Семинар - практикум для учителей "Класс без травли"
Семинар - практикум для учителей «Класс без травли»
Разработала: Кныш Ольга Валерьевна, педагог – психолог
МБОУ СОШ № 141 с углубленным изучением математики
Целевая аудитория: педагоги МБОУ СОШ № 141
Время проведения: 1 час
Форма проведения: семинар - практикум
Оборудование: проектор, ноутбук, ролик «Лобстер», ватман, разделенный на три колонки с надписями «агрессор», «жертва», «союзники». Характеристики детей, напечатанные на цветной бумаге, разрезанные на отдельные фрагменты.
Цель: повышение осведомленности педагогов о понятии травли (буллинга) и способах их профилактики, формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к обучающимся.
Задачи:
- познакомить педагогов с понятием «буллинг», научить отличать травлю от конфликта;
- познакомить педагогов с типичными особенностями детей, которые становятся преследователями, жертвами преследования, наблюдателями;
- выработать стратегию поведения для профилактики травли в школьном коллективе;
- способствовать созданию здоровой атмосферы и конструктивных взаимоотношений в школьных коллективах, между педагогами и обучающимися.
Вступительная часть
Педагог-психолог:
- Добрый день. Наша встреча сегодня посвящена проблеме взаимоотношений в детской среде. Пройдёт она в форме семинара - практикума под названием «Класс без травли».
Учитель играет важную роль в формировании классного коллектива, умело руководя групповыми процессами, создавая безопасную атмосферу, чтобы дети чувствовали себя комфортно в классе и могли спокойно учиться. Ни один ребёнок не должен чувствовать себя униженным, не должен быть запуган и подвергаться психологическому или физическому насилию.
Основная часть
Педагог – психолог:
- Давайте определим, чем отличается буллинг от конфликта?
Конфликт – участвуют две примерно равные стороны у которых, существует несовпадение потребностей, целей, интересов, мнений участников взаимодействия. Конфликт можно разрешить.
Травля (буллинг, моббинг) – это вид группового эмоционального и/или физического насилия. Подвергая человека травле, над ним смеются, издеваются, его подчеркнуто игнорируют, оскорбляют, унижают, толкают, бьют, удерживают силой, отнимают, прячут и портят его вещи и т. д., причем все это делается систематически, группой или агрессором при поддержке группы. Буллинг можно только прекратить.
Виды буллинга:
Прямой или скрытый. Прямой – физическая агрессия, сексуальное или психологическое насилие. Скрытый – игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов и т.д.
Формы прямого буллинга:
Физический буллинг – толкают, пинают, избивают.
Вербальный буллинг- обзывают, дразнят, осмеивают и тд.
Обидные жесты или действия – агрессор плюёт в жертву, стягивает с жертвы одежду и т.д.
Запугивание – агрессор использует устрашающие жесты, позы и интонации голоса для того, чтобы заставить жертву совершать что-либо.
Изоляция – умышленно не замечают, выгоняют и т.д.
Вымогательство – агрессор принуждает отдать ему деньги, еду, вещи, заставляют украсть.
Повреждение и иные действия с имуществом (воровство, прятание личных вещей).
Кибербуллинг – совокупность агрессивных действий в адрес конкретного человека в общении в интернете, посредством мобильной связи.
Роли в процессе школьного буллинга:
- агрессор (обидчик)
- жертва (пострадавший)
- свидетели
- защитники жертвы
Педагог – психолог:
- Предлагаю вам посмотреть ролик «Лобстер»
Просмотр ролика, обсуждение.
Педагог- психолог:
- Как мы видим, инициатором буллинга может стать и учитель, что недопустимо.
Педагог-психолог:
- Сейчас, предлагаю вам разделиться на четыре группы. Каждая группа - получает ситуацию, которая сложилась в классе. Обсудите, что это за ситуация. Травля? Конфликт? Выскажите свое мнение, что необходимо сделать, остальные группы либо соглашаются с представленной точкой зрения, либо опровергают ее.
Ситуация 1.
«Классный руководитель Наталья Васильевна знакомит учеников 2 «Д» класса с новенькой девочкой Алией Р. По национальности она узбечка, по-русски говорит с трудом, смуглая, доброжелательная. Накануне, отец девочки, устраивая ребенка в школу, предупредил директора и классного руководителя, что перевод ребенка в данную школу был вынужденным из-за дискриминации ребенка по национальному признаку в предыдущей школе. В первый же день пребывания Алии в школе, прощаясь с детьми после уроков, Наталья Васильевна услышала некорректные и обидные реплики одного мальчика в адрес новенькой ученицы («черномазая»). На следующий день сформировалась группа детей, которые обзывали Алию, кидали её рюкзак. В последующие дни ситуация повторилась».
Ситуация 2.
«Петя, 13 лет, дождался пока у учителя физики закончатся все уроки, зашел к нему в лаборантскую и рассказал о том, что его одноклассник Игорь К. создал группу ВКонтакте «Истории Пети Петухова». Он и его друзья пишут насмешливые и издевательские истории, в которых выставляют Петю дураком, выкладывают его фото с гадкими подписями. Пишут, что успешная учеба Пети связана с дружбой его матери с директором школы. Техпомощь социальной сети не откликается на 3 просьбу удалить эту страницу. Каждый день Игорь К. продолжает выкладывать все новые гадкие истории и приглашает в группу друзей Пети из социальной сети. Одна девочка пробовала защитить Петю, написала на стене, чтобы они закрыли группу, но ничего не изменилось. Поэтому Петя не знает, что делать, идти в школу не хочет, чтобы не видеть лица обидчиков».
Ситуация 3.
«Группа школьниц 6«Б» (Татьяна, Елена, Ольга) из неблагополучных семей, с октября месяца еженедельно после уроков поджидала на спортивной площадке школьного двора одноклассницу Иру. Они вымогали у нее деньги, угрожали физической расправой над ней и ее младшей сестренкой в случае неповиновения. В течение трех месяцев родители Ирины заметили изменения в поведении дочери: Ирина стала замкнутой, пугливой, появились пропуски уроков, преимущественно стоящие в расписании последними. Однажды, Ирина вернулась домой в порванной куртке, сильно избитая. На вопросы матери долго не отвечала, только плакала. Затем рассказала, что ее избила группа школьниц её класса, так как у нее не оказалось требуемой вымогательницами суммы».
Ситуация 4.
«Антон пришел учиться в 6 «А» класс с февраля в связи с переездом семьи из другого города. «Новенький» очень хорошо разбирался в математике, имел лишний вес, отличался повышенной чувствительностью к собственным неудачам в учебе, был застенчив. За ним сразу же закрепилось прозвище «Ботаник». Одноклассники общались с «Ботаником» только из-за того, что он давал списывать им домашние задания по математике. На весенних каникулах в марте во время школьной спартакиады Антон пропустил 3 мяча во время игры в футбол. Поэтому футбольная команда 6 «А» не вошла в число призеров Спартакиады, и это стало пусковым механизмом для издевательств над «Ботаником» и превращение его в «Козла отпущения». Одноклассники отпускали в его сторону грубые шутки, индивидуально и публично унижали, прятали его портфель в женском туалете, раскидывали по классу на переменах его учебные принадлежности и т.д».
Группы после обсуждения зачитывают ситуации вслух и относят её либо к конфликту, либо к одному из видов буллинга, обсуждают.
Педагог – психолог: |
- Ситуация буллинга негативно влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», т.к. если проявление агрессии оказывается эффектным, то это может закрепится в качестве стиля поведения в будущем. Все вовлеченные в насилие участники (пострадавшие, обидчики, свидетели) переживают его негативное влияние на свою жизнедеятельность. Насилие может причинить его участникам психологический, социальный, физический (соматический) и/или академический вред, который может проявляться по-разному в зависимости от роли участника.
«Буллинг-структура» довольно устойчива, при этом «жертвы» и «агрессоры», а также «союзники» часто меняются местами. Профилактика буллинга поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв».
- Как вы думаете, какие дети чаще всего становятся «жертвами» травли? А какие скорее станут «агрессорами»? Кто, скорее всего, станет «союзником агрессора»?
Предлагаю выполнить задание «Соотнесите характеристики детей с их возможной ролью».
Каждой группе предлагается ватман, разделенный на три колонки с надписями «агрессор», «жертва», «союзники». А также характеристики детей, напечатанные на цветной бумаге, разрезанные на отдельные фрагменты. Внизу ватмана написать, что можно сделать, чтобы избежать травли? Какие меры как педагоги или классные руководители вы можете предложить? Меры, которые можно предпринять для профилактики и борьбы с буллингом? |
Характеристики в нужном порядке:
Дети – агрессоры (булли):
- это дети, уверенные в том «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиться своих целей;
- не умеющие сочувствовать своим жертвам;
- физически сильные мальчики;
- легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.
- желающими быть в центре внимания;
- уверенные в своём превосходстве над жертвой;
- с высоким уровнем притязаний;
- мечтающие быть лидерами в классе;
- агрессивные дети, «нуждающиеся» для своего самоутверждения в жертве;
-дети не признающие компромиссы;
- со слабым самоконтролем;
- интуитивно чувствующие, какие одноклассники не будут оказывать им сопротивление.
Союзники булли:
- боящиеся быть на месте жертвы;
-не желающие выделяться из толпы одноклассников;
- дорожащие своими отношениями с лидерами;
- поддающиеся сильному влиянию;
- не умеющие сопереживать и сочувствовать другим;
- безинициативные;
- принимающие травлю за развлечение;
- дети жестоких родителей;
- из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия;
-озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения.
Жертва:
- тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе;
- не имеющие ни одного близкого друга из числа сверстников, друг – взрослый;
- пугливые, застенчивые, замкнутые, чувствительные;
- склонные к депрессии и суициду;
-из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия;
-страдающие от одиночества;
- верящие, что заслуживают роль жертвы, и пассивно ждущие насилия от преследователей;
- имеющие негативный опыт жизни;
- из неблагополучных семей;
- с комплексами неполноценностей;
- не верящие в защиту учителей;
-смирившиеся с насилием, как со своей судьбой;
- предпочитающие умалчивать о травле и насилии;
- не считающие себя частью своего коллектива.
Представление своей работы участниками тренинга. Обсуждение.
|
Заключительная часть
Педагог-психолог:
- Все мы действительно разные. Но нам это помогает, потому что мы дополняем друг друга. Предлагаю вам вместе выполнить упражнение «Мы разные, но мы вместе» (которое можно использовать и для детей).
- Посмотрите на соседа слева, положите левую руку ему на плечо, взгляните на него и скажите: "Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя", а теперь соседу справа положите правую руку на плечо, посмотрите на него и скажите: "Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя".
Не торопитесь отпускать руки, ведь пока мы все вместе, мы можем окрасить мир в яркие цвета, сделать его хоть капельку добрее и лучше.
Заключительная часть
В заключение, предлагаю вам памятку для класса «Что может делать педагог для профилактики буллинга»
1. Поговорите с зачинщиками. Агрессоры уверены, что правы и их никто не видит. Поэтому даже не разговор в кабинете директора, а на начальных этапах обычный разговор даст понять — вы в луче прожектора и все ваши противоправные действия видны. Объясните детям, что их поведение недопустимо, может привести к суровым последствиям. Расскажите, что чувствует жертва.
2. Проведите разъясняющий разговор в классе. Вы можете не называть имен, но и так все и все поймут.
3. Не провоцируйте буллинг сами и не легализуйте его. Если учитель неоднократно высказывался осуждающе об одном и том же ученике, это даст детям повод думать, что это нормально. Исключите фразы типа «Из-за тебя, Семенов, мы не смогли снова пройти материал на уроке», «Опять, Иванов, ты не сделал домашнее задание. Ты подводишь весь класс», «Твои родители не занимаются тобой, я буду тебя воспитывать» и т.п.
4. Проводите игры на сплочение в классе.
5. Если это не единичный случай, то нужно подключать других специалистов — психологов, социальных педагогов и родителей. Тех, которые будут решать проблему практически в рамках своей компетентности. Возможно, это будут не только тренинги и консультации, но и беседы с родителями, выходы в семью.
6. Самый лучший способ — профилактика. Включайте в классные часы информацию о конфликтах и способах их разрешения. Помогать детям решать конфликтные ситуации, стараясь не принимать сторону одного из участников, помогать находить компромисс.
7. Смотрите фильмы и мультфильмы с детьми, обсуждайте их. («Чучело», «Гадкий утенок», «Невидимка»).
8. Обучать детей конструктивным способам решения конфликтов.
9. Развивать у детей чувство эмпатии и толерантности.
10.Обучать навыкам самоконтроля и саморегуляции.
11. «Хвалить при всех, ругать наедине»!
12. Устраивать совместные мероприятия (походы, праздники, творческие вечера).
13. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников.
14. Если по каким -либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.
Рефлексия занятия
Педагог – психолог:
- Считаете ли вы материал семинара – практикума нужным для себя?
- Что нового для себя узнали?
- Пригодится ли вам эта информация в дальнейшей работе с детьми?
Благодарю за внимание!
Список использованных источников:
Л. Петрановская. Методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов.
Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info18.html.
Ожиёва Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг [Электронный ресурс] //Психология и социология. 2008. №5. Режим доступа:http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.html.
Набор кейсов для педагогов по выявлению и пресечению случаев насилия в образовательной организации [Электронный ресурс] https://ppms22.ru/upload/medialibrary/3b0/nabor-keysov-dlya-pedagogov-po-vyyavleniyu-i-presecheniyu-sluchaev-nasiliya-v-obrazovatelnoy-organizatsii.pdf?ysclid=m3vnu36tx4945137624
Школа без насилия. Методическое пособие / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. — М.: АНО «ЦНПРО», 2015. — 150 с.
Видео «Лобстер» [Электронный ресурс] https://vk.com/video-7317042_456239018