Технологическая карта урока «Семья — главная ценность»
Технологическая карта
«Семья – главная ценность»
Педагог Сажина Любовь Ивановна, педагог – библиотекарь, МАОУ «Троицкая ООШ»:
Предмет /ОРКСЭ/
Класс/4/2023 – 2024 гг:
УМК
Тип урока/занятия Занятие
Тема урока/ занятия/ «Семья – главная ценность»:
Цель: Формирование понятий: семья, семейные ценности, семейные реликвии через личный опыт детей, произведения русских писателей и народное творчество.
Задачи: Формировать представление о разнообразии семейных традиций, семейных ценностей, семейных реликвий, положительное отношение к различным семейным традициям как к норме человеческой жизни.
- Расширять кругозор, умение вести диалог.
- Воспитывать бережное отношение к семье и семейным ценностям.
Оборудование: компьютерная презентация, доска, наглядный материал
Оборудование:
а) для учителя: карточки; презентация, толковые словари,фотографии,шкатулка,сердечки,открытки.
б) для учащихся: карточки с заданиями, фотографии.
Техническое обслуживание: проектор, экран.
Инновационные технологии:
Формы организации:
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая
Педагог - библиотекарь |
Сажина Любовь Ивановна |
||
Класс |
4 |
||
Тема занятия. |
«Семья – главная ценность» |
||
Тип урока. |
Занятие |
||
Цель:
Задачи:
Формируемые УУД:
|
Формирование понятий: семья, семейные ценности, семейные реликвии через личный опыт детей, произведения русских писателей и народное творчество.
Формировать представление о разнообразии семейных традиций, семейных ценностей, семейных реликвий, положительное отношение к различным семейным традициям как к норме человеческой жизни. Расширять кругозор, умение вести диалог. Воспитывать бережное отношение к семье и семейным ценностям.
Регулятивные: 1. Понимать, принимать и сохранять в памяти учебную задачу. 2.Осознавать границы собственных знаний. 3. Выполнять различные УД, пользоваться разными способами помощи 4. Оценивать правильность выполнения, вносить необходимые коррективы 5. Контролировать и оценивать свои действия Коммуникативные: 1.Всупать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнеру по общению 2. Объяснять лексическое значение слов 3.Участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слышать собеседников, стараться понять мысли другого. Познавательные: 1.Дать представление о понятии «семья», «семейные ценности», «семейные реликвии», «притча» 2.Распознавать ценности и реликвии семьи Личностные: 1. Способствовать смыслу учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов. 2.Осознать практическую значимость материала, ценность совместной деятельности. 3.Выходы из спорных ситуаций; 4. Установка мотивации к творческому труду, к работе на результат
Планируемые результаты: Применять полученные знания при выполнении заданий .Знакомство с понятиями « семейные ценности», «семейные реликвии», «притча». Знание, что слова способно назвать все в окружающем мире.
Формы организации урока: Индивидуальная Фронтальная Групповая
Оборудование- компьютерная презентация, доска, наглядный материал Оборудование: а) для учителя: карточки; презентация, толковые словари,фотографии,шкатулка,сердечки,открытки. б) для учащихся: карточки с заданиями, фотографии. Техническое обслуживание: проектор, экран. |
||
|
Ход занятия: |
||
Этапы мероприятия |
Цель этапа
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Мотивирование (самоопределение) к деятельности
|
-Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
-Всем, всем доброе утро! -Меня зовут Любовь Ивановна. -Сегодня с вами проведу занятие. -Давайте подарим друг другу хорошее настроение ,поприветствуем друг друга и передадим тепло своих сердец!
|
-дети дарят улыбку и приветствуют друг друга рукопожатием по кругу в группах.
|
Актуализация знаний учащихся.
Самоопределение к деятельности
Сообщение темы и цели занятия
Работа по теме занятия
|
-Введение в тему занятия. -Умение наблюдать,находить,обобщать,делать выводы. -Вызвать познавательный интерес. -Умение планировать учебную деятельность на занятии.
-Обсуждение темы,проговаривание цели. -Умение формулировать.
-Умение работать с литературными источниками
-Умение группировать работу с пословицами.
-Работа со стихами. -Умение выделять главное.
-Умение формулировать высказывания. -Установление учащихся связи между целью и учебной деятельностью и её мотивам.
-Сотрудничество с учителем и со сверстниками и умение находить пути решения |
Слайд 1:-Для продуктивной работы на занятии нам нужно вспомнить правила работы в группах. Слайд 2:-У вас на столах лежат карточки, в виде квадрата с буквами. - Задание: отыскать слова по вертикали и горизонтали ,записать их справа столбиком. -Что объединяет эти слова?
-Как вы думаете ,почему мы сегодня будем говорить о семье? -Почему семья -это важно для человека? Слайд 3:- «Счастлив тот,кто счастлив у себя дома»- это слова известного русского писателя Л.Н.Толстого. -Сегодня мы узнаем,что о семье можно узнать не только из рассказов писателя,но из стихов,песен,пословиц и других литературных произведений. -Важность и ценность семьи в нашей стране поддерживается и на государственном уровне. Слайд 4:Поэтому 2024 год указом президента объявлен годом семьи.
-Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего занятия.Семья….Слайд 5: -Довольно часто мы слышим или произносим это слово,а часто ли мы задумываемся о том,что означает это слово семья? Слайд 6:-Моя семья: большая,дружная……..(фото семьи) -Какая она,ваша семья?
-Где можно найти более ТОЧНОЕ определение слова «семья»? -Давайте и мы поработаем со словарями и дадим точное определение.Слайд 7: Слайд 8:В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семья То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось:семь детей должно быть в каждой семье.А почему? Издавна цифра «семь» считается Слайд 9:многозначительной и особо счастливой,потому что означает полноту земной жизни человека,успех во всех его начинаниях.
Слайд 10: -На столах в каждой группе у вас лежат карточки зелёные. -Ваша цель составить правильно пословицу и сказать как вы её понимаете. Слайд 11: -«Семья вся вместе — душа на месте» - «Семья в куче не страшна и туча» -«В семье дружат – живут не тужат»
-Обобщение: как видим , во всех определениях есть одна общая черта -это ЕДИНЕНИЕ -Как видим наших предков тоже волновала эта тема, поэтому поделились пословицами. Слайд 12: -В каждой группе у вас лежат стихи. Вы их прочитываете и даёте ответ: -Что такое семья?
-Кто знает,какой цветок является символом семьи? - А может кто - то знает, какие небесные покровители оберегают семью? - Ромашка- символ Дня семьи,любви и верности,который отмечают в России 8 июля.Ромашка стала символом праздника неслучайно,ведь в День святых Слайд 13:благоверных Петра и Февронии, в полях и лугах активно цветут ромашки и издавна этот полевой цветок считается символом любви.Ромашка-самый жизнерадостный и жизнеутверждающий цветок , который символизирует чистую и искреннюю, а также русскую природу и тёплое лето. -Давайте вернёмся к теме нашего занятия : « Семья и …… -Что же такое семейныеценности? -У вас на столах лежат лепестки ромашек с ценностями семьи. Сейчас мы вместе соберём ромашку.
-Ещё существует такой литературный жанр как ПРИТЧА.Слайд 14: Может кто-то знает, что это такое? Притча… -Слушание причти. -Что самое главное в притче?
|
- ответы уч-ся
-дети записывают слова: родители,дети,бабушка,дедушка,брат,сестра.
-ответы детей
-ответы детей -дети говорят какая у них семья и прикрепляют на доску фото своей семьи.
-ответы детей -чтение определений
-дети составляют пословицы; -словарная работа.
Дети читают стихи
ответы детей
-ответы детей
-дети по очереди зачитывают, подходят и прикрепляют лепестки
-ответы детей |
Рефлексия
|
-Умение слушать и выделять главное -Взаимодействие с учителем и сверстниками
-Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своего класса |
-Откуда мы узнаем, как жили наши предки? Слайд 15: -Чтение учителем наказа Мономаха своим сыновьям. - Мне очень нравятся прекраснейшие по своей нравственной красоте советы Владимира Мономаха, которые он давал своим сыновьям: -старых чтите, как отца, а молодых, как братьев; -в дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; -лжи остерегайтесь; - что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь; -куда не пойдёте и, где бы не остановились, напоите и накормите нищего; -не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Слайд 16: -Кроме семейных ценностей в каждой семье существуют семейные РЕЛИКВИИ. Они бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. -Есть ли в вашей семье такие вещи? - В моей семье -это шкатулка, доставшаяся мне от бабушки. -Я предлагаю сложить в неё Семейные правила жизни.
-Молодцы, ребята! -Без семьи и семейных ценностей не будет счастлив человек. -Пусть каждый закроет глаза и представит то самое ценное, что необходимо его семье. -Может именно этого не хватает вашей семье или вы хотите, чтобы это было. -Самое-самое ценное, самое сокровенное, одним словом. Слайд 17: запишите это слово на открытке -(звучит музыка) -В этот год семьи у вас будет ещё много мероприятий на эту тему. Но уже сейчас мы можем назвать самые важные, самые главные слова необходимые для счастливой семейной жизни. -Думаю,что занятие вам понравилось. -Я благодарю вас за работу и каждому из вас дарю частичку своего сердца, своего душевного тепла. - Но вы же не просто одноклассники,вы, школьная, классная семья. В вашу семью я дарю книгу…… -Ещё предлагаю для вашей школьной семьи,классного альбома, сделать фото на память. -Спасибо всем!!! |
ответы детей
слушание притчи
слушание советов
ответы детей
Дети зачитывают семейные правила жизни и кладут в шкатулку.
дети записывают самое сокровенное слово на открытке ,выходят и зачитывают.
дети выбирают сердечко со словом и показывают его
|
ПРИЛОЖЕНИЕ.
- «Семья вся вместе –
душа на месте»;
- «Семья в куче
не страшна и туча»;
- «В семье дружат –
живут не тужат»
Стих 1:Стих 2:М. Лангер Стих 3:О.С. Бундур
Как появилось слово «Семья»?Семья – это счастье, любовь и удача.Семья – это то, что мы делим на всех,
Когда-то о нем не слыхала земля… Семья – это летом поездки на дачу.Всем понемножку: и слезы, и смех,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам: Семья – это праздник, семейные даты,Взлет и падение, радость, печаль,
-Сейчас я тебе семь вопросов задам. Подарки, покупки, приятные траты.Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Кто деток родит мне, богиня моя? Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,Семья – это то, что с тобою всегда.
И Ева тихонько ответила: Мечты о хорошем, волненье и трепет.Пусть мчатся секунды, недели, года,
- Я Семья – это труд, друг о друге забота,Но стены родные, отчий твой дом-
-Кто их воспитает, царица моя? Семья – это много домашней работы,Сердце навеки останется в нем!
-Кто их воспитает, царица моя? Семья – это важно!
И Ева покорно ответила: Семья – это сложно!
-ЯНо счастливо жить одному невозможно!
- Кто пищу сготовит, о радость моя?Всегда будьте вместе, любовь берегите,
И Ева все так же ответила: Обиды и ссоры подальше гоните,
-ЯХочу, чтоб про нас говорили друзья:
Кто платье сошьет, постирает белье,Какая хорошая Ваша семья!-
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я… Я…-тихо молвила Ева,
-Я…Я…
Сказала она знаменитых семь Я.
вот так на земле появилась семья
ПРИТЧА О СЕМЬЕ
Муж с женой прожили вместе тридцать лет. В день тридцатилетия совместной жизни жена, как обычно, испекла небольшой хлебец – она пекла его каждое утро. За завтраком она разрезала хлеб вдоль, намазала обе половинки маслом и, как обычно, собралась передать мужу верхнюю часть. Но на полпути рука ее остановилась…
Она подумала:
«В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть верхнюю часть хлебца. Я мечтала об этом тридцать лет и заслужила верхнюю половинку: была примерной женой, вырастила прекрасных сыновей, содержала в полном порядке дом».
И она передала мужу нижнюю часть хлебца. Такого она никогда не позволяла себе за все тридцать лет совместной жизни. А муж взял хлеб и сказал с улыбкой:
- Какой неоценимый подарок ты сделала мне сегодня! Я с детства люблю нижнюю, поджаристую часть хлебца. Но всегда считал, что она по праву принадлежит тебе.
Правила жизни
- Упорно иди к цели, невзирая на препятствия
- Живи в согласии с самим собой и другими людьми
- Учись сопереживать другим, ставя себя на их место
- Будь верен и надежен
- Терпимо относись к чужим точкам зрения
- Воспринимай людей как равных себе
- Умей контролировать свои желания и поступки
- Ставь интересы других людей выше собственных
- Умей прощать и не будь обидчив
- Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт
- стремись все делать как можно лучше
- Будь предан своей семье