Статья «Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»
«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»
Взаимодействие семьи и школы – проблема не только современного образования. На родителей тоже возложена ответственность за качество образования и воспитания своих детей. Взаимодействие с родителями является основным ключевым моментом в построении образовательной и воспитательной работы школы. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы коллектива. Взаимодействие школы и семьи определяется взаимосвязью педагогов, учащихся, родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Одна из важнейших задач школы, стремящейся к эффективной работе, — создание открытого сообщества учителей, школьников, родителей, поскольку все они будут вовлечены в образовательный процесс и заинтересованы в его результатах. Благодаря потребности и умению общаться в коллективе возникают дружеские отношения, которые сохраняются потом на долгие годы. Видя заинтересованность учителя в каждом ребенке, его способность и желание подмечать изменения, которые в детях происходят, ни один родитель не останется равнодушным, а постарается тоже понять, проявить заботу, интерес, способность и желание подмечать изменения, которые происходят в детях. Так решаются многие проблемы, возникающие во взаимоотношениях учителя с родителями. И родитель из пассивного наблюдателя или даже противника превращается в союзника. В последние годы в педагогическом лексиконе всё чаще стал использоваться термин "инновация". Этот термин означает "нововведение", "передовой педагогический опыт", "новаторство, возникшее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования". Инновация - это изменение того, что уже существует. Вместо традиционных родительских собраний можно провести родительские конференции. Конференции созываются в основном для обмена опытом между разными учебными заведениями. Для выступлений на конференциях выбирается одна тема, к примеру, та, что в данный момент является наиболее актуальной. Выступления подготавливают как преподаватели, так и сами родители. В данном случае, обеспечивается обмен мнениями между родителями и педагогическим составом, максимально просвещаются семьи, даются ответы на наболевшие вопросы. «Час вопросов и ответов» проводится после опроса родителей. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен на обсуждение родителей и стать основой для специально подготовленного диспута. И следующий раз можно провести диспут на заинтересованную тему родителей. Также можно создать попечительские советы, совет школ, совет отцов, совет матерей. Сбор Советов нужно провести на уровни района , на которых можно обсуждать важнейшие проблемы воспитания, поиск новых форм совместной работы с семьей, принимаются важные документы, адресованные администрациям, средствам массовой информации, педагогической общественности, всем гражданам. В нашем районе вот уже третий год очень успешно работает клуб отцов. Первое правило отцовского клуба: хочешь, чтобы дети выросли достойными людьми, сам будь достойным человеком. И не пускай воспитание на самотек. Никакая работа и другие важные дела не должны мешать полноценному общению с детьми. Многие активисты клуба отцов – члены районной общественной организации ветеранов ВДВ и войск специального назначения «Гвардия». Папы в основном занимаются с детьми, которые остались без отцовского попечения. Вместе с районными детьми они ходят на рыбалку, учат разжигать костер, работать на станках по дереву, занимаются спортом. Говорят, что найти увлечение совсем не проблема. Главное для отцов, чтобы ребята не слонялись без дела. Подобные клубы помогают подготовить детей к взрослой жизни, формирует определенные социальные навыки. В школах можно провести День открытых дверей. Проведение таких мероприятий позволяет образовательному учреждению стать более доступным для взаимодействия с родителями обучающихся, способствует укреплению связей с родительской общественностью. «Дни открытых дверей» – проводятся по-разному. Можно провести как совместный праздник педагогов и семьи. Организовать выставки работ учащихся, родителей, творческие отчеты коллективов, награждать детей, родителей, педагогов за различные достижения, провести соревнования, конкурсы коллективов, семей. Такие мероприятия, как День открытых дверей, оказывают большое влияние на организацию эффективного механизма взаимодействия двух институтов, незаменимых в развитии и воспитании ребёнка, как личности – института Школы и института Семьи! Можно использовать ещё один метод- это круглый стол с родителями. В нетрадиционной обстановке с участием специалистов, обсудить с родителями актуальные проблемы. На обсуждение приглашаются родители, письменно или устно выразившие желания участвовать в обсуждениях. Такие формы работы общеобразовательного учреждения с семьей имеют положительное значение. Установление положительных взаимоотношений родителей и школы очень трудный, длительный процесс. В таких учреждении родители видят весь процесс воспитания детей, принимают в нем активное участие, в свою очередь, педагоги строят свою работу с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и их семей, все это укрепляет внутренние отношения, дает возможность осуществлять единые требования по воспитанию и развитию детей между общеобразовательным учреждением и семьей . В инновационных формах взаимодействия заложены большие воспитательные возможности, что может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса. Грамотно организованное взаимодействие учителей и родителей поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе.