Секреты самостоятельной работы: учимся учиться
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИВЕРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ И.И. ШВАРЦА»
188330, Ленинградская область, Гатчинский район, п. Сиверский, ул. Вокзальная, д. 7
тел\факс. 8(81371) 44-035, sdshkis@mail.ru
Открытый урок:
Тема:
«Секреты самостоятельной работы: учимся учиться»
Выполнила: Мильцына О.А.
преподаватель по классу баяна/аккордеона
гп Сиверский
25.11.2024 г.
Преподаватель Мильцына Олеся Александровна
Учащийся 6-го класса Петров Тимофей
Дата и время 25.11.2024 г.; 16:00 ч.
Тема: «Секреты самостоятельной работы: учимся учиться»
Цель урока: Дать ученику и родителю конкретные инструменты для эффективных домашних занятий.
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать этапы самостоятельной работы над новым произведением: от первого знакомства с нотами до готового исполнения.
Освоить алгоритм грамотного разбора нотного текста: определить тональность, размер, темп, выявить сложные места (технические и ритмические).
Научиться эффективным методам разучивания: отработать прием «от частного к общему» (проработка тактов, фраз, соединение разделов).
Понять и опробовать на практике способы работы над технически сложными пассажами: игра в медленном темпе, ритмические варианты, игра разными штрихами.
Сформировать навык осмысленной работы с мехом как основным средством выразительности на каждом этапе разучивания.
Развивающие:
Развить навыки самоконтроля и критического слушания: научиться «слышать себя со стороны», находить и исправлять собственные ошибки.
Развить логическое и аналитическое мышление через анализ формы и структуры разучиваемого произведения.
Развить метапредметные навыки: планирование времени домашней работы, концентрация внимания, целеполагание.
Повысить уровень мотивации и ответственности за результат своей самостоятельной деятельности.
Воспитывающие:
Воспитать сознательную дисциплину труда и понимание, что качество результата напрямую зависит от качества процесса работы.
Сформировать устойчивый интерес и позитивное отношение к самостоятельным занятиям, преодолев страх перед сложными задачами.
Показать ценность грамотного труда, который экономит время и силы и приносит больше удовольствия от музыки.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: индивидуальный.
Форма урока: индивидуальное занятие в классе аккордеона, направленное на теоретическое и практическое освоение музыкального произведения.
Методы, использованные на уроке:
Методы организации и мотивации:
Метод проблемного изложения - создать осознанный запрос на знания, показать ученику и зрителям, «зачем это нужно».
Метод диалогического изложения (эвристическая беседа) - активизировать мышление ученика, подвести его к самостоятельному формулированию правил и выводов.
Методы ознакомления с новым материалом (алгоритмизации):
Метод демонстрации и иллюстрации - создать яркий зрительный и слуховой образ правильного и неправильного подхода.
Метод алгоритмизации учебных действий - сформировать у ученика универсальный инструмент для самостоятельной деятельности.
Методы практического закрепления и отработки навыков:
Метод упражнения с комментированием - формирование навыка самоконтроля и осознанного повторения, а не механической «долбежки».
Метод «инструментальных проб» (поисковый метод) - развитие самостоятельности, инициативы и творческого подхода к работе.
Метод сравнения и сопоставления - развитие критического мышления, самоанализа и наглядная демонстрация эффективности методов.
Методы контроля и рефлексии:
Метод создания «продукта урока» - закрепить результат, дать ученику «орудие труда», которое он унесет с собой.
Метод рефлексии - помочь ученику осмыслить полученный опыт и спланировать свои дальнейшие самостоятельные действия.
Техническое оснащение урока:
Музыкальные инструменты: аккордеон.
Метроном.
Пюпитры.
Нотный материал.
Цветные карандаши.
Стулья.
Парта.
Диктофон.
Структура урока
Организационный момент (3 минуты):
Приветствие;
Представление темы и целей занятия.
Этап I: «Диагностика. Исполнение «с листа» (5 минут):
Создать «проблемную ситуацию» – наглядно продемонстрировать типичные ошибки при самостоятельном разборе.
Этап II: «Планируем атаку». Анализ нотного текста (7 минут):
Определить характер, темп, тональность, размер;
Цветными карандашами отметить: сложные пассажи, смены меха, динамику, кульминации;
Прохлопать ритм, пропеть мелодию, «проиграть» произведение в воздухе.
Этап III: «Ювелирная работа». Преодоление трудностей (12 минут):
Отработать техники работы над сложными фрагментами;
Практическая работа за инструментом над отмеченными ранее проблемными местами.
Этап IV: «Оживляем музыку». Работа над художественным образом (8 минут):
Исполнение фразы с разным характером (грустно/весело);
Показ, как мех создает crescendo и diminuendo.
Этап V: «Самоконтроль. Рефлексия» (5 минут):
Запись на диктофон отработанного фрагмента;
Совместное прослушивание и сравнение с игрой в начале урока;
Вопросы для рефлексии: «Что изменилось? Какой метод был самым полезным?»;
Вручение готовой Памятки для самостоятельной работы.
Итог урока. Домашнее задание (3 минут):
Подведение итогов урока;
Домашнее задание.
Содержание урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Слово преподавателя:
(далее курсивом выделена прямая речь преподавателя или учениц)
- Здравствуй, Тимофей. Я очень рада нашей сегодняшней встрече. Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги и родители. Мы благодарны вам, что вы нашли время быть сегодня с нами.
Тимофей, сегодня у нас с тобой не совсем обычный урок. Мы не будем просто разучивать новую пьесу или шлифовать старую. Сегодня мы с тобой отправимся в роли детективов, которые будут раскрывать главную тайну любого музыканта. Мы будем искать секреты.
А секреты эти — о том, как заниматься дома так, чтобы время за инструментом проходило с максимальной пользой и радостью. Чтобы, оставшись наедине с нотами, ты чувствовал себя не растерянным, а уверенным — точно у тебя в руках есть карта сокровищ.
Поэтому тема нашего сегодняшнего путешествия — «Секреты самостоятельной работы: учимся учиться».
Наша главная цель — создать твой личный, удобный и понятный алгоритм действий. Своего рода шпаргалку-помощника, которую ты сможешь использовать всегда, когда садишься заниматься один.
Ты готов стать сегодня исследователем и открывателем? Тогда начинаем наше путешествие. Не волнуйся об ошибках, для нас они сейчас — всего лишь подсказки, куда двигаться дальше.
ЭТАП I.
Отлично, Тимофей, мы с тобой добрались до самого интересного — нашей первой исследовательской задачи. У меня в руках совсем незнакомая тебе пьеса. Это «Веселый крестьянин» Роберта Шумана. Не волнуйся, мы не будем сейчас стремиться к идеальному исполнению. Наша цель другая.
Представь, что ты дома, сел заниматься, и перед тобой лежат вот такие ноты. Что ты делаешь в первую очередь? Именно этот момент мы сейчас и смоделируем.
Я попрошу тебя просто... начать играть. Не спеша, в комфортном для тебя темпе. Твоя задача — просто «проплыть» по нотам, как по незнакомой реке, и просто посмотреть, что получится. Не бойся остановиться, если запутаешься, или сыграть не совсем точно. Любая остановка — это не ошибка, а ценная для нас зарубка на карте, которая говорит: "Вот здесь нужно будет поработать повнимательнее".
Давай настроимся на роль сыщиков: мы будем не осуждать, а замечать и фиксировать. Я буду твоим помощником в этом расследовании. Играя, постарайся просто почувствовать характер этой музыки. Она же «Веселый крестьянин» — что это может значить?
Итак, глубоко вдохнули, настроились... Начинай, когда будешь готов. Я рядом.
Тимофей играет произведение Р. Шумана «Веселый крестьянин» (возвращается с работы).
ЭТАП II.
После того как ученик сыграл пьесу «с листа», я подхожу с нотами и цветными карандашами. Мой тон — заинтересованный, наставнический, побуждающий к открытию.
Браво, смелый первооткрыватель! Первый шаг, самый волнительный, мы с тобой совершили. Ты только что, как настоящий мореплаватель, нанес на карту первые очертания нового музыкального материка. А теперь, как и полагается хорошим исследователям, давай изучим эту карту подробнее, прежде чем отправиться в путь. Сейчас мы с тобой перейдем к самому главному секрету — секрету планирования.
Вот наши инструменты: ноты и цветные карандаши. Это наш компас и кисти для заметок. Давай действовать по плану.
Шаг первый: Знакомство с героем.
Посмотри на ноты. Вот название: «Веселый крестьянин». Роберт Шуман. О чем это нам говорит? Какой характер должен быть у музыки? (Дать ученику подумать и ответить). Верно! Радостный, задорный, может быть, немного неуклюжий, танцующий. И сразу смотрим на темповые обозначения. Видишь, здесь стоит «Lebhaft» — по-немецки это значит «оживленно». Значит, наш крестьянин не просто стоит, он двигается!
Шаг второй: Изучение территории.
А теперь — самое важное. Возьми, пожалуйста, карандаш. Давай станем картографами и сделаем «разведку» нотного текста.
Сначала — гармонический фундамент. Посмотри на ключевые знаки. Тоника? Правильно, Фа мажор — одна из самых «светлых» и простых тональностей. Это наш базовый лагерь.
Затем — рельеф. Видишь вот эти пунктирные ритмы и короткие, отрывистые ноты — стаккато? (Обводит их карандашом). Это главная особенность местности! Давай обведем их, например, красным цветом. Это наши «холмики», через которые нужно перепрыгнуть легко и четко.
Следующий ориентир — смена меха. Давай найдем, где фраза заканчивается, и можно спокойно, без паузы, сменить мех. Вот здесь, на тактной черте. Помечаем это место зеленой галочкой — как зеленый свет на светофоре: «здесь можно сменить мех!».
И наконец, динамика. Посмотри, Шуман сразу пишет «f» — форте, громко. Ярко, весело! Но есть ли развитие? Вот здесь, в середине, он добавляет «p» — пиано. Помечаем это синим цветом. Значит, будет контраст! Наш крестьянин, наверное, пританцовывает, то приближаясь к нам, то отдаляясь.
Шаг третий: Пробуем на вкус.
А теперь отложим инструмент. Давай не играя, а просто прохлопаем этот ритм. (Преподаватель и ученик вместе хлопают ритмический рисунок). Чувствуешь, какой он упругий и танцевальный? А теперь давай продирижируем эту пьесу, пропевая главную мелодию про себя. Где бы ты сделал взмах руки для смены меха?
Вот видишь, как много открытий мы сделали, даже не начав играть? Мы уже поняли характер, нашли все сложные места, расставили ориентиры.
Запомни этот волшебный принцип: «Сначала думаем — потом играем». Пять минут такой работы экономят час бессмысленных повторений. Теперь, с нашей цветной картой в руках, мы абсолютно готовы к следующему шагу — «ювелирной работе» над самыми сложными участками. Ты молодец!»
ЭТАП III.
Итак, Тимофей, наша карта готова, и мы с тобой точно знаем, где находятся те самые «холмики», которые требуют особого внимания. Помнишь, мы обвели их красным? Сейчас мы переходим к самому интересному — «ювелирной работе». Мы будем как часовщики, которые аккуратно собирают сложный механизм, винтик за винтиком.
Вот этот пассаж с пунктирным ритмом — наша первая драгоценность. Давай применим к ней несколько волшебных секретов самостоятельной работы.
Секрет первый: «Замедленное время».
Самый главный друг самостоятельной работы — это медленный темп. Давай возьмем метроном и поставим такой темп, в котором ты сможешь сыграть этот отрывок абсолютно уверенно, не торопясь, как будто идешь по неспешной прогулке и рассматриваешь каждую деталь. Не беда, если это будет очень медленно! Наша задача сейчас — не скорость, а качество и уверенность. Сыграй так один раз...
Ученик играет.
И еще раз.
Ученик повторяет.
Чувствуешь, как пальцы начинают запоминать верный путь без суеты?
Секрет второй: «Ритмическая гимнастика».
А теперь давай превратим эту ровную дорожку в лесенку. Сыграем эти ноты не ровно, а, например, коротко-длинно (пунктирным ритмом), даже если в нотах так не написано! (Я прохлопываю или дирижирую этот ритм). А теперь наоборот — длинно-коротко. Видишь, как пальцы начинают лучше чувствовать каждую ноту, а ритм становится острее? Это упражнение «включает» не только мышечную, но и мозговую память!
Секрет третий: «Разделяй и властвуй».
Часы не соберешь, если пытаться сразу скрутить все детали. Давай поработаем отдельно правой рукой. Проследи, чтобы каждый палец стоял точно и уверенно.
Ученик играет правой рукой.
А теперь — только левой.
Ученик играет левой рукой.
Послушай, как звучат басы и аккорды, ровно ли они идут. Теперь попробуем соединить, но все так же в нашем медленном, «лунном» темпе.
Ученик играет двумя руками.
Секрет четвертый: «Увеличительное стекло».
Давай сосредоточимся всего на одном мотиве — вот этих двух тактах. Повторим их 5 раз подряд идеально ровно и чисто. Не больше. Мы как будто полируем маленький алмаз, чтобы он засиял.
Ученик играет.
Чувствуешь, что происходит? Всего несколько минут назад это место казалось препятствием, а теперь твои пальцы уже знают с ним дорогу. Запомни этот набор инструментов: «Медленно – Ритм – По частям – Фокусировка». Это твой личный шкафчик с волшебными инструментами для любой сложной пьесы.
Давай сыграем этот отрывок еще раз, но уже в более подвижном темпе, и ты сам почувствуешь разницу! Ты отлично справляешься с ролью ювелира!
Ученик играет.
ЭТАП IV.
Вот теперь, Тимофей, начинается самое волшебное. Мы с тобой собрали пазл, расставили все детали на свои места, и наш «крестьянин» технически уже может двигаться. Но пока он похож на заводного робота. А где же его радость, его характер? Давай подарим ему душу! Переходим к самому творческому этапу — «оживляем музыку».
Помнишь, мы с тобой вначале говорили, что он — веселый? Давай сейчас станем не музыкантами, а актерами, которые с помощью звуков разыгрывают маленький спектакль.
Секрет первый: «Диалог с мехом».
Твой мех — это не просто воздух, это дыхание нашего героя. Давай попробуем. Сыграй первую фразу и представь, что твой мех — это его широкая, добродушная улыбка. Звук должен быть не просто громким, а тёплым, объемным, будто он смеется. (Я играю для сравнения сухой, невыразительный звук и тот, что наполнен «улыбкой»). Чувствуешь разницу? Теперь сыграй так, как будто он подмигивает — короткое, легкое движение мехом на стаккато.
Ученик играет.
Видишь, как сразу появляется озорство?
Секрет второй: «Игра контрастами».
Шуман был гением контрастов. Посмотри: вот у нас громкая, энергичная тема (показываю в нотах), а вот неожиданно — тихий, почти таинственный ответ. Давай этот контраст подчеркнем! Сыграй так, будто наш крестьянин громко топает ногами в присядке, а потом на секунду приседает на корточки и озорно улыбается. Давай попробуем: F — ярко, ударно, а P — внезапно, интимно, словно он делится с нами секретом.
Ученик играет.
Секрет третий: «Фраза, как рассказ».
Музыка, как и речь, состоит из фраз. Никто не говорит одним сплошным, ровным предложением без концовки. Давай найдем главные «слова» в каждой музыкальной фразе. Вот здесь, на этой ноте, — кульминация, самая важная мысль! Давай сыграем эту ноту чуть ярче, чуть значительнее, подведем к ней, а после нее сделаем крошечную, почти невидимую паузу-вздох, чтобы ее осмыслить. Поиграй с агогикой — легким, почти незаметным замедлением в конце фразы, как будто ставишь точку.
Ученик играет.
А теперь давай соединим все! Забудь на минуту о нотах. Вспомни нашего улыбчивого, немного неуклюжего, но такого доброго крестьянина. Как он двигается? Как дышит? Как шутит? И просто... расскажи его историю своим аккордеоном. Сыграй не ноты, а его образ.
Ученик исполняет произведение полностью.
Вот видишь! Всего несколько простых приемов, а музыка зазвучала совершенно по-другому! Запомни этот золотой ключик к самостоятельной работе: когда техника выучена, задавай вопрос: «А что я хочу сказать этой музыкой?». И тогда домашние занятия превратятся из тренировки в настоящее творчество. Ты был сегодня прекрасным рассказчиком!»
ЭТАП V.
Тимофей, мы с тобой проделали огромный и очень важный путь. Мы были и картографами, и ювелирами, и даже актерами. Но у настоящего мастера есть еще один, самый главный секрет — умение быть для себя самым строгим и объективным учителем. Сейчас мы откроем и этот секрет. Этап называется — «Самоконтроль. Рефлексия».
Давай вспомним, с чего мы начали? Ты только что познакомился с нотами и смело, как первопроходец, сыграл пьесу «с листа». Давай сейчас запишем на диктофон тот самый отрывок, над которым мы только что работали. Не идеально, а просто так, как он сейчас звучит. Это наша «контрольная точка».
Я включаю запись, ученик играет несколько фраз. После этого они вместе прослушивают запись.
А теперь давай станем настоящими критиками — не строгими, а справедливыми. Давай не просто слушать, а зададим себе вопросы, которые ты сможешь задавать себе дома после любой самостоятельной работы.
Вопрос первый, по содержанию: Ты слышишь, как теперь звучат эти «красные» пунктирные ритмы? Они стали четче и упруже, правда? Мы ведь над ними специально работали. Чувствуется ли радостный, озорной характер? Где он проявляется лучше всего?
Вопрос второй, технический: Обрати внимание на смены меха в тех местах, где мы ставили «зеленые» галочки. Стали ли они более плавными и незаметными? Остались ли места, где еще слышна суета?
Вопрос третий, самый главный — рефлексивный: Тимофей, как ты сам считаешь, что изменилось в твоей игре по сравнению с самым первым проигрыванием? Какой из наших сегодняшних «секретов» — анализ, медленный темп, ритмические упражнения или работа с образом — помог тебе больше всего? Что ты возьмешь с собой в свои домашние занятия как самый ценный инструмент?
Даю ученику время подумать и высказаться, внимательно выслушиваю его ответ.
Вот видишь, ты уже сам можешь проанализировать свою работу и увидеть рост! Это и есть самый главный результат. А чтобы эти секреты всегда были под рукой, я дарю тебе эту памятку — наш с тобой сегодняшний маршрут, записанный в виде краткого алгоритма. Пользуйся ей как шпаргалкой.
И, уважаемые родители, теперь и вы знаете, о чем можно спросить ребенка после его занятий: не «ты позанимался?», а «какой секрет ты сегодня применил?», «что получилось лучше всего?». Ваша поддержка и понимание для него теперь не менее важны.
Тимофей, ты был сегодня блестящим исследователем. Ты не просто играл, ты думал, анализировал и творил. Помни: самостоятельная работа — это не когда ты один, а когда ты — сам себе умный и внимательный наставник. Спасибо тебе за эту совместную работу!
7. ИТОГ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Уважаемые коллеги, родители, и конечно, ты, Тимофей. Наше сегодняшнее путешествие подходит к концу. Мы с тобой прошли весь путь, который я бы назвала от тайны — к знанию, а от знания — к умению.
Мы начали с незнакомых нот, в которых ты был как в тёмном лесу. А что мы имеем сейчас? Мы с тобой не просто разобрали пьесу «Веселый крестьянин». Мы вооружили тебя целым набором инструментов — картой-алгоритмом, которую ты создал своими руками. Теперь у тебя есть четкий план: от анализа и «ювелирной работы» до «оживления» музыки и самоконтроля. Ты теперь не просто исполнитель, ты — архитектор своих успехов.
И теперь, исходя из этого, наше домашнее задание звучит не как обязанность, а как возможность для творческого эксперимента.
Первое и главное: Твоя задача — применить этот самый алгоритм ко всей пьесе «Веселый крестьянин». Возьми цветные карандаши, пройдись по всем страницам, как мы это делали сегодня. Найди свои «красные зоны», расставь «зеленые» ориентиры для смены меха. Сыграй для себя роль и учителя, и ученика.
Второе: Я прошу тебя сделать небольшую аудиозапись. Сначала сыграй один раз так, как будто ты только начал работу — медленно, вдумчиво, отрабатывая сложные места. А потом — свой, уже почти готовый, артистичный вариант. Пришли мне обе записи. Мне очень важно услышать не только результат, но и процесс твоей самостоятельной работы.
И, наконец, третье — самое творческое. Подумай и ответь себе на вопрос: а какой он, твой «Веселый крестьянин»? Может быть, он не просто танцует, а что-то празднует? Или кого-то дразнит? Попробуй придумать его маленькую историю и рассказать ее в музыке.
Тимофей, ты сегодня был блестящим партнером. Я горжусь твоим умением думать, анализировать и не бояться сложностей. Помни: мастерство — это не отсутствие ошибок, это умение их находить и исправлять.
А уважаемые родители, теперь вы видели, из каких шагов состоит осмысленная домашняя работа. Ваша мудрая поддержка и вопрос «Какой секрет ты сегодня использовал?» будут для детей лучшим помощником.
Всем огромное спасибо за внимание и совместное творчество!