Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Стили педагогического общения»

1
0
Материал опубликован 5 December 2022

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Стили педагогического общения»

Цель: способствовать повышению психологической компетентности педагогов в рамках темы. Задачи: рассказать педагогам об основных стилях общения с детьми; показать эффективность стилей общения.

Упражнение «Представление»

Нашу работу мы начнем с того, что я попрошу вас ответить на вопрос: «Что, на ваш взгляд, является самым важным в общении с детьми?».

(ответы записываются на ватмане, прикрепленному к мольберту)




Стиль педагогического общения.

В педагогической практике давно замечено, что в детском саду группа удивительно похожа на своего воспитателя. Если педагог шумный, неорганизованный, то и группа, как в зеркале, отразит в своем поведении эти же черты. Если педагог организован, строг - таким будет в своем поведении и детский коллектив. Если же для педагога свойственна манера «сюсюкания», то дети, придя в следующую возрастную группу, поражают затянувшимся «младенчеством», неспособностью к выполнению многих режимных моментов. Это в своей основе связано со стилем общения воспитателя со своими воспитанниками.

В чем же конкретно выражается стиль общения педагога с детьми? Он проявляется прежде всего в содержании требований воспитателя к детям, системе стимулирования и оценке их деятельности. Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и детей.

В стиле общения находят выражение:

особенности коммуникативных возможностей педагога;

сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

творческая индивидуальность педагога;

особенности детского коллектива.

Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя. В наши дни выделяют много стилей общения, но остановимся на основных: авторитарный, попустительский и демократический стили педагогического общения.

1. Авторитарный При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что педагог часто прибегает к приказному тону, делает резкие замечания детям. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный педагог не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются педагогом поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию воспитанников, поскольку дети не знают, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль могут свидетельствовать о неуверенности педагога в позитивные возможности детей. Во всяком случае, в его глазах дети характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным педагогом, как проявление нежелательного самоволия. Детям не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу. Иногда авторитарный педагог позволяет детям участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает взрослый в соответствии со своими установками.

2. Попустительский Главной особенностью попустительского стиля по сути дела является самоустранение педагога из воспитательно-образовательного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты деятельности детей при данном стиле общения — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что дети не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства педагог стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

3. Демократический Главной особенностью демократического стиля является то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у детей развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях с педагогом и между детьми. Если при авторитарном стиле между членами группы царила «вражда», особенно заметная на фоне «покорности» руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении дети не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства педагог опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива педагог старается занять позицию «первого среди равных», вникает в их личные дела и проблемы. Дети обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует педагог.


Игра «Паровозики»

Инструкция: «Паровозики» ездят по трое, стоя в затылок друг другу. У второго и третьего глаза закрыты - это вагоны. Первый глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять тройкой. Задача паровоза - проехать без аварий. По сигналу «стоп» движение останавливается, возможность стать главным вагоном предоставляется другому, потом третьему участнику.

Вопросы для обсуждения: Какие чувства вы испытывали во время этой игры? Какая позиция была самой комфортной, что было легче: руководить или когда тобой руководили? Смогли ли вы абсолютно довериться ведущему? От чего это зависело?


Идея: У каждого человека есть своя комфортная позиция - вести за собой или быть ведомым. Но, работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция. От того, как мы это будем делать, во многом зависит, какими вырастут наши воспитанники.


Игра «Солнышки».

Я думаю, что каждый из вас способен стать для ребенка маленьким солнышком, которое всегда осветит путь и обогреет. Я дарю вам сегодня такие солнышки, напишите на каждом лучике продолжение фразы: «Дети любят общаться со мной, потому что…»


Заключение. Подведение итогов работы.

Не бывает воспитания без трудностей и проблем. Педагог - прежде всего человек. Со своими чувствами и потребностями. А воспитание - это живой процесс человеческих отношений. Хорошее воспитание не может состояться без постоянной работы над этими отношениями и без постоянной работы над самим собой. Мы любим цветы, но, не зная особенностей ухода за ними, не создавая нужных условий для их роста, вряд ли дождемся их цветения.

Я желаю вам успехов в нелегком деле воспитания. Наш семинар - практикум подошел к концу, всем спасибо!







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.