Семинар-практикум для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с ОНР «С ребенком дома мы играем, логопеду помогаем!»

4
0
Материал опубликован 1 October 2019 в группе

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №114 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА МБДОУ

«ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»











Семинар-практикум

для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с ОНР

«С ребенком дома мы играем, логопеду помогаем!»





Подготовила:

учитель-логопед

Кирюхина И.П.













2019г.

Семинар-практикум

для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с ОНР

«С ребенком дома мы играем, логопеду помогаем!».


Цель:

    установить партнерские отношения между логопедом и родителями старшей группы компенсирующей направленности с ОНР;

    способствовать осознанию родителями важности участия семьи в коррекционной работе;

    познакомить с этапами коррекционной работы в детском саду и дома;

    обучить родителей игровым приемам работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Форма работы: групповая

Раздаточный материал: зеркала по количеству родителей, звучащие игрушки, лазерная указка, карандаш, обернутый фольгой, Су-Джок шарики, макароны разной формы, раскрашенные, леска, памятки для родителей.

Предварительная работа: Рассылка приглашений родителям, оформление в «Уголке логопеда» выставки методической литературы, пособий развитию речевых умений и навыков у детей-логопатов, выставка " Игры по развитию мелкой моторики».



Ход:



Вводная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы провести обучающий семинар-практикум, благодаря которому вы овладеете умениями и знаниями, которые позволят вам вести коррекционную работу с детьми дома. Тем самым вы окажете огромную помощь мне и вашим детям в преодолении их речевых нарушений.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно и поэтому знания у родителей хаотичны [1, с. 28]. Поэтому я решила рассказать вам об этапах и приемах коррекционной работы, которую вы наверняка захотите проводить с детьми дома.

Ученые называют дошкольные годы - первые пять лет жизни ребенка - «годами чудес». Именно в этом возрасте у детей формируется эмоциональное отношение к жизни и людям, умение воспринимать знания и постигать их. Очень рано ребенок учится слышать, видеть, говорить. И именно в этом возрасте родители и близкое, эмоциональное общение с ними играют ключевую роль в развитии детей.

Поэтому помимо того, что вашим детям в коррекции их речевых нарушений буду помогать я, учитель-логопед, очень важно, чтобы и вы, самые близкие и родные люди для вашего чада, были так же вовлечены в этот процесс. А чтобы вы стали хорошими моими помощниками и хорошими педагогами для своих детей, вы должны знать, что работа по коррекции недостатков речи проводится в три этапа:

    подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата;

    постановка звука;

    автоматизация поставленного звука в слогах, словах, предложениях и в текстах.


Основная часть.

Теория.

Подготовительный этап направлен на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (воспроизведение правильных движений языка, губ, нижней челюсти), на выработку сильной воздушной струи (например, при произнесении звука [р] нужно уметь сильно выдувать воздух на кончик языка, чтобы привести его в колебательное состояние). Чем лучше будет проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Трудно сказать, сколько понадобится времени для подготовительных упражнений. В одних случаях - три занятия, в других – несколько недель. Это зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, от состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей ребенка.

Этап постановки звука. Чтобы вызвать у ребенка правильный звук, необходимо тщательно изучить положение органов речи при нормальном произнесении звука и способы его вызывания. Для этого сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало и, произнося наиболее трудные звуки (шипящие, свистящие, сонорные), внимательно посмотрите, какое положение принимают ваши губы, зубы, язык. Запомните это положение. Это важно для исправления дефекта, для постановки звука. Затем посадите перед зеркалом ребенка и попросите его произнести тот или иной звук. Присмотритесь, какое положение принимают его органы речи, сравните с положением и движением органов речи у себя.

Закрепление звука и введение его в речь. При закреплении звука необходимо соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и лишь потом во фразах.

Уважаемые родители! Вы должны знать, что даже самая кропотливая работа логопеда и воспитателей не исключает необходимости заниматься с ребенком дома, в семье.

Каждую неделю я пишу вам задания, выполняя которые вместе с детьми, вы

помогаете подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо произносит.

Важную роль в формировании произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

И именно для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти, мы выполняем с детьми артикуляционную гимнастику.

Различные упражнения способствуют:

    выработке целенаправленной воздушной струи;

    расслаблению мышц языка;

    умению удерживать язык в спокойном, расслабленном положении;

    укреплению мышц языка;

    подъему мышц языка вверх;

    вырабатыванию подъема спинки языка вверх и т.д.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по 10 -15 минут.

Выполняется артикуляционная гимнастика, сидя перед зеркалом.

Выполняются эти упражнения под счет, с хлопками, можно под музыку.

Работая дома с детьми, родителям следует помнить:

1. Принуждать ребенка нельзя. Занятия будут результативны, если они проводятся в форме игры. Играть, играть и еще раз играть!

2. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.

3. Все упражнения надо выполнять естественно, без принуждения.

4. Некоторые упражнения выполняются по счету, который ведут взрослые. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась наиболее важная устойчивость положений губ, языка.

5. При проведении упражнений не всегда у ребенка может все получиться, и это иногда вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать ребенка на том, что у него не получается, надо подбодрить ребенка, вернуться к более простому упражнению, указав, что раньше тоже не получалось, а теперь он уже научился.

6. По всем возникающим вопросам обязательно консультироваться с логопедом, воспитателем.

Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: "давай покажем Буратино, как правильно выполнять гимнастику для язычка." Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки, опираясь на картинку-образ.

Практика.

Родителям раздаются зеркала.

Сейчас я вам предлагаю вместе со мной выполнить упражнения артикуляционной гимнастики.


Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

Он удобно в доме лёг.

Широко открывать рот


В этом доме две стены.

Это щеки нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар, раздуться.

Надувать и втягивать щеки.


Пол есть тоже в доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем.

Эта челюсть нижняя

В домике подвижная.

Вращать нижней челюстью.


Потолок вверху, внутри.

Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбу прикасаться,

Постучать и там остаться.

Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.


Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери-зубы. Осторожно.

Закрываются надежно.

Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.


Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».


Язычок наш не скучает.

В доме сказки сочиняет.

Сказки эти он расскажет

И картинки нам покажет.

Теория.

Для того чтобы ребенок мог правильно произносить звуки, он должен научиться правильно их слышать. Не просто правильно слышать, а различать, анализировать и дифференцировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развить слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Цель наших упражнений - научить ребенка слушать и слышать. Регулярно играя с ребенком, вы заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Цель всех этих игр - развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения).

Практика.

«Угадай, кто кричит»

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Ход игры.

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

"Лови звук"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков

Ход игры. 

Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.)

"Какой звук чаще всего слышим?"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Ход игры.

Взрослый произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.


Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.


Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил.


"Волшебная палочка"

Оборудование: предмет, который может сыграть роль волшебной палочки (лазерная указка, карандаш, обернутый фольгой и т. п.).

Ход игры.

Взрослый и малыш рассматривают предметы в комнате. У взрослого в руке волшебная палочка, которой он дотрагивается до предмета и громко называет его. Вслед за этим название предмета произносит ребенок, стараясь сделать это как можно четче. Взрослый постоянно обращает внимание ребенка на то, что они произносят слова. Необходимо следить, чтобы ребенок правильно соотносил слова с предметами.


Теория.

В.А.Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. И был очень прав в своем утверждении. Ведь развитие мелкой моторики рук очень влияет на развитие речи детей. Речевые и моторные зоны расположены по соседству, поэтому "раздражая одну, совершенствуется другая". Так, играя и развивая мелкую моторику пальцев рук, можно запустить процесс развития речи детей.

Развивать мелкую моторику пальцев рук ребенка можно при помощи дидактических игр, лепки, вырезывания, игр с Су-Джок шариками, которые детям очень нравятся.

Практика.

Игра «Нанизывание».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: макароны разной формы, раскрашенные детьми, леска, ягоды, пуговицы, бумажные колечки.

Описание: Взрослый предлагает ребенку поучаствовать в ярмарке. Для этого необходимо сделать бусы, браслеты, рамочки для фотографии при помощи игрового материала.

Игра «Бумажные поделки».

Цели: развивать мелкую моторику, формировать умение складывать лист в различных направлениях.

Игровой материал и наглядные пособия: бумага.

Описание: предложить игру «Магазин бумажных игрушек». Затем показать образцы фигур из бумаги, которые могут сделать дети (пилотка, галка, кораблик, голубь).

Пальчиковая гимнастика.

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

«Помиримся»

Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

«Ёжик» (с Су-Джок шариком).

Ход игры: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)


Итоговая часть.

Дорогие родители, вы узнали много нового и интересного, научились играм и игровым упражнениям. Тема нашего семинара «С ребенком дома мы играем, логопеду помогаем!». Я надеюсь, что теперь вы будете верными моими помощниками в процессе коррекции речи ваших детей. Станете ближе к своим детям, будете лучше понимать их.

Мне бы хотелось услышать ваше мнение, насколько интересна и важна для вас была сегодняшняя информация. ( Выслушиваются ответы родителей)

Подвести итог хочется словами В.А.Сухомлинского. Он говорил, что наша миссия в том, чтобы оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий. Будем самыми лучшими друзьями нашим детям, будем помогать им и направлять их, помогая преодолевать все трудности и преграды! И если мы будем делать это вместе, сообща, то все преграды нам будут нипочем!

В конце семинара логопед раздает родителям памятки с советами и играми.


Используемая литература:


    Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4.

    Глебова С.В. Детский сад-семья: аспекты взаимодействия. Воронеж, 2007.

    Епифанов О.В. Логопедия (разработка занятий для детей дошкольного возраста) - Волгоград, 2004.

    Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ (методическое пособие)- Москва, 2006.

    Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном иД», 2004.

    Краузе Е.Н. Логопедия.- Санкт-Петербург, 2002.

    Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. (пособие для родителей и воспитателей)- Москва, 2006.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации