты по выработанным критериям. Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
|
|||
Итог урока. Рефлексия |
-Какой цели мы достигли? -С какой величиной мы познакомились на уроке? -Какие открытия мы сделали?
|
-Мы научились решать новые задачи, записывать условие задачи с помощью чертежа и таблицы. -Скорость.
-Что такое скорость, в каких единицах и как она измеряется.
|
Коммуникативные УУД: включаться в диалог; проявлять инициативу и активность. Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
|
Фокина Лидия Петровна
Потамошнева Наталья Алексеевна