Семинар-практикум для педагогов «Задачи и формы работы с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания»

1
1
Материал опубликован 16 October 2022











«ЗАДАЧИ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ»

Семинар-практикум для педагогов















Цель: повышение педагогической компетентности педагогов по проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни через привитие навыков гигиены и самообслуживания. Активизация мыслительной деятельности педагогов в процессе их работы в микрогруппах.



Задачи:


1 этап. (1-й час)

-Дать представление педагогам о здоровом образе жизни, гигиеническом воспитании.

-Определить формы работы с детьми в ДОУ по формированию культурно -гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

- Сформулировать основные задачи по гигиеническому воспитанию, стоящие перед педагогами младших групп.


2 этап. (2-й час)

- Раскрыть методику образовательной ситуации

- Сформировать у педагогов практические умения по использованию практической ситуации в совместной деятельности с детьми.


Дидактический материал: игровой персонаж Неумейка, руки которого испачканы черной тушью; лейка с водой, мыльница, кирпичик - предмет-заместитель мыла, игрушечный тазик, полотенце: памятки «Учим пользоваться полотенцем», «Методика формирования гигиенического навыка умывания»; схема «Формы работы с детьми по формированию КГН и навыков самообслуживания».


Участники семинара: педагоги ДОУ.


1 часть 1-й час). Теоретическая.


Вступительное слово педагога


Уважаемые коллеги! Свое выступление мне хотелось бы начать с высказывания известного советского педагога В. А. Сухомлинского: «Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье -это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». С дошкольного возраста надо прививать у детей умение разбираться в особенностях своего организма и привычку к образу жизни, сохраняющему здоровье, а не разрушающему его.

Система физического воспитания дошкольника является частью общегосударственной системы физического воспитания. Целью физического воспитания является формирование здорового образа жизни.

Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении предусматривает формирование у детей некоторых представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Знание ребенком основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасной жизнедеятельности составляет фундамент формирования ЗОЖ, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье.


Итак, что же такое здоровый образ жизни? Это образ жизни, который обеспечивает формирование, сохранение и укрепление здоровья.


А формирование здорового образа жизни - это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных, новых форм поведения, полезных для здоровья; изменение, а то и вовсе отказ от вредных для здоровья привычек; овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести ЗОЖ, постепенно добиваясь, чтобы все эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными.


В приобщении малышей к здоровому образу жизни особо важно помочь детям овладеть основами гигиенической культуры (сознательной системой действий и отношений, направленных на укрепление и сохранение здоровья).


Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении является одним из разделов воспитательно-образовательной работы.


Уважаемые коллеги, как вы понимаете, что такое «гигиеническое воспитание»? (Педагоги формулируют свое понимание данного определения.)


(Обобщение сказанного.)

Гигиеническое воспитание детей заключается в рациональном использовании условий внешней среды, сообщении детям элементарных гигиенических сведений и формировании на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.

Овладение основами гигиенической культуры осуществляется через приобретение детьми гигиенических навыков ухода за своим телом, культурой еды, бережного отношения к вещам, предметам и игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке.

Следует помнить, что важнейшее психологическое новообразование, возникающее на границе раннего и дошкольного детства - самостоятельность. Именно в раннем и младшем дошкольном возрасте ребенок способен научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользоваться туалетом. Осознание своей самостоятельности требует от ребенка самовыражения в деятельности, исключения излишней опеки со стороны взрослых. При этом роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности.

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.

Поэтому считаю, что важными задачами, стоящими перед педагогами можно назвать следующие:

Помочь ребенку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, маечку, шапочку и др.; намылить руки, смыть мыло и грязь вытереть руки и лицо полотенцем) из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание).

Научить соблюдать гигиенические правила поведения за столом во время еды.

Сформировать отчетливые представления о предметах одежды и обуви, а также их назначения и способах использования, правилах обращения с предметами для детского самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы и пр.).

Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании.

Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч и пр.)

Для решения этих задач необходимы совместные усилия медицинского и педагогического персонала детского учреждения, а также родителей.


Практическая часть - педагогический тренинг.


А сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы. Задача первой группы продумать и озвучить формы работы детского сада по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Задача второй - формирование КГН и навыков самообслуживания у малышей в семье.

(Работа в группах).

Подведение результатов работы.

Выступление представителей от каждой группы. Обсуждение.

Педагог составляет на доске схему «Формы работы с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания», используя заранее подготовленную таблицу.

Педагог предлагает участникам семинара оценить свою работу по составленной схеме с помощью квадратов, обозначающих уровни педагогического мастерства (желтый квадрат - хорошие знания, нет затруднений; зеленый квадрат - слабо, недостаточно знаю, не всегда получается; оранжевый квадрат - не знаю, не получается. Квадраты закрепляются под каждым разделом схемы, чтобы было видно, какая из проблем вызывает затруднение у большинства педагогов).


2 этап (2-й час). Практическая часть: «Использование образовательных ситуаций в совместной деятельности с детьми по формированию КГН. Образовательная ситуация «Научим Неумейку мыть руки».


Вступительное слово педагога

Уважаемые коллеги! В ходе прошлой нашей встречи мы с вами составили схему «Формы работы с детьми по формированию КГН и навыков самообслуживания». Оценивая работу по составленной схеме, были выявлены затруднения у большинства педагогов при использовании одной из этих форм. Поэтому сегодня я хочу обратить ваше внимание на образовательные ситуации, и продемонстрировать создание одной из таких ситуаций по теме «Научим Неумейку мыть руки».


Итак, образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания.


Есть разные типы образовательных ситуаций:

игровые (например, «Мы купаем нашу Таню», «Мы помогаем кукле Маше выздороветь» и т.п.);

практические (например, «Каждая ножка - в свой домик», «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться», «Научим Неумейку мыть руки» и т.п.);

театрализованные (например, «Маша обедает» и т.п.) и др.


В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет малышей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой.

Организуя общение, воспитатель интегрирует познавательную и игровую деятельность детей. Необходимость интеграции диктуется тем, что процесс познания у детей младшего дошкольного возраста определяется практическими потребностями, включен в практическую результативную и игровую деятельность.


К примеру, ситуация «Научим Неумейку мыть руки» используется не только как упражнение детей в мытье рук, она может быть использована и для решения других задач:

обогащения представлений о предметах личной гигиены и их назначении (помочь Неумейке в выборе предметов для умывания);

развития детской речи, знакомства с новыми литературными произведениями и иллюстрациями к ним (Неумейка вместе с детьми разучивает потешку про водичку; рассматривает картину «Мама купает ребенка»).


Для организации ситуаций не нужно специально собирать детей, сажать или ставить их около себя. Достаточно эмоционального обращения к детям. Необычность позиции взрослого - «играет с куклой» - привлекает детей.

Т.е. задача педагога - заинтересовать детей и эмоционально представить возникшую проблему, требующую решения включить детей в конкретное практическое действие.


В качестве игрового персонажа лучше выбрать знакомого детям героя (куклу, мишку, кота) с большими выразительными глазами. Для активизации эмоциональной сферы ребенка необходимо использовать сюрпризные моменты, песенки, потешки, прибаутки. Речь воспитателя, обращенная к детям, должна постоянно включать простые фольклорные формы.


Все образовательные ситуации в младших группах обязательно носят игровой характер и строятся на положительном эмоциональном фоне.

Для эффективного освоения программного содержания образовательные ситуации многократно повторяются с некоторым изменением и усложнением:

включение новых предметов, более детальное их рассматривание;

переход инициативы от взрослого к ребенку;

переход от индивидуального общения со взрослым и использования неречевых средств (мимика, жест, действие и пр.) к собственно речевому общению не только со взрослым, но и со сверстниками.

Т.е. сначала показываем, как правильно действовать в той или иной ситуации (наглядный пример воспитателя - например, как сделать «мыльные перчатки»), затем организуем ситуацию с активным участием детей (дети помогают правильно выполнить действие, т.к. игровой персонаж «не знает» или «затрудняется»).

Организация проблемно - игровых ситуаций обеспечивает накопление личного опыта поведения.


Мы учим детей умываться. А ведь умывание - это труд, такая деятельность, в которой тоже формируется личность. Поэтому необходимо целенаправленно формировать указанную деятельность, показывая всю систему компонентов.

Сейчас мы рассмотрим с вами ситуацию с активным участием детей.

Цель данной ситуации - способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение действий от подготовки (засучить рукава, включить воду) до получения результата (чистые, сухие руки, полотенце висит на своем месте, кран закрыт); осознанию своей умелости, важности мытья рук по мере их загрязнения; умению, используя речевые средства, принимать активное участие в разрешении совместно со сверстниками проблемно - игровой ситуации.


Далее педагог конструирует данную образовательную ситуацию. (Конспект прилагается).


В разных вариациях ситуации по обучению мытью рук, умыванию задаются детям в течение того времени, пока не произойдет прочного формирования навыка.

Затем предлагается усложнение ситуаций - от решения проблемы с нарушением одного компонента до нарушений нескольких компонентов.

Например, создать ситуацию:

Нет воды в кране. Что делать? Может быть, сесть за стол и не мыть руки? (Заранее приготовлены лейка и ведро с водой).

Нет мыла. Можно вымыть руки без мыла? Почему нельзя? (Без мыла не будут руки чистыми, не сделать белые перчатки.)

Вместо мыла положены деревянные кусочки. Интересно, заметят ли дети подмену, потребуют ли мыло?

Это может быть дидактическая игра с картинками, предполагающая задания: разложить их в определенной последовательности действий (включить воду - кран; намочить и намылить руки -мыло, мыльные перчатки; отжать воду с рук - замочек; вытереть -полотенце).

На этапе всего дошкольного детства необходимо активно привлекать родителей к гигиеническому воспитанию детей, так как часть гигиенических навыков у детей формируется в семье.

Поэтому важно рекомендовать родителям целесообразное содержание детской деятельности дома, предоставление ребенку возможности умываться, мыть руки самостоятельно или же с минимальной помощью со стороны взрослых; поощрение детской умелости, особенно желания, вымыть руки, если они испачкались; развитие элементарного самоконтроля.

Для того чтобы ребенок с желанием участвовал в гигиенических процедурах порекомендовать родителям использовать элементы устного народного творчества. (Педагог презентует сборник «Использование устного народного творчества при формировании у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания»).

Предлагает педагогам вспомнить потешки, которые они используют, например, во время умывания. (Педагоги называют потешки).

В заключении хочется еще раз напомнить, что следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, а навыки гигиены с возрастом постепенно совершенствовались и становились привычными. Добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье.


Вручает памятки. Благодарит участников семинара за сотрудничество.

























Методика формирования культурно - гигиенического навыка умывания


Мы учим малышей умываться. А умывание - это труд, такая деятельность, в которой тоже формируется личность. Поэтому необходимо целенаправленно формировать указанную деятельность, показывая всю систему компонентов.

Задумали сделать руки чистыми, чтобы червяки не завелись в животе.

Сейчас руки грязные.

Откроем кран с водой, возьмем мыло.

Разотрем мыло, сделаем из мыла белые перчатки с длинными белыми манжетами, смоем; если перчатки получились черными, надо еще раз повторить - сделать перчатки белыми, смыть, отжать воду, вытереть руки о полотенце.

Руки стали чистые и сухие, полотенце - чистое, но мокрое (что получилось? Какой результат?)


Первоначально в течение одного, а может быть, и двух месяцев воспитателю необходимо последовательно провести следующую систему работы:

1. Назвать и показать все компоненты процесса умывания:

Что хотим сделать?

Какие сейчас руки? Почему?

Чем будем мыть руки?

Как будем мыть руки?

Какими стали руки после мытья? (Чистые и мокрые.)

А после вытирания полотенцем? (Чистые и сухие.)

Предложить детям рассказать, как будем мыться (повторение 1). «Послушаем Женю, как надо мыться, чтобы руки стали чистыми».

Зачем нужно мыть руки?

Как узнать, что руки стали чистые? Правильно, посмотреть, всю ли пену смыли. Если пена осталась, значит, и грязь осталась на руках.

Создать ситуацию: нет воды в кране. Что делать? Может быть, сесть за стол и не мыть руки? (Заранее приготовлена лейка и ведро с водой, нужно полить из лейки и вымыть руки - предложение должно исходить от детей.)

Нет мыла. Можно вымыть без мыла? Почему нельзя? (Без мыла не будут руки чистыми, не надеть «белые перчатки».) (повторение 2).

Вместо мыла положены деревянные кусочки. Интересно, заметят ли дети подмену, потребуют ли мыла?

8. Кукла пришла поучиться мыть руки, чтобы у нее они тоже стали чистые. Рассказать и показать кукле, как надо мыть руки, чтобы они стали чистые (повторение 3).


В разных вариациях эти вопросы и ситуации задаются детям в течение того времени, пока не произойдет прочного формирования навыка. Затем предлагается усложнение ситуаций - от решения проблемы с нарушением одного компонента до нарушений нескольких компонентов. Только тогда деятельность педагога приведет к положительному результату. Так, в развитии и усложнении, видится каждый режимный момент, в котором ребенок может быть активным и самостоятельным, понимающим необходимость требований взрослого.



Рекомендации воспитателю по регулированию занятости детей в процессе формирования КГН умывания:

одна группа моется, вторая - вытирается, третья - играет в хороводную игру или с пальчиками. Воспитатель проявляет интерес, доброжелательность, оценивает результат и направляет деятельность малышей. Каждой группе он должен уделить внимание, и не один - два раза, а при каждом умывании.




Образовательная ситуация «Научим Неумейку мыть руки»



Цель: Способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действий от подготовки (засучить рукава, включить юлу) до получения результата (чистые, сухие руки, полотенце висит на своем месте, кран закрыт); осознанию своей умелости, важности мытья рук по мере их загрязнения; умению, используя речевые средства, принимать активное участие в разрешении совместно со сверстниками проблемно - игровой ситуации.


Материал: игровой персонаж Неумейка, руки которого, готовясь к конструированию образовательной ситуации, педагог заранее пачкает черной тушью (тушь на водной основе легко смывается под струей воды и не портит игрушку). Оборудование умывальной комнаты.


Организация. Образовательную ситуацию целесообразно конструировать во второй половине дня, когда дети заняты свободной деятельностью, играют в настольно-печатные игры, рассматривают книги или картинки; проводить с небольшой подгруппой детей, 3-4 человека


Ход ситуации:

Воспитатель вносит игровой персонаж, который «хочет» подключиться к детской деятельности. Но можно ли ему вместе с детьми рассматривать такие красивые книжки (играть в лото)? Его руки черным - черны от грязи:

Замарашка рук не мыл,

Месяц в баню не ходил.

Оказывается, что Неумейка еще не научился сам мыть руки, и воспитатель предлагает детям научить его. Для этого детям предлагается пройти в умывальную комнату.


Воспитатель. Что нужно сначала сделать? (Обращает взглядом внимание детей на длинные рукава рубашки игрового персонажа.)


Дети. Нужно рукава поднять. Завернуть рукава. Засучить.

Неумейка «удивляется». Зачем это еще?


Педагог помогает детям объяснить игрушке важность выполнения этого действия при мытье рук.

Затем дети показывают и объясняют неумейке, как открыть кран, чтобы побежала водичка, и какой должна быть струйка, чтобы брызги не летели в стороны и не залили весь пол.

Воспитатель. Кто покажет Неумейке, как намочить водой руки? (Один или двое детей по предложению воспитателя подставляют руки под струю воды)

А теперь пусть это попробует сделать Неумейка (Дети наблюдают, как с руки игрового персонажа текут черные струйки от размываемой водой туши)


Ой, какие грязные руки, как много на них грязи, микробов! Чем мы руки моем? Правильно, мы всегда моем руки с мылом.


Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою: - Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло, Мыло тебя, наконец, бы отмыло! (Я. Аким)


Покажите Неумейке, как намыливать руки.


Неумейка: Покажите, покажите мне ваши ладошки! Где же мыло? Не вижу пены.


Воспитатель: Не спеши, Неумейка. Сейчас дети положат мыло на место, в мыльницу, и начнут хорошенько тереть ладошки, пальчики, чтобы было стало много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Покажите, у кого уже получились «мыльные перчатки». Молодцы, у всех прекрасные «мыльные перчатки». А теперь смывайте «перчатки».


Неумейка: Что дальше делать? Руки мокрые, вода капает.


Дети показывают и объясняют, как отжать воду с рук, сделав «замочек», вытереть их о полотенце.

Умываемся мы быстро, Вытираемся мы чисто.

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно!


Воспитатель: Молодцы! Научили Неумейку руки мыть. Пойдем, теперь покажем ему наши новые книжки.















Учим пользоваться полотенцем


Предложить ребенку

Снять полотенце с крючка.

Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку.

Ровно, держа полотенце посередине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица.

Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.

Поменять руки местами.

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики Зайке, Мишке, спросить: «Какие теперь ручки?». Ответить: «Сухие, чистые!». Затем прочитать потешку «Мальчик-пальчик»:

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел! При чтении потешки побуждать малыша показать поочередно каждый пальчик. Если взрослый наберется терпения, то в 1 год 8 месяцев (в 2 года) малыш будет сам мыть и вытирать руки.


Учим умываться

Завернуть рукава одежды ребенка.

Проверить температуру воды.

Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: «Чьи это лапки? Лапки - царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да моей внучки (дочки)! и т. д.

Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша Самостоятельным действиям.

Вымыть лицо, называя каждую его часть. 'Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием «выдуть» струю воздуха.

Еще раз обмыть водой руки ребенка.

Закрыть воду.

Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.

Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела, и лица, которые вытираются.

Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистенький и красивый!». При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка («Это водичка. (Вот как бежит водичка. Какая водичка? Теплая, прозрачная, резвая, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? "Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!»).

Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.

Очень важно с 1 года 6 месяцев учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Помните: если при этом их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться «грубая» кожа (т. н. «цыпки»), трещинки и т. д.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень атуалтный и содержательный ресурс! Хотелось бы ознакомиться со списком источников.

16 October 2022

Похожие публикации