Урок математики в 1 классе «Сантиметр»
Тема урока: «Сантиметр»
Тип урока: открытия новых знаний
Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию знаний о «сантиметре» в процессе решения математических задач.
Актуальная цель: сформировать представление у учащихся о понятии «сантиметр» в процессе решения математических задач.
Задачи урока:
Обучающие: моделирование ситуаций раскрывающие единицу измерения длины сантиметр в процессе решение математических задач
Развивающие: развивать пространственное и конструктивное мышление, внимание, математическую речь, умение рассуждать, сопоставлять и сравнивать, развивать речь, развивать умение осуществлять поиск информации и применять её в конкретной ситуации.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, творческую активность, чувство взаимопомощи в совместной деятельности, культуру речи, умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.
Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам):
Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):
Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнение совокупности предметов и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать учебную информацию представленную в различных формах.
Коммуникативные – включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, интегрироваться со сверстниками, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
Регулятивные – по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям (сравнение предметов по длине).
Личностные – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, компьютер.
Вид урока: комбинированный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.
Принципы: деятельности, целостного представления о мире, психологической комфортности.
Методы, приемы: словесный, наглядный, практический.
Литература: Учебник УМК «Перспектива» 1класс 1 часть Математика, ФГОС
| Этапы урока | деятельность учителя 
 | деятельность учащихся | УУД | |||
| Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 
 | -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу я, Александра Евгеньевна. -Проверим готовность к уроку. Посмотрите, всё ли у вас готово на парте для работы на уроке. Проверьте осанку. - Настройтесь на серьёзную и интересную работу на уроке! -Покажите карточку готовности к уроку. 
 | Ученики проверяют наличие на парте необходимых принадлежностей. Проверяют осанку. Показывают карточку готовности определенного цвета. 
 | Личностные:самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: строить учебное сотрудничество с учителем 
 | |||
| Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 
 | - В нашу школу пришло письмо с необычной просьбой. (показ конверта, письмо читает ученик) 
 - Ребята, а вы узнали кто авторы этого письма? Нам удалось с далекой Африкой установить видиосвязь и ваши друзья приветствуют вас.( появяется слайд) 
 - Вы, наверно, хорошо знаете, что наши гости из Африки с удовольствием делают зарядку. А сегодня Попугай предлагает своим друзьям сделать зарядку, но только для ума. (слайд 3) Устный счет: Какие числа пропущены? (10, 8, 6, …, …) (правильный ответ выходит на слайде) 
 
 
 Какие числа пропущены? (5,10,15.... 
 
 
 Вспомните, с какой проблемой столкнулись герои, измеряя Удава? 
 А вот что необходимо знать и уметь, чтобы точно измерять длину мы узнаем на сегодняшнем уроке. 
 
 
 | - один ученик читает письмо 
 
 
 
 
 
 
 
 Выполняют устный счет. 
 -Ученики должны выявить закономерность, что каждое следующее число меньше на 2 и продолжить ряд. 10,8,6,4,2 Ученики должны выявить закономерность, что каждое следующее число больше на 5 и продолжить ряд. 5,10,15,20,25,30) -Они не могли его измерить 
 
 | Познавательные УУД: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её. 
 Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность. 
 
 
 | |||
| Действие целеполагание 
 | -Чему мы будем учиться сегодня на уроке? -Где пригодится умение измерять длину? | Измерять отрезки с помощью новой мерки Ответы детей. | Регулятивные УУД: по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока. 
 | |||
| Построение и  | -Ребята, откройте тетради. Запишем сегодняшнее число , классная работа и тему урока ( записывает на доске учитель) - У вас на столе лежат полоски. Вам необходимо с помощью их измерить парты. Первый ряд измерят красными полосками, а второй ряд – синими, а третий - розовыми. Работать будете в парах - Какую длину получил первый ряд, какую – второй, какую –третий - Разве у нас парты разные? - Почему длина удава из мультфильма получилась разной? - Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди тоже искали различные меры измерения. (слайд ) 
 
 - Какой выход можете предложить? 
 - Чтобы получить точные результаты измерения, нужна универсальная мерка. В нашем случае сантиметр. Длинное слово, правда? Если его писать каждый раз, потребуется много времени. Появилась сокращенная запись слова: см. Пишем см, а читаем сантиметр. А сейчас я всех приглашаю побывать в гостях у мастериц. Но к кому мы отправимся в гости, вы отгадайте сами. (Слайд ). - Людям какой профессии принадлежат эти предметы? (слайд ) 
 
 - Как вы считаете, что должна уметь хорошо делать швея, чтобы шить красиво и правильно? Я предлагаю вам почувствовать себя немного портными. 
 - У портного есть лента, называется она сантиметровая. - Для чего она нужна? . 
 
 - А мы для этого будем использовать линейку . (Слайд ) 
 - Что на ней изображено - Это короткие отрезки. Расстояние от одной цифры до следующей называется сантиметр. (Слайд ) - Почему одинаковые полоски получились у Мартышки и Слоненка разной длины? Чтобы измерить длину, каких либо предметов необходимо приложить линейку так: один конец совпадал с отметкой 0 на линейке, а другой где предмет кончается. Измерьте при помощи линейки длину своих простых карандашей. Еще в швейных мастерских используют очень большие линейки. (показ). Она называется метровая. Для того, чтобы от целого куска ткани отмерить ткань нужной длины. 
 | 
 
 
 
 
 - результат получился разный -нет 
 -измеряли разными мерками 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 -мерка должны быть одинаковой 
 
 
 
 
 
 
 
 -измерять, считать, сравнивать 
 
 
 -измерять 
 
 
 -черточки, цифры 
 
 
 Чтобы измерить длину, каких либо предметов необходимо приложить линейку так: один конец совпадал с отметкой 0 на линейке, а другой где предмет кончается измеряют длину карандаша 
 | Познавательные УУД: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её. 
 Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. 
 Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу на протяжении всего урока; оценивать результаты работы по выработанным критериям. 
 Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу иактивность. 
 
 | |||
| Физкультминутка | -Встаньте со своих мест. Проведем физкультминутку. Мы шли-шли-шли, Землянику нашли. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идем искать опять. Наклонится левой рукой коснуться правой ноги. Правая рука остается на поясе. Потом, «увидев» ягодку у левой ноги, «сорвать» ее правой рукой. 
 | Встают со своих мест. Слушают учителя, выполняют действия. 
 
 | Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности 
 | |||
| Первичное  | 
 
 Открываем учебник на с 110 № 1 Надо рассмотреть, как измеряют линейкой длину отрезков в сантиметрах 
 - Чему равна длина отрезков на рисунке? 
 Посмотрите на задание №3. Как вы думаете, что здесь нужно сделать? 
 (покажи на линейке деление 1 см, 2 см измерь в сантиметрах длину счетной палочки, ширину пенала) -Как вы будете это делать? 
 
 -Сколько сантиметров счетная палочка? -Сколько ширина пенала? 
 А теперь давайте, измерим наши полоски и начертим отрезок такой же длины. - Проверим. Поменялись тетрадями и полосками. Сосед по парте измеряет полоску соседа и проверяет, какой длины начерчен отрезок. Оцениваем работу друг друга. - Молодцы! 
 
 -Вспомните, сколько клеток в 1 см -Прочитайте задание. Как вы будете действовать? 
 | Работа с учебником. Открывают учебник на с 110. Выполняют №1 
 
 
 
 
 
 
 АБ=5 
 
 Измерить в см длину счётной палочки, ширину пенала. 
 
 
 
 Прикладывать начало палочки к линейки начиная измерения от 0, посмотреть на какой цифре закончится 
 
 ответы детей 
 
 
 -измеряют полоски, чертят отрезок 
 -оценивают работу друг друга 
 см =2 клеткам Поставим точку Б. Вправо отсчитаем 3 раза по 2 клеточки — это точка В, соединяем точки по линейке. Вниз от точек отсчитаем 3 раза по 2 клетки — это точки А и Г. Соединяем точки А и Б, В и Г, А и Г. 
 
 | Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её. Коммуникативные УУД: включаться в диалог; проявлять инициативу и активность. 
 
 | |||
| Самостоятельная работа с проверкой | Самостоятельно выполните задание под цифрой 6. Начертите три отрезка: первый длиной 6 см., второй 8 см, третий 5 см. и выясните какой отрезок короче, а какой длиннее. Чертите отрезки друг под другом, отступая вниз после каждого отрезка 1 клеточку. Запишите неравенства. 
 | - 6 см < 8 см; 5 см < 6 см; 8 см > 5 см. 
 | Познавательные УУД: проводили сравнение и осуществляли анализ объектов. Регулятивные УУД: планировать деятельность, оценивать результаты по выработанным критериям. Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. 
 
 | |||
| Итог урока. Рефлексия | -Какой цели мы достигли? -С какой величиной мы познакомились на уроке? -Какие открытия мы сделали? 
 | -Мы научились решать новые задачи, записывать условие задачи с помощью чертежа и таблицы. -Скорость. 
 -Что такое скорость, в каких единицах и как она измеряется. 
 | Коммуникативные УУД: включаться в диалог; проявлять инициативу и активность. Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. 
 | 
 
                                    


 
                         
                         
                         
                         
                         
                        
Фокина Лидия Петровна
Потамошнева Наталья Алексеевна