Семинар-практикум для родителей учащихся первых классов «Как избежать ошибок при формировании письменной речи?»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Белоярский»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ
«Как избежать ошибок
при формировании письменной речи?»
Учитель-логопед Гарипова З.А.
г. Белоярский
2018 год
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ
«Как избежать ошибок при формировании письменной речи?»
Цель: познакомить родителей учащихся первых классов со способами предупреждения и преодоления трудностей при формировании письменной речи.
Задачи:
повысить компетентность родителей в вопросах предупреждения и преодоления школьных трудностей;
предоставить практические рекомендации;
получить обратную связь и предложения к дальнейшему партнерству учителя - логопеда и родителей учащихся первых классов.
Ожидаемый результат: родители получат практический опыт в вопросах предупреждения и преодоления трудностей при формировании письменной речи.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня, на семинаре-практикуме мы поговорим о том, как можно избежать ошибок при формировании письменной речи.
Овладение письменной речью – это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций школьника.
Для нас взрослых, письмо – это что-то целое и связное. Давайте разберёмся, что такое письмо. Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельностию Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:
- речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука,
- речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание,
- двигательного, с помощью которого осуществляется мелкие движения мышц кисти и всей руки;
- зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем.
Несформированность какой – либо из указанных функций может вызвать нарушение письма.
В понятие «письменная речь» в качестве равноправных входят чтение и письмо.
Русское письмо относится к алфавитным системам письма, т.е. звуки устной речи обозначаются определенными буквами.
Устная речь развивается в процессе практического общения ребенка со взрослыми, главным образом на основе подражания речи окружающих. Ни один ребенок не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь, его артикуляция еще долго остается неосознанной.
Овладение письмом требует обучения, последовательного осознания всего процесса. Для говорящего ребенка на первом плане стоит содержание его речи, а ребенок, которому нужно написать слово, всегда имеет дело прежде всего со звуками, из которых состоит слово, и с теми буквами, с помощью которых он должен его написать.
Письмо и чтение тесно связаны друг с другом. У человека, только начинающего писать, на первом плане стоят следующие процессы: звуковой анализ слова, написание каждой отдельной буквы, сохранение нужного порядка их; пишущий опирается при этом на проговаривание того, что пишет.
Полноценное письмо должно быть быстрым, но одновременно точным, грамотным и разборчивым. Недостатки письма: замедленность, неточность (пропуски, искажения), безграмотность (нарушение правил орфографии данного языка), неразборчивость (неправильность или нечеткость написания букв).
Различные зоны головного мозга по-разному участвуют в речевом процессе. Поражение какого-либо его участка приводит к специфическим симптомам нарушения речевой деятельности, что находит отражение на письме.
Ученик первого класса должен уметь:
- повторять слоговые цепочки разной степени сложности (ба-па-ба, па-па-ба-ба);
- отбирать картинки на заданный звук;
- выделять первый, последний звуки в словах;
- определять последовательность и количество звуков в словах;
- синтезировать звуки речи в целое слово.
Мне бы хотелось, чтобы вы поставили себя на место учеников. Напишите левой рукой «Я учусь писать», а теперь, выскажите свои ощущения. Такие же трудности испытывают ваши дети.
Большинство родителей предполагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако знание букв не исключает серьезных затруднений у младших школьников при обучении грамоте. Как показывает практика, основной причиной является нарушение фонематического восприятия, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Современный метод, которым пользуются учителя начальной школы, это звукобуквенный аналитико-синтетический метод. Это означает, что в процессе овладения чтением и письмом дети знакомятся сначала со звуками, а лишь затем с буквами, которые их обозначают. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь. Данный метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов на звуки (анализ), и наоборот, объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения.
Согласно аналитико-синтетическому методу обучения ребенок сначала осваивает навык анализа речи, а затем навык синтеза речевых единиц. То есть, для того чтобы грамотно писать и читать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова состоят из слогов, слоги из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка после того, как он учиться сливать, объединять звуки в слоги и слова.
Таким образом, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение и письмо легко и избежал в дальнейшем многих ошибок, его необходимо учить звуковому анализу и синтезу.
Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове, определение характеристики каждого звука в слове.
Звуковой синтез – это соединение звуков в слова.
В свою очередь, звуковой анализ и синтез основывается на фонематическом восприятии. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать фонемы (звуки речи) и определять звуковой состав слова. Нарушенное фонематическое восприятие тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза. Без специального обучения, без помощи взрослых детям сложно освоить звуковой анализ и синтез. Задача логопеда и родителей – оказать детям максимальную помощь.
Часто взрослые, обучая ребенка звуковому анализу или чтению, допускают ошибки: путают понятия «звук» и «буква», предлагают для анализа или чтения слишком сложные слова и др. Для того, чтобы избежать таких ошибок, родителям необходимо владеть следующими знаниями.
- Для ребенка, который не умеет читать, слово состоит из звуков (а не из букв).
Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим, читаем. В русском алфавите 33 буквы, а звуков – 42. В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Звуковой анализ слов часто отличается от написания слов. Слова, которые мы пишем и произносим по разному, не следует выбирать для звукового анализа, чтобы не создавать ребенку трудностей. При звуковом анализе слово представляется детям в виде цветной схемы. При составлении звуковых схем слов нужно опираться не на написание слова, а на его звучание и произношение. Например, в слове огурец первый звук /а/, а в слове сад последний звук /т/.
Предлагаю поиграть в игры на развитие звукового анализа и синтеза!
ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ:
Дидактическая игра «Путеводитель».
Цель: развитие умения определять и называть гласные звуки в словах.
Оборудование: картинки, обозначающие слова - предметы.
Содержание игры: Участники игры получают картинки, произносят их названия - слова и отвечают, какие гласные звуки «живут» в них.
Дидактическая игра «Расшифруй слово»
Цель: развитие умения определять начальный звук в слове, соотносить его с буквой; учить читать слова разного слогового состава.
Оборудование: карточки с картинками.
Содержание игры: Участникам говориться о том, что на карточках зашифрованы слова. Чтобы их разгадать, нужно определить какой первый звук в слове и записать или выложить соответствующую букву. Затем прочитать слово.
Дидактическая игра «Светофор».
Цель: развитие умения определять место звука в слове.
Оборудование: бумажная полоска, разделённая на три части: красная левая часть – начало слова, средняя жёлтая – середина слова, зелёная правая – конец слова.
Содержание игры: Логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, участники ставят фишку на красную, жёлтую, зелёную часть полоски.
ЗВУКОБУКВЕННЫЙ СИНТЕЗ:
Дидактическая игра «Лишняя буква».
Цель: развитие звуко-буквенного анализ и синтеза, развитие зрительно пространственной ориентировки, развитие зрительно-моторной координации.
Оборудование: Картинки, в окружении букв.
Содержание игры: Участники называют, что изображено на картинке, затем соединяют последовательно все буквы, составляя слово, находят лишнюю букву и зачеркивают её.
Дидактическая игра «Слова рассыпались»
Цель: Развитие звукобуквенного синтеза умения, умения составлять слова из предложенных букв.
Оборудование: Карточки со словами с переставленными буквами.
Содержание игры: Участники должны расставить слова в правильном порядке и составить слова.
Дидактическая игра «Разнобуквица»
Цель: развитие звукового синтеза, умения выделять в словах заглавные и прописные буквы и составлять из них слова.
Оборудование: Карточки со словами.
ДаМрОк |
мСчОяНЛ |
УсКАнЛоК |
шЫаНкТОф |
Содержание игры: Участники должны найти все большие буквы и составить слово, затем найти все маленькие буквы и составить слово.
Чтение - это сложный психофизиологический процесс. Основу процесса чтения составляет триединство следующих психофизиологических компонентов:
Зрительное восприятие графического образа слова. Уметь читать – это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.
Воспроизведение звукового образа слова. Когда человек читает, он имеет дело с буквенной записью слова или предложения. Задача любого чтения в конечном счете состоит в том, чтобы понять читаемый текст, что предполагает понимание значения каждого слова. Но носителем значения слова является его звуковая (а не буквенная) форма. Это вполне понятно: ведь ребенок понимает слова задолго до того, как научится читать. Чтение – это и есть восстановление звуковой формы, звукового образа слова на основе его буквенной записи (Д.Б. Эльконин).
Понимание значения слова. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом – какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом – никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.
Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения – возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном тексте и т. д.
Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.
Как же сформировать навык чтения, чтобы обеспечить в дальнейшем успешное обучение? С чего начать?
Прежде всего определяю факторы, мешающие быстрому чтению:
1. Регрессия - возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространенный.
2. Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию)
3. Артикуляция.
4. Неумение найти главное в тексте.
5. Отсутствие внимания.
В процессе обучения чтения можно применять специальные приемы и упражнения, влияющие на технику чтения, осмысление, выразительность:
Упражнения, направленные на развитие четкости произношения:
Предлагаю выполнить упражнения, направленные на развитие артикуляционной подвижности речевого аппарата.
Цель: тренировать артикуляционный аппарат, работать над дыханием и дикцией, совершенствовать произношение гласных и согласных звуков.
Упражнение 1. «Работа с гласными звуками».
Участники сначала просто прочитывают гласные, а затем читают, обращая внимание на ударение.
Упражнение 2. «Работа с согласными звуками».
Участники должны четко произносить каждый звук, а затем произносить их как можно быстрее.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову, правильное чтение:
Упражнение 1. «Путешествие в слово».
Цель: развитие умения различать границы слова.
Содержание упражнения: Участники читают слова, где последняя буква одного слова является началом следующего.
МАШИНАСЛОНКАРУСЕЛЬНОСКИВЕЛОСИПЕДЛОШАДЬКИНО |
Упражнение 2. «Собери слова».
Цель: развитие звукослогового синтеза.
Содержание упражнения: Участники соединяют слоги и буквы в целые слово, читают составленное слово.
Упражнение 3. «Шифрограмма».
Цель: развитие умения находить и правильно прочитать слово среди букв.
Содержание упражнения: Участники ищут, какое слово спрятано среди букв.
АОРТМУБЛИСАМЕШУЛОВЦЮ
СВОСНЕГОРШМОИНЕЙЧУВЖС
Упражнения, развивающие скорость чтения.
Предлагаю выполнить упражнения, направленные на развитие техники чтения.
Упражнение «Шерлок»
Цель: развитие техники чтения, зрительной памяти, увеличения обзора зрения.
Содержание упражнения: На листе бумаги написаны слова.
рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак |
Ведущий называет слово и просит ребенка его найти.
Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как, пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся.
Упражнение «Эх, раз! Еще раз!»
Цель: развитие скорости чтения.
Оборудование: секундомер, текст для чтения.
Содержание упражнения: Школьник читает текст в течение 1 минуты. Когда минута закончилась, ребенок останавливается. Ведущий отмечает то место, где остановились. Делается небольшой перерыв, затем ученик прочитает этот же текст еще раз. Через минуту делается еще отметка. С каждым разом скорость чтения будет увеличиваться
Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.
Таким образом, уважаемые родители, так как овладение письмом и чтением требует последовательного обучения, считаю, что использование игр и упражнений со своими детьми по развитию навыков правильного чтения и письма, процесс формирования письменной речи будет протекать легче и быстрее.
Подведение итогов семинара-практикума.
Организация рефлексии «Мое участие в семинаре-практикуме».
Цель: конкретизировать, уточнить, обобщить знания родителей, полученные в результате семинара-практикума.
Оборудование: Карточки с напечатанными предложениями.
- Сейчас я предлагаю вам закончить предложения, тем самым высказать, свое отношение к семинару:
Во время семинара я поняла, что… Самым полезным для меня было… Мне не понравилось… На следующем семинаре я хотела бы… |
Использованные источники
Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. – Вопросы психологии. – 1995. – № 6.
Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. – М., Генезис, 2007.
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось-89,
2004. – 240 с. (Практическая психология).
Новоторцева Н.В. Первые шаги в освоении чтения. – Санкт-Петербург, Каро, 2005.
Домнина Валентина Владимировна