Семинар - практикум «Азы красивой речи»
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 52».
Конспект проведения семинара-практикума для родителей «Азы красивой речи»
.
Подготовила: Учитель-логопед
Шаронова Анастасия Сергеевна
Новомосковск
2018г.
Цель семинара-практикума:
Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в домашних условиях.
Задачи:
1. Расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в домашних условиях.
2. Дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания (проведении артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, игры и упражнения на развитие речевого дыхания, развитие грамматического строя речи и др.)
3. Сформировать представление о разнообразии методов и приемов выполнения домашних заданий.
4. Обучить практическому использованию разнообразных упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики, речевого материала по автоматизации поставленных звуков.
Ход (с использованием презентации).
1.Приветсвите
Здравствуйте дорогие родители. Меня зовут Шаронова Анастасия Сергеевна. Я учитель-логопед ваших детей.
Сегодня мы собрались с Вами чтобы узнать об особенностях детей с нарушениями речи, а также научится различным логопедическим приёмам для работы дома.
2. Сначала хотелось бы поговорить об организации учебного процесса детей.
- Все дети с которыми я занимаюсь, имеют протоколы ПМПК. Вы все проходили комиссию и у каждого из вас написан вывод комиссии. В основном написано ОНР-Общее недоразвитие речи (когда страдают все компоненты речи) и уровень. Первый уровень означает отсутствие речи. Второй уровень- малопонятная речь. Третий уровень-речь понятна, но имеет много нарушений звуков и других компонентов (грамматика, связная речь, лексика). Исходя из уровня ОНР дети зачисляются на занятия т.е. первый уровень 3 год, второй уровень 2 года, третий уровень-1 год.
- Занятия дети получают каждую неделю по 2-3 раза в неделю, как индивидуально, так и в малых подгруппах.
3. Теперь можно перейти ко второму разделу. Это основные нарушения речи, а именно звуков.
Напомню, что ребенку мы говорим только о звуках, не Лэ, Сэ, а Л, С. А то будут ошибки при письме и чтении.
Звук Л- чаще не работает язык и замена на губы(уампа,ук). Делаем упражнение Параход. Сначала долго, потом отрывисто (пробуем с родителями).
Звук р- чаще горловое. Нельзя произносить звук горлом, лучше пропускать его. Это очень стойкий дефект, который очень трудно устраняется. Для вызывание правильного звука Р нужно делать два упражнения, Дятел+вибрация (пробуем с родителями).
Звуки с,з,ц – чаще межзубное произношение, тоже если не следить может остаться как косметический дефект. Чтобы устранить необходимо завести язык за нижние зубы, либо сделать забор + упражнение свисток (пробуем с родителями).
Звуки ш-ж- отсутствие или замена на с или чаще ф. Упражнение чашечка (пробуем с родителями).
4. Почему так происходит, что звуки нарушены? Я не буду сейчас углубляться в детали, потому что причин много и у каждого ребёнка они свои, здесь нужен индивидуальный подход. Но назову самые основные и распространённые среди ваших детей.
1. Нарушение прикуса. На этих картинках мы видим открытый передний, боковой и глубокий.
Как проверить прикус. Стучим зубками как волк, Важно , чтобы задние зубы встали друг на друга, а не передние или тик-так , тик-так (пробуем с родителями).Что делать? Идти к ортодонту на консультацию.
2.Артикуляционная неловкость. Это пониженный тонус или наоборот сильно повышен. Чаще язык в пониженном тонусе-язык вялый, слабый, плохо держит позу, не поднимается вверх. Сильный тонус-язык натянут как струна и тоже не держит позу, не может принять нужное положение. Поэтому здесь обязательна артикуляционная гимнастика. А также я применяю логопедический массаж.
3. Снижен фонематический слух. Что такое фонематический слух-это не физический слух, а это речевой слух т.е. мы с вами можем слово МАК на слух разложить на фонемы, на звуки, например, в середине слова ком какой звук? А дети сниженным слухом не могут, они это слышат, как целый образ и не могут оттуда вырвать звук определенный. Поэтому они часто путают схожие звуки, с-ш, ж-з, ч-ть, р-л.
Это очень важный момент, потому что, если с этим не бороться будут огромные проблемы письма и чтения в школе.
5. Артикуляционная гимнастика дома.
Артикуляционную моторику можно весело и легко, а главное эффективно развивать дома. С помощью вкусняшек. Сейчас мы с вами это проверим. Перед вами есть соломка, баранки и орешки в кляре. Сейчас мы с вами с помощью этих предметов будем делать гимнастику, сначала берём соломку.
Соломка:
-Хоботок
-на верхней губе
-на нижней губе
-на языке
-губами
Орешек:
-Удерживаем чашечку
-Удерживаем губами
- Плюем орех
Баранка:
-Хоботок в баранке
-Часики в баранке
-Бублик
- Иголочка в бублик
Обязательно нужно развивать дыхание детей, например с помощью таких игр как:
Аэробол, фокус (перышки), кляксография (пробуем с родителями).
6. Автоматизация звуков
Очень часто бывает, что поставленный звук не закрепляется в речи. Такой эффект кабинетного ребёнка. В кабинете с логопедом ребёнок всё говорит, а за его пределами забывает. Он не контролирует себя сам, его не исправляют взрослые. Поэтому занятия жома необходимы.
Занятие дома помогут:
1. Сокращение сроков коррекции.
2. Умения становятся более прочными, формируются навыки (действия, доведённые до автоматизма).
3. Ежедневные тренировки дисциплинируют ребёнка, а это пригодится и в повседневной жизни, и в школе (воспитывается ответственность перед выполнением заданий, развивается внимание, самостоятельность, произвольность и т.д.)
4. В ходе ежедневных тренировок ребёнок осознаёт, что пользоваться полученными на занятиях умениями необходимо всегда (то есть во всех жизненных ситуациях: дома, на прогулке, в магазине, в дороге и т.п.)! Ведь, делая что-то ежедневно и систематически, это входит в привычку.
Поэтому заниматься дома нужно часто. Исправлять ребёнка, обращать внимание его на собственную речь, можно передразнивать, чтобы он задумался, а как правильно, но при этом главное оставлять положительный эмоциональный фон. Не нужно упрекать ребёнка, говорить, да что ж такое, говори правильно, наоборот подбадривайте, настраиваете, что всё получится.
7. Чего делать нельзя?
Ошибка № 1. Игнорируем домашние задания.
Речь развивается по принципу формирования условных рефлексов, то есть в результате многократного повторения. Автоматизация поставленного звука не исключение. Если не выполнять рекомендации логопеда, не тренироваться ежедневно дома, результат будет минимальным.
Ошибка № 2. Слишком высокий темп речи.
Взрослый должен своим примером демонстрировать ребёнку приемлемый темп речи. При высокой скорости речевого потока ребёнок не будет успевать контролировать органы артикуляции, поэтому на первых этапах закрепления звуков, следует контролировать и темп речи, и правильность произношения поставленного звука.
Ошибка № 3. Слишком сложный речевой материал.
Если ребёнок пока ещё нечётко произносит звук изолированно, то не стоит предлагать ему произносить скороговорки, стихи и т.п. То же самое относиться и к ситуации, когда ребёнок перешёл на этап автоматизации звука в словах, но пока делает это неуверенно и с трудом. Закрепление звука должно проходить постепенно: изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, фразах, связной речи. Нельзя пропускать эти этапы, особенно если ребёнок преодолевает их с трудом. Придерживаемся принципа "от простого к сложному". Иначе говоря, как ребёнок будет произносить фразу, используя поставленный звук, если на уровне слога он испытывает трудности? Поэтому переходим с более сложным речевым конструкциям только тогда, когда освоили более простые.
Ошибка № 4. Не обращаем внимание на произношение ребёнка в быту.
Поставленный звук необходимо отрабатывать не только в тех упражнениях, которые даёт логопед, но и в бытовой речи, в самых разных ситуациях: дома и по дороге в детский сад, на прогулке и в магазине и т.д. Так у ребёнка будет формироваться осознание того, что поставленный звук нужно произносить не только в кабинете у логопеда. И, конечно же, напоминать и поправлять ребёнка необходимо в доброжелательной форме.
Ошибка № 5. Не мотивируем ребёнка.
Необходимо поддерживать ребёнка на этапе автоматизации звука, ведь это для него огромный труд, требующий как физических, так и эмоциональных усилий. Обязательно надо не только указывать на ошибки, но и обращать внимание на красивое, правильное произношение! Если делать акцент только на ошибках, у ребёнка никогда не возникнет мотивации к дальнейшим занятиям, а только отвращение. Хвалите и искренне радуйтесь успехам ребёнка!
8. Чем же занимает логопед с детьми на занятиях.
-развития арт.моторики
-развитие фонем.слуха
-развитие свзяной речи
-развития словаря
-развитие грамматического строя речи
- развитие дыхание и прочее
Но предлагаю вместо моих слов, что я делаю, посмотреть видео с вашими детьми, что делают они.
9. Есть ли у вас Вопросы ко мне?
8
Фролова Елена Николаевна
Шаронова Анастасия Сергеевна