Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по художественно-эстетической направленности «Бумажки»
Дополнительная образовательная программа
для детей дошкольного возраста (4-6 лет)
по художественно-эстетической направленности
«Бумажки»
Cоставила: педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Дом детского творчества»
Володарского района г. Брянска
Симанова Екатерина Александровна
Брянск, 2020
Пояснительная записка
Актуальность
Для успешного развития российского гражданина необходимо поднимать общий уровень культуры, уровень эстетических понятий, представлений, художественно-эстетических потребностей и интересов.
Современных детей сложно заинтересовать. Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важной составной частью в развитии и воспитании детей. Уровень программы: ознакомительный. Программа разработана в соответствии с новыми требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.
Обеспечивая в процессе работы с бумагой всестороннее развитие детей, у них формируются жизненно необходимые навыки и умения, раскрываются и развиваются потенциальные возможности. Организовывать работу необходимо так чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми. Программа способствует формированию у детей творческих способностей и фантазии. При организации работы с бумагой необходимо соединять игру, труд и обучение, что поможет обеспечивать единство решения познавательных, практических и игровых задач.
Цель и задачи
Цель дополнительной программы – всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающие:
- формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- развивать аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности;
Воспитательные:
- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность;
- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися;
- прививать культуру труда.
Целью занятия является расширение знаний об истории народного и профессионального декоративно-прикладного искусства; способствовать формированию художественной культуры, как составной части материальной и духовной культуры, художественно- творческой активности; выявить творческие способности детей; организовать их досуг.
Сроки реализации, форма и режим занятий
Продолжительность реализации программы – 1 года
Количество занятий:
64 занятия по 35 минут, 2 раза в неделю
Планируемые результаты
В процессе художественно-эстетической деятельности развивается:
- Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- Сенсорное восприятие, глазомер;
- Логическое воображение;
- Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;
- Художественные способности и эстетический вкус;
- Способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;
- Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;
- Способствует овладению навыками культуры труда, усидчивости и добросовестности, что особенно важно для обучения в школе.
Ребёнок, который создает своими руками различные поделки, вряд ли разрушит поделки сделанные другими. Он восторгается, учится видеть то, что скрыто от других, начинает уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.
Содержание программы
1.Вводное занятие (1ч)
Знакомство с программой «Бумажки». Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
2. Знакомство с бумагой (2 ч)
Изготовление коллекции бумаги
Опыты с бумагой
3. Аппликация (23 ч)
Мозаичная аппликация «Яблоко» (резанная)
Мозаичная аппликация «Яблоко» (рванная)
Мозаичная аппликация «Лисичка» (резанная)
Мозаичная аппликация «Собачка» (рванная)
Мозаичная аппликация «Деревья» (резанная)
Мозаичная аппликация «Цветы» (рванная)
Мозаичная аппликация «Город» (резанная)
Мозаичная аппликация «Замок» (рванная)
Аппликация из геометрических фигур «Котик»
Аппликация из геометрических фигур «Дома»
Аппликация из геометрических фигур «Комнатные цветы»
Аппликация из геометрических фигур «День и ночь»
Объёмная аппликация из журнальных трубочек «Бабочка»
Объёмная аппликация из журнальных трубочек «Рамка для фото»
Объёмная аппликация из журнальных трубочек «Шкатулка»
Коллаж из газет и журналов «Одежда и обувь»
Коллаж из газет и журналов «Животные»
Коллаж из газет и журналов «Город»
Коллаж из газет и журналов «Праздники»
Объёмное панно из бумаги «Цветы»
Объёмное панно из бумаги «Домашние животные»
Объёмное панно из бумаги «Аквариум»
Свободная тема
4. Поделки из салфеток (10 ч)
Поделка из салфеток «Мимоза»
Поделка из салфеток «Сирень»
Поделка из салфеток «Подарок»
Поделка из салфеток «Бабочка»
Поделка из салфеток «Ваза»
Поделка из салфеток «Осенние листья»
Поделка из салфеток «Шкатулка»
Поделка из салфеток «Кубок»
Поделка из салфеток «Мишка»
Поделка из салфеток «Чайный набор»
5. Оригами (10 ч)
Изучение условных обозначений оригами
Поделки оригами «Мороженное»
Поделки оригами «Тюльпан»
Поделки оригами «Ёлка»
Поделки оригами «Мухомор»
Поделки оригами «Дом»
Поделки оригами «Собачка»
Поделки оригами «Кошечка»
Поделки оригами «Совушка»
Поделки оригами «Лиса»
Поделки оригами «Букет в вазе»
6. Квиллинг (7 ч)
Изучение элементов квиллинга
Поделка в техники квиллинг «Геометрические фигуры»
Поделка в техники квиллинг «Цветы в вазе»
Поделка в техники квиллинг «Овечка»
Поделка в техники квиллинг «Животные»
Поделка в техники квиллинг «Необитаемый остров»
Поделка в техники квиллинг «Открытка»
7. Бумагопластика (7 ч)
Панно «В мире животных» - 2 ч
Аппликация «Моя семья»
Поделка «Чудеса» - 3 ч
Свободная тема
8. Итоговое занятие (2ч)
Подведение итогов работы за год
Выставка творческих работ
Тематическое планирование дополнительной образовательной программы для детей дошкольного возраста (4-6 лет) по художественно-эстетической направленности «Бумажки»
№ | Дата | Тема | Содержание работы | Примечания | ||||
План | Факт | |||||||
Вводное занятие (1 ч) | ||||||||
1 | 02.09 | Вводное занятие | Знакомство с программой «Бумажки». Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. | |||||
Знакомство с бумагой (2 ч) | ||||||||
2 | 04.09 | Различные виды бумаги и ее свойства | Изготовление коллекции бумаги | |||||
3 | 09.09 | Различные виды бумаги и ее свойства | Опыты с бумагой | |||||
Аппликация | ||||||||
4 | 11.09 | Знакомство с мозаичной аппликацией (резанная) | Мозаичная аппликация «Яблоко» (резанная) | |||||
5 | 16.09 | Знакомство с мозаичной аппликацией (рванная) | Мозаичная аппликация «Яблоко» (рванная) | |||||
6 | 18.09 | Мозаичная аппликация (резанная) | Мозаичная аппликация «Лисичка» (резанная) | |||||
7 | 23.09 | Мозаичной аппликацией (рванная) | Мозаичная аппликация «Собачка» (рванная) | |||||
8 | 25.09 | Мозаичная аппликация (резанная) | Мозаичная аппликация «Деревья» (резанная) | |||||
9 | 30.09 | Мозаичной аппликацией (рванная) | Мозаичная аппликация «Цветы» (рванная) | |||||
10 | 02.10 | Мозаичная аппликация (резанная) | Мозаичная аппликация «Город» (резанная) | |||||
11 | 07.10 | Мозаичной аппликацией (рванная) | Мозаичная аппликация «Замок» (рванная) | |||||
12 | 09.10 | Знакомство с аппликацией из геометрических фигур | Аппликация из геометрических фигур «Котик» | |||||
13 | 14.10 | Аппликация из геометрических фигур | Аппликация из геометрических фигур «Дома» | |||||
14 | 16.10 | Аппликация из геометрических фигур | Аппликация из геометрических фигур «Комнатные цветы» | |||||
15 | 21.10 | Аппликация из геометрических фигур | Аппликация из геометрических фигур «День и ночь» | |||||
16 | 23.10 | Знакомство с объёмной аппликацией из журнальных трубочек | Объёмная аппликация из журнальных трубочек «Бабочка» | |||||
17 | 28.10 | Объёмная аппликация из журнальных трубочек | Объёмная аппликация из журнальных трубочек «Рамка для фото» | |||||
18 | 30.10 | Объёмная аппликация из журнальных трубочек | Объёмная аппликация из журнальных трубочек «Шкатулка» | |||||
19 | 06.11 | Знакомство с изготовлением коллажа из газет и журналов | Коллаж из газет и журналов «Одежда и обувь» | |||||
20 | 11.11 | Изготовление коллажа из газет и журналов | Коллаж из газет и журналов «Животные» | |||||
21 | 13.11 | Изготовление коллажа из газет и журналов | Коллаж из газет и журналов «Город» | |||||
22 | 18.11 | Изготовление коллажа из газет и журналов | Коллаж из газет и журналов «Праздники» | |||||
23 | 20.11 | Знакомство с изготовлением объёмного панно из бумаги | Объёмное панно из бумаги «Цветы» | |||||
24 | 25.11 | Изготовление объёмного панно из бумаги | Объёмное панно из бумаги «Домашние животные» | |||||
25 | 27.11 | Изготовление объёмного панно из бумаги | Объёмное панно из бумаги «Аквариум» | |||||
26 | 02.12 | Изготовление аппликации из бумаги | Свободная тема | |||||
Поделки из салфеток (10 ч) | ||||||||
27 | 04.12 | Знакомство с историей возникновения техники поделок из салфеток | Поделка из салфеток «Мимоза» | |||||
28 | 09.12 | Изготовление поделок из салфеток | Поделка из салфеток «Сирень» | |||||
29 | 11.12 | Изготовление поделок из салфеток | Поделка из салфеток «Подарок» | |||||
30 | 16.12 | Изготовление поделок из салфеток | Поделка из салфеток «Бабочка» | |||||
31 | 18.12 | Изготовление поделок из салфеток | Поделка из салфеток «Ваза» | |||||
32 | 23.12 | Изготовление поделок из салфеток | Поделка из салфеток «Осенние листья» | |||||
33 | 25.12 | Изготовление поделок из салфеток | Поделка из салфеток «Шкатулка» | |||||
34 | 30.12 | Изготовление поделок из салфеток | Поделка из салфеток «Кубок» | |||||
35 | 13.01 | Изготовление поделок из салфеток | Поделка из салфеток «Мишка» | |||||
36 | 15.01 | Изготовление поделок из салфеток | Поделка из салфеток «Чайный набор» | |||||
Оригами (11 ч) | ||||||||
37 | 20.01 | Техника выполнения поделок оригами | Изучение условных обозначений оригами | |||||
38 | 22.01 | Изготовление поделок в техники оригами | Поделки оригами «Мороженное» | |||||
39 | 27.01 | Изготовление поделок в техники оригами | Поделки оригами «Тюльпан» | |||||
40 | 29.01 | Изготовление поделок в техники оригами | Поделки оригами «Ёлка» | |||||
41 | 03.02 | Изготовление поделок в техники оригами | Поделки оригами «Мухомор» | |||||
42 | 05.02 | Изготовление поделок в техники оригами | Поделки оригами «Дом» | |||||
43 | 10.02 | Изготовление поделок в техники оригами | Поделки оригами «Собачка» | |||||
44 | 12.02 | Изготовление поделок в техники оригами | Поделки оригами «Кошечка» | |||||
45 | 17.02 | Изготовление поделок в техники оригами | Поделки оригами «Совушка» | |||||
46 | 19.02 | Изготовление поделок в техники оригами | Поделки оригами «Лиса» | |||||
47 | 24.02 | Изготовление поделок в техники оригами | Поделки оригами «Букет в вазе» | |||||
Квиллинг (7 ч) | ||||||||
48 | 26.02 | Основные элементы квиллинга | Изучение элементов квиллинга | |||||
49 | 03.03 | Изготовление поделок в техники квиллинг | Поделка в техники квиллинг «Геометрические фигуры» | |||||
50 | 05.03 | Изготовление поделок в техники квиллинг | Поделка в техники квиллинг «Цветы в вазе» | |||||
51 | 10.03 | Изготовление поделок в техники квиллинг | Поделка в техники квиллинг «Овечка» | |||||
52 | 12.03 | Изготовление поделок в техники квиллинг | Поделка в техники квиллинг «Животные» | |||||
53 | 17.03 | Изготовление поделок в техники квиллинг | Поделка в техники квиллинг «Необитаемый остров» | |||||
54 | 19.03 | Изготовление поделок в техники квиллинг | Поделка в техники квиллинг «Открытка» | |||||
Бумагопластика(7 ч) | ||||||||
55 | 24.03 | Изготовление поделок в разных техниках | Панно «В мире животных» | |||||
56 | 26.03 | Изготовление поделок в разных техниках | Панно «В мире животных» | |||||
57 | 31.03 | Изготовление поделок в разных техниках | Аппликация «Моя семья» | |||||
58 | 02.04 | Изготовление поделок в разных техниках | Поделка «Чудеса» | |||||
59 | 07.04 | Изготовление поделок в разных техниках | Поделка «Чудеса» | |||||
60 | 09.04 | Изготовление поделок в разных техниках | Поделка «Чудеса» | |||||
61 | 14.04 | Изготовление поделок к выставке | Свободная тема | |||||
62 | 16.04 | Изготовление поделок к выставке | Свободная тема | |||||
Итоговые занятия (2 ч) | ||||||||
63 | 20.04 | Подведение итогов работы за год | Подведение итогов работы за год. Подготовка работ для выставки | |||||
64 | 23.04 | Выставка творческих работ | Выставка творческих работ |