12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Костенко Светлана Владимировна431
Россия, Ростовская обл.

Агрессивный ребенок.

Самое страшное из грозящих нам катастроф –                             уничтожение человеческого в человеке.

Ю.Шрейдер

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам эмоционального развития детей, профилактика агрессивного поведения всех участников образовательного процесса.

Задачи: 1. ознакомление педагогов с основными аспектами понятий «агрессия» и «агрессивное поведение»; 2. раскрытие и анализ важности отреагирования негативных эмоций, как детьми, так и взрослыми; 3. рекомендации для педагогов по профилактике агрессивного поведения детей/

Тема нашего семинара серьёзна и трудна. Это тема проявления детьми жестокости и агрессии. «Подрастающее поколение», «молодая поросль», «надежда страны» – все эти определения касаются нашей молодежи. Какая она, наша молодежь? Разная! Есть и наркоманы, и интернет-зависимые, и игроманы, и праздношатающиеся, но есть и стремящиеся к успешной  карьере, есть увлеченные наукой, волонтерством и милосердием.  Молодежь – она разная, как во все времена!

       На различные травмирующие ситуации каждый человек реагирует по-разному. Для одних они пройдут более безболезненно, а для кого-то могут стать источником депрессии, посттравматического стрессового расстройства, тревоги и многих других проблем поведенческого характера.
      После трагедии в Керчи уже прошло некоторое время, но психологи могут точно сказать, что психическая травма у детей, а также всех участников этой трагедии останется надолго. В ближайшее время было много проведено  открытых  встреч, в рамках которых специалисты пытаются понять и решить те проблемы, которые помогут предотвратить повторные трагедии, снизить риск агрессии среди подростков, выявить те факторы, которые  разрушительно влияют на поведение подростков?

Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:

1)     снижение чувствительности окружающих к детям;

2)     наличие буллинга (жёсткое обращение в детской среде) в школах;

3)     цифровое общество;

4)     ухудшение социальных условий жизни детей;

5)     кризис семейного воспитания;

   К сожалению, к первому фактору: снижение чувствительности окружающих к детям, относится отношение педагогов к детям. Постоянная конкуренция, культ лидерства и успеха, массовая недолюбленность приводят к тому, что у людей нарастает враждебность, порождаются конфликты с самим собой и друг другом, провоцируется агрессия ко всему миру. Агрессия педагогов затмевает агрессию детей. Как ни печально констатировать этот факт, но речь учителя иногда демонстрирует пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к учащимся, что проявляется в резких замечаниях, грубых требованиях, а иногда даже  явных оскорблениях и угрозах.

           Между тем именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия: у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретным учителем. А потом и перед школой вообще  (так называемый  невроз). Кроме того, у ребят складывается   впечатление, что агрессия учителя направлена не на их поведение в конкретной ситуации общения («Сейчас ты поступаешь неправильно»), а непосредственно на них самих («Ты вообще плохой, глупый, невоспитанный»).

            Наконец, добиваясь сиюминутных   целей послушания в грубой, оскорбительной форме, следуя прочному принципу «Пусть ненавидят, лишь бы боялись», педагог, во-первых, невольно провоцирует ответную грубость учащихся («принцип бумеранга»), а во-вторых, демонстрирует школьникам негативную модель речевого поведения для наблюдения и подражания.

            Получается, что, с одной стороны, неумение педагога управлять поведением учащихся в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности, непониманию в школьном коллективе. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, учитель также не  достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения с учениками, отсутствие профессионализма.

         Агрессивность как энергия необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы ни познавать окружающий мир, ни защищаться, ни конкурировать с другими людьми. А вот беспокоиться по поводу эмоционального развития ребенка нужно тогда, когда агрессия становится недостаточно мотивированной или вообще не имеет никаких оснований. Для того чтобы помочь детям с агрессивным поведением самим справиться со вспышками агрессии, необходимо понимать, что же это такое, каковы причины и формы ее проявления.

2. Наличие буллинга в школах. Буллинг – это жёсткое обращение в детской среде или это систематическое негативное влияние на ученика его одноклассниками или группой детей. Этот термин несёт такое обозначение, как групповой или индивидуальный террор.

Выделяют несколько типов буллинга:

- физический, он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством;

- поведенческий – это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради);

- вербальная агрессия выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках;

-кибербуллинг – это самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылание оскорблений на электорнный адрес. Сюда входит съёмка и выкладывание неприглядных видио в общий доступ.

  Иногда учителя намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлением агрессии в детских коллективах. Некоторые педагоги опускаются до того, что придумывают детям клички и оскорбляют их в присутствии других одноклассников. Другие транслируют своё неуважительное отношение к плохо учащимся ученикам при помощи тона и выражения лица. Широкое распространение буллинга в школе объясняется попустительством со стороны педагогов и их низкой квалификацией.

3. В условиях цифрового общества – Интернета, гаджетов, планшетов, смартфонов, – мы говорим об адаптации к киберсреде, которая начинает занимать чуть ли не центральное место в жизни ребенка и подростка. Киберсоциализация стремительно входит в нашу жизнь и у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны. Мир в век Интернета стал легко познаваемым, у молодого человека есть, с одной стороны, рычаги для познания и развития, а с другой – иллюзия, что мир близок, доступен, управляем. Но при этом, социологические опросы сегодня отмечают, что люди все больше боятся уже не смерти, а  бессмысленности существования. Чего боится ребенок и подросток? Он боится того, что сделает плохое селфи или ему не поставят лайков, что он останется без смартфона, не сможет проверять сообщения и получать информацию, что он окажется не в тренде, если не разберется вовремя  в новой игре, то может стать «белой вороной», что его начнут «троллить». Если отойти от страшного слова «киберпространство», «цифровая среда», то можно увидеть что виртуальная реальность преследует нас сегодня не только в них. Виртуальная или мнимая реальность – повсюду, она там, где есть «пустота». Например. старшее поколение «подсело»  на сериалы. Молодежь бодрствует, засыпает и спит в наушниках, энергичная музыка не прекращается почти никогда, она дает энергию, движение, которое без нее неоткуда взять. Маленькие дети  постоянно находятся в «поле» телефона и планшета, потому что родителям некогда с ними играть и разговаривать. Как известно, пустота требует заполнения. И когда ребенок, подросток, взрослый, чувствует пустоту, он стремится ее чем-то заполнить. Реальность же там, где есть смысл!

4. Среди внешних факторов, которые влияют на развитие ребенка, важную роль играет окружающая среда, то есть общая ситуация, в которой она развивается, особенно социальные, экологические, культурные условия жизни. Социальная среда действует не только как обстоятельство, условие развития, а как его источник, поскольку в нем есть все, чем должен овладеть ребенок. Оно состоит не только из непосредственного окружения ребенка, а составляет единство макросреды (общество как определенная социально-экономическая, социально-политическая и идеологическая система), Стратегическое (национально-культурные, социальные особенности региона), микросреды (непосредственное среду жизнедеятельности: семья, соседи, группы сверстников, культурные, учебно-воспитательные заведения). В разные периоды детства компоненты социальной среды по-своему влияют на психическое развитие личности.

5.Кризис семейного воспитания. Для ребенка  семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Одна из главных функций семьи - воспитательная: воспитание детей, самореализация в детях. Современные дети показывают, что изменились ценности взрослых. Основные изменения произошли в замене таких ценностей,  как трудолюбие, послушание, аккуратность, уважение на стремление отдохнуть, ставить в центр материальные блага, думать много о себе. Современное общество изменилось так, что утратило силу главенство отца в семье, роль матери в воспитании детей, подчинение детей родителям. Наблюдается равенство в общении с детьми.

   Мы живем в цифровом обществе, вернуться в прошлое невозможно, значит необходимо
выработать адекватные способы адаптации к среде. Что мы можем сделать для своих детей и подростков:

  • сохранять и поддерживать институт семьи, где растет и воспитывается ребенок и подросток, где формируются его потребности, мотивы, ценности;
  • нормализовать общение в семье – то подлинное общение, где ребенок интересен взрослому и взрослый интересен ребенку;
  • делать что-то вместе и не для себя, а то, что для других и больше тебя; 
  • необходима кибергигиена, контроль за своим поведением и поведением ребенка в Интернете,  с гаджетом, до тех пор, пока ребенок не научится оценивать его содержание, брать оттуда лучшее;
  • родителям нужно не просто запрещать нахождение в киберсреде, но направлять, учить, а также разделять интересы ребенка;
  • просвещать родителей на тему возрастных особенностей и потребностей ребенка;
  • в школу вернуть воспитательную работу, дружбу, спорт, совместное делание;
  • нам всем необходимо дать оценку своим действиям, что является нашей реальностью и что  - нашей мнимой виртуальной реальностью.  

 

Литература:

1. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. М.:1997. – 526 с.

2. Поведение детей в киберсреде. Кто герой нашего времени? Автор Бахадова Елена Викторовна

3.Психология формирования личности и коллектива в мире неопределенности. Коллективная монография,/ под ред. Кригер Е.Э.  – М.: Изд-во РГГУ,  2018. – 335с.

4.Сатир В. “Как строить себя и свою семью. Заметки психолога.

 

Опубликовано в группе «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.