Сборник методических материалов для развития воображения у младших школьников с трудностями в обучении в процессе внеурочной деятельности
Уважаемые коллеги!
Данный сборник методических материалов разработан для учителей, которые считают важным развитие воображения у своих учеников.
Развитие воображения, творчества является актуальной проблемой в современном мире, так как происходят постоянные и очень быстрые перемены, человек должен научиться быстро и креативно решать новые задачи. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» творчество определяется, как базовая национальная ценность. Также в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) развитие самостоятельной творческой деятельности ребёнка, является одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Целью сборника методических материалов является организация инструктивно – методического сопровождения по использованию карточек с QR – кодами в образовательном процессе обучающихся и педагогов по применению карточек с QR – кодами.
Задачами сборника методических материалов являются:
представить алгоритм сканирования QR – кодов;
объяснить алгоритм применения карточек в процессе внеурочных занятий;
Сборник методических материалов включает в себя карточки с QR – кодами по развитию воображения, которые разделены на следующие разделы:
карточки по развитию воображения;
карточки по развитию речи.
На страницах сборника Вы найдете:
алгоритм по считыванию QR-кодов и работе с видео-упражнениями;
таблицы с указанием назначения карточек с QR – кодом и описанием приёмов;
календарно – тематического планирования;
конспекта урока по внеурочной деятельности с использованием карточки с QR – кодом по теме «Мир театра».
Автор Мовчан Е.Д.
Рекомендации по использованию сборника методических материалов
Обзор сборника методических материалов
Структура сборника методических материалов:
обращения к коллегам;
алгоритм по считыванию QR-кодов и работе с видео-упражнениями;
таблицы с указанием назначения карточек с QR – кодом и описанием приёмов;
календарно – тематического планирования;
конспекта урока по внеурочной деятельности с использованием карточки с QR – кодом по теме «Мир театра».
Карточки с QR – кодом систематизированы по следующим разделам:
Карточки на развитие воображения
Карточки на развитие речи
Например, требуется провести игру на развитие воображения. Учитель берёт карточку №8 (карточка находится в разделе: «Развитие воображения», показывает её детям и вешает на доску, сканирует код с помощью телефона и выводит видео – ролик всему классу (если учитель работает с учеником вдвоём, то можно дать ребёнку карточку, и он самостоятельно отсканирует код с помощь телефона и просмотрит видео – ролик).
Алгоритм по считыванию QR-кодов и работе с видео-упражнениями
Для чтения QR-кодов необходимо установить на мобильный телефон специальную программу. Если программа уже предустановлена в телефоне, другую устанавливать не нужно.
Примеры бесплатных программ для чтения QR-кодов:
Для Android:
Barcode Scanner
Генератор Штрихкодов
QuickMark Lite
Для iPhone и iPad:
Scan
Bakodo
QR code и Штрих код сканер
Алгоритм чтения QR-кодов:
Запустить программу, для распознавания QR-кода и дождаться активации фотокамеры вашего мобильного устройства;
Навести фотокамеру на QR-код;
Отрегулировать размер и четкость изображения на экране. QR-код
должен находиться по центру экрана, иметь четкие очертания и границы чтения должный быть за пределами кода;
Ожидать. Проанализировав QR-код, «ридер» самостоятельно выдаст вам информацию о его содержимом;
Если ничего не изменилось, повторить попытку, поменяв расстояние до сканируемого QR-кода;
Как только сканирование завершено, на экран устройства будет выведено видео – упражнение.
Организация работы по включению карточек с QR – кодами во внеурочной деятельности
Включение карточек в этап урока
Работа над уже известной карточкой.
Учащиеся изучают тему «Мимика. Язык жестов». В основном этапе внеурочного занятия использовалась карточка с QR – кодом №8 «Пантомима». Карточка, направленная на развитие воображения, была продемонстрирована детям, было выведено видео – упражнение, где рассказывались правила игры, после чего дети с радостью приступили к её выполнению, также для закрепления результата, каждому на дом была отдана карточка с QR – кодом №8 «Пантомима».
По завершении выполнения каждого приема учитель обязательно делает выводы и даёт оценку работы детей на занятии.
Работа над новой карточкой.
Работа с карточками должна выстраиваться от простых приемов к более сложным. Выполнив несколько элементарных карточек, приступайте к тем, которые немного сложнее.
При знакомстве учащихся с новой карточкой начинайте с образца оформления. Покажите учащимся основные элементы карточки.
Фрагмент урока:
Рассмотрим новую карточку. Какой у нее номер? - 9 Как называется упражнение, которое мы с вами будем выполнять? -Проделки белки Правильно! У неё так же есть QR – код, который вы сможете отсканировать дома самостоятельно и выполнить упражнение. Сейчас я включу вам видео – упражнение, внимательно слушайте правила. Что же вам нужно сделать? -Досочинить начатый рассказ А как называется рассказ, который вы должны досочинить? -Проделки белки Верно! У вас есть 5 минут, чтобы досочинить рассказ, после чего мы с вами послушаем некоторые из них. |
Календарно-тематическое планирование
Программа внеурочной деятельности кружка «Театралы» 3 класс
(направление художественно- эстетическое)
Учащиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Содержание программы (34 часа)
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. ( 1 час) Вводное занятие.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами г.Москвы, (презентация)
2 раздел. ( 10 часов) Занятия сценическим искусством.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. ( 8 часов) Театрально-исполнительская деятельность. включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
4 раздел. ( 15 часов) Работа и показ театрализован-ного представления.базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
5 раздел. ( 1 час) Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
Календарно-тематическое планирование курса «Театралы»
№ урока |
Тема |
Основное содержание занятия |
Количест-во часов |
Формы и методы работы |
Вид деятельности |
Виды контроля |
Примечание |
1 |
Вводное занятие. Роль театра в культуре. |
Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт» |
1 |
Беседа |
Решение организационных вопросов. |
|
Понятие «экспромт» |
2 |
Театральная игра
|
Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.
|
1 |
Фронтальная работа |
Просмотр презентаций |
текущий |
Возможно использование Интернет-ресурсов |
3 |
Понятие «Экспромт» |
Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. |
1 |
|
Знакомство с правилами поведения на сцене |
предварительный |
Понятие «рифма» |
4 |
Ритм. Чувство ритма
|
Образно-игровые упражнения (поезд, мотылек, бабочка). |
1 |
Фронтальная работа |
|
|
|
5 |
Мимика. Язык жестов |
Учимся выражать свои чувства и эмоции. |
1 |
Работа в парах |
|
|
|
6 |
Дикция. Интонация. |
Формирование четкого произношения звуков и фраз. |
1 |
Фронтальная работа |
|
|
|
7 |
Темп речи. Ритм. |
Чувствуем ритм. Игровые упражнения |
1 |
Индивидуальная работа |
|
|
|
8. |
Рифма |
Учимся подбирать рифмы к словам. Знакомимся со значением рифмы в театральных произведениях |
1 |
Фронтальная работа. Работа в парах |
|
|
|
9. |
Импровизация. |
Знакомимся с поведением на сцене во внештатных условиях |
1 |
Фронтальная и индивидуальная работа |
|
|
|
10 |
Диалог. |
Учимся вести диалог. Формируем правильную речь. |
1 |
Работа в парах |
|
|
|
11 |
Монолог.
|
Учимся вести монолог. Формируем правильную речь |
1 |
Работа в парах |
|
|
|
12-14 |
Кукольный театр. |
Мини-спектакль с пальчиковыми куклами. |
3 |
Отработка дикции |
|
Показ сказки |
|
15 |
Театральная азбука.
|
Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание |
1 |
Индивидуальная работа |
соревнование |
тематический |
|
16 |
Ритмопластика |
Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. |
1 |
Наглядные методы |
Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики |
Текущий |
|
17-18 |
Театральная культура |
Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий Музыкальные пластические игры и упражнения |
2 |
Групповая работа, поисковые методы |
Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам |
|
|
19 |
Театральная игра
|
Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. |
1 |
Групповая работа, словесные методы |
Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах |
Итоговый |
|
20 |
Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». |
Викторина по сказкам |
1 |
Фронтальная работа |
Отгадывание заданий викторины |
|
Электронная презентация |
21-23 |
Инсценирование мультсказок По книге «Лучшие мультики детям» |
Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. |
3 |
Фронтальная работа |
Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью |
Показ сказки гостям |
|
24-26 |
Инсценирование народных сказок о животных. Кукольный театр. Постановка с использованием кукол. |
Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ |
3 |
Фронтальная работа, словесные методы |
Работа с текстом сказки: распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами |
|
Работа с текстом сказки: распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами |
27 |
Чтение в лицах стихов С. Михалкова |
Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ |
1 |
Индивидуальная работа |
Конкурс на лучшего чтеца |
Текущий |
|
28 |
Театральная игра |
Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. |
1 |
Групповая работа. Методы поисковые, наглядные |
Разучиваем игры-пантомимы |
|
Что такое пантомима |
29 - 30 |
Культура и техника речи
|
Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).
|
2 |
Словесные и наглядные методы |
|
|
|
31-33 |
Постановка сказок К.И.Чуковского |
Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ
|
3 |
Словесные и наглядные методы |
Репетиции, подбор костюмов, реквизита |
Итоговый – выступление перед гостями |
|
34 |
Заключительное занятие. |
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. |
1 |
Фронтальная работа. Словесные методы |
«Капустник» - показ любимых инсценировок |
Заключительный |
Просмотр фото и видеозаписи выступлений детей в течении года |
|
Итого: |
|
34 |
|
|
|
|
Назначение карточек с QR – кодом и описание приёмов
Номер карточки |
Описание приёма |
Задание |
Расшифровка результата |
Метапредметные результаты |
Возможные темы уроков |
1 |
Перевертыши |
Вы садитесь по кругу. Я называю предмет (кубик, доска, машина и тд.). Вам необходимо придумать способ использования этого предмета не по прямому назначению. По очереди называйте способы применения этого предмета. При этом нельзя повторять уже названный кем-то вариант. Выигрывает тот, кто последний назовет способ применения предмета. (Примеры предметов, которые могут быть названы учителем: кубик, кирпич, зонтик, диск, ученическая тетрадь, ложка и др.) |
|
Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
Целостность взгляда на мир.
|
Роль театра в культуре.
Заключительное занятие. |
2 |
Закончи фразу |
Я начинаю фразу и предлагаю вам ее закончить. Примеры фраз: если насекомые увеличатся в размере, … Если на дереве будут расти конфеты, … Если люди станут в два раза выше ростом, … Если наша планета станет квадратной, … |
|
Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность Целостность взгляда на мир.
|
Диалог.
Постановка сказок К.И.Чуковского |
3 |
Смешной рассказ |
Вы попали в заколдованную страну, где имена всех жителей начинаются на одну и ту же букву (например, И). В этой стране существуют странные порядки. Им разрешается употреблять только те слова, где есть их любимая буква (или начинаются только на эту букву). Чтобы не подвергнуться опасности, надо и нам научиться говорить на языке жителей заколдованной страны. Поработайте в группах и придумать рассказ, где во всех словах есть заданная буква «И». Чем больше слов будет в рассказе, тем больше шансов у вас избежать опасности или стать победителями. |
|
Работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании;
Сочинять этюды по сказкам.
|
Понятие «Экспромт»
Рифма
Постановка сказок К.И.Чуковского |
4 |
Закончи рисунок |
Вам предлагается ряд совершенно одинаковых фигур. Например, квадратов, кругов, полукругов, ромбов, трапеций и др. Ваша задача - каждую фигуру превратить в какой-либо образ. Кто больше нарисует образов, тот и выиграет. |
|
Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; |
Театральная игра
Заключительное занятие.
|
5 |
Что произойдёт, если … |
Вам предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет, если…». Ваша задача дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы. Список примерных вопросов: -Что произойдет, если дождь будет лить, не переставая? - Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? - Что произойдет, если все горы вдруг превратятся в сахарные? - Что произойдет, если у тебя вырастут крылья? - Что произойдет, если оживут все сказочные герои? - Что произойдет. Если люди смогут читать мысли друг друга? |
Чем более подробно и детально отвечает ребенок на вопрос, тем ярче у него развито воображение. Для оценки результатов можно использовать и фактор времени. Чем меньше времени потребовалось ребенку, тем лучше развито его воображение.
|
Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
Целостность взгляда на мир.
|
Диалог.
Заключительное занятие. |
6 |
Архимед |
Вам предлагается стать Архимедами и решить нерешаемые доселе задачи (проблемы). Задача дать как можно больше идей для решения этих проблем. После того как вы решите одну проблему, можете поискать еще одно решение данной проблемы и так до тех пор, пока варианты решения не иссякнут. Проблемы для решения: 1. Как вырастить пальму возле дома? 2. Как развести сад на Луне? 3. Как из мухи сделать слона? 4. Как без космического корабля слетать на другую планету? 5. Как сосчитать все звезды? 6. Как сделать машину для приготовления уроков? 7. Как оживить куклу? 8. Как научиться читать мысли другого человека? |
Проблемы, по которым получено наибольшее число решений, указывают на сформированную у ребенка сферу интересов и воображения. |
Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
Целостность взгляда на мир.
|
Монолог.
Постановка сказок К.И.Чуковского |
7 |
Тропинка |
Вы встаёте друг за другом и идёте по воображаемой тропинке. По команде вы переходите воображаемые препятствия. Например, идем по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зеленая травка. Птицы поют. Шелестят листья. Вдруг на тропинке появились лужи. Обходим лужи. Одну, другую, третью. Снова спокойно идем по тропинке. Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила. Тропинка пошла через болото. И т. д. |
|
Работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
|
Ритм. Чувство ритма
Темп речи.
Ритм. |
8 |
Пантомима |
Вы становитесь в круг. По очереди каждый выходит в середину круга и с помощью пантомимы показывает какое-либо действие. Остальные должны отгадать это действие. |
|
Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
|
Мимика. Язык жестов Ритмопластика
Инсценирование народных сказок о животных. Кукольный театр. Постановка с использованием кукол.
Театральная игра |
9 |
Проделки белки |
«Сейчас я вам прочитаю очень интересный рассказ, но у него не будет окончания. Вы должны досочинить начатый рассказ. Рассказ называется «Проделки белки». Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидимо. «Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем», - говорит одна подружка. «Ладно!» - отвечает другая. Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот, думает…» Вы должны не только довести сюжет до конца, но и учесть название рассказа. |
|
Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании;
Сочинять этюды по сказкам.
|
Понятие «Экспромт»
Рифма
Монолог.
|
10 |
Сказка наоборот |
«Вспомните, какая у вас любимая сказка? Расскажите её, так чтобы в ней всё было «наоборот». Добрый герой стал злым, а злой добродушным. Маленький превратился в великана, а великан в карлика». |
|
Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании;
Сочинять этюды по сказкам.
|
Рифма
Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».
Театральная игра
Постановка сказок К.И.Чуковского |
11 |
Артикуляционная разминка |
1. Язык высовываете как можно дальше, затем возвращаете его обратно, также стараясь завести как можно глубже. |
|
Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики |
Мимика. Язык жестов
Дикция.
Интонация.
Театральная культура
Инсценирование мультсказок По книге «Лучшие мультики детям» |
12 |
Тренировка дыхания |
1. Открываете рот, вдох и выдох делаете через нос. |
|
Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
|
Театральная азбука.
Инсценирование народных сказок о животных. Кукольный театр. Постановка с использованием кукол.
Культура и техника речи
|
13 |
Улыбка – трубочка |
Сначала растяните губы в улыбке, а затем сожмите их трубочкой |
|
Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
|
Дикция.
Интонация.
Инсценирование народных сказок о животных. Кукольный театр. Постановка с использованием кукол.
Культура и техника речи
|
14 |
Зарядка для языка |
Высуньте язык и сделайте им круговые вращения влево и вправо. |
|
Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
|
Дикция.
Интонация.
Инсценирование народных сказок о животных. Кукольный театр. Постановка с использованием кукол.
Культура и техника речи
|
15 |
Гласные |
Протяжно произнесите гласные звуки «и – э – а – о – у» в заданной последовательности. |
|
Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
|
Дикция.
Интонация.
Инсценирование мультсказок По книге «Лучшие мультики детям»
Культура и техника речи
|
16 |
Рычание |
Встаньте прямо, расправьте плечи. Сделайте медленный и глубокий вдох. На выдохе произнесите протяжный звук «р». |
|
Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
|
Дикция.
Интонация.
Инсценирование мультсказок По книге «Лучшие мультики детям»
Культура и техника речи
|
17 |
Дудочка |
Вытяните сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы сомкнуты). Удерживаете в таком положении губы под счет от 1 до 5–10. |
|
Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; |
Дикция.
Интонация.
Инсценирование народных сказок о животных. Кукольный театр. Постановка с использованием кукол.
Культура и техника речи
|
18 |
Самолёт |
Слушаете стихотворение и выполняете движения в ритме стиха: Самолётик - самолёт (разводите руки в стороны ладошками вверх, поднимаете голову, вдох) Отправляется в полёт (задерживаете дыхание) Жужу -жу (делаете поворот вправо) Жу-жу-жу (выдох, произносите ж-ж-ж) Постою и отдохну (встаете прямо, опустив руки) Я налево полечу (поднимаете голову, вдох) Жу – жу – жу (делаете поворот влево) Жужу –жу (выдох, ж-ж-ж) Постою и отдохну (встаёте прямо и опускаете руки). |
|
Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
Слушать собеседника;
|
Театральная культура
Театральная игра
Чтение в лицах стихов С. Михалкова
|
19 |
Трубач |
Садитесь, кисти рук сложены в трубочку, подняты почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносите «п-ф-ф». |
|
Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; |
Дикция.
Интонация.
Инсценирование народных сказок о животных. Кукольный театр. Постановка с использованием кукол. Культура и техника речи
|
20 |
Свеча |
Поднесите ко рту узкую полоску бумаги и дуйте на нее (это «свеча») с тем, чтобы «положить» пламя свечи и держать его в таком положении. |
Полоска бумаги позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемого воздуха. Выдох ровный – бумажка до конца выдоха находится в отклонившемся положении. Выдох прерывистый – бумажка «неспокойна»: она колышется, «сигнализируя» о том, что мышцы речеобразующего аппарата зажаты. |
Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
|
Театральная азбука.
Инсценирование мультсказок По книге «Лучшие мультики детям»
Культура и техника речи
|
Пример конспекта внеурочного занятия с включение карточек с QR - кодом
Тема: «Мир театра»
Форма проведения: беседа
Цели: ознакомление с театром как с видом искусства; расширение представления детей об особенностях театральных профессий.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные
- строить речевое высказывание в устной форме;
- осуществлять анализ, обобщение.
Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Личностные:
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Методы: Наглядные: иллюстрация; Словесные: беседа, рассказ; Практические: упражнения, карточки с QR – кодом
Оборудование: компьютер, экран, презентация, аудиозапись А.Барто «В театре», наглядное пособие.
Этап |
Методы обучения |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Средства обучения |
Организационный момент 4 минуты |
Словесный: беседа |
-Добрый день, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? -Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем занятие …. -Сегодня я поведу вас в волшебный мир. Но, чтобы попасть в этот мир, надо открыть дверь. Представьте, как может выглядеть дверь в волшебный мир. А куда ведёт эта дверь, вы сможете узнать, послушав внимательно одно прекрасное стихотворение! (звучит аудиозапись А. Барто «В театре») -О чём это стихотворение? Что же хотел показать автор? -Определите тему нашего занятия. |
Высказывают свое мнение
Слушают аудиозапись, рассуждают и высказывают свои мнения, определяют тему занятия. |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию |
Аудиозапись |
Основной 35 минут |
Словесный: беседа
Физминутка
Практический: отгадывание загадок
Практический: выполнение упражнения
Практический: игра с применением QR – кодом
Практический: выполнения задания |
Тема сегодняшнего занятия: «Мир театра» -Что такое театр, для чего нужен? -Театр - слово греческое и в буквальном переводе означает "зрелище, смотрю". Наиболее общее определение могло бы звучать так: театр - вид искусства, в котором соединены различные направления, например литература, музыка, хореография, вокал, изобразительное искусство и другие. -И сегодня мы попробуем приобщиться к театральному искусству и пробовать себя в качестве актёров. Мы приоткроем тайны волшебного мира театра! -Мир театра загадочен и удивителен. Понять это царство может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремится к познанию и трудолюбив. -Сегодня вы проявите свои актерские способности, чтобы быть интересными зрителю. И сегодня вам предстоит быть юными актёрами. -Вы готовы познать тайны театра? -Существуют множество видов театра, внимание на экран. Драматический театр - в этом театре ставятся пьесы по произведениям писателей. Театр сатиры - ставят спектакли, высмеивающие пороки и недостатки людей. Кукольный театр - играют куклы, которыми управляют актеры-кукловоды. Театр юного зрителя-ставятся постановки для детей. Театр зверей –роли в спектакле исполняют звери-кошки, собаки, и даже слоны Театр теней – кукол не видно, видны только их тени. Театр пантомимы-актеры создают художественный образ пластического человеческого тела, без использования слов. Театр оперы и балета - в этом театре актеры поют и танцуют. А музыку к этим спектаклям пишут композиторы. Физкультминутка По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге) И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге) По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах) Стоп. (присели) Немного отдохнем И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте) (Руки в стороны, вверх, вниз, выдох, сели)
-А сейчас я буду описывать представление, а вы скажете, в каком театре его показывают: 1. Музыкально-драматическое произведение, в котором актеры поют. (Театр оперы) 2. Как называется театр, в котором в спектаклях участвуют животные? (Театр зверей) 3. Театр, в котором все действия показаны в красивом танце (Театр балета) 4. Театр, в котором не видны актеры, а только куклы. (кукольный театр)
-Из всех видов театров, которые у нас есть, как вы думаете, где в большинстве актерам нужны практически только руки?
-Ребята, как здесь интересно и необычно. Сегодня мы вспомним профессии людей, которые работают в театре, а также узнаем много нового и интересного. А помогут нам в этом загадки. Загадки -Давайте послушаем первую загадку: 1.Портрет запечатлит фотограф, Движенья нам подскажет …(хореограф) Хореограф становится тем волшебником, который делает музыку, написанную композитором, видимой. Язык хореографа состоит не из слов, а из движений. Своей фантазией хореограф помогает родиться образу. И предлагает артистам найти характерные движения для героев. 2. Во всех театрах всей страны Работы разные важны. Но всё же, как тут ни крутись А главный человек ………(артист) –Это актеры, которые исполняют свои роли. Чтобы стать актером, нужно иметь талант и много учиться. Он должен иметь хорошую память, ведь ему приходиться заучивать наизусть длинные роли. Актер должен быть трудолюбивым, т.к репетировать приходится каждый день. Хороший актёр как волшебник: сегодня он Серый волк, завтра Красная Шапочка, а мы даже и не подозреваем, что это один и тот же человек. Актер должен уметь перевоплощаться в своего героя, ведь ему предстоит всю жизнь играть разные роли: людей добрых и злых, старых и молодых, и даже животных. -А что еще должен уметь актер? -Чтобы стать настоящим артистом нужно уметь многое делать: владеть мимикой, жестами, ясно произносить текст, пластично двигаться. -А мы продолжаем дальше знакомиться с профессиями. 3.Он пьесу выбирает, Он роли назначает, И подчиняется ему любой актер. Знакомьтесь - это……(режиссер) Режиссер – главное лицо в театре, он подбирает артистов, помогает им правильно подобрать образ героя, тогда спектакль становится особенным, непохожим на другие. -А какую еще работу выполняет режиссёр? «Пластический этюд» — Вот и мы с вами, как настоящие актеры изобразим разных героев, выполним пластический этюд. 1) Представьте, что вы встретили человека, который не выспался, изобразите этого его. 2) Вы король, сидящий на троне. 3) Внезапно загремел гром, сверкнула молния, пошел дождь. Ваши действия. 4) Но вот снова выглянуло солнце, оглянитесь – сколько луж! А нам надо пройти…да так, чтобы не замочить ноги и не обрызгать своих товарищей (осторожно). 5) Но вот очень большая лужа, ее никак не обойти. Поищем дощечку, бревнышко, ах, какое оно узкое, идем по нему осторожно, чтобы не упасть в лужу. 6) Но раздался бой часов, сверим часы – мы же опаздываем! Нужно поторопиться, бежим скорее назад. Успели, можно выдохнуть.
Чтоб смотрелось представленье интереснее, В благодарность слышались овации, Надобно на сцене оформление : дом, деревья и другие … (декорации) -А кто в театре занимается декорациями? (художник -декоратор) Слушаем следующую загадку: 4.Костюмы в порядке, довольны актеры без меры За них отвечают умелые……..(костюмеры) 5.Был человек, а стал актер: его преобразил …. (Гример) -Сейчас мы с вами узнали профессии, без которых театр не сможет, обойтись!
-А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, для этого нам понадобится карточка с QR – кодом. (Показываю карточку детям и вешаю на доску, включаю видео- упражнение) Игра: «Пантомима». Ход игры: все дети становятся в круг. По очереди каждый выходит в середину круга и с помощью пантомимы показывает какое-либо действие. Остальные дети должны отгадать это действие. Подобным образом можно «оживить картинку».
Художественное задание: -Ребята, а чем занимается гример? -Давайте и мы попробуем побыть гримерами. Мы должны наложить грим актерам (рисунки лиц). Мальчики превращают актеров в Буратино, девочки – в Мальвину. (Дети художественными мелками разрисовывают лица актеров, в соответствии с заданием) |
Слушают, рассуждают, отвечают на вопросы, высказывают свои мнения!
Знакомятся с видами театра
Выполняют физминутку
Театр оперы
Театр зверей
Театр балета
Кукольный театр
Кукольный театр, театр теней, театр жестов.
Отгадывают загадки
Актер должен правильно, грамотно, четко говорить
Отвечают на вопрос учителя
Выполняют этюд
Продолжают отгадывать загадки
Выполняют упражнения
Веселое, сердитое, грустное, удивленное.
Он помогает актерам перевоплотиться в свою роль.
Выполняют художественное задание |
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме;
Регулятивные: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; -строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Карточка с QR – кодом |
Заключительный 4 минуты |
Словесный: беседа |
-Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились. Узнали, кто работает в театре, даже попробовали себя в роли гримера, актера. -С какими видами театров вы сегодня познакомились? -Вам понравилось наше занятие? -Продолжите фразу: «Мне сегодня на занятии больше всего запомнилось…» |
Отвечают на вопросы |
Познавательные: осуществлять анализ, обобщение Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. |
|
Содержание
Уважаемые коллеги!...............................................................................................3
Рекомендации по использованию сборника методических материалов…4
Алгоритм по считыванию QR-кодов и работе с видео-упражнениями……….5
Организация работы по включению карточек с QR – кодами во внеурочной деятельности……………………………………...……………….6
Календарно – тематическое планирование……………………………………...7
Назначение карточек с QR – кодом и описание приёмов………………...14
Пример конспекта внеурочного занятия с включение карточек с QR – кодом «Мир театра»…………………..……………………………….……….26
Карточки с QR – кодом...………………………………..……………….……36
Содержание………………………………………………………………………46
10