12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Котова Марина Павловна62
Россия, Алтайский край, Бийск
3

Сценарий семинара в ДОО «Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».

Сценарий семинара в ДОО

Тема семинара: «Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».

Форма проведения: практико-ориентированный


Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в рамках реализации вариативной части ООП ДОО - парциальной программы «Приобщение дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины»; формирование у педагогов навыков использования эффективных форм, методов и приемов работы в совместной деятельности с детьми.

Задачи:

Обогатить знания педагогов о формах и методах, системе работы по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации вариативной части ООП ДОО - парциальной программы «Приобщение дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины».

Определение перспективы дальнейшей методической работы по повышению профессионального уровня педагогов.


Повестка семинара:

1. Вступительное слово.

2. Психологический тренинг: Упражнение «Я учусь у Вас…».

3. Актуальность патриотического воспитания детей в ДОО.

4. Система, последовательность, направления, формы и методы работы по приобщению дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины в рамках реализации вариативной части ООП ДОО - парциальной программы «Приобщение дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины».

5. Итоги тематической проверки по теме: «Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления дошкольников с культурой и традициями своей малой Родины».

6. Варианты итоговых мероприятий, работа с родителями в рамках реализации вариативной части ООП ДОО - парциальной программы «Приобщение дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины».

7. УМК по реализации Парциальной программы «Приобщение дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины».

8. Итоги семинара.


Ход семинара:

1. Вступительное слово:

В рамках реализации ООП ДОО ее вариативной части, парциальная программа по социально-коммуникативному развитию: «Приобщение дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины», тема семинара: «Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».


2. Психологический тренинг: Упражнение «Я учусь у Вас…».

Участники выходят в круг и бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у Вас…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику и т. д.


3. Актуальность патриотического воспитания детей в рамках реализации вариативной части ООП ДОУ - парциальной программы «Приобщение дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины».

Задача патриотического воспитания сегодня очень актуальна. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. В дошкольном возрасте формируются основные качества человека, закладывается фундамент будущего человека. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории своего города, края, традиции. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретают не только определённые знания, но и важные нравственные качества:

основы гражданственности,

любовь к Родине,

бережное отношение к её природе,

историческому и культурному наследию,

уважение к старшим и сверстникам,

уважение к культуре и традициям других народов.

Таким образом, система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Семья – Детский сад – Родная улица, район – Родной город – Страна, её столица, символика.

Конечно, данная схема не отражает всей полноты работы по патриотическому воспитанию, включающей воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям труда. Все эти задачи включены в общую систему работы по данной проблеме: патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием. Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни.

Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно… И не потому, что так решили в правительственных кругах. А потому, что невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества.

В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. И наша с вами задача показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, необходимо создавать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируется любовь к малой и большой Родине.

Вот почему так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.


4. Система, последовательность, направления, формы и методы работы по приобщению дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины в рамках реализации вариативной части ООП ДОО - парциальной программы «Приобщение дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины».

Работу по проблеме приобщения детей к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста целесообразно строить по следующим направлениям:

1. Взаимодействие педагогического коллектива по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

2. Взаимодействие коллектива педагогов с детьми по привитию нравственно-патриотических знаний, умений и чувств.

3. Сотрудничество педагогов ДОО, родителей и детей в поддержании и развитии традиций семейного и общественного воспитания на основе нравственности.

4. Взаимодействие ДОО с общественными патриотическими организациями социума.

Условно работу в ДОО по патриотическому воспитанию можно представить по трем направлениям: с родителями, с педагогами, с детьми.

Работа с детьми строится по следующим направлениям:

1. Формирование знаний о семье, о своих близких.

Цель: Расширять область социально-нравственных чувств и отношений детей.

Задачи:

Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию.

Обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях.

Побуждать детей совершать положительные поступки, движимых мотивами гуманности и справедливости, воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье.

2. Изучение микросоциума в системе нравственно патриотического воспитания дошкольников.

Цель: Расширять круг общения детей, способствовать осознанию значимости трудовой деятельности взрослых.

Задачи:

Поддерживая естественное расширение интересов ребенка, помогать свободно ориентироваться в ближайшем окружении.

Развивать исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности.

Учить действовать в повседневной жизни разумно и самостоятельно, понимать и реализовать в своем поведении нравственное отношение к своему детскому саду.

3. Изучение родной природы.

Цель: Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного края.

Задачи:

Знакомя с природой родного края, обеспечивать возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.

Развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности, развивать гуманное бережное отношение ко всему живому.

Воспитание чувств любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма.

4. Знакомство с историей и культурой своей малой Родины (города, края).

Цель: Воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой Родины.

Задачи:

Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный этап в познании родного края.

Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.

Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и преумножать богатство своего родного края.

5. Знакомство с людьми, которые прославили наш город и край.

Цель: Донести до детей значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

Создать условия для восприятия целостной картины войны.

Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе изучения военной истории Отечества.

Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и отважным.

Что должен знать педагог:

Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно рассказать и показать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия. Следует отметить, что тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе, изменяются только содержание, объем познавательного материала и длительность изучения Малая родина, каждый город хранит память о своих великих гражданах, рассказывает об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, имеет свои обычаи и традиции. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному краю будет успешным, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность.

Вопросы для всех педагогов:

Какие на ваш взгляд являются более эффективными формы и методы работы с детьми по приобщению воспитанников к культуре и традициям своей малой Родины?

целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – совместная образовательная деятельность.

Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу или краю, способствующие проявлению активной деятельностной позиции: устное народное творчество, декоративно – прикладное искусство, музыка, художественная литература, игра, самостоятельная детская деятельность.

Чтобы дети повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др. Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний. Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т. п.

Методы патриотического воспитания:

- наблюдения, целевые прогулки, экскурсии ;

- привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);

- рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

- беседы с детьми о стране, родном городе;

- разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок,

- прослушивание музыкальных произведений;

- знакомство детей с народной декоративной росписью;

- личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).


5. Итоги тематической проверки по теме: «Развитие познавательнолй активности детей в процессе ознакомления дошкольников с культурой и традициями своей малой Родины».

Аналитическая справка по итогам тематического контроля по теме: «Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления дошкольников с культурой и традициями своей малой Родины» (старший дошкольный возраст).

Цель: Определение уровня эффективности воспитательно – образовательной работы по развитию познавательной активности воспитанников в рамках реализации парциальной Программы «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям своей малой Родины»

Содержание контроля.

Тематическая проверка осуществлялась по следующим направлениям:

- наблюдение образовательного процесса;

- оценка профессиональных умений воспитателя;

- анализ средовых условий в группе;

- наличие перспективного и календарного планирования работы;

- оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа образовательной деятельности с детьми, наблюдения за качеством, выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, беседы с воспитателями, обследования материальной базы и развивающей среды в группе.

Выводы по тематическому контролю.

Проведённый тематический контроль продемонстрировал эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОО по вопросу «Приобщение дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины». В образовательном учреждении созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему нравственно-патриотического воспитания детей в целом. Дети подготовительного возраста владеют нравственными знаниями, в процессе совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление о нормах и правилах поведения, развитии нравственных чувств и эмоций, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

По результатам тематического контроля видно: развивающая предметно – пространственная среда в группах создана в соответствии с ФГОС ДО. В группах оборудованы специальные зоны для детей по возрасту: уголок по социально- нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город); для детей старшего дошкольного возраста – уголки патриотического воспитания, содержащие материал, по ознакомлению с родным городом, краем: изготовлены совместно с родителями макеты: старый город Бийск, памятник Петру I, Дом культуры, планетарий г. Бийска, памятник Чуйского тракта. В работе с детьми активно используется наглядный материал: иллюстрации, фотографии, картинки, плакаты, видеоматериалы, презентации.

Прослеживается система в планировании работы педагогов по парциальной программе. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности. Работа педагогического коллектива по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено. Имеют место недочеты в работе отдельных групп и педагогов.

Рекомендации:

1. Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников в рамках парциальной Программы, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровъесбережение, работа с родителями).

Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно.

2. Грамотно оформлять документацию по воспитательно-образовательной работе; в календарном планировании прописывать цели проводимых мероприятий.

Ответственные: воспитатели всех групп. Срок: постоянно.

3. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.

Ответственные: воспитатели всех групп. Срок: постоянно.

4. Привлечь родителей для участия в совместных экскурсиях, тематических прогулках.

Ответственные – воспитатели.

5. Дополнить приложение к Парциальной программе конспектами, презентациями по темам согласно программе.

Ответственные: ст. воспитатель, воспитатели.


6. Варианты итоговых мероприятий, работа с родителями в рамках реализации вариативной части ООП ДОО - парциальной программы «Приобщение дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины».

Ознакомление с историческим и культурным наследием родного края подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Работа по парциальной программе «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям малой родины» разработанная творческой группой нашего ДОО предполагает комплексное знакомство с родным краем. Кроме социально – коммуникативного развития наша программа затрагивает и вопросы патриотического воспитания. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у дошкольников любви к своей Родине. Любовь к Родине формируется у детей под влиянием окружающей жизни при целенаправленном воздействии родителей и воспитателей. Поэтому неотъемлемой частью является активное сотрудничество педагогов с родителями воспитанников.

Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой родиной и привитию любви к родному краю являются тематические прогулки и экскурсии. Изучение родных мест начинается со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, дети учатся выделять интересное, красивое. Целевые экскурсии в библиотеку, школу, на почту формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города. Экскурсии в церковь, историческим памятникам, к памятнику погибшим в ВОВ оставляют неизгладимое впечатление в сердцах детей.

При всем многообразии форм и методов работы по ознакомлению с родным городом, как показывает опыт работы, особое место занимает работа с макетом. Знакомство с окружающим миром на примере макетирования очень показательно, с точки зрения развития у дошкольников познавательного интереса, любознательности и наблюдательности. Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта. В процессе работы с макетом педагогу удается затронуть эмоционально-чувственную сферу детей, активизировать их мыслительную деятельность.

Например: «Наш микроучасток» (может быть макет группой площадки, проспект города, парки развлечений, архитектурные памятники и др.)

В воспитании и обучении детей огромное значение имеет пример взрослых, и особенно близких ребенку людей. В связи с этим важно на конкретных фактах из жизни старших членов семьи привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д.

Родители вместе с детьми могут принимать участие в викторинах (например, викторина «Моя малая родина»), интеллектуальных играх «Родная сторона», конкурсах, в создании различных альбомов. Сборе информации о городе, крае (стихотворения местных поэтов, статьи). Большие значения для ознакомления детей с малой родиной имеют семейные экскурсии, которые предполагают фотоотчет, оформление альбомов, изготовление буклетов об экскурсии (в оформлении таковых могут помочь педагоги). Итоги таких экскурсий можно отображать и в фотовыставках. Необходимо привлекать родителей к проблеме формирования патриотических чувств дошкольников, воспитания любви к малой родине, показывать ее значимость, чтобы формировалась активная родительская позиция, чтобы цели дошкольного образования и семьи были общими.

Итоговыми мероприятиями могут быть совместные творческие работы детей и родителей (составление «генеалогического дерева семьи», «Герб нашего города», «Символы города, края»). Проектные работы «Человек без Родины, что соловей без песни!», презентации «Достопримечательности города», «Архитектурные памятники» и др., праздники и развлечения (Осенины и др.)

Проведение конкурса на лучшую стенгазету «Семейные традиции», в которых родители с детьми покажут с помощью рисунков, фото, картинок свой семейный отдых, праздники, совместную генеральную уборку и др.

Можно привлечь родителей к оформлению в группе мини-музеев «Бийск старый и современный». Это позволит собрать интересные факты об историческом прошлом родного города. Дети сами могут быть экскурсоводами, рассказывать о предметах, событиях.

Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, целесообразно сопровождение работы в рамках парциальной программы наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, макетами.

Формами работы по развитию представлений о малой родине могут быть:

1. Экскурсии к историческим памятникам, по улицам города, в музеи.

2. Прогулки по памятным местам родного края.

3.Просмотр фильмов и презентаций о родной земле, о подвигах людей.

4. Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных малой родине.

5. Встречи со знаменитыми деятелями культуры, искусства, ветеранами родного города.

6. Дидактические игры, задания, игровые упражнения на закрепление материала.

7. Оформление тематических выставок, изготовление сувениров, выпуск альбомов, буклетов.

8. Постановка музыкально-театрализованной деятельности.

9.Проведение познавательных викторин, олимпиад.

Одно из условий ознакомления детей с историей и культурой малой Родины - приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору и т.д.

В программе уделено место знакомству детей с христианскими праздниками, где итоговыми мероприятиями могут выступать такие праздники и развлечения, как Рождество, Колядки, Масленица; патриотические: День народного единства, День Победы, День России и др.


7. УМК по реализации Парциальной программы «Приобщение дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины».

Для полноценной реализации парциальной Программы используются следующие источники:

- Н. В. Алешина «Знакомим дошкольников с родным городом»

- Э.П. Шмойлова «Достойные бийчане»;

- О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

- В. Нечунаев «Учили азбуке козу»

- Э. П. Шмойлов «Очерки истории города Бийск»

- В. В. Бианки «Рассказы о животных»

- Музейный всеобуч.

В методическом кабинете есть приложение к Программе, в котором есть конспекты бесед, развлечений, стихи и пословицы. Но не все темы, которые указаны в программе, раскрыты полностью, поэтому необходимо вести работу по подбору видеоматериала, составление презентаций, конспектов бесед и т. д.


8. Итоги семинара.

1. Продолжать работу по развитию познавательной активности детей в процессе ознакомления дошкольников с культурой и традициями своей малой Родины, в рамках реализации вариативной части ООП ДОО - парциальной программы «Приобщение дошкольников к культуре и традициям своей малой Родины»; отражать ее в перспективных и календарно-тематических планах.

Ответственные: воспитатели, старший воспитатель.

Срок: постоянно.

2. Составить презентации, конспект беседы по темам:

«Достопримечательности города Бийска»; «Знаменитые люди Алтая»; «Полезные ископаемые Алтая (соль, глина, колывань камнерезная)»; «Лекарственные растения. Беседа о значении предприятия «Эвалар», для жителей города»; «Славится край бийчанами, о людях чьими именами названы улицы города».

Ответственные: воспитатели (распределение по группам).

Срок: в течение учебного года.

2. Повышать профессиональную компетентность по проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Ответственные: педагоги.

Срок: в течение учебного года.

3. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы с воспитанниками по данному направлению, выявляя и использовать их в практической деятельности

Ответственные: педагоги.

Срок – в течение учебного года.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.