Семинар по познавательному развитию дошкольников «Методика оформления и подготовки разных видов проектов»

2
0
Материал опубликован 5 December 2021

Семинар по познавательному развитию дошкольников

Тема: «Методика оформления и подготовки разных видов проектов»


Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах составления и реализации проектов при реализации ООП ОУ.


Задачи:

уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме оформления и подготовки разных видов проектов;

повысить профессиональную компетентность педагогов в овладении ими технологии проектирования;

активизировать педагогическое мышление воспитателей, способствовать творческому поиску;

поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.


Ход семинара:


Введение.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас на ММО по познавательному развитию детей дошкольного возраста. Тема нашего МО «Методика оформления и подготовки разных видов проектов».

Прежде, чем приступить к работе я проведу с вами Упражнение «Зачем нам нужен...». Перед вами карандаш. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. Таким образом, мы с вами выделили проблему и разными способами ее решили. То же самое происходит и в проектной деятельности с детьми.


Заполнение листа оценки «Что я знаю по теме?».


Мы акцентировали внимание на данной теме в связи с тем, что у вас у многих возникают проблемы при составлении разных видов проектов.


Выступление «Педагогические проекты».

Еще раз хотелось бы напомнить, что зарождение метода проекта произошло во второй половине 19 века. Разработал этот новый дидактический метод американский педагог Джон Дьюи. По мнению американского педагога, данный метод не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать ее в настоящем.

Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике.

Проект - это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе ее лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Это полный, завершенный цикл продуктивной деятельности, как отдельного человека (ребенка), так и группы, или организации.

Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.

Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.

Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности:

Учёт интересов ребёнка.

Деятельность без принуждения.

Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.

Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.

Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.

Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.

Совместное с педагогом достижение цели.

Проекты подразделяются на педагогические и детские. Они отличаются друг от друга.

Типы педагогических проектов (в зависимости от сферы деятельности, в которой реализуется проект)

- технический;

- организационный;

- экономический;

- социальный;

- образовательный;

- смешанный.

Виды педагогических проектов (по Е.С. Евдокимова)


По характеру предметной области:

1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, дизайна.

2. Ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы и др.).

4. Творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например театральная неделя.

По составу участников:

- Комплексные;

- Межгрупповые;

- Групповые;

- Индивидуальные.

По срокам реализации:

- Краткосрочные (от 1 дня до 4-х недель);

- Среднесрочные (от 1 до 6 месяцев);

- Долгосрочные (от 1 года и более).

Структура педагогического проекта

1. Тема проекта

2. Тип и вид проекта: тип проекта (по сферам деятельности); вид проекта (по характеру предметной области проекта, по составу участников, по продолжительности).

3. Участники проекта.

4. Актуальность: дается пояснение относительно необходимости реализации «здесь и сейчас», приводятся аргументы в пользу теоретической и практической значимости реализации предполагаемого проекта.

5. Цель: фиксирует направленность проекта на решение поставленной проблемы.

6. Задачи: по отношению к цели задачи определяют конкретные пути ее достижения.

7. Основные виды детской деятельности: деятельность, которая позволяет успешно реализовать проект (организованная образовательная, совместная со взрослыми, самостоятельная игровая, досуговая и т.д.).

8. Формы, методы и приемы работы: перечень используемых во время реализации проекта, соответствующие реализации проекта, соответствующие целевым установкам и реализуемому содержанию.

9. Результативность: отражается предполагаемый результат деятельности детей и взрослого.

10. Содержание проекта: описание этапов, содержания, сроков выполнения деятельности, ответственных и исполнителей, а так же презентацию продукта проекта.

11. Дальнейшее развитие проекта: здесь даются перспективы развития проекта.

12. Приложения – как правило, содержит темы ООД, конспекты различной детской деятельности в процессе реализации проекта, схемы, модели, фотографии и др.

13. Список литературы.


Этапы реализации педагогического проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап. Подготовительный


1. Изучение программного содержания, в рамках которой будет реализован проект.

2. Разработка проекта.

3. Подготовка учебно-методической базы для реализации проекта.

4. Определение способов оценки эффективности проекта.

5. Формулирование проблемы.

6. Введение в игровую ситуацию.

7. Определение задачи.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

II этап. Организация работы над проектом

1. Помогает в решении задачи

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Организует деятельность.

1. Объединение детей в рабочие группы.

2. Распределение амплуа.

3. Систематизируют информацию.

III этап. Выполнение проекта

1. Практическая помощь (по необходимости).

2. Направляет и контролирует осуществление проекта.

1. Участие в совместной занятийной деятельности.

2. Формирование ЗУН.

IV этап. Презентация продукта проекта

1. Подготовка к презентации, презентация проекта.

1. Готовят продукт деятельности к презентации.

2. Представляют продукт деятельности.

V этап. Подведение итогов, обсуждение нового проекта, решение другой проблемы

1. Помогает детям сформулировать выводы о решении проблемы.

2. Постановка новой проблемы.

3. Оценка эффективности проекта.

4. Обобщение материалов проекта.

5. Обсуждение результатов проекта на заседании творческой группы.

1. Делают выводы о решении проблемы.

2. Определяют цель нового проекта.


Техническое оформление проекта

1. Титульный лист: указывается название ДОО, название проекта, возрастная группа, должность и ФИО составителей проекта, дата.

2. Оглавление проекта.

3. Краткая аннотация проекта.

4. Реализация проекта по этапам.

5. Описывая этапы реализации проекта, необходимо указывать реальные сроки и место проведения различной деятельности. Можно в виде таблицы:

Этап

Срок

Место проведения

Содержание работы воспитателя

6. Предоставляемые в приложении материалы должны соответствовать требованиям оформления.

7. Цветная печать и приложение фото приветствуется.


Выступление «Детские проекты».

Перейдем к детским проектам. В основной образовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и др. проектная деятельность заявлена как форма организации образовательной деятельности и основана на тематическом принципе построения образовательного процесса.

Если рассматривать программу «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и др.

Выделяют следующие виды проектов

1. Исследовательский проект

2. Творческий проект

3. Нормативный проект

Исследовательский проект

Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов. Реализация проекта занимает около месяца и включает 4 этапа:

1. Создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

А) Педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Например, вопрос, откуда берется электричество, может обсуждаться всей группой.

Б) Педагог внимательно наблюдает за деятельностью детей и выявляет сферу интересов каждого ребенка. Затем создается особая ситуация, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу.

В) Привлекаются родители, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта.

Например, формулируются вопросы: «Какие бывают поезда? Почему медведь спит зимой? Для чего нужен зоопарк?» и т.д.

2. Ребенок приступает к реализации проекта, т.е. отвечает на поставленный вопрос. Дети младшего дошкольного возраста могут спросить у своих членов семьи или других взрослых. Дети старшего возраста с помощью родителей могут искать информацию в интернете, энциклопедии, телевизионной передаче.

Результаты исследовательского проекта заносятся в альбом, который помогает ребенку фиксировать этапы своей работы и результаты исследования.

3. Презентация проекта. Родители в случае необходимости помогают ребенку подготовить рассказ о проделанной работе. В день презентации ребенок рассказывает о проделанной работе, показывая соответствующие изображения, записи или слайды.

4. После презентации работа над проектом не заканчивается. Педагог организует выставку проектов и придумывает различные игры, интеллектуальные задания для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектом.

Творческий проект

В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Одним из существенных отличий творческого проекта от проекта исследовательского является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор идеи занимает 2–3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить проект, поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого).

Этапы работы над творческим проектом:

1. Проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы (например, оказание помощи пожилым людям) и т. д. При этом взрослые должны определить собственные мотивы участия в проектной деятельности. Например, чтобы определить смысл праздника День святого Валентина, педагог должен уяснить для себя, что значит этот праздник, почему его нужно праздновать и т. п. Если проект не значим для педагога, он должен постараться понять, почему его нужно организовывать с детьми.

2. Определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Например, если педагоги выяснили, что тот или иной праздник может быть положен в основу коллективного проекта, то на данном этапе следует рассказать малышам о нем и обсудить отношение к нему детей. В ходе обсуждения дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта.

3. Дети высказывают свои идеи реализации проекта. По ходу высказываний педагог отмечает наиболее оригинальные.

4. Воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи, а затем подумать о том, что необходимо для их реализации.

5. Дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы. В заключении этого этапа выбирается идея, которая будет реализовываться в ходе творческого проекта. Дети могут голосовать при помощи цветных фишек.

6. Информирование родителей. Для этого идея проекта вывешивается на стенд.

7. Педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла. Для этого дети делятся на рабочие группы. Вся деятельность детей осуществляется с помощью взрослого, который решает технические вопросы.

8. Педагог продумывает, как представить полученный продукт.

9. Презентация продукта творческого проекта.


Нормативный проект

Нормативная проектная деятельность подразумевает проект по созданию свода правил, по которым должны жить дети в детском саду. Правила оформляются в виде книжки, которая заполняется по мере выполнения нормативных проектов.

Проект такого типа всегда инициируются педагогом. Нормативный проект предполагает создание новой нормы, регулирующей поведение детей в группе. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Конфликты дошкольников характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. При этом педагог берет на себя ответственность за соблюдение правила, выработанного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации.

В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы.

1. Воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей. Бессмысленно придумывать правила для ситуаций, которые в жизни группы могут встретиться всего несколько раз – такие правила будет невозможно удержать в сознании детей.

2.  Педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть.

3. Педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могут рисовать самые фантастические сюжеты. Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане.

4.  Педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.

5. Педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.

6. Педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.

7. Дети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, в какой мере в рисунке ребенка представлены необходимые детали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный «знак» правила. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.

8. Выполнение «знака» правила всеми детьми и включение его в книгу правил. В этот альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило.

Книга правил выступает в роли средства регуляции поведения дошкольников.


4. Заключительная часть семинара.

Релаксационное упражнение «Улыбка».

Закройте глаза, постарайтесь ни о чем ни думать несколько минут, при этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удалось удержать ее 10-15 минут, вы стразу почувствуете, что успокоились, и ваше настроение улучшилось. Такое упражнение старайтесь выполнять хотя бы один раз в день


Рефлексия «Мое отношение к теме семинара».

Вот и подошло к концу время нашего общения. Я предлагаю вам написать свое отношение, пожелания о нашей встрече.


Спасибо за работу.


Используемая литература:

1. Веракса Н.Е., Васильева М.А., Комарова Т.С. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.

2.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

3. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.


Лист оценки «Что я знаю по теме?»


Что знаю?




Не все знаю?




Совсем не знаю?







Рефлексия


t1638680741aa.jpg


t1638680741ab.jpg


t1638680741ac.png



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.