Статья «Подвижные игры — одно из средств развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Подвижная игра - как один из источников развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Каждый ребенок – в душе творческая личность. Он фантазер, изобретатель, исследователь, мечтатель, выдумщик и, наконец, сказочник.
Мы, современные педагоги, идущие в ногу со временем, используя массу креативных источников информации, владеющие ИКТ технологиями, создаем и постоянно совершенствуем условия для развития творческого потенциала детей, содействуем становлению и формированию гармоничной личности, а в дальнейшем, - возможности состояться каждому ребенку в качестве успешного человека в будущем.
В период дошкольного детства идет активное физическое развитие воспитанников, которое является определяющим фактором формирования здорового поколения, придерживающегося основ здорового образа жизни, способного в дальнейшем к активной разнообразной жизни, обучению и трудовой деятельности.
На творческое развитие ребенка оказывают влияние различные виды деятельности. Но мы сегодня рассмотрим физическое воспитание, а конкретнее, подвижные игры.
Любая игра – это естественное проявление поведения и состояние ребенка. А подвижная игра занимает особое место в жизни дошкольников.
Подвижная игра выполняет роль средства физического развития через ее увлекательное и насыщенное содержание, через естественное проявление эмоций и азарта со стороны детей, через совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Такие игры выступают и в качестве активного отдыха после напряженных умственных нагрузок. Но особо хочется выделить проявление творчества со стороны детей в таких играх.
У детей – дошкольников вырабатываются базовые двигательные навыки: ходьба, бег, лазание, метание и прыжки. Физическая активность через игры дает возможность в увлекательной и творческой форме развивать такие возможности и характеристики как ловкость, реакцию, быстроту, меткость, выносливость, умение ориентироваться во времени и пространстве, внимание, чувство равновесия и др.
При целеполагании творческой направленности игры приобретают функцию творческого механизма. И в этом большое и даже решающее значение имеют изобретательность и воображение дошкольников. Подвижная игра преобразуется в творческую площадку, где у каждого ребенка есть возможность проявить весь объем своей фантазии, самовыражения и индивидуальности. Подвижная игра дает массу возможностей и перспективы для проявления творчества со стороны детей. Развитие двигательного творчества – это особый, значимый сегмент в нашей работе по физическому воспитанию детей
Активную работу по двигательному творчеству детей мы проводим, начиная со старшей группы, т.к. к этому возрасту у детей достаточный жизненный и двигательный опыт для такого вида деятельности. Психические процессы (воображение, представления, память, внимание, речь, анализ, мышление) развиты до определенного уровня и готовы для реализации в творческом проявлении через подвижные игры.
При составлении перспективного планирования подвижных игр на учебный год, мы включаем несколько этапов реализации данной работы:
1 этап – знакомство с подвижной игрой (правилами, словами, действиями, правилами безопасного участия и поведения в игре) и проведение игры при активном участии взрослого;
2 этап – проведение игры с закреплением всех составляющих элементов игры с частичным прямым или косвенным участием взрослого;
3 этап – самостоятельное проведение игры с косвенным участием взрослого (но при его присутствии);
4 этап – творческое решение проведения подвижной игры через активное привлечение и желание детей. Варианты творческого преобразования игр по выбору и желанию детей:
1. Изменение и усложнение правил;
2.Изменение последовательности выполнения действий и движений;
3.Внесение новых дополнительных двигательных элементов;
4.Изменение, дополнение и подбор спортивных атрибутов и инвентаря (по желанию детей);
5.Изменение слов в игре;
6.Включение новых персонажей или водящих;
7.Проведение игры с продолжением, т.е. когда игра не была закончена за текущий момент, а продолжается в несколько потоков (несколько дней, утром и вечером, в группе и на прогулке);
8.Деление процесса одной текущей игры на этапы (1этап – игра по обычным правилам, 2этап – изменения в процесс игры, 3 этап – дополнительная коррекция процесса игры);
9.Присоединение или включение в игру другой возрастной или параллельной группы;
10.Перенесение игры в совместную с родителями физкультурную деятельность.
11.Вынесение подвижной игры на конкурс на самое интересное продолжение (в рамках одной группы, в рамках детского сада, на уровне семей воспитанников).
Накопление и обогащение двигательного опыта, воспитание потребности в двигательной активности, расширение границ физических возможностей детей, - все это дает веселая и забавная подвижная игра, которая предполагает творческий вектор ее развития.
Уровень проявления детского творчества в подвижных играх постоянно повышается, что делает игры более разнообразными, содержательными и уникальными, т.к. дети выступают в них как соавторы и соучастники. Иногда преображение игры переходит в фазу новой, вновь созданной детскими фантазийными идеями забавы.
Творческая соавторская роль ребенка в качественной трансформации подвижной игры – большой и важный труд в развитии малыша. Его пытливый ум, любознательность, созидательность и любопытство - двигатель в развитии его интеллектуальных способностей.
Конечный мониторинг показал, что у детей старшей и подготовительных групп значительно вырос интерес и мотивация к участию в подвижных играх. Стоит отметить, что они теперь самостоятельно могут организовывать игры по своей инициативе. Для этого они объединяются в подгруппы и в процессе обсуждения устанавливают правила игр, распределяют роли, что говорит о творческом подходе детей к этому виду двигательной деятельности. Ребята уже могут сами предложить изменения в правилах игр, усложняя и делая их более разнообразными, интересными и необычными. Такие игры стимулируют дошкольников к дальнейшему проявлению своих оригинальных и идей.
Подвижные игры являются сильным мотивационным компонентом по сохранению и укреплению здоровья детей, по совершенствованию их двигательных навыков, физических качеств, развитию социально-коммуникативных отношений между детьми, а также одним из источников развития их творческих способностей.